Почитание жизни
В этом разделе собраны фрагменты священных текстов, относящиеся к этике почитания жизни. Прежде всего, это этика ахимсы — воздержания от насилия по отношению ко всем живым существам, основная мотивация вегетарианства. Далее в разделе приводятся высказывания, касающиеся этики отношения к природе, основанной на осознании того, что мир дан человеку в знак доверия, чтобы он заботился о нем, охранял и обогащал его. Это находит проявление в помощи животным и сострадании к ним, в правильном использовании природных ресурсов, разумном ведении сельского, охотничьего и лесного хозяйства. Пусть мысль твоя, объемлющая все живущее, будет подобна матери, которая ценой собственной жизни защищает своего ребенка. Образ жизни, основанный на полном непричинении вреда или (в случае крайней необходимости) минимальном причинении вреда всем живым существам — вот высшая добродетель. Человеку не следует причинять боль, подчинять себе, порабощать, мучить и убивать ни одно животное, живое существо, организм или чувствующее существо. Это учение о не-насилии непреложно, неизменно и вечно. Точно так же, как страдание болезненно для тебя, оно столь же болезненно, тревожно и пугающе для всех животных, живущих существ, организмов и чувствующих существ. 1 Вступая в Саваттхи, Благородный увидел нескольких подростков, истязавших змею палкой. Тогда в душевном подъеме он изрек такие строки:
Вот квинтэссенция мудрости: ничто не лишать жизни. Знай, что это узаконенный вывод из принципа обоюдности относительно не-убиения. Следует прекратить причинять боль всем живым существам — двигающимся и неподвижным, обитающим в воздухе, на земле и под землей. Ибо это именуется Нирваной — состоянием покоя и мира. Мясо никогда нельзя получить, не причинив вреда живым существам, а убиение живых существ несовместимо с пребыванием на небесах; поэтому надо избегать мяса. Покупайте пленных животных и отпускайте их на волю. У входа в муравейник " Мудрый завоевывает души" (Пословицы 11. 30). Раввины говорили: " Это относится к Ною, ибо в Ковчеге он кормил животных и заботился о них. Он давал каждому зверю присущую ему пищу и кормил каждого в должное время — одних днем, других ночью. Так он давал резаную солому верблюду, ячмень, виноградные побеги — слону и стекло — страусу. И он не спал двенадцать месяцев ни днем, ни ночью, потому что все это время был занят кормлением животных.
По словам Абу Хурейры Посланник Божий говорил: " Однажды путник, идущий по дороге, почувствовал сильную жажду, и спустился в колодец, и напился из него. Когда он поднялся, он увидел собаку, тяжело дышащую от жажды и лижущую влажную землю. " Это животное, — сказал человек, — так же страдает от жажды, как страдал я". Тогда он снова спустился в колодец, наполнил свою туфлю водой и, держа ее в зубах, выбрался из колодца и дал воду собаке. Господь был ублаготворен сим поступком и отпустил человеку грехи его". И взял Господь Бог человека, [которого создал, ] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. Мусульманин сажает деревья и возделывает землю и лишь с любовью дает птицам и животным и людям питаться от них. Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее; Некоего монаха постигла смерть от укуса змеи, и когда объявили об этом Благословенному, он сказал: " Теперь ясно, о монахи, что монах этот никогда не почитал четыре царственных семейства змей своим дружеским расположением. Ибо если бы этот монах почтил четыре царственных семейства змей своим дружеским расположением, он никогда не принял бы смерть от укуса змеи... Безногим созданиям дарю я свою любовь,
Взгляни, о Старейший! Вот бизон, которого ты дал нам. Коровы пришли и принесли нам добрую судьбу. Хозяин скота живет долго вместе с этими, и почитает богов, и предлагает подношения. Боевой конь, взметающий пыль, не догоняет их, Они никогда не узнают пути к колоде мясника, Человеку не следует ни получать потомство от свирепой собаки, ни помещать шаткую лестницу в свой дом. Конфуций ловил рыбу удочкой, а не сетями. Охотясь, он не стал бы целиться в птицу, расположившуюся на ночлег. Если не будут ставить частых сетей в стоячей воде, то рыбы и черепах будет невпроед. Если будут вовремя ходить с топором в лес и в горы, то лесного материала будет неистощимый запас. А когда хлеба, рыбы и черепах будет невпроед, а лесного материала будет более, чем нужно, то это даст народу без ропота кормиться [поддерживать жизнь] и справлять похороны по умершим. Возможность же без ропота кормиться и хоронить умерших, это есть начало гуманного правления.
Если долгое время будешь держать в осаде какой-нибудь город, чтобы завоевать его и взять его, то не порти дерев его, от которых можно питаться, и не опустошай окрестностей; ибо дерево на поле не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление. Истребление наслаждений — грех, требующий искупления. Буддизм. Пачиттия 11 Среди людей есть такой [... ] ходит по земле, чтобы распространить там нечестие и погубить и посевы и потомство, — а Аллах не любит нечестия! Рабби Иоханаан бен Заккаи часто говорил: " Если ты держишь в руке росток и тебе скажут " Вот Мессия! " — пойди и посади росток, а после иди и приветствуй его". У раджи Кораньи было царственное дерево баньяна по имени " Неколебимый", и тень от его раскидистых ветвей была прохладна и приятна. Крона его простиралась на двенадцать лиг... Никто не стерег его плодов и никто не причинял никому вреда из-за его плодов. И вот явился человек, который насытился его плодами, сломал ветку и пошел своей дорогой. И подумал дух, обитающий в дереве: " Как это удивительно, как поразительно", чтобы человек был столь низок и сломал ветку после того как насытился плодами дерева. Полагаю, дерево не принесет больше плодов". И дерево перестало давать плоды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|