Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взгляды на человека и мир философов Возрождения




ХV–ХVІ в. принято называть эпохой Возрождения или Ренессанса (франц. Renaissance – возрождение). Главной чертой философии Ренессанса было то, что она повернулась лицом к человеку, что получило название антропоцентризма. В центре внимания этой философии был уже не Бог, как в средневековой схоластике, а человек. Из-за того, что философия Возрождения повернулась лицом к конкретному человеку, ее еще называют гуманизмом. Именно тогда впервые появился этот термин.

Вторая черта философии Возрождения – натурализм, то есть внимание к природе. Сыграли в этом роль, конечно, успехи в развитии естественных наук. Потому вместе с человеком природа тоже была объектом пристального внимания мыслителей, многие из них соединяли философскую деятельность с научной, например, Дж. Бруно. Их взглядом на природу был пантеизм – идея о том, что природа – это и есть Бог, или что Бог растворен в природе.

Еще одна черта философии Ренессанса – рационализм – связана с первыми двумя.

Первый выдающийся пантеист, Николай Кузанский (1401–1464), родом из Германии, был итальянским кардиналом.

Будучи рационалистом, он создал свою теорию познания. Познание, по Николаю Кузанскому, это бесконечное совершенствование человеческого знания. При этом он выделяет такие степени познания: ощущение – дает лишь неясные образы вещей; рассудок (ratio) – дает вещам имена, он присутствует и в ощущении как деятельность внимания и ощущения; ум (интеллект) – преодолевает противоположности, и синтезирует знание в единое целое; интуиция является высшей степенью познания. Николай Кузанский – автор диалектического учения о совпадении противоположностей.

Как антропоцентрист, он считал человека единством света человеческой природы и инаковости телесной темноты. Это – своеобразное продолжение идеи Платона о том, что человек причастен как к истинному миру идей, так и к неистинному вещественному миру. Большое значение Николай Кузанский придавал творчеству, именно его он и считал настоящей природой человека, выражением его сущности: “Творчество человека не имеет никакой цели, кроме самого человека” (Цит. по: Мир философии: Кн. для чтения: В 2 ч. – Ч. II / Сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М., 1991. – С. 10).

Эразм Роттердамский (1466/69–1536) – нидерландский гуманист. Он занимался сравнением Библии с произведениями античных философов, пытаясь создать христианскую философию. Но самое известное его произведение – “Похвала глупости”, где он в юмористической форме разоблачает человеческие пороки, которые представлены в качестве тех или иных форм глупости. Написан он от имени Глупости, которая сама себя хвалит: “Кому, однако, как не глупости, подобает явиться трубачом собственной славы и самой себе подыгрывать на флейте?” (Эразм Роттердамский. Похвала глупости: Пер. с лат. – Калининград, 1995. – С. 14).

Дж. Бруно (1548–1600) был самым последовательным пантеистом. Он говорил: “Бог в вещах”. Собственные астрономические исследования привели его к гипотезе о бесконечности пространства и времени, а также бесчисленности миров. Он полагал, что мир физически однороден, состоит из пяти элементов и мирового эфира. Пустоты при этом нет – все заполнено или телами, или эфиром. Поскольку Дж. Бруно был пантеистом, то он считал, что весь мир пронизан мировой душой. Однако вне тел ее не существует; если христианское мировоззрение считает, что не проявленная ипостась Бога существует вне нашего мира, а природа по отношению к нему вторична, то для Дж. Бруно Бог живет непосредственно в самой природе и ее одухотворяет. Философ придерживался взглядов Аристотеля о существовании материи и формы: считал их неразрывными, но ведущая роль у него принадлежит материи.

В своей теории познания мыслитель развивает диалектику Николая Кузанского. Дж. Бруно считал, что противоположности сходятся между собой в бесконечно большом и бесконечно малом. В целом же его теория познания похожа на теорию Н. Кузанского, только он на место интуиции ставил дух. Но суть от этого не меняется – выше познания отдельных вещей Дж. Бруно ставил познания целого, а оно может осуществляться лишь интуитивно.

Французского философа М. де Монтеня (1533–1592) называют иногда последним гуманистом – конечно, не в том смысле, что он был последним гуманным человеком, а в том, что он был последним из философов Возрождения, которых называли гуманистами за большое внимание к человеческой личности.

Отличие философии М. де Монтеня от “традиционной” философии Возрождения в том, что, во-первых, если “традиционные” гуманисты утверждают, что человек – “изначально прекраснейший, благороднейший, мудрейший, сильнейший, и, наконец, могущественнейший”, то М. де Монтень считает, что для достижения совершенства человеку необходимо прикладывать постоянные усилия; во-вторых, если нравственные трактаты Ренессанса построены на убеждении читателя и доказательствах определенных истин, то автор “Опытов” ничего не доказывает, а призывает читателя искать истину вместе с ним.

Эти различия очень существенны. Миро- (или Бого-) подобие человеку не дано, а лишь задано. И искать ответ на вопрос, как достичь совершенства, каждый может лишь самостоятельно. В целом идеи гуманистов Возрождения существенно повлияли на последующее формирование философской антропологии, то есть учения о человеке.

Философия Нового времени.

 

1. Конец 16 века и начало 17 века, с которого начинается философия Нового времени – это эпоха утверждения в экономике, политике и социальных отношениях буржуазного общества. В духовной жизни падает авторитет церкви и веры и растет авторитет науки. Утверждается экспериментально - математическое естествознание, происходит революция в науке. Философия 17 века опирается главным образом на науку. На первый план в ней выходят проблемы теории познания вообще и разработка надежного метода познания, который помог бы человеку получать новое, практически важное, истинное знание о мире. Вместе с тем, гносеологические проблемы обязательно увязываются с онтологической проблемой субстанции.

2. Родоначальниками философии Нового времени были Ф. Бэкон (1561–1626гг.) и Р. Декарт (1596 – 1650гг.). Оба они считают средневековую

науку и философию бесплодными и видят в науке не самоцель, а средство для решения практических проблем человеческой жизни. Ф. Бэкон усматривает причины заблуждения человека в идолах человеческого ума, и в качестве средств, помогающих в определенной мере освободиться от них, предлагает наблюдение природы и метод индуктивных умозаключений.

Ф. Бэкон – представитель эмпиризма. Р. Декарт – рационалист. Признавая методическую роль принципа сомнения, он провозглашает такую

достоверную истину, как «мыслю – следовательно существую». Несомненно

революционным для 17 века был сформулированный Декартом критерий

истины – самоочевидность, ясность, отчетливость, идеи для ума человека.

Врожденные идеи ума и дедуктивный метод, применяемый исследователем –

таковы, согласно Декарту, условия получения всеобщего необходимого знания.

Учение о познании опирается у Декарта на его учение о двух субстанциях (дуализм) – материальной, определяющей жизнь природы, и

духовной, проявляющейся в душе человека. Согласование этих двух субстанций обеспечивается Богом, творцом их обеих.

3. Т. Гоббс (1588 – 1679 гг.) – является систематизатором бэконовского материализма и эмпиризма. Разделяя принципы номинализма, Гоббс отрицает существование как материальной так и духовной субстанции.

4. Монистическую, пантеистическую концепцию субстанции (материя = природа = Бог) развивает Б. Спиноза (1632–1677 гг.), а плюралистическую интерпретацию субстанции (духовной, активной монады) предлагает Г. Лейбниц ( 1646 – 1716 гг.).

5. Проблему происхождения идей человеческого ума с позиции материалистического сенсуализма обсуждает Дж. Локк, идеалистический же сенсуализм характерен для Дж. Беркли. Д. Юм (1711–1776 гг.), обратившись к исследованию человеческого ума, резко критикует утвердившиеся как у рационалистов так и у эмпириков представление о том что сущность мышления состоит в постижении бытия и приходит к скептицизму.

6. Важной темой, обсуждаемой философами 17 века была тема человека, общества, государства. Гоббс и Локк развивают учение о естественном состоянии, естественных правах и естественной природе человека и общественном договоре как причине появления государства.

Философия Просвещения.

Философия эпохи Просвещения выдвигает на первый план идеи социального, политического, экономического и культурного реформирования общества и государства. Просветители исходили из следующих мировоззренческих позиций: человеческий разум всесилен, возможности человека безграничны, науки раскроют все тайны природы, что позволит создать благоприятные условия для развития общества и человека. Основные задачи, которые ставили перед собой Просветители – борьба с институтом Церкви, предрассудками и невежеством.

Представители Просвещения в Англии: Дж. Локк, А. Коллинз, во Франции: Ж.Ж. Руссо, Вольтер, Д. Дидро и др. Идеи Просвещения отражали тенденции социально - экономического развития западноевропейского общества.

Немецкая классическая философия.

Классическая немецкая философия берет свое начало от И. Канта (1724–1804). И. Кант был не только философом, но и крупным ученым в области естествознания: космогонии, физической географии, антропологии. Ему принадлежит гипотеза о возникновении небесных тел, солнечной системы из вращающихся туманных масс, он поставил вопрос о приливах и отливах как причине замедления скорости суточного вращения Земли, в биологии он наметил идею классификации животных, в антропологии – идею естественной истории человеческих рас и т. д.

В философии И. Кант произвел своего рода переворот. Его суть состояла в возведении гносеологии в ранг основного и первого элемента теоретической философии. Он рассмотрел познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам, и впервые сделал вывод о том, что не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта выступает главным фактором, определяющим способ познания и конструирующим предмет знания. Если у Ф. Бэкона и Р. Декарта субъективное начало рассматривалось как помеха познанию, то у И. Канта деятельность субъекта выступала основанием познания, а его предмет – следствием.

Немецкая классическая философия после И. Канта разрабатывалась такими выдающимися философами, как И.Г. Фихте и Ф. Шеллинг.

Развитие немецкой философии достигло вершин в творчестве Г. Гегеля (1770–1831). Основными философскими трудами Г. Гегеля являются: “Фе­номенология духа” (1807), “Наука логики” (1812–1816), “Энцик­лопедия философских наук” (1817), “Философия права” (1821), “Лекции по философии истории” (1837 г. изд.), “Лекции по эстетике” (1835–1838 г. изд.), “Лекции по философии религии” (1832 г. изд.), “Лекции по истории философии” (1833–1836 г. изд.).

Выдающееся значение гегелевской философии состоит в том, что в ней в систематизированной форме изложены диалектическое миропонимание и диалектический метод познания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...