Скорбь Господа
В религиозных традициях, персонифицирующих Бога, падение и деградация человека часто является причиной страданий Господа. В частности, когда Господь выступает в роли божественного Отца, а люди являются Его детьми, сердце Господа должно чувствовать великую печаль при виде их порабощения, падения, непослушания. В иудаизме и в исламе, где Господь именуется " Сострадающим", страдания Господа составляют неотъемлемую принадлежность традиции. В христианстве страсти Христовы представляют собой отражение божественного, страдания, хотя библейские свидетельства часто заслоняются аристотелевской концепцией совершенства Бога, требующей Его бесстрастия. Однако в-последнее время христианская теология склоняется к утверждению, что Бог-Отец и Создатель также испытывает страдание. В буддизме махаяны Сострадание Будды Шакьяму-ни рассматривается как частный случай сострадательного сердца космического Будды, который является Отцом всего человечества. Страдающее сердце Господа — центральное звено в некоторых новых религиозных течениях.
И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;
И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
Иудаизм и христианство. Бытие 6: 5 — 6
И пришло время, когда Всевышний поглядел на оставшихся людей и возрыдал. Заметив это, Енох сказал: " Как случилось так, что небеса плачут и проливают слезы подобно дождю, орошающему горы? " И Енох сказал Господу: " Как можешь Ты проливать слезы, зная, что Ты свят и вечен?.. "
Господь сказал Еноху: " Взгляни на братьев своих. Они творение рук Моих, и Я дал им знание [... ] и власть, чтобы они любили друг друга и пребывали со Мной, их Отцом. Но взгляни, нет в них привязанности, они ненавидят собственную кровь. И огонь Моего гнева опалит их; в великом гневе Моем пошлю Я воды на них [... ] горе и несчастье станут их уделом; и небеса будут оплакивать их, равно как и все творение рук Моих. Как же могут небеса не лить слезы, когда видят их несчастье? "
Церковь Иисуса Христа святых Последнего дня. Многоценная Жемчужина, Моисей 7. 28
По словам Абу Дхарра Посланник Господа говорил: " Я вижу то, чего вы не видите, и слышу то, чего вы не слышите. Небеса стенают, и стенают они по праву".
Ислам. Хадис Ахмада, Тирмидхи и ибн-Маджаха
Сердце Господа было разбито, его пронзила невыносимая скорбь в тот момент, когда Адам и Ева пали.
Церковь Объединения. Сан Мюн Мун 10 — 11 — 59
Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
Христианство. Евангелие от Матфея 23: 37
Рабби Меир говорил: " Когда с человеком приключается беда, Шехина (Бог) говорит: " Сколь тяжела голова Моя, сколь тяжела рука". Если Господь так страдает из-за грешника, насколько велико Его страдание за праведного человека".
Иудаизм. Мишна, Санхедрин 6. 5
Нет никого более терпеливого к ранам, которые ему наносят, чем Бог. Люди предали сына Его, а Он хранит их и дает им.
Ислам. Хадис Букхари и Муслима
" Он взял на себя немощи наши и' понес наши болезни (Исайя 53: 4)". Так Бог сказал Моисею: " Разве ты не видишь, что Я пребываю в печали, когда народ Израиля пребывает в печали? Знай, что как Я говорю с тобой на этом месте, из среды тернового куста в пламени огня, так Я пребываю с ними в их печалях".
Иудаизм. Мидраш, Исход Рабба 2. 5
Абук, мать Денга,
Оставь свое жилище на небесах и приди в наши дома,
Сделай нашу землю чистой как истинное обиталище Денга.
Сделай нашу страну такой:
Земля Акволя не такая, ни днем ни ночью.
Дети взывают к Денгу, лицо его
опечалено.
Дети Акволя смутили разум своего вождя.
Африканские традиционные религии. Песнь народа динка (Судан)
Когда утешусь я в горести моей! сердце мое изныло во мне.
Вот, слышу вопль дщери народа Моего из дальней страны: разве нет Господа на Сионе? разве нет Царя его на нем? — Зачем они подвигли Меня на гнев своими идолами, чужеземными, ничтожными?
Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены.
О сокрушении дщери народа моего я сокрушаюсь, хожу мрачен, ужас объял меня. Разве нет бальзама в Галааде? разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего?
О, кто даст голове моей воду и глазам моим — источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего.
Иудаизм и христианство. Книга пророка Иеремии 8: 18 — 9: 1
Какие бы горести не причиняли Мне, до сей поры Я сносил их терпеливо и прощал...
Не думайте, что обиды эти невелики! Они долго копились и приумножались.
Для Меня, Цукихи, все люди всего мира — дети мои. И хотя Я беззаветно люблю их всех, они не ведают о том, каждый из них думает лишь об одном прахе.
Подумайте о сокрушении Господа над этими тленными умами! Оно так велико, что у меня нет слов, чтобы его выразить.
Тэнрикё. Офудэсаки 17. 64 — 70
Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего. Звали их, а они уходили прочь от лица их: приносили жертву Ваалам и кадили истуканам. Я сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих, а они не сознавали, что Я врачевал их.
Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им.
Не возвратится он в Египет; но Ассур — он будет царем его, потому что они не захотели обратиться ко Мне.
И падет меч на города его, и истребит затворы его, и пожрет их за умыслы их.
Народ Мой закоснел в отпадении от Меня, и хотя призывают его к горнему, он не возвышается единодушно.
Как поступлю с тобою, Ефрем? Как предам тебя, Израиль? Поступлю ли с тобою как с Адамою, сделаю ли тебе, что Севоиму? Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя!
Иудаизм и христианство. Книга пророка Осии 11: 1 — 8
Дети мои!
Просветленный видел человечество, тонущее в великом море рождений, смертей и страданий, и жаждал спасти их и сожалел о них.
Он видел людей, устремляющихся по ложным путям, и не видел никого, чтобы вести их, и сожалел об этом.
Он видел, что они погрязли в пучине Пяти Привязанностей, в порочном беспутстве, и сожалел о них.
Он видел, что они все еще связаны узами богатства, привязанности к женам и детям, и не знают, как оторваться от этого, и сожалел о них.
Он видел, что они творят зло рукой, языком и сердцем, и хотя множество раз собирают горькие плоды собственных грехов, и все же не прекращают потворствовать своим желаниям, и сожалел о них.
Он видел, что они пытаются утолить жажду соленой водой Пяти Привязанностей, и сожалел о них.
Он видел, что хотя они жаждут счастья, они не создают для себя кармы счастья, и что хотя они ненавидят страдание, они создают для себя карму страдания, и что хотя они домогаются радостей неба, они не следуют его повелениям на земле, и сожалел о них.
Он видел, что они страшатся рождения, старости и смерти, они не прекращают деятельности, которая ведет к рождению, старости и смерти, и сожалел о них.
Он видел, что они охвачены огнем боли и печали, но не знают, как отыскать прохладные воды самадхи, и сожалел о них.
Он видел, что они живут в дурное время, подчиняются царям-тиранам и страдают от болезней, и все же бездумно гонятся за удовольствиями, и сожалел о них.
Он видел, что они живут во времена сражений, убивая и нанося раны друг другу, и знал,
что за необузданную ненависть, царящую в их сердцах, они обречены на бесконечную кару,
и сожалел о них. . .
Многие, рожденные во времена Его воплощения, слышали Его наставления в Священном Законе, но не могли воспринять их, и Он сожалел о них.
Некоторые обладали огромными богатствами, от которых не могли отказаться, и Он сожалел о них.
Он видел, что люди возделывают свои поля, сажают семена, торгуют, торгуются, покупают и продают и в конце концов не получают ничего, кроме горечи, и Он сожалел о них.
Буддизм. Упасаки сила сутра
Воспользуйтесь поиском по сайту: