Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И обсуждения на практических занятиях




 

1. Попробуйте с позиций сторонников коллективного воспитания и их оппонентов аргументировано доказать обоснованность следующих суждений:

n А. С. Макаренко:

«...Педагогическая логика не сможет выдержать никакой критики, если мы вычеркнем в логическом построении коллектив.»[22]

n Ю. П. Азаров (доктор педагогических наук, профессор, автор ряда книг по проблемам воспитания):

«Макаренко создал набор примитивных догм, которые легко вкладывались в сознание учительства: для коллектива, через коллектив, в коллективе! (...) Макаренковщина исчерпала себя»[23]

При аргументации выделите три основных момента:

а) Субъективная оценка роли коллектива (позиция личности - члена коллектива): «Что для меня значит коллектив? Что я обретаю в системе коллективных отношений - и что утрачиваю?»

б) Объективная оценка роли коллектива (обобщенная позиция педагога, психолога, социолога): «Что дает коллектив личности, какие ее свойства и качества могут быть сформированы только (или главным образом) в коллективе?»

в) И ваша собственная оценка, основанная на личном опыте и ваших знаниях в области философии, социологии, психологии, педагогики.

2. Известно, что смысл существования коллектива - коллективная жизнедеятельность, т. е.: жизнь - яркая, насыщенная событиями и впечатлениями, и деятельность - активная, осознаваемая как необходимость и приносящая внутреннее удовлетворение. Одной из форм организации именно такой жизнедеятельности являются порожденные коммунарской методикой коллективные творческие дела (КТД), о которых рассказывает в представленной в разделе «Проблемно-аналитический материал» статье «Коллективное творческое дело» организатор коммунарского движения профессор, доктор педагогических наук И. П. Иванов.

Прочитав эту статью (а мы надеемся, что вы прочитаете и удивительно интересную книгу И. П. Иванова - в восьмидесятых годах учителя от руки переписывали ее), попробуйте сформулировать тему и сценарий коллективного творческого дела, которое вы могли бы выполнить в вузе (на факультете, в группе), или в школе, когда придете туда на практику. Целесообразно это задание выполнять на практических занятиях в составе учебной группы или в рамках внеучебной работы в малых группах (2-3 человека).

Мы надеемся, что такая совместная работа вызовет у вас интерес - ведь мы предложили вам коллективное творческое дело (вот и проверьте, насколько обосновано мнение о том, что КТД неизменно увлекает его участников и способствует сплочению группы. Только не забывайте, что успех КТД зависит от умелой организации, а как его правильно организовать - вы узнаете из книг И. П. Иванова, В. А. Караковского, С. Д. Полякова и др.[24]).

3. Охарактеризуйте на основании предложенной в тексте типологии коллективов коллектив вашего факультета, вашей учебной группы и коллектив студенческого строительного отряда.

4. Какие признаки коллектива как высокоорганизованной группы и коллектива воспитательного присущи названным объединениям? Заполните предложенную ниже таблицу.

Таблица 10.

Признаки Факультет Группа ССО
Общие социально значимые цели      
Совместная организованная деятельность      
Отношения ответственной зависимости      
Рациональное распределение ролей      
Равенство прав и обязанностей членов      
Активная организаторская роль органов самоуправления      
Устойчивые, позитивные взаимоотношения      
Сплоченность      
Взаимопонимание      
Коллективистское самоопределение членов      
Коллективистская идентификация      
Уровень референтности      
Возможность обособления личности в группе      

 

5. Проанализируйте, пользуясь подходами и А. С. Макаренко и Л. И. Уманского к определению динамики формирования коллектива, на каком уровне (стадии, этапе) развития находится ваша студенческая группа. Сопоставьте на групповом занятии (семинарском, практическом) ваши мнения и попробуйте принять общее решение. Как вы построите обсуждение, чтобы решение было взаимоприемлемым?

 

К

6. Научными исследованиями выявлены три наиболее распространенные модели взаимоотношений между коллективом и личностью:

Г

ОНФОРМИЗМ (от позднелат. conformis - подобный, сходный) - приспособленчество, принятие мнения большинства, отсутствие собственной позиции: в данном случае личность подчиняется коллективу.

 

АРМОНИЯ (от греч. harmonia) - согласованность, сбалансированность интересов и отношений.

Н

 

ОНКОНФОРМИЗМ (от англ. nonconformists) - инакомыслие, отказ личности от подчинения коллективу, стремление навязать ему свою волю.

Опишите методы исследования, которые вы могли бы использовать при изучении модели взаимоотношений личности и коллектива в вашей группе, на школьной практике.

7. Ученые считают спорным вопрос - является ли коллективом семья. Например, Л. И. Уманский, опираясь на отдельные исследования, предположил, что тенденция к образованию антиколлектива проявляется в студенческих группах и в семье, присваивая тем самым семье статус коллектива.[25] Ему возражает А. И. Донцов.[26]

А каково ваше мнение? Какие признаки коллектива обнаруживаются в семье? Кстати, а вы согласны с мнением о том, что студенческая группа может стать группой-корпорацией, т. е. антиколлективом? Если да, то при каких условиях?

8. Можно ли говорить о том, что с появлением на острове у Робинзона Крузо Пятницы возник коллектив? Вспомним: у членов сообщества была совместная жизнедеятельность, были определенные цели и перспективы, распределение ролей...

9. Что из опыта работы первых советских воспитательных коллективов вы хотели бы и могли бы использовать в своей педагогической деятельности? От чего бы вы отказались и почему? (Информация для размышления представлена в разделе «Проблемно-аналитический материал»).

 

¨ ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТРИАЛ

(ТЕКСТЫ)

 

И. П. Иванов

профессор, доктор педагогических наук

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...