Стадии развития коллектива (по А. С. Макаренко)
В концепции коллективного воспитания А. С. Макаренко есть ряд положений, которые объяснимы с позиций 30-х годов, но не вполне приемлемы сегодня. И это естественно – tempora mutantur! А поиск продолжается... ¨ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ КОЛЛЕКТИВА, РАЗРАБОТАННОЙ Л. И. НОВИКОВОЙ, А. Т. КУРАКИНЫМ и др.
n Детский коллектив – своеобразный инструмент, создание которого обусловлено необходимостью воспитания всех и развития каждого в отдельности; механизм саморазвития воспитательной системы, позволяющий педагогам управлять сферой деятельности и сферой отношений.
n Детский коллектив – Диалектическое единство общего, особенного и единичного; такой подход к нему позволяет установить общие закономерности его развития, разработать типологию коллективов, выявить их индивидуальные особенности. n Детский коллектив – единство организационной структуры и психологической общности, в рамках этого единства он выступает одновременно как объект и субъект воспитания. n Коллектив воспитательного учреждения – единство разнотипных коллективов, возникающее в результате процессов дифференциации и интеграции. n Взаимодействие личности с коллективом – двусторонний процесс ее идентификации с коллективом и обособления в коллективе. n Детский коллектив может оказывать противоречивое влияние: одни его свойства способствуют нивелировке личности, другие – развитию ее индивидуальности. n В управлении детским коллективом выделяются три аспекта: Социально-педагогический, Педагогический, психолого-педагогический.
n Апеллируя к исконно русской идее общинности, авторы считают, что перспектива развития детского коллектива в рождении коллектива общинного типа, объединяющего детей разного возраста, функционирующего на основе принципов гуманизма и демократии (гуманизм отношений, равноправие членов, развитое самоуправление, участие каждого в решении общих задач, отказ от традиционных формализованных структур и т.д.) [18]
В ряду концепций детского коллектива и коллективного воспитания значительный научный и практический интерес представляет
¨ ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО РАЗВИТИЯ ГРУППЫ КАК КОЛЛЕКТИВА Обобщенно и схематично уровни и этапы развития группы в коллектив и зоны влияния коллектива на личность могут быть отображены следующим образом (за основу рисунка взята схема Л. И. Уманского[19]):
ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К СХЕМЕ, А ТАКЖЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
В ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
РУППА-КОНГЛОМЕРАТ - группа малознакомых (незнакомых) друг с другом людей, в силу различных обстоятельств собравшихся (собранных) вместе.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! ЭТО ВАЖНО!
ОМИНАЛЬНАЯ ГРУППА -группа людей, имеющая формальный статус (например, только что созданный 7 - Б класс), цели содержание деятельности задаются извне.
РУППА-АССОЦИАЦИЯ - группа, члены которой принимают заданные цели и условия деятельности, устанавливают систему межличностных отношений; собственно, с появления такой группы и начинается коллективообразование, становление общей жизнедеятельности.
РУППА-КООПЕРАЦИЯ - группа, имеющая утвердившуюся организационную структуру, ее членов связывают преимущественно деловые отношения: смысл группового взаимодействия они видят в осуществлении конкретной цели, эмоционально-нравственные межличностные отношения вторичны - важно только, чтобы их характер обеспечивал достижение результата.
РУППА-АВТОНОМИЯ - группа, для которой характерно внутреннее единство, групповая сплоченность, принятие образа «Мы» и определенное дистанциирование от «Они» (других групп). Группа-автономия - это уже во многом сформировавшаяся основа для перехода к коллективу.
ОЛЛЕКТИВ - цель и высшая форма развития группы.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! ЭТО ВАЖНО!
РУППА-КОРПОРАЦИЯ (лжеколлектив) – сообщество, которое отличают: групповой эгоизм, самоизоляция, замкнутость, противопоставление другим группам, реализация своих интересов за счет других
ЕЗИНТЕГРАЦИЯ – распадение, расчленение целого на части.
НТРАЭГОИЗМ – внутригрупповой, проявляющийся в межличностных отношениях эгоцентризм – крайняя форма индивидуализма и эгоизма.
НТИКОЛЛЕКТИВ – группа, для которой характерны отдельные признаки коллектива (наличие общей цели, совместная деятельность, организационная структура...), но которая отличается разобщенностью, групповой антипатией, конфликтностью и конформизмом.
Учитывая, что формирование детского воспитательного коллектива и управление его развитием – необходимое условие, обеспечивающее социализацию личности, ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: n Закономерности, принципы и механизмы создания, развития и обеспечения функционирования группы и коллектива.
n Основанную на передовом педагогическом опыте методику организации коллектива и коллективного воспитания.
ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
n Осуществлять диагностику развития коллектива, характера внутриколлективных отношений.
n Определять социально значимые и привлекательные для детей цели и перспективы развития коллектива.
n Педагогически целесообразно планировать и стимулировать деятельность коллектива, создавать необходимые организационные, психолого-педагогические и ресурсные условия.
n Сочетать педагогическое руководство с развитием инициативы, самодеятельности и коллективного творчества детей.
n Организовывать коллективное самоуправление, обеспечивать органичное сочетание управления и самоуправления, тактично осуществлять педагогическое руководство детским самоуправлением.
n Применять адекватные методы, приемы и техники управления внутригрупповым общением, совместной деятельностью. И ЕЩЕ! Сегодня много говорят о необходимости строить воспитание на основе личностного подхода, при этом порой противопоставляют личностный подход коллективному воспитанию, забывая, что они не только не противоречат друг другу, а, напротив, лишь в комплексе обеспечивают успех в формировании личности. А. В. Мудрик в этой связи отмечает, что личностный подход становится эффективным, если:
Во-первых, педагог в каждом школьнике видит уникальную личность, у которой необходимо развивать сознание своей неповторимости и одновременно причастности к социальному целому; последовательно учит каждого школьника видеть в себе личность и считать себя таковой и вместе с тем учит видеть личность в каждом из окружающих людей.
Во-вторых, коллектив предоставляет школьнику возможности и побуждает его к удовлетворению потребностей в идентификации с группой ровесников и в обособлении (внутреннем выделении себя в группе).
В-третьих, организация процесса воспитания в коллективе сочетает в себе массовые, коллективные, групповые и индивидуальные формы, а также предполагает сочетание управления, самоуправления и учета самоорганизации в коллективе.
В-четвертых, педагог относится к самому себе как к личности, что придает ему уверенность в своих силах, позволяет видеть личность в своих питомцах.[21]
¨ ЗАДАНИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|