Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задача № 3. В порыве ревности




— Дмитрий Поздняков убил Лидию Вострицову, с этим все ясно. Не ясно одно — было это запланированное убийство или он убил ее в приступе безумия? От этого зависит решение суда, — сказал Королев, когда он и следователь Гуров занимали места в зале суда.

Дмитрий и Лидия разошлись три недели назад. Они еще встречались, но она свободно гуляла с другими. В день своей смерти она пошла к озеру, захватив купальный костюм, завернутый в полотенце. Она была в белой блузке, плотно прилегающих брюках и сланцах на высоком каблуке.

На озере есть кабинка для переодевания. Лидия надела свой купальник и сложила вещи на одной из скамеек. Около трех часов другая девушка вошла в кабинку и увидела Дмитрия, который душил Лидию.

На первом допросе Дмитрий признался, что убил Лидию.

— Она не хотела ко мне возвращаться, - сказал он, — тогда я хотел запугать ее. Я вытащил комбинацию из стопки одежды и затянул вокруг шеи. Она стала сопротивляться. Это был несчастный случай.

— Теперь, — заключил Королев, - давайте посмотрим, поверит ли суд, что он хотел ее только испугать.

— Нет, - отозвался Гуров.

Почему он так решил? Аргументируйте свой ответ.

 

Задача № 4. Полуденный выстрел

Через десять минут после звонка в отделение милиции следователь Гуров уже был на месте происшествия. Его встретил участковый инспектор и человек, представившийся Александром Сориным — соседом убитого С. Бойцова, тело которого лежало у порога собственного дома. — Итак, гражданин Сорин, что вы можете сообщить следствию?

— Видите ли, товарищ следователь, примерно двадцать минут назад я вернулся с вокзала, куда ездил провожать брата. Подъехав к дому, я загнал машину в гараж и собирался отрегулировать стартер. В этот момент раздался ужасный крик, а за ним выстрел. Это произошло ровно в полдень. Я в этом абсолютно уверен, поскольку буквально минут пять назад, я слышал как проследовал товарный поезд.

— Что же было дальше?

— Не теряя ни минуты я бросился к шоссе, где находится опорный пункт полиции. Там были два сотрудника. Один из них стал звонить вам, а с другим мы побежали к дому Бойцова.

Осмотрев место происшествия, следователь обратился к Сорину.

— Нельзя ли мне побывать на том месте, откуда вы услышали выстрел?

— Разумеется, — ответил Сорин. Он проводил следователя к своему дому, находившемуся в метрах двадцати от дома убитого. Осмотрев двор, Гуров сказал:

— Гражданин Сорин, я хотел бы заодно осмотреть и ваш гараж.

— Пожалуйста, товарищ следователь, но вы зря теряете время. Какое отношение мой гараж имеет к убийству?

— Возможно никакого, но я должен во всем убедиться сам, — заметил следователь.

Они подошли к гаражу. Сорин не медля отворил оба замка и вежливо пропустил Гурова вперед. Бросив беглый взгляд на машину, Гуров обратился к Сорину:

— В том, что вы мне рассказали, очевидно, есть стремление помочь следствию, но для того, чтобы выяснить причину, заставившую вас солгать, вам придется проехать со мной в отделение.

Почему Гуров принял такое решение? Аргументируйте свой ответ.

Задача № 5. Несчастный случай

— Прошу извинения, — сказал следователь Гуров, войдя в квартиру супругов С. — Примерно полчаса назад я проходил мимо вашего дома, как в голову вашего соседа выстрелили из пневматической винтовки. Я не смог подняться к вам сразу же, поскольку вместе с пострадавшим отправился в больницу. Но я заметил, что выстрел был произведен из вашего окна.

Лицо хозяина квартиры покрылось красными пятнами.

— Нет, вы ошибаетесь, этого не могло произойти. Наши окна были закрыты, да и мы только что вернулись домой за минуту до вашего прихода. Спросите хотя бы мою жену.

Гуров взглянул на кухню, где невозмутимая супруга С. суетилась возле плиты. Распечатав пачку спагетти, она опустила их в кастрюлю.

— Что вы, товарищ следователь, — вступила разговор хозяйка квартиры, одетая в белую блузку и элегантно облегающие лосины, — произошла нелепая ошибка. Мы с мужем и в руках-то никогда не держали винтовок. Кроме того, в квартире никого не было. Наши мальчики остались со свекровью на даче, откуда мы только что вернулись.

— Дома вы находитесь давно, — заметил Гуров после некоторого размышления, — и для вас будет лучше, если вы уплатите штраф пострадавшему.

Почему Гуров не поверил объяснению супругов С.? Аргументируйте свой ответ.

Тема 12. Формы и методы осуществления психологического воздействия в правоприменительной деятельности

Вопросы темы:

1. Содержание и классификация методов психологического воздействия, используемых в правоприменительной деятельности. 275

2. Метод убеждения и приемы его использования в практике правоприменительной деятельности. 278

3. Психологический метод внушения, возможности и условия его эффективного использования. 280

4. Метод психологического стимулирования, его приемы и условия эффективного использования. 283

5. Метод «психического заражения», его учет в правоприменительной деятельности. 285

Литература по теме

Методические указания по изучению темы

 

Цели и задачи:

Цели и задачи изучения данной темы – формирование у студентов систематезированных теоретических знаний и представлений о формах и методах психологического воздействия, применяемых в правоприменительной деятельности. Освоение данной темы даст возможность познакомится с возможностями, приемами и условиями их эффективного использования.

 

В результате успешного изучения темы Вы:

Узнаете:

содержание и классификацию методов психологического воздействия, используемых в правоприменительной деятельности

Приобретете следующие профессиональные компетенции:

· способность ориентироваться в основных методах психологического воздействия, используемых в правоприменительной деятельности;

· умение применения специальных психологических методов воздействия в юридической деятельности;

· умение оценки результатов использования специальных психологических методов воздействия в юридической деятельности.

 

В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих понятиях:

психологическое воздействие, как частный случай воздействия — комплекс мер, применяемых для модификации мышления и поведения;

основные социальные функции массовой коммуникации: во-первых, распространение знаний о действительности; во-вторых, социальное регулирование и управление; в-третьих, распространение культуры; в-четвертых, развлечение;

убеждение - прямое коммуникативное воздействие, в ходе которого происходит сознательное принятие объектом определенной позиции;

внушение - некритическое восприятие объектом информации, позволяющее изменить его поведение в короткий период времени;

«психическое заражение» — это бессознательная спонтанная подверженность индивида определенным психическим состояниям.

Теоретический материал по теме

Вопрос 1. Содержание и классификация методов психологического воздействия, используемых в правоприменительной деятельности

 

Качества личности не возникают сами собой, они могут быть сформированы лишь в результате воздействия на личность. Важным резервом совершенствования правоохранительной деятельности является все более широкое, квалифицированное, научно, юридически и психологически обоснованное применение методов воздействия.

Психологическое воздействие применяется в процессе предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, осуществления воспитательной работы с правонарушителями, в ходе нейтрализации негативных явлений, возникающих в экстремальных ситуациях, организационно-управленческой деятельности. Психологическое воздействие является лишь одним из многочисленных видов воздействия. Наряду с ним существует также правовое, экономическое, идеологическое, и другие виды воздействия.

Под воздействием понимается активное и целенаправленное действие на определенные объекты. Говоря об активном действии, имеется в виду, что воздействующий не удовлетворяется стихийным течением событий, а берет в свои руки управление состоянием объекта воздействия. Указание на целенаправленность действия подчеркивает, что субъект воздействия (воздействующий) преследует при этом определенную цель. В соответствии с этим под психологическим воздействием, как частным случаем воздействия, можно понимать комплекс мер, применяемых для модификации мышления и поведения.

Применение методов психолого-педагогического воздействия протекает в определенных рамках, очерченных юридическими и этическими нормами, состоянием объекта воздействия и возможностями субъекта воздействия.

 

 

Содержательная характеристика данной классификации раскрывается при рассмотрении средств, методов и приемов психологического воздействия на правонарушителей.

Другую группу средств воздействия составляют средства массовой коммуникации: телевидение, печать, радио, кино, устная пропаганда и т. д. Обычно выделяют следующие основные социальные функции массовой коммуникации: во-первых, распространение знаний о действительности; во-вторых, социальное регулирование и управление; в-третьих, распространение культуры; в-четвертых, развлечение.

Обычно использование средств массовой коммуникации связывается с обще-профилактической деятельностью правоохранительных органов. Между тем рассматриваемые средства следует использовать также и в индивидуально-профилактической работе с конкретными лицами, совершающими правонарушения.

Таким образом, можно предложить следующую систему методов психологического воздействия. Это убеждение, внушение, «заражение», метод стимулирования, феномен «группового давления».

С помощью приемов в каждом конкретном случае обычно решается какая-либо одна из многочисленных частных задач, а в совокупности применение разнообразных приемов способствует реализации методов.

Понимаемые таким образом приемы психологического воздействия, а точнее их определенные группы, «привязаны» к тому или иному методу: метод убеждения реализуется с помощью одних приемов, метод стимулирования — с помощью других и т. д. Однако эта связь не является абсолютно жесткой и однозначной, здесь возможны взаимовлияния и взаимопереходы, поэтому, правильнее сказать, что тот или иной метод реализуется путем применения преимущественно таких-то приемов, имея в виду, что эти же приемы могут использоваться и в рамках другого метода.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...