Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Общественные отношения производства в первобытно-родовых группах.




2. Общественные отношения производства в первобытно-родовых группах.

            Современная наука ни в настоящем ни в прошлом не знает таких людей, которые бы жили не в обществе. В первобытную эпоху уже существовали связи между людьми, хотя гораздо менее широкие, чем теперь. Обходиться без помощи других людей в борьбе за существование человеку тех времен было также невозможно, как нынешнему. Лицом к лицу с враждебной природой, отдельная личность была бы обречена на скорую, неминуемую гибель.

       Однако и сила общественных союзов была крайне ничтожна. Основная причина этого заключалась, как уже выяснено, в очень слабом развитии техники; а оно, в свою очередь, порождало и другую причину – чрезвычайную узость общественных связей, незначительность размеров отдельных обществ.

       Чем ниже техника, чем менее совершенны способы борьбы за существование, тем более требуется на каждого человека пространство земли, «площадь эксплоатации», для добывания средств к жизни. Первобытная охота настолько малопроизводительное занятие, что на одной квадратной миле земли при средних природных условиях умеренного пояса может прокормить не более 20 человек. Сколько-нибудь значительная группа людей должна была бы раскинуться на такое громадное пространство, что поддержание общественной связи стало бы делом в высшей степени трудным; а если принять во внимание первобытную технику сообщений между людьми – отсутствие каких бы то ни было дорог, отсутствие прирученных животных, на которых можно было бы ездить, громадные опасности, связанные с самым незначительным путешествием, – то становится очевидным, что размеры общественного союза достигали тогда самое большее нескольких десятков человек.

       Соединяться для совместной борьбы за жизнь в те времена было бы возможно только для людей, которых уже сама природа связала единством происхождения, родственными отношениями.

       Люди, чуждые друг другу по крови, не вступали в свободные союзы для производственной деятельности: первобытному человеку не выдумать такой сложной вещи, как договор; а главное – страшная суровость борьбы за существование приучила его враждебно относиться ко всякому человеку, с которым не связали его родство и совместная жизнь.

       Поэтому, общественная организация первобытного периода имела форму родового союза или рода. Пределами этой формы и ограничивались экономические отношения.

       Основное производственное отношение родовой группы есть простое сотрудничество. Общественно-трудовая деятельность так ограниченна и несложна, что каждый умеет делать всё, что умеет делать другие, и все выполняют, каждый в отдельности, приблизительно сходные работы. Это – наиболее слабая форма связи сотрудничества. В известных случаях на сцену выступает связь более телесного характера: коллективное выполнение дел, непосильных для отдельного человека, но осуществимых с помощью той механической силы, которая создаётся в сплочённой деятельности целой группы, напр., совместная защита от какого-нибудь сильного зверя или охота за ним.

       Далее, внутри родовой группы уже весьма рано появилось некоторое разделение труда. Первоначально оно основывается на физиологических различиях пола и возраста. Охота представляет занятие взрослых мужчин, собирание плодов – дело женщин, детей и т. д.

       Разделение труда между особями не могло быть делом их личного произвола; тяжёлая борьба с природой не допускала этого: действия работников необходимо было строго согласовать, чтобы не было бесплодной растраты сил. Труд был организован общею волею родовой группы сообразно с её общими интересами.

       Ход развития, первобытного родового союза в настоящее время может быть восстановлен только приблизительно и в самых общих чертах.

       В своём первоначальном виде родовая группа состояла, вероятно, из женщины-матери и её детей, которым в раннем возрасте необходима её помощь. С течением времени выгоды сотрудничества делали связь такой семьи всё более прочною: дети не уходили от матери и по достижении возмужалости. Привычка к совместной жизни развилась, люди всё больше стремились держаться вместе. Родовые группы возрастали, конечно, только до тех пределов, которые ставило развитие техники. Переходя в своих размерах за эти пределы, род неминуемо распадался.

3. Первобытные формы распределения.

       Производственным отношениям первобытно-родовой группы вполне соответствовали её формы распределения.

       Если распределение труда в производстве зависело не от личной, а от коллективной воли то и распределение продукта этого труда должно было являться делом всей группы. Группа давала каждому по его потребностям. Давать кому-нибудь из членов меньше необходимого было для неё невозможно, потому что такой образ действий приводил бы к гибели членов рода и к ослаблению самой группы; а уделять кому-нибудь больше необходимого было возможно разве только в очень редких случаях, вообще же это не допускало ничтожное развитие производства и отсутствие прибавочного труда (т. е. труда, производящего излишки сверх необходимых средств к жизни).

       Следовательно, первобытное распределение имело организованный коммунистический характер. Не было и следов частной личной собственности. Что сообща производилось, то сообща распределялось, и затем немедленно потреблялось. Накопления не было.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...