Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе.




Вопросы:

1. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.

2.Функции философии в обществе и значение философского образования.

3. Специфика философских проблем и основной вопрос философии.

4.

 

Человек изначально обладал любознательностью. Желание понять суть неведомого, было склонностью к зачаточному философскому размышлению. Пусть даже на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны по-философствовать. Само слово «философия» восходит к Пифагору. Буквально оно означает любовь к мудрости, т.е. любомудрие.

Человек испытывает потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире. Для человека как разумного существа важнее любой специальной науки является решение вопросов о том, что же такое наш мир в целом, какова его основа, имеет ли он какой-либо смысл, имеют ли какую-либо цену наша жизнь, какова природа добра и зла, и т.д. Словом, человек спрашивает и не может не спрашивать не только как, но что, почему и зачем. На эти последние вопросы у специальной научной теории нет ответа, точнее, она их и не ставит, и не может разрешить. Разрешение их лежит в области философского мышления.

Каждая наука — это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении — это сумма обрывков. Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания о мире как целом.

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии.

Это деление носит в известной мере условный характер: все эти разделы образуют некое единое образование, в котором все составляющие, тесно переплетаются друг с другом. Предмет философии — не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла.

Таким образом, основные усилия философской мысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, социальная философия и философия истории, а также история самой философии — таковы, говоря предельно кратко, фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, таково ее предметное самоопределение.

1. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.

 

Исходя из вышесказанного, философия есть своего рода мировоззрени е, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, обыденное. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро. Имеет специфический категориальный аппарат.

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующее у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно сформулировать так: философия — это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Мировоззрение носит исторический характер. Наиболее древними формами мировоззрения были мифология и религия.

Мифологическое мировоззрение (от греч. μῦθος - сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.

Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение отличается от них тем, что является теоретическим, системно – рациональным мировоззрением.

 

2. Основные функции философии.

На первом месте среди функций философии в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человека среди всех остальных проблем философии стоит гуманистическая функция.

Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает нам осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух. H.A. Бердяев писал: "Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла." «Она (философия) делает человека вполне человеком...» (С. Соловьев). Мы рекомендуем студентам подробнее познакомиться с названными выше трудами этих философов. Кроме этого, предлагаем поразмыслить над идеями, содержащимися в книгах С. Л. Франка "Смысл жизни". (Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992) и Е. Н. Трубецкого "Смысл жизни", (см. его книгу с этим же названием, изданную в 1994 г.).

Следующей функцией философии является социально-аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункции.

Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале.

С конструктивно-ценностными задачами философии переплетаются задачи по интерпретации социальной действительности и по критике ее структур, состояний, тех или иных социальных действий. Интерпретация и критика связаны с ориентацией на ценности, общественные идеалы, с оценкой социальной действительности под соответствующим углом зрения. Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. В критике выражается неудовлетворенность субъекта объектом, желание его изменить. Философия критична по своему существу.

Одной из функций философии является культурно-воспитательная функция.

Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления. Одним из показателей высокой культуры мышления является способность субъекта не обходить познавательные противоречия, тем более не пасовать перед ними, а стремиться их разрешить, преодолеть, актуализируя имеющуюся частно-научную информацию, философские категории и проявляя при этом самостоятельность, нестандартность подхода.

Наряду с уже рассмотренными функциями философия имеет еще объяснительно-информационную функцию. Одна из главных задач философии — разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации.

Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую, интегрирующую и логико-гносеологическую.

 

3. Специфика философских проблем и основной вопрос философии. Внимание философов постоянно приковано к многообразным отношениям человека как существа, наделенного сознанием, к объективному, реальному миру. В зависимости от того, как философы понимали данное соотношение, что принимали за исходное, определяющее, сложились два противоположных направления мысли. Объяснение мира, исходя из духа, сознания, идей, получило название идеализма (Платон, Гегель, Беркли). В ряде моментов он перекликается с религией. Философы же, бравшие за основу природу, материю, объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания, примыкали к различным школам материализма, во многом родственного по-своим установкам науке, жизненной практике, здравому смыслу (Демокрит, Гольбах, Фейербах, Маркс и др.). Существование этих противоположных направлений - факт истории философской мысли.

Выделяются различные формы материализма: стихийный, механистический, диалектический, вульгарный и идеализма: объективный и субъективный.

Мы исходим из того, что материальное и духовное — это вечно единое сущее. Вне этого принципа мы не можем понять смысл сущего, его регулятивные принципы, объективную целесообразность и гармонию в мироздании. В рамках только материализма мы в принципе не в состоянии ответить на вопрос: кто так мудро формообразует всё и вся и осуществляет регулятивную функцию. Материализм не совместим с признанием объективной целесообразности в мире, а это неоспоримый факт в бытии сущего.

 

4. В истории философии существовали следующие исторические этапы:

- философия древнего мира (древневосточная и античная);

- средневековая, философия эпохи Возрождения;

- философия Нового времени;

- философия современной эпохи.

Каждый из этих этапов соответствует историческим этапам развития человеческого общества, его культуре и отличается как господствующим типом мышления, так и ценностными ориентациями.

Философия древнего мира

Античная философия.

А. Культурно – исторические предпосылки возникновения философии. Специфика их проявлений в Древней Греции.

Древнегреческая философия зарождается в 6 веке до нашей эры, когда сформировалось классовое общество, сложились греческие демократические города - государства, что сопровождалось кризисом традиционных ценностей и систем мировоззрения. Вместе с тем накопились определенные научные знания о мире – астрономические, математические, медицинские, метеорологические и др. В начальный период своего существования философия Греции была знанием обо всем. Философы обращались как к общим проблемам, касающимся происхождения и сущности космоса, так и к конкретным вопросам астрономии, математики и т.д. Поэтическое творчество Гесиода и Гомера наполнено предфилософскими представлениями.

Б. Ранние греческие философымилетцы, Гераклит обсуждают проблему первоначала мира и считают воду (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит) первоначалом всего сущего. Иной подход к этой проблеме видят пифагорийцы (начало всего – число) и элеаты (все – есть бытие). Возникает противопоставление мира чувственного и умопостигаемого, мнения о мире и знания о нем.

Атомистическую интерпретацию бытия предложили Левкипп, Демокрит,

Эпикур. По их убеждению, существуют атомы и состоящие из них вещи (бытие) и пустота (небытие), в которой они движутся. Атомы материальные,

неделимые частицы, они движутся по законам необходимости. Человек –

тоже особое сочетание атомов. Милетцы, Гераклит, атомисты представляют

стихийно – материалистическое и диалектическое направление.

Сократ (ок. 470 – 399 гг. до н.э.) основным предметом философии считает человека, назначения и цели его жизни. По его убеждению знание – главный путь к добродетельной и справедливой жизни. Освободиться от субъективных, индивидуальных мнений и приобрести объективное истинное

знание о добре, мужестве, справедливости должны помочь предлагаемые философом методы – ирония, индукция, майевтика. Трагическая судьба Сократа свидетельствует о том, что его философия не была понята многими

современниками.

Платон (427 – 347 гг. д.н.э.) – основатель объективного идеализма в европейской философии. Учения Платона об «идеях» («эйдосах»). «Эйдос» как смысловая модель бесконечных чувственных проявлений вещи, принцип её конструирования и познания. Учения о душе в диалоге «Федон». Космологическая разработка объективного идеализма в диалоге «Тимей».

Теория познания Платона: знание как припоминание. Диалектическое учение

в диалогах «Софист» и «Парменид». Платоновское учение об обществе и государстве. Идеальное государство как гармоническое целое трех разрядов его граждан – правителей, воинов и работников производительного труда.

Аристотель (384 – 322 гг. д.н.э.). Учение о четырех причинах всего совершающегося. Бог как ум и перводвигатель. Наука, искусство, опыт и мнение. Основные черты научного знания и классификация наук.

 

Средневековая, философия эпохи Возрождения

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...