Равенство
Равенство всех людей, мужчин и женщин, богатых и бедных, независимо от расы, социальной принадлежности. или касты, провозглашается в писаниях всех религий. Это равенство утверждается вопреки обычаям многих культур проводить различие между людьми на основе касты, класса, расы или пола. К сожалению, подобная дискриминация порой опирается на традиционное толкование отрывков из священных текстов. Однако с развитием более тонкого религиозного сознания все формы дискриминации преодолеваются и прежняя интерпретация религиозных текстов, на которую традиционно опирались дискриминационные воззрения и практика, признается ошибочной.
В основе представления о всеобщем равенстве в монотеистических религиях лежат учения, согласно которым Бог является Отцом всего человечества и все люди произошли от одной изначальной пары предков, Адама и Евы. В буддизме, джайнизме, индуизме и конфуцианстве равенство обосновывается тем, что Просветление, единство с Абсолютной реальностью или осуществление Благодати доступны всем без исключения. Следовательно, различие между людьми нужно проводить лишь исходя из их поведения, нравственности, уровня духовного образования и достижений.
Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас? Почему же мы вероломно поступаем друг против друга, нарушая тем завет отцов наших?
Иудаизм и христианство. Книга пророка Малахии 2: 10
Я одинаков ко всем существам, нет для Меня ненавистного, ни дорогого. Я ведь ровен ко всем в этом мире: нет любезных Мне, нет ненавистных.
Индуизм. Бхагавадгита 9. 29
Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!
Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину.
Ибо нет лицеприятия у Бога.
Христианство. Послание к римлянам 2: 9—11
Я призываю небо и землю в свидетели. Будь то еврей или иноверец, мужчина или женщина, раб или свободный человек — все они равны в этом; в том, что Святой Дух нисходит на них в зависимости от их деяний!
Иудаизм. Седер Элия Рабба 10
Но один человек [Адам] был сотворен ради мира всего человечества, чтобы никто не мог сказать своему ближнему: " Мой отец более велик, чем твой".
Иудаизм. Мишна, Санхедрин 4. 5
О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас перед Аллахом — самый благочестивый. Поистине, Аллах — знающий, сведущий!
Ислам. Коран 49: 13(13)
Все люди всего мира равно братья и сестры. Нет ни одного совершенно чужого. Нет ни одного, который знал бы эту правду. Именно в этом причина огорчения Бога. Души всех людей равны, живут ли они на высоких горах или внизу в долинах.
Тэнрикё. Офудэсаки 13. 43—45
Учитель сказал: " По своей природе [люди] близки друг другу; по своим привычкам [люди] далеки друг от друга".
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 17. 2
Кто унижает себя своими деяниями и не может возвыситься паломничеством. Ислам. Нахджул Балагха, высказывание 21
Есть четыре касты - брамины, кшатрии, судра и вайшья; Четыре периода жизни —
А вне этого, всякий, кто размышляет о Господе, — высший. Сикхизм. Ади-Грантх, Гаунд М. 4
Брахманом становятся не из-за спутанных волос, родословной или рождения. В ком истина и дхамма, тот счастлив и тот брахман.
Но я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать. У кого есть привязанности, имя тому " говорящий бхо". Я же называю брахманом того, кто свободен от привязанностей и лишен благ.
Буддизм. Дхаммапада 393, 396
Учитель сказал: " В [деле] воспитания нельзя делать различий между людьми". Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 15. 38
Итак, что все эти титулы, имена и расы? Они просто земные условности.
Буддизм. Сутта Нипата 648
Господь Бог Славы — это тот, кому принадлежат как арии, так и те, кто не знает каст. Индуизм. Ригведа 8. 51. 9
Если брамины, кшатрии и другие, посвященные в мою святую общину равенства, будут по-прежнему причислять себя к кастам и возвышаться в них, то они поступят, подобно непосвященным.
Джайнизм. Сутракританга 1. 13. 10—11
Знай, все люди — вместилища Божественного Света; Не задавайся вопросом об их кастах; В ином мире нет никаких каст.
Сикхизм. Ади-Грантх, Аса М. 1
Порождения лон нечистивых — вайшьи, женщины, даже шудры — все, кто с верой ко мне припадают, — и они к высшей движутся цели. Что ж сказать Мне о брахманах чистых, о царях-мудрецах — Моих бхактах! Мир ведь тщетен, безрадостен, ты же чти Меня, если в нем оказался.
Индуизм. Бхагавадгита 9. 32—33
Милостивый требует, чтобы твой раб был равен тебе. Ты не должен есть белый хлеб, а он — черный; ты не должен пить старое вино, а он — молодое; ты не должен спать на пуховой перине, а он — на соломе. Ибо сказано: " Кто приобретает еврея-раба, приобретает господина".
Иудаизм. Талмуд, Киддушин 20а
Прошу тебя о сыне моем Онисиме [... ] Чтобы тебе принять его навсегда. Не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе.
Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня.
Христианство. Послание к Филимону 1: 10, 15—17
Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его:
Пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской. Я Господь, Бог ваш.
Иудаизм и христианство. Левит 19: 33—34
" Ты уроженец Квантунга, варвар. Как же ты можешь надеяться стать Буддой? " — спросил Патриарх.
Хуэйнэн ответил: " Хотя есть люди севера и люди юга, север и юг безразличны для их природы Будды. Варвар отличен от Вашего Святейшества телом, но в нашей природе Будды нет различия".
Буддизм. Сутра Хуэйнэна 1
Разве ты не видел, как Аллах низвел с небес воду; ею Мы извели плоды различных цветов. А в горах есть дороги — белые, красные — различных цветов, и вороные — черные. И среди людей, и животных, и скота — различные цвета. Так! Ведь боятся Аллаха и Его рабов знающие; поистине Аллах велик, прощающ!
Ислам. Коран 35: 25(27)
Ибо то, что белый господствует над черным, араб над не арабом, богатый над бедным, сильный над слабым или мужчина над женщиной, непозволительно и неверно.
Ислам. Хадис ибн Маджаха
Каков истинный цвет любви? Белый? Черный? У истинной любви нет цвета. Тот, кто думает о цвете, не способен на истинную любовь. Вы должны быть слепы к цвету.
Церковь Объединения. Сон Мён Мун 1—1—87
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
Иудаизм и христианство. Бытие 1: 27
Ты — женщина, ты — мужчина, ты — юноша и, поистине, — девушка. Ты — старик, ковыляющий с палкой, ты — [новорожденный, поворачивающийся во все стороны [... ]
Ты — безначальный, благодаря вездесущности; от [Тебя] рождены все миры. Индуизм. Шветашватара упанишада 4. 3
И ответил им Господь их: " Я не погублю деяний ни одного из ваших деятелей — ни мужчины, ни женщины. Одни вы от других".
Ислам. Коран 3: 193(195)
Шарипутра: " Богиня, что мешает тебе изменить свое женское состояние, которое по природе мерзко и негодный сосуд? "
Богиня: " Хотя я стремилась к моему " женскому состоянию" двенадцать лет, я еще не нашла его. Досточтимый Шарипутра, если бы маг создал во плоти женщину с помощью магии, спросил бы ты ее: " Что мешает тебе изменить свое женское состояние? "
Шарипутра: " Нет! Такая женщина не существовала бы в действительности, так что здесь нечему было бы меняться".
" Именно так, досточтимый Шарипутра, все вещи в действительности не существуют. Теперь станешь ли ты думать: " Что мешает той, чья природа есть результат магического воплощения, изменить свое женское состояние? " Затем Богиня своей магической силой сделала так, что старец Шарипутра предстал в ее форме, а она сама — в его форме. Затем богиня, преображенная в Шарипутру, сказала Шарипутре, преображенному в богиню: " Досточтимый Шарипутра, что мешает тебе изменить твое женское состояние? "
И Шарипутра, преображенный в богиню, ответил: " Я более не предстаю в форме мужчины! Мое тело превратилось в тело женщины! Я не знаю, что мне менять! "
Богиня продолжала: " Если старец мог бы снова выйти из женского состояния, тогда и все женщины могли бы выйти из своего женского состояния. Все женщины предстают в форме женщины точно так же, как старец предстает в форме женщины. Пока они не женщины в действительности, они предстают в форме женщин. Именно об этом Будда сказал: " Во всех вещах нет ни мужского, ни женского".
Буддизм. Священное учение Вималакирти 7
Сестра Сома... возвращаясь после сбора милостыни, поела, вошла в Темный Лес для полуденного отдыха и, углубившись в чащу, села под деревом. Тогда Мара, злая сестра, машущая руками и вселяющая ужас, желая испугать ее и отвлечь от сосредоточенного размышления, подошла к ней и обратилась в стихах:
Этой возможности [просветления],
которого достигают мудрецы,
трудно добиться. А женщине с ее коротким умом
нечего об этом и мечтать.
Тогда Сома подумала: " Кто это, человек или не человек говорит стихами? Наверняка это Мара, Злодейка, машущая руками и вселяющая ужас, говорит стихами, желая испугать меня... " Сестра ответила стихами:
Что означает женская природа, когда сознание напряжено и непоколебимо,
Когда знание все прибавляется, когда она с помощью озарения правильно понимает Дхамму?
Тому, у кого возникает подобный вопрос: женщина ли я или мужчина или кем я тогда являюсь?
Этому человеку лучше обратиться к Маре.
Тогда Мара, Злодейка, подумала: " Сестра Сома узнала меня! " и грустная и печальная она исчезла.
Буддизм. Самйутта Никайа i. 128. Сутта о сестрах
Воспользуйтесь поиском по сайту: