Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания по изучению темы




 

Ответьте на следующие вопросы:

1. Почему метод убеждения считается основополагающим?

2. Какое значение имеет социально-психологическое явление конформизма для применения метода внушения?

3. Назовите особенности применения метода психологического стимулирования.

 

Напишите небольшое эссе (объемом 2-3 страницы) по одному из перечисленных ниже вопросов:

1. Сущность и особенности манипулятивных технологий.

2. Эффективность применения метода внушения в правоохранительной деятельности.

3. Негативные последствия применения метода заражения в правоохранительной деятельности.

 

Выполните тестовое задание для самопроверки:

1.Метод юридической психологии, который основан на объективных материалах: письмах, дневниках, архивных документах, продуктах преступной деятельности называется

a) наблюдения

b) анализ продуктов деятельности

c) эксперимента

d) проективный метод

2.Нежелание гражданина в данный момент времени вести с оперативным работником откровенный разговор, боязнь мести со стороны преступного элемента составляют содержание психологического барьера на установление контакта, а именно

a) эмоционального барьера

b) интеллектуального барьера

c) волевого барьера

d) мотивационного барьера

3.При проведении оперативными работниками дознания часто используются различные методы воздействия на преступника, основными из которых являются

a) рассказ, собеседование, лекция, диспут

b) наблюдение, эксперимент, тестирование и обобщение характеристик

c) эмоции, воля, интеллект, характер и темперамент

d) убеждение, принуждение, внушение, постановка и варьирование задач

4.Найдите неверное утверждение, касающееся защитительной речи адвоката:

a) выступление защитника в уголовном процессе должно быть увязано с речью обвинителя

b) выступления адвоката в гражданском суде должны быть более лаконичными и менее эмоциональными, чем в уголовном процессе

c) выступая в уголовном процессе по групповому делу, адвокат обязан согласовывать свою речь с защитниками других подсудимых

d) в речи защитника в гражданском процессе должны присутствовать личностные характеристики участников процесса, анализ причин и условий деликта.

5.В местах предварительного заключения подследственные применяют различные психологические формы адаптации к социальному окружению в камере. При этом самой сложной для психолого-воспитательного воздействия категорией лиц являются подследственные, применяющие следующую форму адаптации:

a) осторожную

b) приспособленческую

c) активную

d) пассивную

6.С психологической точки зрения феномен наказания имеет три функции

a) исправления, воспитания и профессионального роста

b) карательную, воспитывающую и обеспечивающую

c) карательную, воспитывающую и совершенствование мировоззрения

d) изоляции от общества, воспитания и профилактика новых преступлений

7. Характер – это

a) устойчивые свойства индивида, в которых выражаются способы его поведения

b) устойчивые свойства индивида, в которых выражаются особенности его интеллектуального развития

c) устойчивые свойства индивида, в которых выражаются элементы индивидуального стиля его деятельности

d) система сложившихся привычек человека

8.Поисковые способности следователя зависят от развитости у него таких личностных качеств как:

a) интеллект, креативность, наблюдательность, воля, установки

b) эмоции, чувства, воля и установки

c) направленность, характер, темперамент и установки

d) память, речь, наблюдательность, цели и задачи

9.Выберите верное утверждение:

a) ощущения всегда объективны, а восприятие субъективно, так как зависит от личного опыта человека

b) ощущения и восприятие человека всегда субъективны

c) ощущения и восприятие человека всегда объективны

d) ощущения субъективны, а восприятие объективно, так как не зависит от личного опыта человека

10. Адвокат обязан работать со своим подзащитным:

a) в процессе ведения предварительного следствия

b) в период проведения судебного процесса

c) не только до начала и в процессе судебного разбирательства, но и после оглашения приговора

Практические задания:

Задание 1. Дайте, пожалуйста, определение психическим и психологическим методам воздействия. В чем заключается их принципиальное различие.

Перечислите известные Вам приемы и методы данных категорий воздействия. Напишите, в каких случаях в правоохранительной деятельности они используются.

Задание 2. Напишите, пожалуйста, как в преступных целях используется социально-психологический феномен «нога-в-дверях».

Задание 3. В чем заключается психологический механизм внушения. Определите на выбранном Вами примере факторы, способствующие внушающему воздействию в преступных целях.

Задание 4. В оставленном для ответа месте распишите, пожалуйста, механизм реализации соответствующего способа изменения поведения.

 

  позитивное негативное
Подкрепление    
   
   
   
   
Наказание    
   
   
   
   

 

Задача № 1. Наезд

— Вам придется проехать со мной в отдел полиции, гражданин Левин, — сказал следователь Гуров. — Сегодня утром видели, как ваша машина неслась по центральной улице, где был сбит подросток.

— Это какое-то недоразумение, — отвечал Левин, высокий грузный мужчина, ростом под два метра. — Вот уже третий день как я не садился за руль и убежден, что это нелепая ошибка.

— Но мать пострадавшего мальчика видела, что за рулем сидел высокий мужчина, — возразил следователь. Левин громко рассмеялся.

— Единственным человеком, кто ездил на машине сегодня, была моя жена, но вряд ли ее можно принять за высокого мужчину.

Гуров взглянул на жену Левина, стоявшую рядом. Это была хрупкая, миниатюрная шатенка.

— Вы правы, — согласился Гуров. — Да вот еще что: машина, сбившая паренька, сильно коптила, будто у нее неисправен карбюратор.

— Это ошибка. Посмотрите сами, моя машина не загрязняет воздуха, — сказал Левин, подводя Гурова к автостоянке.

Удобно устроившись за рулем, он завел двигатель.

— Машина работала совершенно исправно, — рассказывал потом Гуров капитану Королеву, — но еще до того, как я убедился, что на ней установлен новый карбюратор, я уже знал, что Левин лжет.

Королев тоже догадался, в чем дело.

Так что же произошло на самом деле? Аргументируйте свой ответ.

 

Задача № 2. Браслет

У гражданки Львовой пропал гранатовый браслет работы французского мастера XIX в. Готье. Как она заявила, единственный человек, знавший о браслете, — это близкий друг ее покойного мужа — художник Демин.

Расследовавшему пропажу браслета следователю Гурову Демин сказал:

— Во-первых, я ничего не знал о том, что у Львовых имеется такая ценная вещь. Во-вторых, у меня дома действительно хранится какой-то браслет, но это семейная реликвия — его приобрел в сороковые -годы мой дед — большой любитель ювелирных безделушек.

Порывшись в старых бумагах, Демин предъявил в доказательство пожелтевшее от времени письмо:

«...Дорогой сын! Будучи проездом в Калининграде, я приобрел неплохой браслет. Это подарок твоей невесте.

Твой отец. 26 декабря 1944 г.»

Прочитав письмо, Гуров заметил:

— Это подделка, Демин! Я арестую вас по подозрению в краже браслета!

Что позволило следователю Гурову принять такое решение? Аргументируйте свой ответ.

Задача № 3. На пляже

— Что случилось? — обратился к рыдающей девушке Гуров,— пожалуйста, успокойтесь и расскажите все по порядку.

— Вам хорошо говорить, — сквозь слезы проговорила она. — Вы даже представить себе не можете, как дорого для меня это ожерелье. Я прихожу сюда каждый день. Сегодня я сняла ожерелье, чтобы загорела шея, положила его на коврик и случайно задремала. Проснулась, а ожерелья нет.

Следователь Гуров погрузился в глубокое размышление. На песке, вокруг коврика не было видно чужих следов, кроме следов самой потерпевшей и его. Следовательно, ожерелье мог похитить кто-то из посторонних. Гуров оглянулся. Отдыхающих было восьмеро: женщина, читающая книгу; пожилой человек, примеряющий ласты и маску; возле кустов расположился юноша, ловивший рыбу перископической удочкой; ближе всех к потерпевшей находилась молодая пара, с аппетитом обедающая; на перевернутой лодке, положив ноги на акваланг, дремал спасатель; двое подростков с азартом резались в карты. Гуров осмотрелся и через мгновение понял, кто мог это сделать.

Так кто же мог это сделать, и почему Гуров пришел к такому выводу? Аргументируйте свой ответ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...