Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ересь. Деградация природы человека




Ересь

Одна из наиболее коварных ловушек, подстерегающих человека и заста­вляющих его уклониться с пути истинной религии, — соблазн ереси или ложных учений. Во всех основных священных писаниях говорится об этом заблуждении. " Ересь" в буквальном смысле означает " мнение", а мудрость ортодоксальных традиций не есть нечто, что должно с легкостью отвергать или извращать только потому, что появилось частное, отличное от их представлений, мнение. Ортодоксальные традиции несут в себе сокровища мудрости, накопленные их основателями, пророками, святыми и мудре­цами, сопричастными истине. Маловероятно, чтобы любое новейшее учение достигало той же глубины прозрения.
В то же время каждое новое религиозное течение объявлялось ересью главами господствующего вероучения. Истинные основоположники новых религий основывали свое учение на глубочайшем религиозном прозрении, откровении, а не просто на определенном мнении или идее. Но как об этом могли узнать представители существующего государственного и религиоз­ного устройства общества, в котором возникало новое учение? Как раз­личить истинное и ложное учение? Принятие подобных решений требует большой осторожности.
Основное зло ересей состоит в том, что они обманывают доверчивых людей и уводят их с пути истины. Приведенные ниже фрагменты священных писаний обвиняют еретиков и лжепророков в том, что ими движут корыстные побуждения: это-де лицемеры, которые используют религию для достижения личной власти (хотя в том же можно было обвинить и представителей ортодоксальных учений). В других текстах подчеркивается, что, следуя по дороге ереси, человек ведет неправедную жизнь, такую же, как и лжеучителя, погрязшие в распутстве и алчности, стремящиеся к вражде и расколу. Ложные учения также часто приписывают намеренному вмешательству злых сил и демонов. Однако некоторые ереси пытаются завоевать приверженцев более изощренными методами, провозглашая образ жизни еще более аскетический и веру еще более глубокую, чем того требуют ортодоксальные доктрины, против которых выступают ересиархи. В качестве примеров мы приводим два фрагмента священных книг: первый — это попытка возвышения Девадатты, который выдвигает требования чрезмерного аскетизма, превышающего предписания Среднего Пути, и второе — столкновение между пророком Иеремией и лжепророком Ананией (Иеремия утверждает, что Господь осудит Израиль за его грехи, в то время как Анания, обладающий " сверхверой", считает, что Бог будет защищать Израиль любой ценой).

Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
Христианство. Евангелие от Матфея 7: 15

Известно, что Посланник Господа говорил такие слова: " В скором времени явятся люди, которые мошенническим путем станут использовать религию для того, чтобы разрушать мир. Они будут рядиться в овечью шкуру, изображая кротость. Речи их будут слаще меда, но их сердца подобны сердцу волка. Аллах скажет: " Они думают, что сумеют обмануть меня? Не слишком ли они самонадеянны? Я клянусь самим собой, что подвергну их такому испытанию, что разумные люди среди них смутятся, и глаза их откроются".
Ислам. Хадис Тирмидхи

Так говорит Господь на пророков, вводящих в заблуждение народ Мой, которые грызут зубами своими — и проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну.
Иудаизм и христианство. Книга пророка Михея 3: 5

Некоторые бесстыдные люди, становясь монахами, начинают проповедовать свое со­бственное учение. А другие верят им, принимают их учение, говоря: " Правду ты говоришь, о брамин, или о шрамана. Мы станем приносить тебе еду, питье, пряности и сладкое мясо, и одеяния, и чаши, и циновки".
Они заставляют других почитать себя, и новообращенные чтят их. Прежде они собирались стать истинными шрамана, бедными монахами, чтобы не иметь ни сыновей, ни скота, питаться только подаянием и вести безгрешную жизнь. Но войдя в религию, они не порвали с грехом, они влекут других к грехам и снисходительно взирают на чужие грехи. Они преданы удоволь­ствиям, увеселениям и чувственным желаниям; они одержимы алчностью, страстью, скупо­стью; они не свободны, они рабы любви и ненависти — и потому они не способны к освобож­дению и не могут вести к освобождению других.
Джайнизм. Сутракританга 2. 1. 18 — 19
И так Мы всякому пророку устроили врагов — шайтанов из людей и джиннов; одни из них внушают другим прелесть слов для обольщения.
Ислам. Коран 6: 112

Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским,
Чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей.

Христианство. Первое послание к Тимофею 4: 1 — 2

Мара, Нечистый, может явиться под видом учителя, говоря: " Отриньте все, чему вы верили до сей поры!.. То, что вы слышали, не есть слово Будды. Это поэзия, сочинения поэтов. Но то, что я говорю вам, есть истинное слово Будды, его учение". Если, услышав это, бодхисаттва колеблется, следует знать, что он не предназначен Таттхагатой, не сконцентрирован на полном освобождении. Но истинный архат, монах, следующий путем совершенства, не идет ни за кем и не помещает ни в кого свою веру, потому что природа дхармы у него перед глазами.
Буддизм. Постоянство мудрости в 8 тысячах строк 17. 2

Поистине, причина разногласий и возмущений против религии в том, что в противополож­ность установлениям Божьей Книги люди следуют собственным измышлениям и таким образом вносят новые порядки в веру, а с ними и раскол. Далее, вопреки велениям Господа таких людей считают вождями веры, а они и не ведают о том, что есть вера.
Конечно, если бы ложь существовала отдельно от истины, ищущий истины без труда распознал бы ложь и отстранился от нее. И если бы истина являлась отдельно от лжи, люди вряд ли стали бы выступать против религии. Но к несчастью, люди начали мешать ложь с правдой, а сатана воспользовался таким положением вещей и взял полную власть над умами тех, кто последовал за ним. Только тот может избежать его сетей, кто с Божьей помощью приходит к серьезному и трезвому образу мыслей.
Ислам. Нахджул Балагха 55

Размышляя в одиночестве, Девадатта подумал: " Кого бы мне ублажить так, чтобы он, ублаженный мною, доставил мне почести и выгоду? " И он вспомнил о князе Аджатасутту. Приняв обличив юноши, обвитого клубком змей, он явился перед князем. Испуганный князь спросил, кто он такой.
" Я Девадатта".
" Если это и вправду так, прошу тебя, прими свой истинный облик".
И Девадатта, отбросив обличив мальчика, явился перед князем Аджатасутту в развевающем­ся одеянии с чашей в руках. Пораженный этим чудом психической силы, князь каждый день утром и вечером встречал Девадатту с пятью сотнями колесниц, нагруженных пятьюстами порциями риса, сваренного в молоке. Разум Девадатты, преисполненный стремлением к выгоде и почестям, обуреваемый гордостью, помутился, и он возжелал стать одним из глав сангхи (общины монахов). Но как только возникло это желание, Девадатта лишился своей психической силы.
Тогда Могаллана предупредил Благословенного о желании Девадатты. Тот ответил: " Могаллана, этот глупый человек сам предаст себя через свое неразумие. Учитель, нечистый в образе мыслей, жизни, или в обучении дхамме, или в прозрении знания... притворяется чистым, и что его мораль и т. д. чисты, ясны и незапятнанны. Хотя ученики его знают об этом, они думают: " Если мы расскажем об этом людям, ему это не понравится, а как же нам говорить то, что ему не нравится? Более того, благодаря его репутации мы имеем пищу, одежду, жилище и целительные снадобья... " Ученики защищают такого учителя, а он требует этого от них. Но я, Могаллана, чист в своих нравственных привычках, в образе жизни... Ученикам не надо меня защищать, и я не нуждаюсь в их защите.
Монахи, не завидуйте благополучию, почестям и славе Девадатты. Ибо пока князь Аджатасутту каждое утро и каждый вечер встречает его богатыми подношениями, духовные свойства Девадатты будут идти к упадку, а не возвышаться, так же как злая собака становится еще свирепее, если швырять в нее камнями. Богатство, почести и слава Девадатты несут ему боль и разрушение".
И вот однажды Благословенный сидел в окружении множества людей, среди которых был и князь, и обучал их дхамме. Девадатта поднялся, поприветствовал Владыку и произнес такие слова: " Владыка уже стар, года его преклонны, жизнь близка к завершению. Пусть он уйдет на покой и передаст мне общину. Я буду главою монахов".
" Довольно, Девадатта. Не тебе быть главою монахов. Я не передам главенства даже Сарипутте или Могаллане, а уж тем более тебе, презренному, которого следует извергнуть как плевок изо рта".
И Девадатта, разгневанный и униженный, удалился. Владыка обратился к монахам, сказав: " Монахам нужно сообщить всем о том, что если раньше природа Девадатты была одной, теперь она стала иною, и что бы он ни совершал словом или делом — в том нет ни Будды, ни дхаммы, ни общины, а есть только сам Девадатта".
Услышав об этом, Девадатта пожелал лишить отшельника Готаму жизни. Он увидел, как Владыка прогуливается в тени горы, и, взобравшись на вершину, сбросил вниз огромный камень. Но два горных уступа сошлись навстречу друг другу и расплющили камень, так что только один кусок упал на землю, но он ранил ногу Владыки. Поглядев наверх, тот сказал Девадатте: " Глупец, ты совершил самый недостойный поступок. Ты, со своим вредоносным разумом, настроенным на убийство, пролил кровь Таттхагаты".
Тогда Девадатта воззвал к своим друзьям: " Идемте к Владыке и предложим ему пять требований, сказав: " Владыка, много раз ты говорил, что нужно желать малого, быть удовлетворенным, избегать зла, быть аккуратным и т. д. Вот еще пять правил, способству­ющих праведной жизни: монахи должны в течение всей жизни скитаться в лесу — кто приходит в селение, совершает грех; они должны питаться подаянием, кто принимает приглашение разделить трапезу, тот совершает грех; они должны носить рубище — кто принимает одеяние, предложенное хозяином, совершает грех; они должны жить под сенью дерев — кто пользуется жилищем, совершает грех; они никогда не должны есть ни рыбы, ни мяса — кто ест рыбу или мясо, совершает грех".
Отшельник Готама не примет этих пять правил, но люди перейдут на нашу сторону".
Друзья Девадатты ответили: " С помощью этих пяти правил можно добиться раскола в общине отшельника Готамы, потому что люди высоко ценят аскетизм".
Итак, Девадатта и его друзья приблизились к Владыке и изложили ему свое предложение.
" Довольно, Девадатта, — сказал он, — кто пожелает, пусть живет в лесу, кто желает, пусть живет в селении; кто желает, пусть питается подаяниями, кто желает, пусть примет приглаше­ние к трапезе; кто желает, пусть носит рубище, кто желает, пусть примет одежду, предложен­ную хозяином... "
Девадатта радовался и торжествовал, что Владыка не принял пять правил. Он пришел в Раджагаху и стал учить людей этим правилам, и те, в ком вера была слаба, стали думать, что Девадатта и его друзья ближе к святости, чем Готама, который проповедует не такой строгий аскетизм. Но люди, твердые в вере, пожаловались монахам, что Девадатта собирается посеять смуту и раздор в общине, а монахи сообщили об этом Владыке. Он сказал Девадатте: " Да не будет раскола в общине, потому что раскол в общине это большое зло, Девадатта. Тот, кто сеет раздор, совершает зло, которое будет длиться много веков, и за это он будет мучиться в аду много веков. Но тот, кто объединяет расколотое, Совершает благое дело, и будет много веков радоваться на небесах".
Буддизм. Виная питака 184 — 198

В начале царствования Иоакима (Седекии), сына Иосии, царя Иудейского, было слово сие к Иеремии от Господа:
Так сказал мне Господь: сделай себе узы и ярмо и возложи их себе на выю;
И пошли такие же к царю Идумейскому, и к царю Моавитскому, и к царю сыновей Аммоновых, и к царю Тира, и к царю Сидона, чрез послов, пришедших в Иерусалим к Седекии, царю Иудейскому;
И накажи им сказать государям их: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: так скажите государям вашим:
Я сотворил землю, человека и животных, которые на лице земли, великим могуществом Моим и простертою мышцею Моею, и отдал ее, кому Мне благоугодно было.
И ныне Я отдаю все земли сии в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего, и даже зверей полевых отдаю ему на служение.
И все народы будут служить ему и сыну его и сыну сына его, доколе не придет время и его земле и ему самому; и будут служить ему народы многие и цари великие.
И если какой народ и царство не захочет служить ему, Навуходоносору, царю Вавилонскому, и не подклонит выи своей под ярмо царя Вавилонского, — этот народ Я накажу мечом, голодом и моровою язвою, говорит Господь, доколе не истреблю их рукою его.
И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев и своих волшеб­ников и своих звездочетов, которые говорят вам: " не будете служить царю Вавилонскому".
Ибо они пророчествуют вам ложь, чтоб удалить вас из земли вашей, и чтоб Я изгнал вас и вы погибли.
Народ же, который подклонит выю свою под ярмо царя Вавилонского и станет служить ему, Я оставлю на земле своей, говорит Господь, и он будет возделывать ее и жить на ней.
И Седекии, царю Иудейскому, Я говорил всеми сими словами и сказал: подклоните выю свою под ярмо царя Вавилонского и служите ему и народу его, и будете живы.
И зачем умирать тебе и народу твоему от меча, голода и моровой язвы, как изрек Господь о том народе, который не будет служить царю Вавилонскому?
И не слушайте слов пророков, которые говорят вам: " не будете служить царю Вавилонс­кому"; ибо они пророчествуют вам ложь.
Я не посылал их, говорит Господь; и они ложно пророчествуют именем Моим, чтоб Я изгнал вас, и чтобы вы погибли, — вы и пророки ваши, пророчествующие вам.
И священникам и всему народу сему я говорил: так говорит Господь: не слушайте слов пророков ваших, которые пророчествуют вам и говорят: " вот, скоро возвращены будут из Вавилона сосуды дома Господня"; ибо они пророчествуют вам ложь.
Не слушайте их, служите царю Вавилонскому и живите; зачем доводить город сей до опустошения?
А если они пророки, и если у них есть слово Господне, то пусть ходатайствуют пред Господом Саваофом, чтобы сосуды, остающиеся в доме Господнем и в доме царя Иудейского и в Иерусалиме, не перешли в Вавилон.
Ибо так говорит Господь Саваоф о столбах и о медном море, и о подножиях и о прочих вещах, оставшихся в этом городе,
Которых Навуходоносор, царь Вавилонский, не взял, когда Иехонию, сына Иоакима, царя Иудейского, и всех знатных Иудеев и Иерусалимлян вывел из Иерусалима в Вавилон,
Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, о сосудах, оставшихся в доме Господнем и в доме царя Иудейского и в Иерусалиме:
Они будут отнесены в Вавилон и там останутся до того дня, когда Я посещу' их, говорит Господь, и выведу их и возвращу их на место сие.
В тот же год, в начале царствования Седекии, царя Иудейского, — в четвертый год, в пятый месяц, Анания, сын Азура, пророк из Гаваона, говорил мне в доме Господнем пред глазами священников и всего народа и сказал: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: сокрушу ярмо царя Вавилонского;
Чрез два года Я возвращу на место сие все сосуды дома Господня, которые Навуходоно­сор, царь Вавилонский, взял из сего места, и перенес их в Вавилон;
И Иехонию, сына Иоакима, царя Иудейского, и всех пленных Иудеев, пришедших в Вави­лон, Я возвращу на место сие, говорит Господь; ибо сокрушу ярмо царя Вавилонского.
И сказал Иеремия пророк пророку Анании пред глазами священников и пред глазами всего народа, стоявших в доме Господнем, —
И сказал Иеремия пророк: да будет так, да сотворит сие Господь! да исполнит Господь слова твои, какие ты произнес о возвращении из Вавилона сосудов дома Господня и всех пленников на место сие!
Только выслушай слово сие, которое я скажу вслух тебе и вслух всего народа:
Пророки, которые издавна были прежде меня и прежде тебя, предсказывали многим землям и великим царствам войну и бедствие и мор.
Если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка.
Тогда пророк Анания взял ярмо с выи Иеремии пророка и сокрушил его.
И сказал Анания пред глазами всего народа сии слова: так говорит Господь: так сокрушу ярмо Навуходоносора, царя Вавилонского, чрез два года, сняв его с выи всех народов. И пошел Иеремия своею дорогою.
И было слово Господне к Иеремии после того, как пророк Анания сокрушил ярмо с выи пророка Иеремии:
Иди и скажи Анании: так говорит Господь: ты сокрушил ярмо деревянное, и сделаешь вместо него ярмо железное.
Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: железное ярмо возложу на выю всех этих народов, чтоб они работали Навуходоносору, царю Вавилонскому, и они будут служить ему, и даже зверей полевых Я отдал ему.
И сказал пророк Иеремия пророку Анании: послушай, Анания: Господь тебя не посылал, и ты обнадеживаешь народ сей ложно.
Посему так говорит Господь: вот, Я сброшу тебя с лица земли; в этом же году ты умрешь, потому что ты говорил вопреки Господу.
И умер пророк Анания в том же году в седьмом месяце.
Иудаизм и христианство. Книга пророка Иеремии 27 — 28

 

Деградация природы человека

Человеческая природа далеко отступила от идеала любви и святости, проповедуемого мировыми религиями. В предшествующих главах были приведены фрагменты писаний, утверждающие положение человека в мире как высшего чувствующего существа, чистоту и доброту из­начальной природы человека, совершенство существования человека, исполненное божественной любви и сострадания. Но в действительности большинство людей демонстрируют не божественные, а, скорее, звериные черты.
Дарвиновская теория эволюции рассматривает животное начало как неотъемлемую принадлежность природы человека, наследие наших обезья­ноподобных предков. Действительно, трудно отрицать тот факт, что чело­век, обладающий физическим телом, с неизбежностью должен обладать инстинктивными животными потребностями. Однако коренное положение большинства религиозных учений заключается именно в том, что сущность человека следует искать в его духе, который управляет телом и властвует над ним. Возможно, смысл эволюции состоит в развитии человека как духовного и нравственного существа, которое перешагнуло животную ста­дию. Если так, то этот процесс далек от завершения, что мы видим на примере множества людей, которые позволяют животному началу брать верх над своей духовной сущностью.
Таким образом, хотя поведение человека может подчиняться низменным инстинктам, оно не есть проявление его сущности. Скорее это следствие упадка природы человека и отклонения от реализации истинной цели существования. В теистических религиях подобное поведение рассматрива­ется как результат отрыва человека от Бога. Деградировавшее человечес­кое существо занимает низшую ступень, считается более низким, чем животные, которые выполняют определенную, предназначенную им в ми­роздании роль, в то время как павший человек выступает против цели творения.
В приведенных в этом разделе фрагментах священных писаний эта тема рассматривается в трех аспектах. Большинство людей отступили от своей истинной природы, потому что сердца их осквернены, и они разрушили союз с Богом. Накопление греховных деяний, нечестивых помыслов и низ­менных страстей создает оковы, в которые попадает человек, становясь рабом собственного несовершенства. В своей деградации люди опускаются до уровня животного и даже ниже.

Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы.
Иудаизм и христианство. Книга Екклесиаста 7: 29

Небольшое заблуждение изменяло направление; великое заблуждение изменяло [человечес­кую] природу.
Даосизм. Чжуан-цзы 8

Не будьте, как те, которые забыли Аллаха, и Аллах заставил их забыть себя. Они — распутники.
Ислам. Коран 59: 19
Сила заблуждения так велика, что человек не может проявить врожденных наклонностей, ведущих на правильный путь; так разлитие желчи в результате лихорадки вызывает у заражен­ного отвращение к сладкому соку плодов.
Джайнизм. Немичандра, Гоматтсара

И сказал он (сатана): " Я непременно захвачу от Твоих рабов долю назначенную, и собью их с пути, и возбужу в них мечты, и прикажу им, и пусть они будут обрезывать уши у скота, и прикажу им, и пусть они будут изменять творение Аллаха! " Кто берет сатану заступником помимо Аллаха, тот потерпел явный убыток! Он обещает им и возбуждает в них мечты. Но обещает им сатана только обольщение!
Ислам. Коран 4: 118(118) — 119(120)

Разум ваш, будучи введен в заблуждение и смущен многими ложными умствованиями, накопившимися с незапамятных времен, развил множество желаний, привязанностей и привычек. Из них возникли в непрерывно меняющемся процессе жизни произвольные суждения о том, что есть истина, и что не есть истина, что есть я, и что не есть я. Эти произвольные взгляды не развились нормальным способом из чистой сути вашего разума, они возникли ненормальным путем на основе предыдущих ложных суждений, имеющих истоки в органах чувств, как иллюзорные картины в поврежденном рассудке. Нам кажется, что они имеют происхождение от просвещенности и Сущности Разума, но это ошибка — в действительности они возникают из-за извращенных условий (жизни).
Буддизм. Шурангама сутра

Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать.
Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать.
Иудаизм и христианство. Книга пророка Исайи 59: 1 — 2
Все пороки подобны цепям на шее человека. Сикхизм. Ади-Грантх, Сорахт 1
Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Христианство. Евангелие от Иоанна 8: 34

... Он связан узами плодов добрых и злых действий, словно калека, несамостоятелен, словно заключенный, опьянен вином заблуждения, словно опьяненный вином, [... ] уязвлен предметами восприятия, словно уязвлен большой змеей [... ] Будучи привязан к ним, Бхутатман не помнит о высшем состоянии.
Индуизм. Майтри упанишада 4. 2
Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Иудаизм и христианство. Книга пророка Иеремии 17: 9

Мэн-цзы сказал: " То, чем люди отличаются от животных, — самая малость; народная масса бросает ее, между тем как благородный муж сохраняет ее... "
Конфуцианство. Мэн-цзы 4. 2. 19
Знай, Нанак, что человек, в котором ни разу не воспылала искра любви к Богу, в своем земном обличий ничем не лучше свиньи или собаки.
Сикхизм. Ади-Грантх, Шалок 9

Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня.
Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет.

Иудаизм и христианство. Книга пророка Исайи 1: 2 — 3

Прочитай им весть о том, кому Мы дали Наши знамения, а он ускользнул от них. И сделал его своим последователем сатана, и был он из заблудших.
А если бы Мы пожелали, то возвысили бы его имя. Но он приник к земле и последовал за своей страстью, и подобен он собаке: если бросишься на нее, высовывает язык и если оставишь ее, высовывает. Это — притча о людях, которые считали ложью Наши знамения... самих себя они обидели!
Мы сотворили для геенны много джиннов и людей: у них сердца, которыми они не понимают, глаза, которыми они не видят, уши, которыми они не слышат. Они — как скоты, даже более заблудшие. Они — находящиеся в невнимательности.

Ислам. Коран 7: 174(175) — 175(176), 178(179)

Алчность и зло — царь и министр; ложь — у них в услужении; желание — советник, которого они призывают на помощь. И они втроем держат совет и измышляют планы. Подданные, лишенные понимания, — остовы, набитые трухой.
Сикхизм. Ади-Грантх, Аса-ки-Вар 1

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...