Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стадии развития коллектива (по А. С. Макаренко)




 

 

 

 

 

       
 
 
   

 

В концепции коллективного воспитания А. С. Макаренко

есть ряд положений,

которые объяснимы с позиций 30-х годов,

но не вполне приемлемы сегодня.

И это естественно – tempora mutantur!

А поиск продолжается...

¨ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ КОЛЛЕКТИВА,

РАЗРАБОТАННОЙ Л. И. НОВИКОВОЙ, А. Т. КУРАКИНЫМ и др.

 

n Детский коллектив

своеобразный инструмент,

создание которого обусловлено необходимостью

воспитания всех и развития каждого в отдельности;

механизм саморазвития воспитательной системы,

позволяющий педагогам

управлять сферой деятельности и сферой отношений.

 

n Детский коллектив

Диалектическое единство общего,

особенного и единичного;

такой подход к нему позволяет установить общие закономерности его развития, разработать типологию коллективов,

выявить их индивидуальные особенности.

n Детский коллектив

единство организационной структуры и психологической общности,

в рамках этого единства он выступает

одновременно

как объект и субъект воспитания.

n Коллектив воспитательного учреждения –

единство разнотипных коллективов,

возникающее в результате процессов дифференциации и интеграции.

n Взаимодействие личности с коллективом

двусторонний процесс ее идентификации с коллективом

и обособления в коллективе.

n Детский коллектив

может оказывать противоречивое влияние:

одни его свойства способствуют нивелировке личности,

другие – развитию ее индивидуальности.

n В управлении детским коллективом

выделяются три аспекта:

Социально-педагогический,

Педагогический,

психолого-педагогический.

n Апеллируя

к исконно русской идее общинности,

авторы считают, что

перспектива развития детского коллектива

в рождении коллектива общинного типа,

объединяющего детей разного возраста,

функционирующего на основе принципов

гуманизма и демократии

(гуманизм отношений,

равноправие членов,

развитое самоуправление,

участие каждого в решении общих задач,

отказ от традиционных формализованных структур и т.д.) [18]

 

 

В ряду концепций детского коллектива и коллективного воспитания значительный научный и практический интерес представляет

 

¨ ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО РАЗВИТИЯ ГРУППЫ

КАК КОЛЛЕКТИВА

Обобщенно и схематично уровни и этапы развития группы в коллектив и зоны влияния коллектива на личность могут быть отображены следующим образом (за основу рисунка взята схема Л. И. Уманского[19]):

 
 

 

 

       
   
 
 

 


ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

К СХЕМЕ,

А ТАКЖЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

 

В ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Г

РУППА-КОНГЛОМЕРАТ - группа малознакомых (незнакомых) друг с другом людей, в силу различных обстоятельств собравшихся (собранных) вместе.

 

Развитие группы-конгломерата может происходить как в позитивном направлении (группа Þ коллектив), так и в негативном (группа Þ антиколлектив), при этом члены группы оказываются соответственно в зоне положительного или отрицательного ее влияния.

 

ОБРАТИТЕ

ВНИМАНИЕ!

ЭТО ВАЖНО!

 

Н

 

ОМИНАЛЬНАЯ ГРУППА -группа людей, имеющая формальный статус (например, только что созданный 7 - Б класс), цели содержание деятельности задаются извне.

Г

 

РУППА-АССОЦИАЦИЯ - группа, члены которой принимают заданные цели и условия деятельности, устанавливают систему межличностных отношений; собственно, с появления такой группы и начинается коллективообразование, становление общей жизнедеятельности.

Г

 

Г

РУППА-КООПЕРАЦИЯ - группа, имеющая утвердившуюся организационную структуру, ее членов связывают преимущественно деловые отношения: смысл группового взаимодействия они видят в осуществлении конкретной цели, эмоционально-нравственные межличностные отношения вторичны - важно только, чтобы их характер обеспечивал достижение результата.

 

К

РУППА-АВТОНОМИЯ - группа, для которой характерно внутреннее единство, групповая сплоченность, принятие образа «Мы» и определенное дистанциирование от «Они» (других групп). Группа-автономия - это уже во многом сформировавшаяся основа для перехода к коллективу.

 

ОЛЛЕКТИВ - цель и высшая форма развития группы.

 

В развитии группы-автономии может произойти гиперавтономизация - в таком случае результатом группообразования становится лжеколлектив. «...Уровень автономизации является «горячей точкой» как для оценки социально-психологической зрелости группы, так и для организаторской деятельности, для диагностики развития группы как коллектива»[20]

 

 

ОБРАТИТЕ

ВНИМАНИЕ!

ЭТО ВАЖНО!

 

Г

РУППА-КОРПОРАЦИЯ (лжеколлектив) – сообщество, которое отличают: групповой эгоизм, самоизоляция, замкнутость, противопоставление другим группам, реализация своих интересов за счет других

Д

 

ЕЗИНТЕГРАЦИЯ – распадение, расчленение целого на части.

И

НТРАЭГОИЗМ – внутригрупповой, проявляющийся в межличностных отношениях эгоцентризм – крайняя форма индивидуализма и эгоизма.

А

 

НТИКОЛЛЕКТИВ – группа, для которой характерны отдельные признаки коллектива (наличие общей цели, совместная деятельность, организационная структура...), но которая отличается разобщенностью, групповой антипатией, конфликтностью и конформизмом.

 

 

Учитывая, что формирование детского воспитательного коллектива и управление его развитиемнеобходимое условие, обеспечивающее социализацию личности,

ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

n Закономерности, принципы и механизмы создания, развития и обеспечения функционирования группы и коллектива.

 

n Основанную на передовом педагогическом опыте методику организации коллектива и коллективного воспитания.

ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

 

n Осуществлять диагностику развития коллектива, характера внутриколлективных отношений.

 

n Определять социально значимые и привлекательные для детей цели и перспективы развития коллектива.

 

n Педагогически целесообразно планировать и стимулировать деятельность коллектива, создавать необходимые организационные, психолого-педагогические и ресурсные условия.

 

n Сочетать педагогическое руководство с развитием инициативы, самодеятельности и коллективного творчества детей.

 

n Организовывать коллективное самоуправление, обеспечивать органичное сочетание управления и самоуправления, тактично осуществлять педагогическое руководство детским самоуправлением.

 

n Применять адекватные методы, приемы и техники управления внутригрупповым общением, совместной деятельностью.

И ЕЩЕ!

Сегодня много говорят о необходимости строить воспитание на основе личностного подхода, при этом порой противопоставляют личностный подход коллективному воспитанию, забывая, что они не только не противоречат друг другу, а, напротив, лишь в комплексе обеспечивают успех в формировании личности. А. В. Мудрик в этой связи отмечает, что личностный подход становится эффективным, если:

 

Во-первых, педагог в каждом школьнике видит уникальную личность, у которой необходимо развивать сознание своей неповторимости и одновременно причастности к социальному целому; последовательно учит каждого школьника видеть в себе личность и считать себя таковой и вместе с тем учит видеть личность в каждом из окружающих людей.

 

Во-вторых, коллектив предоставляет школьнику возможности и побуждает его к удовлетворению потребностей в идентификации с группой ровесников и в обособлении (внутреннем выделении себя в группе).

 

В-третьих, организация процесса воспитания в коллективе сочетает в себе массовые, коллективные, групповые и индивидуальные формы, а также предполагает сочетание управления, самоуправления и учета самоорганизации в коллективе.

 

В-четвертых, педагог относится к самому себе как к личности, что придает ему уверенность в своих силах, позволяет видеть личность в своих питомцах.[21]

 

¨ ЗАДАНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...