Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Клевета, сплетни и ругательства




Злословие или распущенность в речи часто служат причиной зла в мире. Поскольку сказанное может причинить вред самому говорящему или дру­гим людям, следует взвешивать свои слова.
Преступное лжесвидетельство в суде названо среди Десяти Заповедей как особо тяжкий грех, поскольку его последствия для несправедливо обвиненного могут оказаться страшными. В древней Месопотамии соглас­но своду законов Хаммурапи свидетель, лживо обвинивший человека в пре­ступлении, если лжесвидетельство было доказано, подвергался наказанию такому же, какого заслуживало преступление, в котором он обвинял невин­ного. Не только в суде, во множестве ситуаций человека могут спросить о событиях или о поведении других. Создается возможность либо быть правдивым, либо лжесвидетельствовать, совершая несправедливость по отношению к другим, очерняя их репутацию, сея рознь и лживость между мужем и женой либо между друзьями и даже ложно обвиняя их в преступ­лении.
Более того, большой вред могут причинить сказанные сгоряча слова или повторение слухов без проверки, истинны ли они. Надо отдавать себе отчет о характере и разуме своего собеседника. Грубость и ругань, проклятия и оскорбления могут привести к драке и насилию.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего. Иудаизм и христианство. Исход 20: 16

Лжесвидетель и лгун отправятся в ад Раурава. Индуизм. Маркандейа Пурана 10

А кто приобретет проступок или грех, потом обвинит в нем невинного, тот берет на себя ложь и явный грех.
Ислам. Коран 4: 112

Когда его вызвали в суд и стали допрашивать как свидетеля перед советом или группой людей или родственников или перед царской фамилией, и сказали ему: " Ну, добрый человек, расскажи, что знаешь", и он, хотя не знал, отвечает: " Я знаю", и, хотя знает, говорит: " Я не знаю"; хотя не видел, говорит: " Я видел", и, хотя и видел, утверждает: " Я не видел". Таким образом, его слова — заведомая ложь либо ради него самого, либо ради другого, либо ради материальной или какой другой выгоды. Он клеветник; услышав что-то в одном месте, он расскажет это повсюду, порождая разногласия между людьми [... ] Он сеет раздор между теми, кто живет в согласии, и разжигает рознь между теми, кто в ссоре. Раздоры — его удовольствие, его наслаждение, его радость, тема для разговоров [... ] Если вести себя подобным образом, сходит на нет изысканность разума и увеличивается неотесанность.
Буддизм. Мадждхима Никайа 47—48, Севитаббаасевитабба сутта

О вы, которые уверовали! Если придет к вам распутник с вестью, то постарайтесь разузнать, чтобы по неведению не поразить каких-нибудь людей и чтобы не оказаться кающимися в том, что вы сделали.
О вы, которые уверовали! Пусть одни люди не издеваются над другими: может быть, они — лучше их! И женщины — над женщинами: может быть, они — лучше их! Не позорьте самих себя и не перекидывайтесь прозвищами. Мерзкое имя " распутство" после веры! А кто не обратится, те — несправедливые.
О те, которые уверовали! Берегитесь многих мыслей! Ведь некоторые мысли — грех; и не выслеживайте, и пусть одни из вас не поносят за глаза других. Разве пожелает кто-нибудь из вас есть мясо своего брата, когда он умер? Вы ведь почувствовали отвращение. Бойтесь же Аллаха, — ведь Аллах — обращающийся, милостивый!
Ислам. Коран 49: 6, 11—12

Есть восемь недостатков у людей, и их надо тщательно изучить. Делатв" не свое дело значит быть назойливым. Лезть вперед, когда к тебе никто не обращался - значит быть угодливым. Вторить чьему-то мнению, пытаться завязать разговор — значит быть низкопоклонником. Говорить, не обращая внимание на то, прав или неправ собеседник — значит быть льстивым. Находить удовольствие в том, чтобы перечислять чьи-то неудачи — значит клеветать. Между делом разрушить чью-либо дружбу — значит быть злонамеренным. Лицемерно и лживо превозносить кого-либо, причиняя таким образом другим зло и несправедливость —- значит быть злобным. Не думая о том, правильно это или нет, пытаться повернуться лицом сразу в обе стороны, чтобы уловить, чего хочет противоположная сторона — зовется предательством. Эти восемь недостатков приводят к беспорядку вокруг и вредят тому, кто обладает ими. Высокорожденный не станет завязывать дружбу с подобным человеком, а просвещенный правитель не возьмет его в министры.
Даосизм. Чжуан-цзы 31
Не ходи переносчиком в народе твоем... Иудаизм и христианство. Левит 19: 16
Когда ухо не слышит злобных сплетен, сердце не печалится. Африканские традиционные религии. Пословица народа йоруба (Нигерия)
... Притом же они [молодые вдовицы] будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.
Христианство. Первое послание Тимофею 5: 13

... Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.
Христианство. Послание Иакова 3: 6—9

Человек рождается с секирой во рту. Тот, чья речь отвратительна, зарубает сам себя этой секирой.
Когда человек восхваляет кого-то, достойного порицания, или порицает достойного похвалы, он своими словами накапливает зло, и оно не приводит к счастью.
Нет беды в том, что кто-то проиграл деньги в кости, проиграл все, даже самого себя; но беда, если кто-то распространяет недоброжелательные слухи о праведных людях. Оскорбление человека действительно заслуживает, будь это недоброжелательные слухи или мысли, целых веков страдания.
Буддизм. Сутта Нипата 657—660

У шумливой птицы плохое гнездо.
Африканские традиционные религии. Пословица народа кануфи (Нигерия)

Начало всех бед В этом мире
Это одно-единственное слово, Опрометчиво сказанное.
Синтоизм. Моритака Аракида, Сто стихотворений о мире

Ни с кем не говори грубо; те, с кем ты говорил грубо, ответят тебе тем же. Ведь раздраженная речь — неприятна, и возмездие может коснуться тебя.
Буддизм. Дхаммапада 133

Учитель сказал: " В начале любого беспорядка — слова. Если правитель неблагоразумен — он теряет слуг. Если слуга неблагоразумен — он теряет жизнь. Если детей не растить с благоразумием, совершенствовать их будет трудно".
Конфуцианство. И цзин [Книга перемен]. Большой комментарий 1. 8. 10

Нужно меньше говорить, следовать естественности. Быстрый ветер не продолжается все утро, сильный дождь не продержится весь день. Кто делает все это? Небо и земля. Даже небо и земля не могут сделать что-либо долговечным, тем более человек.
Даосизм. Дао дэ цзин [Книга о дао и дэ] 23

Посланник Аллаха... схватил его за язык и сказал: " Придержи его". Я сказал: " О пророк Аллаха, будет ли сказанное нами обращено против нас? " Он ответил: " Пусть твоя мать лишится тебя, Муад! Есть ли что-нибудь, что ввергает людей в адское пламя чаще, чем их язык? "
Ислам. Сорок хадисов ан-Навави 29

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...