О методах экономической науки.
Экономическая наука есть одна из наук общественных. Поэтому, чтобы дать понятие об её методе, всего удобнее держаться такой последовательности изложения: во-первых, какие существуют методы наук вообще; во-вторых, чем выделяются среди них методы наук общественных; в-третьих, каковы частные особенности метода экономической науки. Основных, всеобщих научных методов два: индуктивный («метод введения») и дедуктивный («метод выведения») Индукция заключается в том, что из частных наблюдений и опытов делаются выводы; из ряда таких выводов делаются выводы более общего характера, и т. д. Вплоть до последних, высших обобщений науки. Исследователю пришлось несколько раз наблюдать, что при движении ось экипажа нагревалась. Возникает заключение «от трения ось экипажа нагревается» – первый частный вывод из ряда отдельных фактов. Положение это получено по способу сходства т. е. при рассматривании отдельных явлений выделялось познанием то сходное, то общее, что в них есть. Вывод подкрепляется и становиться несомненным, если его подтверждают иным путём – по способу «различия»; измеряют силу трения, напр., уменьшают её, смазывая ось каким-нибудь маслом, или увеличивают, суживая отверстие в котором вращается ось; оказывается, что в первом случае нагревание уменьшается, во втором увеличивается. Итак, причина нагревания оси есть, действительно, трение. Подобным же образом возникает целый ряд аналогичных обобщений: шестерни машин нагреваются от трения друг об друга, пила – от трения об дерево при пилении; трением кусков дерева дикари добывают огонь. Отсюда ввод более широкого характера: «тела нагреваются от трения».
Далее, оказывается, что нагревание происходит и тогда, когда прекращается какое-нибудь движение, например, пуля, ударяясь об стену, нагревается. При трении движение, если не прекращается, то замедляется, ослабляется, словом исчезает некоторая часть его энергии. Общее в этих случаях то, что движение исчезает, отчасти или вполне. Из множества таких обобщений возникает следующий вывод: «где исчезает движение – развивается теплота», или «движение (механическое) переходит в теплоту». Другие исследования показали, что и свет, и электричество способны переходить и в теплоту, и в механическое движение, и обратно. Отсюда закон: «все виды энергии (все типы происходящих в природе изменений) способны переходить один в другой». Так, индукция, основываясь на наблюдении и опыте, идёт в своих выводах от частного к общему. Дедукция идёт обратным путём. Имея общие положения, она делает из них выводы более частного характера. Так, если известно, что все виды энергии переходят один в другой, то, встречаясь с новой, ещё не изученной формой энергии, исследователь заключает, что и она способна к переходу в другие формы энергии. Но и в основе дедукции всегда лежит индукция, потому что то общее, из чего делаются частные выводы, само должно быть получено индуктивным путём. Общественные науки, оперируя теми же двумя методами, как и все остальные, выделяются среди них тем, что изучают явления с общественной точки зрения. Было бы неправильно сказать, что общественные науки занимаются только обществом; нет, они очень часто захватывают и явления вне-общественные, но исследуют их только по отношению к жизни общества, только по их влиянию на общество. Так, описание жизни какого-нибудь народа почти всегда начинается с описания внешних природных условий, среди которых он живёт; но условия эти изображают не во всей полноте, а лишь постольку, поскольку необходимо, чтобы понять происхождение тех или иных особенностей жизни народа. Немыслимо изучать общественную жизнь Египта, не обращая внимания на факт периодических разливов Нила; однако этот необщественный факт приходится тогда принимать в соображение только с общественной точки зрения того влияния, которое он имел на жизнь египетского общества, нисколько не заботясь, напр., об астрономическом происхождении этого факта.
Но общественная наука сложна, и общественная точка зрения на общество и внешнюю природу может применяться различным образом. Одна часть общественной науки – учение о материальной культуре – изучает все факты с точки зрения их отношений к непосредственной борьбе общества с природой; если этой науке когда-нибудь и приходится коснуться, напр., истории идей, так только по вопросу, какое влияние оказали эти идеи, раз они сложились, на успешность дальнейшей борьбы общества против внешнего мира. Другая часть – экономическая наука – изучает все факты с точки зрения таких отношений, которые складываются между людьми в их борьбе за жизнь; если эта наука касается вопросов материальной культура, так только для выяснения того, какое влияние имели данные технические условия на изменение взаимных отношений между людьми. Наконец, наука о духовной культуре изучает всё, что относится к общественным способам мышления и познания. Итак, особенность метода экономической науки заключается в том, что она во всех явлениях интересуется только одной стороной, а именно, какое значение имеют они для взаимных отношений людей в борьбе с природой. Эта сторона явления выделяется познанием, отвлекается от их реальной нераздельности. Основные, первичные причины всякого явления лежат вне его самого. Это относится и к экономике. Вот почему совершенно необходимо, изучая экономические факты, выяснить их происхождение из фактов не-экономических, вот почему и в дальнейшем изложении речь будет идти не исключительно о производственных отношениях людей. Придется говорить и о технике, как о причине экономических изменений; придётся говорить о духовной культуре, как важном, хотя и производном условии, замедляющем или ускоряющем ход экономических изменений в ту или другую сторону, определяющем в известной мере самую форму этих изменений, хотя и не вызывающем их самостоятельно.
Крайняя сложность общественных явлений часто чрезвычайно затрудняет применение в экономической науке индуктивного метода, которым легко оперировать только над простыми, несложными фактами. Тогда нередко помогает экономисту дедукция, в форме так называемого абстрактного метода: исследователь старается представить себе известную сторону общественных фактов в самом чистом и несложном виде и затем, мысленно вводя разные новые влияния, старается логически сделать выводы о том, какие изменения должны произойти. Так, рассматривая современное общество, можно начать с того, чтобы представить себе в его пределах вполне свободную конкуренцию предприятий и выяснить, в какую сторону должны происходить изменения; а затем надо принять во внимание различные стеснения конкуренции и посмотреть, как они должны отзываться на ходе[1] этих изменений. Далее – несколько слов о степени современного развития экономической науки. Степень эта не слишком высока – сделаны лишь первые, хотя, надо думать, самые трудные шаги. Экономическая наука очень молода – она зародилась не раньше XVII века. Были две основных причины такого позднего и сравнительно слабого развития экономической науки. Первая, более общая причина – крайняя сложность, следовательно, крайняя трудность познания общественных явлений. Вторая, более частная: сам интерес к экономической науке стал развиваться лишь недавно. Внимание исследующего ума привлекают прежде всего и с наибольшей силой те стороны жизни, которые отличают быстрым движением, частой сменой форм, бурным ходом развития. До-капиталистические общественные формы отличались, наоборот, крайне медлительным движением, весьма постепенным развитием. Только буржуазный мир с его лихорадочно-быстрым ходом жизни, с массою всё резче проявляющихся внутренних противоречий способен был породить глубокий, живой интерес к изучению экономических явлений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|