Специфика исторического знания
Стр 1 из 14Следующая ⇒ Материалы по истории. ТЕМА 1. ИСТОРИЯ КАК НАУКА. СПЕЦИФИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
1. Проблема человека. Наука история как составная часть социально-гуманитарного знания. С давнего времени идут споры о том, какие науки важнее – точные и естественные (математика, физика, химия, биология) или социальные и гуманитарные (история, социология, философия, культурология). Роль точных и естественных наук огромна в познании окружающего мира, создании изобретений, помогающих человеку в быту и на производстве, открытий в области медицины и т.д. Однако высокие технологии качественно не изменили человека, не способствовали совершенствованию общественных отношений, духовному развитию человечества. Земля по-прежнему остается ареной борьбы между странами и их элитами за власть, ресурсы и информацию. В этих условиях современные технологии, в том числе и информационные (не говоря уже о военных), могут стать новыми факторами господства и контроля. Они могут применятся (и уже применяются) господствующими классами планеты для управления массовым сознанием, для снижения интеллектуального и духовного уровня среднего человека, примитивизацией вкусов и потребностей массы. Поэтому в современном мире остро стоит проблема Человека. Весь мир сейчас вкладывает в технологии, и никто не вкладывает в человека (в смысле улучшения условий труда и отдыха, повышения доступности качественного образования, медицины и т.д.) Даже на Западе, эксплуатирующем 80% населения планеты, уровень жизни среднего американца, немца, француза, англичанина и т.д. неуклонно снижается. Современному техногенному миру человек нужен только как послушный исполнитель поступающих сверху команд, придаток механизма или компьютера, недалекий потребитель предлагаемой Интернетом и телевидением низкокачественной продукции.
В этом смысле постановка проблемы бытия человека, отстаивание его достоинства в современную эпоху выступают задачами именно социально-гуманитарного знания, в том числе и задачами истории. Поэтому известный французский ученый Клод Леви-Стросс еще в середине ХХ века заявлял, что «либо XXI век будет веком социально-гуманитарных наук, либо его не будет совсем». 2. Предмет исторического исследования. История – это наука, изучающая прошлое человечества с целью выявления закономерностей развития общества. Предметом науки называют область исследования данной науки. Предмет истории – прошлое человеческого общества, изучаемого в совокупности: - политическая история – история власти (правители, войны, дипломатические соглашения); - экономическая история – история хозяйства (способы производства, уровень технологий); - социальная история – анализ социальной стратификации (сословия, классы, социальное неравенство); - история культуры и искусства – специфика науки, философии, литературы, живописи, архитектуры, музыки, театра; - история духовного мира – религия, менталитет. Таким образом, история пытается изучить всё общество в его многообразии. Специфика предмета истории заключается в том, что историк изучает то, чего уже нет. Картина прошлого восстанавливается по его остаткам и свидетельствам – историческим источникам. Изучая исторический источник, историк как бы вступает в диалог с прошлым, его задача – понять специфику эпохи. 3. Виды исторических источников. Историк имеет дело с прошлым и не может непосредственно наблюдать объект своего изучения. Единственным средством информации для него выступает исторический источник, через который он получает важнейшие сведения об изучаемой эпохе. Под историческими источниками понимаются все остатки прошлого, в которых содержатся исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и деятельности человека.
Исторические источники делятся на несколько групп: 1. Письменные источники (основной вид исторических источников). Это, например, летописи, хроники, сборники законов («Русская Правда», Судебник Ивана IV и т.п.), воспоминания современников, архивная официальная деловая документация и др. При изучении письменных источников историк определяет время и место составления документа, его автора и степень подлинности. Предпринимается сравнение и сопоставление различных документов с целью создания целостной непротиворечивой картины прошлого. 2. Вещественные источники. К ним относятся прежде всего археологические памятники: остатки жилищ и построек, орудия труда и оружие, одежда и другие артефакты. При анализе этих источников устанавливается возраста артефакта, проводится анализ материала, из которого он сделан, сопоставление с результатами предыдущих экспедиций, моделирование реальной исторической ситуации с использованием археологических находок. 3. Устные (фольклорные) источники. Это былины, сказки, песни, пословицы и т.п. По ним проводится восстановление специфики национального менталитета, отношение людей к другим людям, к власти, к Родине, анализ особенностей религиозных воззрений. 4. Этнографические. Сюда относятся национальная одежда, кухня, свадебные, похоронные и другие обряды, ритуалы и т.д. 5. Кино- и фотодокументы – это фотографии исторических деятелей и событий, кинохроники, художественные киноленты. 6. Материалы на электронных носителях, данные Интернета. 4. Задачи изучения курса «История» в ВУЗе. История – важная составная часть социально-гуманитарного блока высшего образования. Её предметом является изучение деятельности людей, всей совокупности отношений человеческого общества. Задачами учебного курса историиРоссии выступают осмысление закономерностей и уяснение основных событий исторического развития нашей страны с древности до наших дней. Обращение к отечественной истории помогает понять настоящее, найти ответы на актуальные вопросы времени: кто мы, какое общество строим, откуда вышли, куда идём, во имя чего? При всём своеобразии происходящих ныне в нашей стране перемен, в них можно найти сходные черты с прошлым. Их осмысление должно работать во избежание ошибок в настоящем, а также при выборе наиболее оптимальных путей развития.
История обладает и огромным воспитательным воздействием. Она имеет значительный потенциал как средство, с помощью правильного использования которого можно вырабатывать у членов общества чувства ответственности, социальной солидарности и гражданские качества. Особенно это актуально для современных молодых людей, погруженных в информационное поле, в котором отсутствуют какие-либо мировоззренческие и ценностные ориентиры. Воспитательное значение имеют события, факты, поступки и деятельность исторических личностей, свершения народных масс, приумножавшие цивилизационный потенциал России. История показывает, что на достойную жизнь могут рассчитывать только те народы, которые осознают свое величие, знают и уважают достижения своих предков, стремятся оставить потомкам не руины и развалины, а высокоразвитую цивилизацию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|