Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Убийство. Воровство




Убийство

Все религии порицают убийство по самой его сути. Тем не менее существует грань между убийством и узаконенным насилием, и эта грань проходит различным образом. В джайнизме и среди части буддистов, индуистов и даосов концепция абсолютного ненасилия — ахимсы — касает­ся всех живых существ. В иудаизме, христианстве и исламе священное писание запрещает убийство человека.

Некоторые тексты из христианских, буддийских, даосских и иудейских священных писаний могут быть интерпретированы как утверждение, что убийство человека— грех при всех и всяческих обстоятельствах. Некоторые из этих учений считают неправильным применять силу для защиты от зла. Пацифизм и возражения против смертной казни также основываются на писаниях. Другие священные книги разрешают убийство при самообороне, при предупреждении больших преступлений, допускают смертную казнь как кару и поддерживают ведение войны за правое дело. Тем не менее убийство даже при этих обстоятельствах все равно считается грехом, хотя и меньшим. Безнравст­венность убийства при самозащите или при возмездии хорошо освещена в двух версиях истории Каина и Авеля: из Библии и Корана. В библейской истории Бог отмечает Каина печатью, чтобы оградить его от возмездия, а в Коране Авель демонстрирует отказ от самозащиты перед Каином.

В завершающей части раздела собраны фрагменты писаний, относящиеся к убийству детей, абортам и самоубийству. Аборт — наиболее противоречи­вая тема на Западе. Многие религиозные люди расценивают его как преступ­ление, подобное детоубийству, но о нем нет упоминаний в Библии. Аборт часто осуждается в писаниях восточных религий. Мы также отобрали несколько цитат из писаний, в которых порицается самоубийство. Однако в джайнизме признается религиозное самоубийство как искупление, и на Востоке самоубийство может быть проявлением добродетели в защиту чести.

Не убивай.
Иудаизм и христианство. Исход 20: 13

Суть того, чтобы верно вести себя, — никого не обидеть; нужно знать, что религия в том, чтобы не наносить никому обиды.
Джайнизм. Наладияр 14— 15

Лишь один человек [Адам] был создан в мире, чтобы научить, что если кто-то погубит одну душу, писание вменит ему это в вину, как если бы он погубил весь мир, а если кто-то спасет одну душу, писание расценит это, как если бы он спас весь мир.
Иудаизм. Мишна, Санхедрин 4. 5

Все дрожат перед наказанием, все боятся смерти — поставьте себя на место другого. Нельзя ни убивать, ни понуждать к убийству.
Все дрожат перед наказанием, жизнь приятна для всех — поставьте себя на место другого. Нельзя ни убивать, ни понуждать к убийству.
Кто, ища счастья для себя, налагает наказание на существа, желающие счастья, тот после
смерти не получит счастья. •
Кто, ища счастья для себя, не налагает наказания на существа, желающие счастья, тот после смерти получит счастье.
Буддизм. Дхаммапада 129 — 132
В сражениях из-за земли убивают столько людей, что ими покрывают поля, а в сражениях из-за городов ими наполняются города. Это значит заставлять землю пожирать человеческое мясо. За такое преступление мало смертной казни. Поэтому искусные полководцы должны нести высшее наказание.
Конфуцианство. Мэн-цзы IV. A. 14

Победа порождает ненависть; побежденный живет в печали. В счастье живет спокойный, отказавшийся от победы и поражения.
Буддизм. Дхаммапада 201

К Равви однажды пришел человек и сказал: " Правитель моего города приказал мне убить одного человека, а если я откажусь, он убьет меня". Равви ответил ему: " Пусть тебя, убьют, но ты не убивай: не думаешь ли ты, что твоя кровь краснее, чем его? Возможно, его кровь краснее твоей".
Иудаизм. Талмуд, Песахим 256

Можно представить себе, что убийство врага, которого ненавидят все, как один, не преступление. Но даже ненавидимый человек обладает той же ценностью, что и ты. Убийство — это преступление, потому что, убивая, человек нарушает космические законы.
Церковь Объединения. Сан Мюн Мун 9 — 30 — 79

... Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут...
Христианство. Евангелие от Матфея 26: 50 — 52

Хорошее войско — средство, [порождающее] несчастье, его ненавидят все существа. Поэтому человек, следующий дао, его не употребляет.
[... ] Войско — орудие несчастья, поэтому благородный [правитель] не стремится использо­вать его, он применяет его, только когда его к этому вынуждают. Главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие, а в случае победы себя не прославлять. Прославлять себя победой — это значит радоваться убийству людей. Тот, кто радуется убийству людей, не может завоевать сочувствия в стране [... ]
[... ] Если убивают многих людей, то об этом нужно горько плакать. Победу следует отмечать похоронной процессией.
Даосизм. Дао дэ цзин [Книга о дао и дэ] 31
Если человек пришел убить тебя, опереди его и убей его. Иудаизм. Талмуд, Санхедрин 72а

И не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе, как по праву. А если кто был убит несправедливо, то Мы его близкому дали власть, но пусть он не излишествует в убиении. Поистине, ему оказана помощь.
Ислам. Коран 17. 35(33)

О сыновья Абдула Муталиба, не отвечайте убийством на убийство. Не ходите с обнажен­ным мечом [... ] и не начинайте избиения моих противников и врагов. Смотрите, чтобы только один человек, мой убийца, был убит в наказание за совершенное убийство, а больше никому не причинили бы ни вреда, ни беспокойства, ни тревоги. Человек, пытавшийся совершить убийство, должен понести кару, только если я умру от раны, нанесенной им, и кара должна быть ударом меча, обрывающим его жизнь. Его не должны мучить перед смертью, не следует отрубать ему ни ног, ни рук, потому что я слышал слова Святого Пророка: " Не отрубай конечностей никому, будь это даже кусающий пес".
Ислам. Нахджул Балагха, Послание 47

Предположим, что бодхисаттва видит ужасного грабителя, который собирается убить множество людей из-за денег, или причинить вред шравакам либо бодхисаттвам, или сделать нечто, что приведет его в самый глубокий ад. Видя это, бодхисаттва подумает: Если я убью этого человека, я попаду в ад; если же я не убью его, он совершит преступления, которые приведут его в самый страшный ад, где он будет подвергаться мукам. Лучше мне убить его и самому попасть в ад, чем дать ему претерпевать мучения в глубинах ада.
Затем, глубоко сожалея о необходимости совершить убийство, с состраданием в сердце, он должен убить этого человека.
Сделав это, бодхисаттва не нарушит своих заповедей; напротив, это прибавит ему досто­инств.
Буддизм. Йогахарья Бхуми шастра

Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина [... ] И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.
Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.
И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. И сказал Каин Господу [Богу]: наказанье мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.
Иудаизм и христианство. Бытие 4: 1 — 16

И прочитай им весть о двух сыновьях Адама с истиной. Вот они оба принесли жертву; и была принята она от одного и не принята от другого. Он сказал: " Я непременно убью тебя! " Тот сказал: " Ведь Аллах принимает только от богобоязненных.
Если ты прострешь ко мне свою руку, чтобы убить меня, я не протяну руки к тебе, чтобы убить тебя. Я ведь боюсь Аллаха, Господа миров.
Я хочу, чтобы ты взял на себя грех против меня и свой грех и оказался среди обитателей огня. Это — воздаяние неправедным".
И душа его представила ему легким убийство брата, и он убил его и оказался среди потерпевших убыток.
И послал Аллах ворона, который разрывал землю, чтобы показать ему, как скрывать скверну его брата. Он сказал: " Горе мне! Я не в состоянии быть подобным этому ворону и скрыть скверну моего брата". И оказался он в числе раскаявшихся.
По этой причине предписали Мы сынам Исраила: кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех. А кто оживил ее, тот как будто бы оживил людей всех.
Ислам. Коран 5: 30(27)—35(32)

И не убивайте ваших детей из боязни обеднения: Мы пропитаем их и вас; поистине, убивать их — великий грех!
Ислам. Коран 17: 33(31)

Злодеи убивают ребенка и устраивают выкидыш неродившегося. Даосизм. Тайшан ганьин бянь [Трактат о воздаянии и возмездии]
Смертный грех — уничтожить зародыш в утробе. Иудаизм. Талмуд, Тора, Санхедрин 576

Если женщина мучается в родах, разрезают младенца в ее утробе и вынимают по членам, ибо ее жизнь прежде жизни младенца.
Иудаизм. Мишна, Окалот 7. 6

Бхикку, который намеренно убивает человеческое существо, включая устраивание выкиды-ua, нельзя считать аскетом и последователем Братства Будды.
Буддизм. Виная питака, Махавагга 78. 4

В священном законе сказано, что есть лишь три деяния, совершив которые женщина превращается в парию: убийство мужа, убийство ученого брамина и уничтожение плода ее утробы.
Индуизм. Васиштха Дхарма сутра 28. 7
Тот, кто отбирает жизнь у себя или у другого, становится парией. Индуизм. Апастамба Дхарма сутра 1. 10. 28. 17

Не следует желать смерти [... ] пусть он [отшельник] ожидает [свое] время, как слуга — жалованье.
Индуизм. Законы Ману 6. 45

" Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша" (Быт. 9. 5). Это включает самоубийство, кроме случаев, подобных случаю с Саулом.
Иудаизм. Мидраш, Бытие Раббах 34. 13


Тот, кто убил себя мечом, будет вечно пребывать в адском огне, с мечом в руке, снова и снова пронзая свои внутренности; тот, кто убил себя ядом, станет снова и снова глотать его в адском огне, в котором будет пребывать вечно; а тот, кто убил себя, бросившись с горы, все время будет падать в адское пламя.
Ислам. Хадис Муслима


Монах, который намеренно лишает жизни человеческое существо, или готовится к само­убийству, или восхваляет смерть, или подбивает кого-нибудь к самоубийству, говоря: " Что пользы тебе от этой греховной, тяжелой жизни? Смерть для тебя лучше, чем жизнь", готовя свой разум к чужой смерти, и восхваляя различными способами смерть, и уговаривая кого-нибудь расстаться с жизнью, совершает проступок, влекущий за собой потерю монашес­кого сана.
Буддизм. Виная питака

 

Воровство

Воровство — это присвоение того, что принадлежит другому или при­надлежит обществу. Оно включает в себя мошенничество, вымогательство, ростовщичество, бесчестную торговлю.
Не кради.
Иудаизм и христианство. Исход 20: 15

Не жни того, что ты не сеял.
Африканские традиционные религии. Пословица народа игала (Нигерия)
Поскольку то, что твое, не твое, как ты можешь считать не свое своим? Иудаизм. Талмуд, Дерек Эретц Цута 2. 5

Присвоить неправедное богатство — вес равно что утолить голод испорченной пищей или утолить жажду отравленным вином. Это дает краткую передышку, но за ней всегда следует смерть.
Даосизм. Тайшан ганьин бянь [Трактат о воздаянии и возмездии] 5

Ведь, кроме наказания, ничем невозможно обуздать преступления злонамеренных воров, тайно бродящих по земле.
Индуизм. Законы Ману 9. 263

Вору и воровке отсекайте их руки в воздаяние за то, что они приобрели, как устрашение от Аллаха.
Ислам. Коран 5: 42(38)

Поистине, те, которые пожирают имущество сирот по несправедливости, пожирают в своем чреве огонь, и будут они гореть в пламени!
Ислам. Коран 4: 10

Вот какие действия считаются воровством: подстрекать кого-либо украсть, укрывать краденое, создавать путаницу, назначая завышенную цену или недоплачивая, использовать фальшивые весы или мерки и вводить людей в заблуждение подделками.
Джайнизм. Таттвартхараджавартика Акаланки 7. 27

Горе обвешивающим, которые, когда отмеривают себе у людей, берут полностью, а когда мерят им или вешают, сбавляют!
Ислам. Коран 83: 1 — 3

Кто крадет то, что принадлежит другим, в деревне или в лесу, должен быть признан парией.
Кто, имея долговые обязательства, отказывается платить, говоря: " Я не должен тебе", тот должен быть признан парией.
Кто хочет украсть какую-то мелочь и ради этого убивает путника, должен быть признан парией.
Буддизм. Сутта Нипата 119 — 121
Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих, — вы, которые говорите: " когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами, чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви, а высевки из хлеба продавать". Клялся Господь славою Иакова: поистине во веки не забуду ни одного из дел их! Не поколеблется ли от этого земля, и не восплачет ли каждый, живущий на ней?
Иудаизм и христианство. Книга пророка Амоса 8: 4 — 8
О вы, которые уверовали! Не пожирайте роста, удвоенного вдвойне... Ислам. Коран 3: 125(130)

Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста.
Иудаизм и христианство. Исход 22: 25
Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден. Иудаизм и христианство. Притчи Соломона 6: 30

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...