Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Становление российской цивилизации в эпоху киевской Руси (9-11 вв. ). Русь удельная (12 – начало 13 В. )




 

1. Восточные славяне в древности. Предками русского народа были славяне – крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенная близостью языков и общностью происхождения. С течением времени они разделились на три большие группы – западные (поляки, чехи), южные (сербы, хорваты, словенцы), восточные (предки русских, украинцев, белорусов). На русской равнине соседями славян были финно-угорские племена (чудь, меря, весь – предки удмуртов, марийцев, чувашей) и тюркские этносы (булгары, аланы, хазары).

Основой хозяйственного уклада являлось земледелие. Осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, славяне несли с собой земледельческую культуру. Основными зерновыми культурами были пшеница, просо, ячмень, гречиха. Большую роль играло скотоводство. Занимались славяне и промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством (сбор меда диких пчел). Развивались ремесла (кузнечное, гончарное и др.). Большое значение имела внешняя торговля с народами Европы и Азии.

 Славяне жили племенами. Отсутствовало деление на бедных и богатых. Племена состояли из больших патриархальных семей, поколения которых вели совместное хозяйство (родовая община). На войну отправлялись все взрослые мужчины. Определяющее значение в деле управления делами племени имело народное собрание – вече. Именно народное собрание (где наиболее весомые голоса имели главы больших патриархальных семей) избирало племенных вождей, совет старейшин, военных предводителей.

Основой мировоззрения древних восточных славян было язычество. Язычество – это система верований, основанных на обожествлении сил природы.

Первобытный человек не воспринимал себя как личность. Понятия «я» не существовало. Есть только «мы»: человек не отделяет и не противопоставляет себя природе. Природные силы обожествлялись, а мир наделялся духами: добрыми (берегини, домовые) и злыми (лешие, русалки, упыри). Деревья, травы, вода, камни, орудия труда и т.д. воспринимались первобытным человеком такими же, как и он, живыми существами.

Главными божествами славян были Род и Рожаницы – создатель и покровители всего живого, Сварог – источник огня и света, ходящий по небу, Перун – бог грозы и огня, покровитель князя и дружины. Важными богами были Даждьбог – бог солнца, Стрибог – бог ветра, Велес (Волос) – «скотий бог», покровитель скота, Мокошь – женское божество, покровительница домашнего очага.

Особую роль у восточных славян играл культ Матери-сырой-земли, дающей жизнь всему живому. Этот культ указывает на особое, интимное отношение славян к родной земле, к Родине, утвердившееся в русском характере.

2. Факторы зарождения государства у восточных славян. Первые русские князья. В 9 веке у восточных славян начинается формирование своего государства – Киевско-Новгородской Руси. Для формирования любого государства необходимо зарождение в первобытной общине (племени, этносе) социального неравенства. Если племя совершенствует технологии земледелия и скотоводства, формируется избыточный прибавочный продукт. Если его излишки не уничтожаются (как в большинстве племен), выделяются бедные и богатые семьи. Усиление социального неравенства, выделение военной мужской группы ослабляет роль веча (народного собрания), делает переход власти наследственным, формирует племенную знать. Данные процессы происходили в племенах восточных славян (поляне, древляне, дреговичи, радимичи, вятичи, ильменские словене) в 7-8 веках.

По свидетельствам летописей, в 862 г. славянские и финно-угорские племена, предводители которых не смогли выбрать из своей среды главного, в качестве власти призвали со стороны племя варягов-руси – профессиональных воинов (этот год считается датой основания Российского государства). Считается, что варяги – это либо северные славяне, либо скандинавы (викинги), либо один из германских этносов. Интересно, что племя-власть у славян (варяги-русь) было приглашено, а не завоевало само славянские и финно-угорские племена Русской равнины. Славянские племена платили варягам дань, а те обеспечивали безопасность основных торговых путей – ключевых экономических артерий того времени.

Политика первых русских князей-варягов (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав) как раз и была направлена на это, а также на защиту от внешних врагов (степных кочевников хазар, аваров и др.) и усмирение славянских племен, не покорных Киеву (древляне, вятичи). Центрами государства стали Новгород Великий (на северо-западе) и Киев (на юге).

3. Расцвет Киевской Руси. Специфика общества. Объединение славянских и финно-угорских племен под главенством варягов-руси в относительно устойчивое государство происходит при Владимире I Святославиче (980-1015) и Ярославе Мудром (1019-1054). Для этих князей Русь – уже не территория для сбора дани, а династический проект. Крещение Руси (988), принятие свода законов «Русской Правды» (1016), сокрушительный удар по степным кочевникам-печенегам (1036), пресечение столкновений между местными князьями, династическо-дипломатические связи с государствами Европы и другие аспекты политики Владимира и Ярослава превратили Киевско-Новгородскую Русь 10 – 1-ой половины 11 века в одно из крупнейших государств Европы. Превосходство Руси в ремесле, образованности населения (новгородские берестяные грамоты), благоустройстве городов над тогдашними европейскими королевствами несомненно.

К началу 11 века складывается социальная структура Киевской Руси. Ее территория была разделена на княжества. Княжества ранжировались по престижу и богатству (уровень плодородия почв и т.д). Более знатный князь получал более престижное княжество. Первым среди равных считался Великий князь Киевский. Власть передавалась не старшему сыну князя, а старшему князю в роде. С увеличением рода Рюриковичей усиливаются междоусобицы – силовые споры князей за лучшее княжество. Господствующий класс (феодалы) – это князья и бояре. У каждого князя была старшая дружина (бояре) и младшая дружина (служилые люди). Князья и бояре владели вотчинами – земельными владениями. Крестьяне, живущие на территории вотчин, были обязаны платить налоги, прежде всего, натуральной продукцией (хлеб, мясо и т.д).

Большую часть населения составляли свободные крестьяне-общинники (люди, людины). Постепенно с усилением княжеско-боярской власти растет число крестьян, зависимых от князей и бояр (закупы, рядовичи, наймиты). Однако благодаря обширным территориям свободные крестьяне преобладали.

После принятия православия в 988 г. усиливается роль Русской православной церкви. Она получает от князя десятую часть налогов («десятина») и огромные земельные владения с крестьянами.

Интересно, что в Европе Древнюю Русь называли Гардарикой – страной городов. Крупнейшие города (Киев, Новгород, Чернигов, Переяславль, Смоленск и др.) были центрами ремесла, торговли, культуры, резиденциями князей и дружины.

4. Самосознание Киевской Руси. Усиление международного положения Руси напрямую связано с принятием православия из Византии. Византия (Восточная Римская империя, сегодня – территория Турции) в 10-11 веках оставалась одним из центров мировой политики и культуры. Культура Византии органично сочетала античные, христианские, восточные элементы. После принятия христианства на Руси появляется письменность (кириллица), литература, каменное зодчество, иконопись, ювелирные ремесла.

Русь приняла веру и культурные образцы из Византии, но не копировала их. Культурный код Руси стал органичным сочетанием языческих традиций восточных славян, финно-угорских, тюркских этносов с антично-христианскими нормами Византии. Уже в 11 веке Русь осознала себя как самостоятельную историческую целостность, исторического субъекта. Эти идеи были отражены в «Слове о Законе и Благодати» киевского митрополита Илариона (11 век).

5. Феодальная раздробленность. Варианты исторического развития в русских княжествах и землях. После смерти Ярослава Мудрого (1054) начинается распад Киевско-Новгородской Руси на отдельные княжества и уделы. Это было вызвано «лествичной системой» передачи власти (вызывавшей споры князей за власть при выяснении старшинства), хозяйственным усилением удельных князей и бояр, ослаблением роли Киева. Русь погрузилась в атмосферу бесконечных междоусобных войн князей за лучшее княжество, ослаблявших единство страны (1054-1237).

К началу 13 века выделилось несколько основных политических центров Удельной Руси:

1) Новгородская республика (северо-запад). Главным органом власти считалось вече – собрание всех жителей Новгорода. Князя новгородцы приглашали (нанимали) только как военного командира. Постепенно власть сосредотачивалась в руках городской верхушки – богатых купцов и бояр;

2) Галицко-Волынское княжество (юго-запад). Местные князья вели борьбу с сильными боярскими кланами. Этот регион предпринимал попытки вхождения в европейскую католическую цивилизацию (князь Даниил Галицкий). Однако это означало зависимость от папы Римского и императора Священной римской империи;

3) Владимиро-Суздальское княжество (северо-восток). В лесистой местности отсутствовало сильное боярство. Местное население связывало свое благополучие с сильной княжеской властью. Здесь складываются традиции народной монархии – союза власти и народа против феодальной элиты (князья Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо).

В период монгольского ига именно во Владимиро-Суздальском княжестве будет зарождаться новый исторический субъект – Московское царство (Великороссия).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...