Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

в) Производительность труда.




 

       Если два работника трудятся с одинаковой энергией и, тем не менее, в одинаковое время один успевает сделать больше, чем другой, то, очевидно, различна успешность их труда или, как принято говорить, его производительность.
       Условия, которыми определяется в отдельных случаях производительность труда, бесконечно многочисленны и разнообразны, и здесь они охватывают не только всю сумму современных условий жизни общества, но и все его предшествующее развитие.
       Условия эти можно, однако, для удобства исследования разбить на несколько групп, из которых каждую здесь возможно будет характеризовать только в самых общих чертах. Основными группами будут следующие:
       Во-первых непосредственно данные условия внешней природы. От них в особенности зависит производительность труда в земледелии и в горном деле; но так же, хотя в меньшей степени, и в остальных отраслях производства.
       Во-вторых, техника – степень совершенства средств и приёмов труда, уровень технических знаний и профессионального искусства.
       В-третьих, общественная организация производства – сотрудничество, разделение труда и проч.
       1) Чем больше даровых материалов и сил даёт человеку природа, тем труд его, вообще говоря, производительнее. Рассматривать подробно влияние различных природных условий на успешность общественного труда не дело экономической науки, а дело учения о материальной культуре. Здесь можно привести только несколько примеров, иллюстрирующих это влияние.
       Прежде всего – климат, степень теплоты и влажности в атмосфере. Для каждого растения, для каждого животного необходима известная температура воздуха, без которой они жить не могут. В северной полосе России пшеница совсем не растёт, а рожь ещё растёт, но плохо. На юге же тепла достаточно для полного развития и созревания как ржи, так и пшеницы; очевидно, там земледельческий труд производительнее.
       Подобно теплоте, влажность имеет особенно большое значение в сфере земледельческого труда. В степной полосе на юге России и тепла довольно, и почва плодородная; но климат недостаточно влажный: нередки засухи, а с ними – неурожаи.
       Далее – состав земной коры, именно верхних её слоёв, почвы и подпочвы. Им определяется плодородие земли и её минеральные богатства, следовательно – производительность труда в земледелии и горном деле, вообще в добывающей промышленности. А от материалов, которые даёт добывающая промышленность, в очень сильной степени зависит производительность общественного труда и в других его сферах.
       Затем, устройство поверхности – расположение морей, рек, гор и т. д. Этот ряд природных условий имеет громадное значение, но преимущественно непрямое влияние на производительность труда. Именно от устройства поверхности зависит лёгкость или трудность сношений между людьми, а сношения играют существенную роль в развитии производства: во-первых люди при сношениях учатся друг у друга более совершенным способам производства; во-вторых, они обменивают свои продукты на чужие и, в силу этого, получают возможность оставить те отрасли производства, которые по местным условиям требуют чересчур больших затрат труда и расширить те, в которых труд производительнее.
       В Европе приморские страны – Греция и Италия раньше других развили производительность труда, главным образом, благодаря тому, что средиземное море сближало их с культурными народами Азии и Африки; моря и реки, вообще, сближают людей и тем облегчают прогресс производительности труда. При этом имеют большое значение такие обстоятельства как очертания берегов, доступность их, замерзанию морей и рек зимою, направление рек, судоходность их и т. д. Напротив, горы, разделяя людей и мешая сношениям, замедляют развитие производительности труда. Подобную же роль играли, впрочем, и моря, пока не развилось мореплавание.
       Рассматривая влияние непосредственно данных природою внешних условий на производительность общественного труда в наиболее общей форме, приходится сказать следующее: чем больше даёт людям природа, тем легче, успешнее труд человека. Однако чрезмерная щедрость природы далеко не на всех ступенях культуры оказывается полезной для развития производительности труда; во многих случаях она влияет так же, как и чрезмерная скудость природы.
       Получая средства к жизни с ничтожною затратою сил, человек не нуждается в развитии общественного труда; и оно, разумеется, не происходит. В жарких тропических странах Африки растёт сахарное сорго. Одно такое растение даёт пропитание на день целой семье. Стоит туземцу употребить несколько дней в году, чтобы посадить 400 стеблей сорго, – и существование его самого и его семьи обеспечено. При таких слабых побуждениях к труду невозможен значительный прогресс производства.
       Среди слишком бедной природы также плохо развивается производительность труда, хотя по другой причине. Здесь всё время, все силы человеку приходится тратить на добывание самых необходимых жизненных средств. Устройство тёплого жилища, изготовление тёплой одежды требуют от жителей Гренландии массы лишнего труда, от которого избавлен обитатель тёплых стран. И пищи первому надо гораздо больше, притом более питательной. Ему необходимо брать у природы гораздо больше, чем южанину, а между тем, при одинаковых затратах труда, она даёт ему неизмеримо меньше. Он вечно выбивается из сил, чтобы добыть хоть что-нибудь, и живёт постоянно под угрозою смерти. Ни ум его, ни тело не имеют возможности развиваться.
       Слишком щедрая и слишком скупая природа так же действует на целые человеческие общества, как без труда полученное богатство с одной стороны и безысходная бедность с другой на отдельных людей. Природа ли слишком много даёт человеку, или труд других людей; её ли суровость надрывает его энергию, или доводит до изнурения бедность – во всех этих случая полное развитие сил невозможно.
       История указывает, что первые крупные шаги в развитии производства были сделаны, первые зародыши культуры появились в жарких странах с богатой природой – в Индии, Месопотамии, Египте, и т. д. Причина понятна: у тамошних обитателей было всегда немало свободного времени, так как средства к жизни давались легко. Но эти зачатки культуры развивались лишь до известного, невысокого предела; затем начинался застой. А народы умеренного пояса перенимали культуру у народов жарких стран и развивали её гораздо дальше. И в настоящее время производительность труда и вся, вообще, культура стоит всего выше в странах умеренного пояса – в Европе и Северной Америке. Природные условия нигде не остаются всегда одинаковыми. Они изменяются, и при этом, конечно, изменяется их влияние на производительность труда.
       Изменения во внешней природе можно разграничить по их происхождению на два ряда: во-первых, изменения, так сказать, самостоятельные, производимые действием сил самой внешней природы; во-вторых, изменения, порождаемые деятельностью человека.
       а) Сами по себе природные условия изменяются очень медленно. Вследствие деятельности подземных сил одни места земной коры поднимаются, другие опускаются, образуются новые горы, острова; моря изменяют своё положение, глубину. Но всё это совершается обыкновенно десятками, сотнями тысяч лет. Быстрее происходят изменения в течениях рек. Под влиянием разных сил они переходят в новые русла, размывая старые берега. Так, Сырь-Дарья, впадающая теперь только в Аральское море, несколько тысяч лет тому назад текла одним рукавом в Каспийское море. Иногда реки наносят из песка и ила целые обширные острова. Большая часть Голландии образовалась за последние 2—3 тысячи лет из наносов Рейна. Изменяется, хотя очень медленно, и климат. Из геологии известно, напр., что когда-то много тысяч лет назад, климат Европы был несравненно холоднее, чем теперь, приблизительно таков, как климат нынешней Сибири. По различным остаткам костей и каменных орудий несомненно, что и тогда жил в Европе человек. Суровая природа тех времен была, наверное, сильным препятствием развитию производительности труда.
       Как исключение наблюдаются и быстрые, резкие перевороты во внешней природе. Землетрясения, извержения вулканов, наводнения – иногда в несколько часов, даже минут производят обширные изменения на земной поверхности. Для развития общественного труда подобные катастрофы могут иметь иногда не малое, но только отрицательное значение, в силу тех разрушений, которые они производят.
       б) С тех пор, как общественный труд в своём развитии стал всё чаще одерживать победы над природою, с тех пор природа начала заметно изменяться под влиянием деятельности человека, и чем дальше, тем в большей степени. Иногда эта деятельность приводит к улучшению, иногда – к ухудшению природных условий. Можно было бы привести множество примеров того или другого рода.
       Когда люди истребляют леса, климат делается более сухим и неровным; зимний мороз и летняя жара становятся сильнее, чаще бывают засухи; реки мелеют. Когда люди осушают болота, улучшается почва, делается более плодородной, и улучшается климат, становясь более здоровым. Неискусная, нерациональная обработка земли ухудшает почву, истощает её.
       Углубляя реки, соединяя их каналами, люди значительно улучшили речные пути. Проведя на тысячи верст железные дороги, люди сблизили такие местности, между которыми прежде сношения были очень затруднены, благодаря громадности расстояний. Нередко целые горы, препятствующие сношениям, прорезаются туннелями. Так, в двух местах (Мон-Сенисе и Сен-Готарде) прорезаны Альпы – величайшая горная цепь Европы. Прорытие Суэцкого канала соединило разделённые прежде области двух океанов, Индийского и Атлантического, и на несколько тысяч вёрст приблизило к Европе Южную и Восточную Азию.
       Такова уже в настоящее время способность общественного человека изменять внешнюю природу, такова его власть над природой. И чем дальше идёт прогресс человеческого труда, тем полезнее для человечества оказывается влияние человеческой деятельности на природу.
       Возрастающая власть общества над природой непосредственно выражается в усовершенствовании средств борьбы с природой и умения ими пользоваться – в развитии техники.
       2) Без орудий, голыми руками человек может сделать очень мало, и чем совершеннее орудие, тем труд успешнее, производительнее.
       С каменным топором нашего отдалённого предка срубить небольшое деревце стоило, наверное, не менее часу труда. Бронзовые орудия, которые в Европе явились на смену каменным, уже гораздо удобнее: бронзовым топором можно было работать раза в 2—3 быстрее, чем каменным. Но и бронзовое орудие недостаточно твердо – легко тупится и ломается. Поэтому работа с нынешним стальным топором опять-таки производительнее – требует меньше времени для одинаковых результатов.
       Наиболее совершенная форма орудия – это машина. Машины в десятки, стони раз увеличивают производительность человеческого труда.
       Подобно устройству орудий, качество материалов производства имеет большое значение для производительного труда. Выбор из предлагаемых природой материалов – наилучшего, наиболее удобного, прочного, легко обрабатываемого во многих случаях сберегает массу труда.
       Вместе с орудиями и материалами, нераздельным элементом общественной техники являются некоторые условия, лежащие в самом организме работника: профессиональная ловкость, привычка к данному вида труда – вообще уменье пользоваться средствами производства. При одинаковых средствах производства, чем выше это уменье, тем труд производительнее: работник делает меньше лишних, бесполезных движений, которые в большем или меньшем количестве сопровождают всякий труд: меньше портится материалов, меньше изнашиваются орудия, которые ведь представляют из себя сбережение прошлого труда и т. д. Для отдельного работника подобное умение представляется результатом обучения и упражнения. С общественной точки зрения оно есть продукт всего предыдущего исторического развития общества.
       Развитие общественной техники делается особенно быстрым за последние столетия, когда человеческий ум сознательно направляется в эту сторону, когда двигателем прогресса в производстве становится наука. Технические знания, основанные на ближайшем знакомстве с силами природы, дают человеку неизвестную прежде власть над природой.
       Роль технических знаний выступает наиболее ярко там, где в они, независимо от средств производства, могут сильно увеличить производительность труда. Так, земледелец, который знает, когда где и какие растения сеять, работает всегда успешнее; он и извлекает из земли больше, и истощает её меньше, чем не знающий всего этого.
       Техника может развиться только в обществе; только в организации человек может пользоваться развитой техникой.
       3) Степень производительности труда находится в сильной зависимости от способа организации производства, от общественных отношений производства. Зависимость эта будет подробнее рассматриваться в дальнейшем, в общей связи учения о процессе экономического развития, а здесь её придётся наметить только в самых общих чертах.
       Производительность труда увеличивается, во-первых, его соединением и, во-вторых его разделением.
      
А.    Соединение труда или, лучше, простое сотрудничество (кооперация) заключается в том, что несколько человек вместе и одновременно делают одну и ту же работу. Его влияние на производительность труда заключается в следующем:
       Во-первых, сотрудничество, даже в виде простой внешней совместности труда, влияет на производительность труда через посредство психического состояния трудящихся. Работая вместе с другими, каждый работник испытывает особое нервное возбуждение, бодрое, энергичное настроение, которое отражается, главным образом, на интенсивности труда, но повышает и его производительность. 10 человек, работая каждый свою отдельную работу, но вместе, в одной мастерской, сделают в один день больше, чем в 10 дней один человек, который выполняет ту же работу в своей каморке.
       Во-вторых, при совместном труде сокращается затрата трудовой энергии на средства производства: меньше идёт на постройку, освещения, отопления мастерской; легче применить к делу остатки материала, так как их накопляется больше, и т. д. Например, на постройку одной мастерской для 20 рабочих требуется гораздо меньше материалов и труда, чем на постройку 10 мастерских, каждая для двух рабочих.
       В-третьих, сотрудничество нередко полезно, а иногда необходимо потому, что оно даёт возможность окончить работу в короткий срок. Надо, предположим, сжать и убрать хлеб с поля; если эта работа затянется, то много зерна осыплется, и часть труда окажется производственно потерянной; а сотрудничество позволяет избежать этого.
       В-четвёртых, что особенно важно, сотрудничество создаёт механическую силу масс. Есть много работ, которых отдельный человек вовсе не может исполнить, как бы он долго ни трудился. Если, напр., надо поднять большой колокол на колокольню, то один человек ровно ничего не сделает, и сто человек работая один после другого, – также ничего; а сто человек вместе могут поднять колокол.
       Б.    Под общим названием разделения труда объединяется целый ряд различных общественных отношений производства.
       Общественное разделение труда заключается в том, что производство разделено в обществе между отдельными хозяйствами, предприятиями: одно хозяйство занимается земледелием, другое – изготовлением одежды, третье – добыванием металлов, четвёртое – выделкой орудий и т. д.
       Когда такого разделения труда не было, то каждое отдельное хозяйство принуждено было производить для себя всё: понятно, что размеры такого производства оказывались очень ничтожны и его развитие шло очень медленно.
       При общественном разделении труда каждое предприятие имеет свою, более или менее узкую сферу производительного труда. Это даёт работникам возможность приобрести больше искусства и ловкости в своём деле и приготовлять своего продукта во много раз больше, чем надо для данного хозяйства. Ремесленнику, напр., сапожного дела самому потребуется в год не более двух пар сапог, а сошьёт он сто пар; гробовщику во всю жизнь не понадобится для себя ни одного гроба, а он сделает их несколько сотен. Весь излишек произведён для других, для остального общества. Тем или иным способом, все продукты раздельных предприятий распределяются в обществе, и у каждого другого хозяйства в среднем оказывается гораздо больше предметов потребления, чем если бы оно само всё производило для себя.

       Техническое разделение есть разделение труда в пределах отдельного хозяйства, отдельного предприятия. Примером могут послужить мануфактуры, в которых материал труда, прежде чем выйти из мастерской в окончательной форме продукта, проходит через руки нескольких работников. Так, один выковывает клинок ножа, другой шлифует, третий точит, четвёртый вытачивает черенок, пятый прилаживает его к клинку и т. д.

       Техническое разделение труда повышает его производительность совершенно так же, как общественное, и даёт даже наиболее яркие примеры подобного повышения. На булавочной мануфактуре десять работников при технически разделённом труде легко приготовляют 40000 булавок, по 4800 на человека, тогда как отдельный работник, выполняя всю работу один, вряд ли сделал бы несколько штук.

       Влияние различных видов разделения труда на его успешность объясняется следующим образом. Во-первых, прямо сберегается много времени: если человек выполняет много мелких работ, одну за другой, то немало времени уходит у него на переход от одного дела к другому, на приноравливание рук к различным инструментам.

       Во-вторых, разделение труда помогает развитию ловкости работника. Кто делает постоянно много различных и сложных работ, тот не может выполнять их так быстро, искусно, отчётливо, как работник, который всю жизнь занимается немногими простыми работами.

       Наконец, при разделённом труде легче делать изобретения и улучшения в орудиях. Работая многие годы с одним инструментом, человек скорее придумывает, как удобнее приспособить его к работе, какие изменения внести в его устройство. Благодаря тому, немало усовершенствований было сделано рабочими.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...