Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дружба. Единство и община




Дружба

Вне семейного круга человек ищет настоящих друзей, честных и преданных. Писания предлагают идеал истинного друга и в то же время предостерегают против неосторожного выбора, чтобы друзья не обманули и не покинули в беде.

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Христианство. Евангелие от Иоанна 15: 13

А верующие мужчины и верующие женщины — они — друзья одни другим: они побужда­ют к признанному и удерживают от неодобряемого, простаивают молитву и дают очищение, повинуются Аллаху и Его посланнику.
Ислам. Коран 9: 72 (71)

Скорблю о тебе, брат мой Ионафан; ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской.
Иудаизм и христианство. Вторая книга Царств 1: 26

Достаточно лишь двух добродетелей; .
Почему добро должно нуждаться во многих?
Гнев жил, подобно вспышке молнии,
А дружба прочна, как линия, начертанная на камне.
Джайнизм. Вадджалагам 42
Люди, связанные дружбой, сначала стенают и жалуются, Но потом они смеются. [Гексаграмма 13: Дружба с людьми]
Учитель сказал:
" Жизнь ведет размышляющего человека весьма извилистым путем, Теперь направление исправлено, теперь он снова идет прямо. Здесь быстротечные мысли могут свободно вылиться в слова, Там тяжелая ноша знания должна быть укрыта в тишине. Но когда два человека едины в глубине своих сердец, Они сокрушают даже силу железа или бронзы.
И когда два человека понимают друг друга в глубине своих сердец, Их слова нежны и сильны, как аромат орхидей".
Конфуцианство. И цзин [Книга перемен]. Большой комментарий 1. 8. 6
Тот, кто вымаливает помощь для своего друга, хотя сам в нужде, отвечает первым. Иудаизм. Талмуд, Бава Камма 92а
Нанеси мне обиду, и я прощу тебя — вот лучшее лекарство для дружбы. Традиционные африканские религии. Пословица народов йоруба (Нигерия)

Кун-цзы сказал: " Три вида дружбы приносят пользу и три — вред. Когда дружишь с человеком или прямым, или честным, или обладающим большой проницательностью, — это приносит пользу; когда дружишь с человеком или неискренним, или изворотливым, или бойким на язык, — это приносит вред".
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 16. 4

Если хочешь приобрести друга, приобретай его по испытании и не скоро вверяйся ему. Бывает друг в нужное для него время, и не останется с тобою в день скорби твоей; и бывает друг, который превращается во врага и откроет ссору к поношенью твоему. Бывает другом участник в трапезе, и не останется с тобою в день скорби твоей. В имении твоем он будет как ты, и дерзко будет обращаться с домочадцами твоими; но если ты будешь унижен, он будет против тебя и скроется от лица твоего. Отдаляйся от врагов твоих и будь осмотрителен с друзьями твоими. Верный друг — крепкая защита: кто нашел его, нашел сокровище. Верному другу нет цены и нет меры доброте его.
Верный друг — врачевство для жизни, и боящиеся Господа найдут его.
Боящийся Господа направляет дружбу свою так, что, каков он сам, таким делается и друг его.
Христианство. Книга премудрости Иисуса сына Сирахова 6: 7—14

Друг, всегда ищущий для себя выгоды,
Друг, чьи слова расходятся с делами,
Друг, который льстит ради твоего удовольствия,
Друг, который рядом с тобой в дурных делах,
Этих четырех мудрый считает врагами.
Остерегайся их как опасного пути.
Друг, который всегда приходит на помощь,
Друг и в радости, и в беде,
Друг, который всегда подаст добрый совет,
Друг, который с тобой в полном согласии,
Этих четырех мудрый считает добрыми друзьями
И нежно и преданно любит их,
Как мать нежно любит свое дитя.
Буддизм. Дигха Никайа iii. 187. Сигаловада сутта
Тот, кто привержен грязному, будет грязным; а тот, кто привержен чистому, будет чистым.
Иудаизм. Мишна, Келим 12. 2

Тех, кто добр, бери себе в друзья; это поможет тебе упражняться в добродетели телом и душой. Тех, кто порочен, держи на расстоянии; так ты не позволишь злу приблизиться к тебе.
Даосизм. Инчжи вэнь [Трактат о тихом пути]

Сиди в собрании честных; будь с теми, кто добродетелен; более того, ищи благородного врага там, где вражда неизбежна, и не имей дела с лживым и неправедным. Даже в рабстве ты должен жить с добродетельными, знающими и правдивыми; но даже за царство не оставайся с порочными и злонамеренными.
Индуизм. Гаруда Пурана 112

Тому, кого он берет себе в друзья,
Тому, за кем он следует,
Тому он и уподобляется;
Он похож на своего друга.
Последователь и тот, кому следуют,
Тот, кто касается, и тот, кого касаются,
Подобно стреле, намазанной ядом,
Что пачкает ядом весь колчан,
Оба грязны. Человек,
Который боится запятнать себя,
Не должен водить дружбу с мошенниками.
Если привязать гнилую плоть К стеблю душистой травы, Эта трава станет пахнуть гнилью. Так и тем, кто следует глупцам. Если завернуть благовоние в лист, Этот лист станет пахнуть сладостью. Так и с теми, кто следует мудрым. Помнящий об этой корзине из листьев, Знающий о том, что его ждет, Благоразумный человек должен быть вместе С добродетельным, а не с порочным. Порочные ведут в чистилище, Добродетельные — к счастливой цели.
Буддизм. Итивуттака 68—69

 

Единство и община

Индивиды и семьи действуют внутри общины, которая, в свою очередь, функционирует внутри более крупных объединений: общества, народа и ми­ра. Благополучие отдельного человека и семьи связано с благополучием общины, а ее благополучие неотделимо от мира и процветания в обществе, в народе, на земле. Религиозные предписания укрепляют сообщество, уча добродетелям сотрудничества, дружбы, справедливости и патриотизма. Так возникает дух единства, способствующий благополучию и процветанию общества.
В этом разделе особо рассматривается тема единства. В текстах, приве­денных в начале, указывается, что единство — это прежде всего дар благодати. Проявление тождества с Высшей реальностью, примиряющее тех, кто иначе могли бы стать врагами. Далее следуют тексты, призыва­ющие к единству всех членов сообщества — даже к единству всего человечества — и порицающие разделение. Последними приводятся фрагменты, в которых показывается разнообразие задач и социальных ролей, выполняемых людьми, и утверждается, что построение единого сообщества зависит от их согласия.

Примирения Израиля с Богом можно достичь лишь тогда, когда все они станут братьями. Иудаизм. Талмуд, Менахот 27а

Верующие ведь братья. Примиряйте же обоих ваших братьев и бойтесь Аллаха, — может быть, вы будете помилованы.
Ислам. Коран 49: 10 (10)

Благословенно рождение просветленных, благословенно ученье истинной дхаммы, благо­словенно согласие сангхи, благословен аскетизм живущих в согласии.
Буддизм. Дхаммапада 194

Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,
Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня.
Христианство. Евангелие от Иоанна 17: 20—21

Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
Христианство. Евангелие от Матфея 18: 19—20

Если двое сидят вместе и слова между ними — слова Торы, тогда средь них пребывает Шеша.
Иудаизм. Мишна, Абот 3. 2

И когда несколько людей сходятся в одном из домов Божьих размышлять над Божествен­ной Книгой и вместе изучать ее между собой, Шехинах нисходит на них и благодать покрывает их, ангелы окружают их и Бог вспоминает их меж Своими.
Ислам. Сорок хадисов ан-Навави 36

Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!
Это — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его;
Как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благослове­ние и жизнь навеки.
Иудаизм и христианство. Псалтирь 132: 1—3

Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь, и помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил Ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями!
Вы были на краю пропасти огня, и Он спас вас оттуда. Так разъясняет вам Аллах Свои знамения, — может быть, вы пойдете прямым путем! —
и пусть будет среди вас община, которая призывает к добру, приказывает одобренное В удерживает от неодобряемого. Эти — счастливы.
И не будьте таковы, как те, которые разделились и стали разногласить, после того, как пришли к ним ясные знамения; для этих — великое наказание.
Ислам. Коран 3: 98(103)—101(105)
Две антилопы ходят вместе, потому что одна сдует пыль с глаз другой. Африканские традиционные религии. Пословица племени акан (Гана)

Вместе собирайтесь! Вместе договаривайтесь! Вместе настраивайтесь в ваших помыслах, Как некогда боги, настроенные вместе, Сидели у (своей) доли на жертвоприношении.
Единый совет, единое собрание,
Единая мысль с думой у них.
Единый совет я советую вам,
Единым жертвенным возлиянием жертвую вам.
Индуизм. Ригведа 10. 191. 2—3

Внезапно он спросил меня: " Чем держится империя? " " Единством", — сказал я. " Кто может объединить ее? "
" Тот, кто не любит убивать, может объединить ее", — сказал я. Конфуцианство. Мэн-цзы 1. А. 6

Согласие нам со своими, Согласие с далекими, Согласие, о Ашвины, вы Здесь нам даруйте!
Да будем мы согласны мыслью, [согласны] разумением! Да не сразимся мы с божественной мыслью! Да не поднимутся крики, когда многое уничтожено! Да не полетит стрела, когда день Индры пришел!
Индуизм. Атхарваведа 7. 52. 1—2

Дети мои, война, страх и разобщенность привели вас из ваших деревень к этому священ­ному огню совета. Столкнувшись с общей опасностью и тревожась за жизнь ваших семей, вы тем не менее были разрознены, каждое племя думало только о себе и действовало только для себя. Помните, как я взял вас из маленькой горстки и воспитал из вас многие народы. Теперь вы должны вновь объединиться и действовать сообща. Ни одно племя не сможет в одиночку выстоять против наших диких врагов, которые ничего не знают о вечном законе, которые ринулись на нас, подобно зимним ветрам, сея смерть и разрушение.
Дети мои, слушайте меня. Помните, что вы братья, что гибель одного означает гибель остальных. У вас должен быть один огонь, одна трубка, одна военная дубинка.
Религии американских индейцев. Гайавата, предание племени онондага

Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
Христианство. Евангелие от Матфея 12: 25
Пусть все человечество будет одной сектой. Сикхизм. Ади-Грантх, Джапуйи 28, М. 1
Считай семью людей единой. Джайнизм. Джинасена, Адипурана

Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем; ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов.
Иудаизм и христианство. Книга пророка Исайи 56: 7

Все в Поднебесной! Считайте небо своим отцом, землю своей матерью, а все вещи своими братьями и сестрами.
Синтоизм. Оракул Атсуты

Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
Христианство. Послание к галатам 3: 28

О, враждующие люди и племена земли! Поверните лица к единству и позвольте лучам его света изливаться на вас. Соберитесь вместе и во имя Бога решите искоренить всякий источник раздора меж вами. Тогда сияние великого мирового Светила охватит всю землю, и ее обитатели станут жителями одного города, восседающими на одном и том же троне.
Бахаизм. Избранные сочинения Бахауллы 111

Чтобы осуществить гигантскую историческую задачу [объединения], вы должны открыть необычайную силу любви, любви, которая не становится случайной жертвой общества. Высшая любовь преодолевает все национальные, расовые и культурные барьеры. Люди всегда говорили о любви, но человеческая любовь сама по себе никогда не сможет осуществить задачу всеобщего единства. Таким образом, мы объединяемся вокруг одной любви — любви и сердца Бога... Сегодня Восток и Запад встречаются здесь, не просто потому, что мы хотим видеть друг друга по личным причинам, а потому, что сердце Бога связывает нас воедино.
Церковь Объединения. Сон Мён Мун 9—11—77

Камешки придают крепость стене.
Африканские традиционные религии. Пословица племени буджи (Нигерия)

По словам Абу Мусы, Пророк сказал: " Верующие друг для друга, как здание, чьи части поддерживают друг друга". Затем он сплел пальцы на руках.
Ислам. Хадис Букхари и Муслима

Когда болит один палец, ты его не отрезаешь.
Африканские традиционные религии. Пословица племени ниджак (Нигерия)

Когда Пурушу расчленили,
На сколько частей разделили его?
Что его рот, что его руки,
Что бедра, что ноги называется?
Его рот стал брахманом, Его руки сделались раджанья, Его бедра [стали] вайшья, Из ног родился шудра.
Индуизм. Ригведа 10. 90. 11—12

Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос.
Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним духом.
Тело же не из одного члена, но из многих.
Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу?
И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу?
Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние?
Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно.
А если бы все были один член, то где было бы тело?
Но теперь членов много, а тело одно.
Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны.
Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее,
И которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения;
И неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение,
Дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге.
Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.
И вы — тело Христово, а порознь — члены.
Христианство. Первое послание к коринфянам 12: 12—27

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...