В ваш краткий педагогический словарь
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ТЕМА 7. ¨ КОЛЛЕКТИВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТОЙ ТЕМЫ · вы узнаете о том, что такое коллектив, Как изменялись и изменяются представления о коллективе, о его роли в социализации личности; · установите значение коллектива Для каждого человека и его социально-педагогические функции в целом; · познакомитесь с типологией коллективов; · получите представление об основных концепциях воспитательного коллектива; · определите основные признаки и динамику развития коллектива; · уточните, что должен знать и уметь педагог, работающий с детским коллективом; · обогатите ваш краткий педагогический словарь новой лексикой; · выполните комплекс заданий для самостоятельной работы.
В ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ОЛЛЕКТИВ (от лат. collectivus – собирательный) - организованная группа людей, объединенных общими целями, профессиональными и социальными интересами, ценностными ориентациями, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственностью.
К СЛОВУ! ТОЛКОВЫЙ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
И ЕЩЕ ОДНО ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУППЫ, ДАННОЕ ПСИХОЛОГАМИ,
В ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
РУППА – совокупность свободно объединившихся, равно полезных друг другу людей, в процессе кооперативного взаимодействия удовлетворяющих личные запросы и интересы[2] ¨ НЕБОЛЬШОЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ,
ИЛИ - TEMPORA MUTANTUR... ... et nos mutamur in illis [3] - отмечали древние, констатируя взаимообусловленную изменчивость времен, человека, взглядов людей. Это высказывание имеет прямое отношение к теории коллектива, к оценке его роли в социализации человеческой личности. До недавних пор незыблемым принципом отечественной (и не только!) педагогики был принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Однако в последние годы в педагогической литературе и периодической печати появился ряд публикаций, авторы которых решительно отрицают этот принцип, определяя коллектив как чудовищное порождение тоталитарной политической системы. Поляризация мнений нашла отражение и в учебниках по педагогике: если предположить, что человек, желающий разобраться в этом вопросе, сможет познакомиться со всеми точками зрения, то проблемы в противоречивом изложении учебного материала нет, однако практика показывает, что студенты пользуются, как правило, одним учебным пособием и потому невольно становятся заложниками авторской концепции. Пролистаем наиболее известные учебные пособия, изданные после 1991 года, и попытаемся определить, в чем же состоят основные противоречия. n В учебниках И. Ф. Харламова,[4] В. А. Сластенина и др.[5], в курсе лекций Б. Т. Лихачева[6] отмечается: одна из важнейших закономерностей и принципов воспитания состоит в том, что развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив; при этом коллектив рассматривается как форма целостной организации детской жизни, которая дает возможность оказывать одновременно воспитательное влияние на всех детей вместе и на каждуюличность в отдельности, обеспечивает условия для влияния детей друг на друга. В одиночку человек может развиваться только до очень незначительных пределов, за которыми его опыт должен обогащаться опытом других. Только в совместной коллективной деятельности и общении, по мнению авторов, человек может реализовать свой потенциал, осуществить свои цели.
n Б. З. Вульфов и В. Д. Иванов[7] утверждают, что целью, субъектом, объектом и результатом воспитания выступают люди - воспитанники и педагоги, а также детские и юношеские объединения (понятие коллектив авторы практически не используют), которые возникают и функционируют, с одной стороны, в связи с потребностью детей в общении и взаимодействии, а с другой, - выступают для учителей одной из важнейших форм осуществления педагогического процесса. По мнению авторов, перспективы детских, юношеских сообществ связаны с осознанием обществом, педагогами некомпенсируемости (незаменимости) этих объединений в жизни каждого ребенка, который должен иметь актуальную сферу самореализации, «зону ближайшего развития», испробовать себя в лидерстве и исполнительности, дисциплине и ответственности, т.е. в процессе взаимодействия и взаимовлиянии человека и сообщества. n В «Размышлениях о гуманной педагогике» Ш. А. Амонашвили[8], в «Основах личностно ориентированной педагогики» Д. А. Белухина[9], в построенном на основе сопоставления мнений учебном пособии по педагогике, изданном под редакцией П. И. Пидкасистого[10], проблема коллектива и коллективного воспитания не поднимается совсем. n А вот как оценивает коллектив и коллективное воспитание В. С. Безрукова: «Индивидуально - ориентированная педагогика признает внутреннюю сложность и автономию человеческой личности и противостоит коллективизму, где главная роль отводится влиянию на человека социальной группы...» [11] Противоречия, порожденные, по мнению В.С. Безруковой, а также И. П. Подласого[12], внедрением теории коллективного воспитания, обнаруживаются в нивелировке личности, ее пассивности и конформизме (подчинении мнению большинства), утрате индивидуальности, неповторимости…
А МЕЖДУ ТЕМ... Идея коллективного воспитания не нова и не может рассматриваться единственно как «плод тоталитарной советской педагогики»: уже в XYIII веке ее реализовывал в детских приютах Й. Г. Песталоцци; в XIX - начале ХХ века П. Ф. Каптерев, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский указывали на необходимость поддержки детских сообществ, развития у детей чувства товарищества и взаимопомощи; В. А. Лай (1862-1926) - немецкий педагог, основоположник «педагогики действия» - призывал к созданию школьных общин, в рамках которых должна осуществляться совместная практическая деятельность учащихся, способствующая их социализации.
Сколь противоречивы бы не были оценки коллектива, в полной мере игнорировать его роль (позитивную или негативную) и значение в формировании личности не может, пожалуй, никто. Коллектив (можно назвать его детским объединением, малой группой и т. д.) - есть объективная реальность, поскольку: ¨ КОЛЛЕКТИВ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА - ЭТО: n СФЕРА ЕГО ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ - значительную часть жизни проводит человек в рамках различных коллективов, общественных объединений, коопераций и ассоциаций - трудно представить себе полнокровную жизнь нашего современника, не вступающего в разветвленную систему производственных, интеллектуальных, социально-политических, художественно-творческих и иных взаимодействий и взаимоотношений с другими людьми. n СФЕРА САМОУТВЕРЖДЕНИЯ, САМОВЫРАЖЕНИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ - только в системе коллективных связей и отношений человек может сопоставить самооценку с тем, как его оценивают другие (а потребность во внешней оценке объективна), выразить свою индивидуальность, реализовать свои возможности. n СФЕРА ОБЩЕНИЯ – здесь реализуется естественная потребность личности в диалоге, обеспечивающем взаимопознание и взаимопонимание (перцептивная функция), передачу и получение информации (коммуникативная функция), опыта, эмоционально-нравственных отношений, ценностей и оценок (интерактивная функция)
n ГАРАНТ ЗАЩИЩЕННОСТИ И ПОДДЕРЖКИ - в коллективе человек стремится обрести защиту от любой внешней агрессии, найти товарищеское понимание, сочувствие, помощь, поддержку. А. С. Макаренко справедливо отмечал, что ценность коллектива обусловлена его способностью защитить каждого своего члена.[13]
ВМЕСТЕ С ТЕМ КОЛЛЕКТИВ – ЭТО ЕЩЕ И... n МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВА – основная база накопления опыта взаимодействия личности с обществом, освоения социальных ролей, демократических форм организации жизнедеятельности. n НОСИТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ, реализуемых в системе коллективной деятельности и коллективных отношений. n ДУХОВНОЕ, ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЕДИНСТВО ЛЮДЕЙ – организационная структура коллектива является средством достижения общих (а, следовательно, и личных) целей.
¨ ТИПОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВОВ Человек
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|