Глава 9. Главные грехи. Добро и зло
Глава 9. Главные грехи В этой главе, рассматривая причины и мотивации греха, мы покажем его особые проявления в повседневной жизни. В первом разделе собраны фрагменты писаний, говорящие о различии между добром и злом. Каждый из последующих разделов дает представление о каждом из главных грехов в отдельности. Существуют разные классификации греховных деяний, например: грех разума, грех языка, грех тела. Однако более распространено деление греховных деяний на четыре основных греха: половая распущенность, убийство, воровство и ложь. Словесные преступления могут быть разделены на: ложь и преднамеренный обман, лицемерие (особенно в вопросах религии), клевету и лжесвидетельство и непристойную речь. В последнем разделе речь идет о пристрастии к алкоголю, наркотикам и азартным играм, о так называемых " преступлениях без жертв", которые на деле оказываются преступлениями против самих себя. Религии мира совершенно единодушны в осуждении всех этих грехов и считают их самыми тяжкими. Кто разрушает жизнь и произносит ложь, хватает то, что не дано ему в этом мире, и ходит к жене другого, человек, который предается пьянству, — подрывает себе корень здесь, в этом мире. Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. Ворующий золото и пьющий вино, Оскверняющий ложе учителя и убийца брахмана —. Эти четверо падают. Пятый — кто присоединится к ним.
Добро и зло Как можем мы определить, что есть добро, а что зло? Существуют ли универсальные'критерии, по которым мы можем судить в момент совершения действия или впоследствии, добрый это поступок или злой? Писания религий мира дают разные ответы на этот счет.
Если ты, Рахула, хочешь совершить какое-либо действие, ты должен обдумать это действие следующим образом: " Действие, которое я хочу совершить, действие моего тела, может причинить вред мне самому, или другим людям, или и мне и другим, это неумелое действие, его плоды — мука, его результаты — страдание". Если ты, Рахула, подумаешь об этом и решишь, что это так, то ты, Рахула, конечно, не совершишь этого действия.
Вот пять источников счастья: первый — долгая жизнь; второй — богатство; третий — крепость тела и спокойствие разума; четвертый — любовь к добродетели; пятый — конец, достойно увенчивающий жизнь. Из шести главных зол первое — несчастливо короткая жизнь; второе — болезнь; третье — истощение ума; четвертое — бедность; пятое — безнравственность; шестое — слабость. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолос-лужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Посланник Аллаха сказал: " Знаешь ли ты, что чаще всего приводит людей в Рай? Это страх Божий и добрый характер. Знаешь ли ты, что чаще всего приводит людей в ад? Две пустые вещи: рот и половые органы". ... Слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека [... ] Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека... Как может быть действие добрым или греховным? То из них, которое осуществляет доброе намерение, — доброе, а то, которое осуществляет злое намерение, — греховно... То, что очищает душу или чем очищается душа, — достоинство, приносящее ощущение счастья. То, что отдаляет душу от добра, — недостаток, дающий ощущение несчастья. Хорош ли этот правоверный или плох? Тот, кто хорош с Небом и хорош с людьми, это добрый правоверный; хорош с Небом, но плох с людьми, это плохой правоверный... Но грешен тот, кто плох с Небом и плох с людьми, а кто плох с Небом, но не плох с людьми — тот грешный человек, но не плохой.
Если кто-то хочет любыми способами достичь счастья циклического существования ради собственных целей, его можно считать низким человеком. Божественное определение добродетели — это полная самоотдача, полное служение и полное отсутствие эгоизма. Мы должны жить для других. Ты живешь для других, и другие живут для тебя. Бог живет для человека, и человек живет для Бога. Муж живет для жены, и жена — для мужа. Это добродетель. И здесь единство, гармония и процветание. Желания людей, по большей части, сводятся к еде, питью и плотским утехам, а то, чего они не желают, это смерть, изгнание, бедность, страдания. Таким образом эти желания и нежелания занимают большое место в человеческом разуме. Но человек скрывает их в своем разуме, так что они не поддаются постижению или определению. Человеческое добро и зло сокрыто в его разуме и не имеет внешних проявлений, и если определять эти качества, можно ли сделать это, не применяя законов благопристойности? '
Добродетель может в зависимости от времени и места стать грехом. Поэтому присвоение чужого, ложь, несправедливость, убийство могут при особых обстоятельствах оказаться добродетелью. И Мы испытаем вас, чтобы узнать среди вас усердствующих и терпеливых, и испытаем сообщения о вас. Жила однажды женщина по имени Ведехика, которая считалась мягкой, скромной и вежливой. У нее была служанка по имени Кали, умелая и работящая, хорошо справлявшаяся с работой. И вот что пришло в голову служанке Кали: " Моя хозяйка пользуется доброй славой, интересно, она добра по натуре или только потому, что я хорошо работаю и делаю ее жизнь приятной? Что, если я испытаю свою хозяйку? "
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|