Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЧАСТЬ III. Спасение и спаситель




ЧАСТЬ III. Спасение и спаситель

Глава 10. Спасение. Освобождение. Просветление

В следствие того, что человеческий род испорчен, невежествен и находится во власти желаний, задача по достижению цели и обретению смысла жизни вовсе не проста. Но оковы должны пасть, грехи — оставлены, а невежество — рассеяно. Причины духовного и физического угнетения и рабства должны быть устранены. Только совершив это, люди смогут соединиться с Богом, постичь истину всего сущего, освободить свои внутренние силы, открыть свое внутреннее " я" и обрести мир. Этот процесс и его цель называют по-разному: спасение, освобождение, просветление. Он является необходимой предпосылкой для надлежащего исполнения жизненных задач.

Мы начнем наш обзор с Божьей милости, Его благосклонности, желания нашего спасения. В своем отчаянии мы нуждаемся в Божьей милости, поскольку (согласно религиозным учениям, сурово смотрящим на падение человека) мы безнадежно потеряны, захвачены и поражены злом. В следу­ющем разделе эта тема расширяется и ставится вопрос о всеобщем спасении: является ли Божья милость настолько всеобъемлющей и несокрушимой, что все человечество спасется через нее? В заключение мы подобрали фрагменты священных книг, описывающие спасение, освобождение и просветление в различных аспектах, охватывающих всю широту этих понятий: искупле­ние, оставление грехов и очищение от них; излечение недугов, как телесных, так и душевных; освобождение от власти греха или от пут страсти; просвет­ление, в котором мудростью преодолевается изначальное невежество; отказ от извращенного мира или восстановление бытия в его исконной истине; мир и спокойствие духа; помощь и избавление от бедствий и угнетения; возжига­ние огня, испепеляющего нечистоты сердца; опыт нового рождения как новой личности и чада Божьего; вечная жизнь — состояние, когда смерть попирается; единство с Высшей Реальностью, мистическое единение с ней.

 

Божья милость

Большинство религий считают, что вследствие падения всего человечес­кого рода отдельной личности сложно, если не невозможно, дбстичь цели без посторонней помощи. И действительно, без помощи не обойтись. Милость Божья как раз и является такой поддержкой для верующих людей. Священные тексты часто подчеркивают приоритет Божьей милости. И сей­час, как и ранее, личность отвечает на эту милость пробуждением веры в том, кто не знает, как уйти от своей горькой доли.
В начале данного раздела мы помещаем фрагменты, в которых Бог показан как спаситель темных и грешных людей. Милость — исключитель­но Божье благоволение, даруемое людям независимо от их дел и заслуг. Более того, Божья милость значительно превосходит заслуги от добрых дел. Действительно, ни добродетели, ни аскетизм без Божьей милости не приводят к спасению. Божьей же милости, как показано ниже, вполне достаточно для спасения, хотя она и является бременем для человека и требует от него силы, чтобы ее вынести.
Раздел завершают две притчи о блудном сыне, одна — из Нового завета, другая — из Лотосовой сутры. Смысл этих двух историй в главном различен: христианская версия предостерегает против личной праведности в пользу искренне верующего, представленного в образе блудного сына, в то время как буддийская — показывает в виде замыслов богатого отца искусство Будды в методах просветления. Тем не менее тема божественного сострадания заблудшему человечеству пронизывает оба эти текста.

Аллах — лучше как хранитель; Он — милостивейший из милостивых!.. Ислам. Коран 12: 64

Господи, Ты спаситель, которого не нужно взывать о помощи, не нужно побуждать к состраданию; благосклонный даже тогда, когда к Тебе не обращаются с молитвой, друг нам даже вдали от нас.
Джайнизм. Витарагастава 13. 1

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Христианство. Евангелие от Иоанна 3: 16

Потому что все согрешили и лишены славы Божьей, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостив­ления в Крови Его чрез веру...
Христианство. Послание к римлянам 3: 23—25

Вишну этот эту землю прошагал,
Чтобы у человека была нива, чтобы [он] радовался.
Твердо [стоят] его неимущие люди.
Он, вызывающий счастливое рождение, создал обширное место поселения. Индуизм. Ригведа 7. 100. 4

И Всемогущий рек Моисею: " Я Единый и Вечный, так что и ты тоже будешь един и вечен". И потом опять рек: " Скажи сынам Израиля: " Вечный, Который властен удалить жестокость из всех дел человеческих, послал меня к вам".
Иудаизм. Тора Ешара 3: 14[1]

Я Таттхагата,
Величайший из людей;
Я явился в мир,
Словно это большое облако,
Чтобы премного оросить
Все изжаждавшиеся живые существа,
Освободить их от страданий,
Чтобы они постигли радость умиротворения,
Радость этого мира,
И радость нирваны.
Буддизм. Лотосовая сутра 5

Господь Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих, умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. Так, благость и милость [Твоя] да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.
Иудаизм и христианство. Псалтирь 22
Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может. Христианство. Второе послание к Тимофею 2: 13

Бог всегда беспристрастен и сострадателен. По крайней мере, в течение трех времен он пытается вести даже самых безнравственных людей [к спасению] путями их помышлений.
Церковь Объединения. Сан Мюн Мун 4—14—57

Мы, живущие в мире, привязанные к кармам, можем преодолеть этот мир единственно милостью Божьей.
Индуизм. Шримад Бхагаватам 11. 2

Все нуждаются в милости Божьей, и даже Авраам, ради которого милость преисполнилась в мире, даже он нуждается в милости.
Иудаизм. Мидраш, Бытие Раббах 60. 2

... Аллах обещает вам Свое прощение и милость. Поистине, Аллах объемлющ, знающ! Он дарует мудрость, кому пожелает; а кому дарована мудрость, тому даровано обильное благо. Но вспоминают только обладатели разума!
Ислам. Коран 2: 271(268)—272(269)

Этот Атман не постигается ни толкованием, ни рассудком, ни тщательным изучением; Кого избирает этот [Атман], тем он и постигается; тому этот Атман и открывает свою природу.
Индуизм. Мундака упанишада 3. 2. 3

Абу Хурайа сообщает, что Посланник Аллаха сказал: " Никому из делающих только дела не позволю Я войти в рай". Кто-то спросил: " И даже Себе, Посланник Аллаха? " И Он ответил: " И даже Себе, покуда Аллах не окутает меня Своей милостью".
Ислам. Хадис Муслима
Приятием многих одеяний [аскетов], обучением, произвольной медитацией или упорными трудами никто не достиг Его.
Нанак сказал, что единственно Его милостью можно достичь святости и просветления.
Сикхизм. Ади-Грантх, Гаури Баван Аккхари М. 5
Аллах хочет облегчить вам; ведь создан человек слабым. Ислам. Коран 4: 32(28)

... И верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.
Христианство. Первое послание к коринфянам 10: 13

Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее. Ей — то, что она приобрела, и против нее — то, что она приобрела для себя. " Господи наш! Не взыщи с нас, если мы забыли или погрешили. Господи наш! Не возлагай на нас тяготу, как Ты возложил на тех, кто был раньше нас. Господи наш! Не возлагай также на нас то, что нам невмочь. Избавь нас, прости нам и помилуй нас!.. "
Ислам. Коран 2: 286

Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе й никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормлен­ного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Христианство. Евангелие от Луки 15: 11—32: Притча о блудном сыне

Словно юноша тот, кто по достижении мужества оставляет своего отца и уходит прочь. И долго живет в чужой стране: десять, двадцать или пятьдесят лет. И чем старше он становится, тем больше нуждается. Скитаясь повсюду в поисках одежды и еды, он странствует до тех пор, пока, сам того не желая, не достигает своей родной страны. Отец ищет своего сына, но тщетно, и поселяется между тем в некоем городе. Его дом становится чрезвычайно богатым, его владения и сокровища неисчислимы...
Тем временем бедный сын странствует от деревни к деревне, проходя страны и города, и, наконец, достигает города, где живет его отец. Отец же постоянно думает о своем сыне, но, поскольку тот покинул его пятьдесят лет назад, никогда ни с кем не говорит о нем. Он держит в себе эти мысли и печалится в сердце своем, когда думает так: " Старый и утомленный, я обладаю многими богатствами: золотом, серебром, драгоценными камнями, неисчислимы­ми житницами и сокровищами; но нет у меня сына. Однажды наступит мой конец, и богатства мои будут расхищены и потеряны, поскольку нет никого, кому бы я мог оставить их... Если бы я только мог вернуть моего сына и вверить ему мои богатства, как бы я был спокоен и счастлив, и не тревожился бы за будущее! "
Тем временем бедный сын, бродя там и сям по дорогам, неожиданно приходит в дом своего отца. Остановившись в> дверях, он увидел издалека своего отца, сидящего на ложе в виде льва. Его ноги — на подножии, украшенном драгоценными камнями, вокруг него стоят брахманы, воины и горожане. Жемчужные ожерелья стоимостью тысячи и миллионы украшают его тело. Слуги и молодые рабы с белыми опахалами прислуживают ему справа и слева... Бедный сын, видя, что его отец обладает такой великой властью, испугался и пожалел, что пришел в это место, и втайне подумал: " Это, должно быть, царь, или некто, обладающий царским достоин­ством; это не то место, где бы я мог наняться на работу. Лучше я пойду в бедную деревушку, где я найду приложение своему труду и скорее получу пищу и одежду. Если я останусь здесь дольше, меня. могут наказать и обратить в рабство". Подумав так, он поспешил уйти.
Тем временем богатый старец взглянул со своего ложа, имевшего вид льва, и сразу узнал своего сына. Сердце его наполнилось великой радостью и он подумал: " Кем должен бы был быть тот, кому я мог бы завещать свои богатства? Я всегда думал, что им будет мой сын, даже когда не видел его. И вот он пришел, и мое желание исполнилось. И хотя я стал ветхим с годами, я стремлюсь к нему как прежде".
И тотчас он послал своих слуг догнать его и привести к нему. Те сразу поспешили, чтобы поймать его. Бедный сын, удивленный и испуганный, стал громко плакать: " Я ни в чем не виноват перед вами. За что же меня арестовывают? " Тогда слуги поспешили схватить его и заставили его идти с ними. Бедный сын подумал тогда про себя, что, хотя он и не виноват, его все равно посадят в тюрьму и что там он умрет, и он, испугавшись еще больше, потерял сознание и упал ничком на землю. Отец, видя это издали, сказал слугам: " Мне нет нужды в этом человеке. Не волоките его силой. Плесните ему на лицо холодной воды, чтобы к нему вернулось сознание, и не разговаривайте с ним более". И по какой причине? Отец, зная внутренний настрой своего сына, зная, что его собственное владычествующее положение приносит сыну страдание, но зная, что он его сын, очень разумно поступил, что не сказал другим: " Это мой сын".
Посланный слуга сказал сыну: " Я тебя освобождаю. Иди, куда ты хочешь". Бедный сын обрадовался такому неожиданному повороту событий. Он поднялся с земли и пошел в бедную деревушку в поисках еды и одежды. Однако старец, решив вернуть своего сына, задумывает следующий план. Он посылает тайно двух людей, с виду нищих и оборванных, говоря: " Идите и посетите то место, и намекните тому бедному человеку: " Вот тебе место для работы... мы нанимаем тебя убирать мусор, и мы сами тоже будем работать с тобой". После этого двое посланцев пошли на поиски бедного сына и, найдя его, предложили ему то, что было задумано. Бедный сын, взяв сначала свою плату, присоединился к ним, и они стали вместе разгребать мусорные ямы.
Отца, видевшего это, охватило сострадание к сыну, и он восхитился им. На другой день издали он видит через окно своего сына, худого, тощего, жалкого, грязного и испачканного пылью и нечистотами. И тогда он сорвал свои драгоценные ожерелья, свои мягкие платья и облачился в грубую, ветхую и грязную одежду, осыпал прахом свое тело, взял в правую руку корзину и, представ перед перепуганными работниками, сказал им: " Продолжайте работать. Не ленитесь". Сказав так, он разместился рядом со своим сыном и спустя немного времени сказал ему: " Эй, человек, оставайся и работай здесь и никуда больше не уходи. Я увеличу тебе плату. Я дам все, в чем ты нуждаешься: чаши, посуду, рис, пшеничную муку, соль, уксус и тому подобное. Не сомневайся. Кроме того, если нужно, ты получишь старого слугу. Соглашайся. Я буду тебе как отец. Не беспокойся. И по какой причине? Я уже старый и в летах, а ты молодой и сильный. Ты работаешь все время. Ты никогда не лжешь, не ленишься, не сердишься, не ропщешь. В отличие от других работников, я не замечал за тобой этих недостатков. С этого момента впредь ты будешь считаться моим собственным сыном".
Затем старец дает ему новое имя и называет своим сыном. Но бедный сын, хотя и обрадовался всему, что с ним случилось, все равно продолжал думать о себе как о бедном наемнике. По этой причине в течение двадцати лет он продолжал работать мусорщиком. После этого они сошлись ближе, и сын стал входить и выходить из жилища отца. А жили они тогда в маленькой хижине.
Но вскоре отец заболел и, зная, что скоро умрет, говорит бедному сыну: " Я обладаю множеством золота, серебра, множеством драгоценностей, мои житницы и сокровищницы неисчислимы. Я хочу, чтобы ты счел эти сокровища и точно узнал, сколько получено и сколько потрачено. Такова моя воля, и ты должен подчиниться ей. И по какой причине? Потому что ныне мы оба, и ты, и я, мыслим одинаково. Будь внимателен, чтобы не было никакой растраты".
Бедный человек повиновался наказам и стал знакомиться со всеми этими богатствами... но у него не было и мысли наследовать из этого что-нибудь, кроме небольшого количества пищи. В то время жилище его еще оставалось старым, но он уже был способен отказаться от чувства своей неполноценности.
Прошло еще немного времени, и отец стал замечать, что сын поумнел, его желания развились и он стал презирать свои прежние мысли. Чувствуя приближение собственного конца, отец повелевает сыну прийти и собирает вместе родственников, князей, министров, воинов и горожан. Затем он обращается к ним, говоря: " Вот, достопочтенные, это мой сын, рожденный мною. Вот уже пятьдесят лет, как он ушел от меня, когда мы жили в другом городе, чтобы испытать одиночество и нищету. Его прежнее имя было таким-то и мое прежнее имя было таким-то. Тогда в том городе я искал его в печали. Внезапно на этом месте я встретил и вновь обрел его. Это мой сын, и я его настоящий отец. Поэтому отныне все богатство, которым я владею, полностью принадлежит моему сыну, и все должники и заимо­давцы пусть обращаются к нему".
Когда бедный сын услышал эти слова, он премного возрадовался, хотя это и было неожиданно, и подумал: " Без всякого умысла и усилия с моей стороны все эти богатства теперь принадлежат мне".
О Досточтимое в мире единство! Тот самый богатый старец — это Таттхагата, а все мы — словно сыновья Будды. Будда на веки вечные провозгласил наше сыновство. Но вследствие грех страданий, в потоке смертей-рождений мы испытали все виды мук, обманываясь, пребы­вая в невежестве и испытывая удовольствия от привязанности к пустякам. Но вот Досточтимое в мире Единство заставил нас задуматься и очистить от пыли наши взоры, обращенные на внутренний мир. Здесь мы и прежде были старательны в развитии и получали ежедневное вознаграждение за наши усилия по достижению нирваны. Обретя это, мы весьма обрадовались и довольствовались этим, сказав себе: " Наше старание и развитие в законе Будды, которого мы достигли, вполне достаточно"... Будда, зная, что наши умы наслаждаются внутренним миром, учил нас в соответствии с нашим положением, но мы еще не постигли того, что мы сыновья Будды... Поэтому мы и говорим, что, поскольку наше сознание не в состоянии созерцать Его, само Великое Богатство от Владыки Закона пришло к нам, и все, что следовало принять сыновьям Будды, мы приняли.
Буддизм. Лотосовая сутра 4: Притча о блудном сыне

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...