Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Западноевропейская юридическая наука нового времени




Правовая наука Нового времени, охватывающего XVII— XIX вв., характеризуется интенсивным развитием всех ее отраслей и превращением в развитую систему общих и отраслевых знаний о закономерностях функционирования и развития государства и права. Правовая наука полностью обособляется от философии и богословия и образует самостоятельную систему научных знаний. Правоведение приобретает статус социальной, общественной науки, призванной исследовать процессы функционирования и развития государства и права и вырабатывать обоснованные рекомендации о путях модификации, совершенствования политикоправовой практики, способствовать прогрессивному развитию общества и государства. Ее ведущими компонентами становятся общая теория государства и права, история государства и права, а также науки Глава 8. История западноевропейской юридической науки 139 гражданского, административного, уголовного, финансового и иных отраслей права. Интенсивное развитие правовой науки объективно обусловлено процессами, связанными с утверждением буржуазного общества и переходом государственной власти из рук феодалов в руки буржуазии как экономически господствующего в этом обществе класса. В этих условиях правовая наука должна была обосновать правомерность претензий буржуазии на государственную власть, создать систему норм, обеспечивающих успешное функционирование гражданского общества на началах равенства, свободы и справедливости, разработать систему норм права в сфере публичного и частного права, способных гарантировать устойчивый правопорядок и защиту нарушенных прав индивидов и иных лиц. Чтобы успешно решить эти фундаментальные проблемы, правоведам пришлось: 1) изменить свои философские воззрения; 2) модифицировать представления о сущности государства и права и их роли в жизни общества; 3) дополнить систему правовой науки рядом новых отраслевых наук конституционного, административного, финансового права; 4) создать развитую систему внутринационального права. Начиная с эпохи Просвещения в Западной Европе умами философов овладевает новое учение — рационализм, согласно которому основой бытия является не Бог, а разум человека. Наиболее полное обоснование это учение получило в работах Р. Декарта, Г. Лейбница, Б. Спинозы и нашло благодатную почву в правовой науке в трудах виднейших представителей теории естественного права: Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка. Раскрывая тесную связь философского рационализма с теорией естественного права, О. Э. Лейст пишет: «В противоположность христианским авторам Средневековья, традиционно видевшим в «свободной воле людей» источник и причину греха и зла в мире, теоретики естественного права считали свободу воли, направляемой разумом, основой общежития, отношений между людьми, каждый из которых свободен в поступках, в выборе вариантов поведения и потому должен нести ответственность за свои действия. Рационалистический подход к государству, попытки использовать категории частного права для объяснения причин его возникновения и существования ввели в содержание политико-правовых теорий не только главную идею общественного договора, но и категорию естественного состояния, перспективную для последующего исследования догосударственной истории человечества, а также проблему взаимных прав и обязанностей власти и народа»24. Основополагающий тезис теории естественного права о наличии естественных прав человека, имеющих приоритет перед воле- установленным правом государства, и об обязанности государства следовать нормам естественного права послужили теоретической основой дальнейших революционных преобразований правовой науки, государственной власти и юридической практики. Под лозунгами равноправия и свободы были 24 Лейст О. Э. Политические и правовые учения в Голландии и Англии // История политических и правовых учений. М., 1999. С. 264. 140 Раздел II. История зарубежного и российского правоведения проведены буржуазные революции в Нидерландах, Англии, во Франции и в других странах Западной Европы, приведшие к устранению сословных различий между членами гражданского общества, освобождению крестьян от крепостной зависимости, законодательному закреплению формального равенства всех членов общества. Признание общественного договора между государством и населением как правовой основы их взаимодействия ориентировало буржуазные государства на интенсивное формирование публичного права, создание норм конституционного, административного, процессуального права, способных закрепить правовые пределы государственной власти, обязать свято исполнять принятые законы как население, так и государственные органы и должностных лиц. Правовое государство, обоснованное в работах И. Канта и Г. Гегеля, и по настоящее время выступает идеалом и конечной целью любого демократического государства. В этот же период государства Западной Европы начинали отказываться от применения римского права и создавать собственные кодифицированные акты в сфере частного права в целях приспособления общего (римского) права к специфике существующих национальных имущественных отношений. Пример этому подала Франция, подготовив и приняв Гражданский кодекс, который был воспринят в Бельгии, Нидерландах, Италии, Польше. Однако Германия, а вслед за ней и другие страны разработали и приняли свои гражданские кодексы. Таким образом, законотворческая деятельность, ориентированная на формирование национального публичного и частного права, стала одним из важнейших направлений деятельности государств Западной Европы, а наличие развитой системы права — одним из значимых показателей высокой правовой культуры общества и государства. Чтобы успешно справиться с процессами формирования национального позитивного права и обеспечить его эффективное действие, в том числе в сфере правосудия, государства вынуждены стимулировать развитие правовой науки и создавать образовательные учреждения для подготовки высококвалифицированных юридических кадров. По мере упрочения статуса буржуазных государств в качестве органа управления делами общества и формирования системы буржуазного права, революционная направленность и излишний демократизм теории естественного права становятся обременительными для государственной власти, желающей стабилизировать буржуазное законодательство на достигнутом уровне и отказаться от его критики по мотивам несоответствия нормам естественного права. В свою очередь, ученые-юристы не избежали соблазна оказать действенную помощь государству, создав в начале XIX в. позитивистскую теорию права, в основе которой лежало понимание права как любого властного веления государственной власти, направленное на создание нормативных установлений. Одним из первых критиков теории естественного права был английский философ и юрист И. Бентам (1748—1832), по убеждению которого правом Глава 8. История западноевропейской юридической науки 141 являются повеления и запреты, установленные государством, тогда как естественные права представляют собой не более чем «анархические софизмы», субъективные оценки действующего законодательства. Основы юридического позитивизма были сформулированы в работах его ученика Дж. Остина (1790—1859), полагавшего, что право — это приказ власти, обяза- тельный для исполнения под угрозой применения санкции. Поэтому юриспруденция «имеет дело с законами, или правом в собственном смысле этого слова, без рассмотрения того, плохи они или хороши». Он не отрицает наличия норм, установленных Богом, признает существование «Божественного (естественного) права», но выводит его за пределы юриспруденции, предметом которой является только право, закрепленное в действующих законах и иных нормативных правовых актах государства. Существенный недостаток позитивистской доктрины, от которого она не может освободиться по настоящее время, состоит в отсутствии критериев, позволяющих отличать правовые нормы от возведенного в закон законодательного произвола государства. Согласно этой теории правом являются законы не только демократического государства, но и фашистского, грубо посягающие на права личности и даже легализующие геноцид народов, как это имело место в фашистской Германии. Тем не менее несмотря на отмеченный недостаток, очарование государственных властей позитивистской теорией настолько велико, что она и сегодня выступает официальной правовой доктриной многих западноевропейских государств. Политико-правовая мысль уже в XIX в. преодолела позитивизм как консервативное правовое течение и разработала ряд доктрин, позволяющих более глубоко и точно раскрыть действительную сущность права, закономерности его функционирования и развития. Практически одновременно с позитивизмом в Европе основоположниками марксизма К. Марксом и Ф. Энгельсом были заложены основы материалистической теории права, раскрывающие генезис становления и развития права как социального явления и закономерности его функционирования в современном обществе. Ими было показано, что позитивное право и закрепляющие его законы не имеют ничего общего с действительным правом. То, что официальная наука и общество принимают за право, на деле предстает не более чем возведенной в закон волей господствующего класса. В рабовладельческом обществе это воля рабовладельцев, в феодальном — феодалов, в буржуазном — буржуазии. Рабочий класс не может обрести своего права в буржуазном законодательстве, для этого ему нужно взять государственную власть в свои руки и собственные правовые притязания закрепить в законе. Государство необходимо пролетариату для построения коммунистического общества, способного обеспечить всех и каждого материальными благами по потребности. Фактическое экономическое и политическое равенство членов коммунистического общества, лишенного социальных антагонизмов, сделает ненужным государство и право, они отомрут, уступив место органам общественного самоуправления и нормам коммунистического общежития. 142 Раздел II. История зарубежного и российского правоведения Обоснованная критика позитивистской теории права давалась и другими правовыми теориями, возникшими в Новое время, в том числе представителями социологической теории права, философии права, психологической теории права, тем не менее позитивистская теория права, поддерживая государство, неизменно сохраняла и по настоящее время сохраняет свое лидерство как по числу признающих ее правоведов, так и по интенсивности воздействия на политико-правовую практику. Даже в условиях Советского государства, выдававшего марксизм за свою официальную идеологию, лидеры коммунистической партии и Советского государства приписывали марксизму позитивистскую трактовку права. В условиях Нового времени правовая наука развивалась не только за счет теории государства и права. Одновременно шло интенсивное развитие отраслевых юридических наук как вширь, так и вглубь, обусловленное закреплением конституционных основ буржуазного государства, его основополагающих принципов выборности высшего органа государства, разделения государственной власти на три ветви (законодательную, исполнительную, судебную) и господства права. Последовательное проведение этих принципов в жизнь потребовало коренного изменения действующих норм публичного права или его существенного изменения, развития. Появились новые отрасли публичного права: конституционное, административное, финансовое, муниципальное право, — что, в свою очередь, потребовало образования соответствующих отраслей правовой науки. В конечном итоге система права и система правовой науки приобрели практически современный вид, большинство отраслей права и соответствующих отраслей науки, уже существовавших или возникших в этот период, действуют по настоящее время. В Новое время формировалась система юридического образования, которая с некоторыми изменениями действует и сегодня. Основной кузницей юридических кадров стали юридические факультеты университетов, при этом юридическое образование освобождалось от опеки церкви и выделялось из системы философского образования. Учебные планы университетов основной акцент делали уже не на изучении римского права, а на анализе национального законодательства, истории его возникновения и Развития, а также современных действующих норм права. Юристы, ведущие научно- преподавательскую деятельность, в установленном порядке, как правило, по результатам защиты диссертации могли получить ученую степень магистра или доктора юридических наук. Юридическая профессия во все времена имела высокий престиж среди всех слоев населения, и потому юридические вузы никогда не испытывали недостатка в студентах. К началу XX в. юридическая наука представляла собой обширную систему знаний о праве, истории его возникновения и развития, его современном состоянии, практике реализации норм права в конкретных отношениях. Немало в ней имелось предложений о путях совершенствования общества, государства и права в ближайшей и отдаленной перспективе. Наиболее точные Глава 8. История западноевропейской юридической науки 143 положения по этому вопросу имела материалистическая теория права, которая в совокупности с другими частями марксизма теоретически обосновала правомерность овладения пролетариатом государственной властью и создание социалистического общества. Практическое осуществление марксистской доктрины в России знаменовало собой конец эпохи Нового времени и становление современной стадии развития общества и государства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...