Основные концепции типологизации обществ.
В зависимости от того, как эта проблема рассматривается разными мыслителями, выделяют разные типологии обществ. Марксистская типология выделяет общественно-экономические формации, связанные со способом производства: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую. Смысл общественного развития, по К. Марксу, – в преодолении эксплуатации человека человеком. Такая концепция полностью обоснована, но теорию формаций правомерно критикуют за “плановую” историю, ее обеднение. Американский философ О. Тоффлер предложил рассматривать три скачка, или революции в истории человечества: аграрную, индустриальную и информационную (компьютерную). Все они привели к формированию обществ с аналогичными названиями (информационное общество даже в западных странах еще окончательно не сформировалось). Обе этих периодизации обществ в том или ином аспекте исходят из развития их материальной базы. Существует также цивилизационный подход к общественно-историческому процессу. Яркий представитель – английский историк А.Дж. Тойнби. Согласно его концепции, история человечества является историей возникновения, развития (по определенным законам) и гибели отдельных замкнутых цивилизаций. Наконец, существует парадигмативный подход, согласно которому все общества прошлого, настоящего и будущего отличаются между собой принадлежностью к одной из двух парадигм (от греч. paradеigma – пример, образец), – европейской и азиатской. Для европейской характерны: наличие субъектов собственности, независимых от государства; развитые гражданское общество и социальная структура; государство является элементом этой структуры. В основе этой парадигмы лежит товарно-денежный тип обмена деятельностью. Азиатской парадигме свойственны: слияние властных отношений с отношениями собственности; государство является собственником всех средств производства; отсутствие гражданского общества. Эта парадигма основана на системе перераспределения продукта государством.
Если кратко сказать, в чем отличие европейской парадигмы от азиатской, то она в том, что в европейской богатство дает власть, а в азиатской, напротив, власть дает богатство. 4. Социальная структура общества. Революционный Изучением социальной структуры общества подробно занимается социология. В первую очередь, это структуризация по таким признакам, как национально-этнические, демографические, профессиональные, по проживанию в поселениях определенного типа. Все эти признаки бесспорны для любого общества. Но социальную философию как знание об отношении “человек–мир” через призму общества в социальной структуре в первую очередь интересует то, что является для нее определяющим, что придает именно этому обществу определенный характер взаимоотношений людей в нем. Известно, что жизнь любого общества тесно связана с определенной системой социальных неравенств. Потому важнейшую для социальной философии роль приобретает структуризация общества по социально-классовому признаку. И к этой структуризации в разных социально-философских теориях существуют разные подходы. Марксистский подход выделяет в обществе классы, которые отличаются по экономическому признаку. Основные признаки классов таковы: отношение к средствам производства; место в определенной исторической системе производства; разная роль в процессе материального производства; размеры и способы получения своей частицы материального богатства. К. Маркс считал, что классы всегда характеризуются диаметральной противоположностью интересов, и потому между ними происходит классовая борьба, которая является движущей силой общественного развития. Согласно философии диалектического материализма, общественное развитие являет собой единство эволюции и революции. В соответствии с законом перехода количества в качество, постепенные количественные изменения, которые вносятся в старые порядки путем реформ под воздействием прогрессивных элементов общества, готовят сознание передовых классов к осуществлению революционного скачка, то есть насильственного захвата власти для коренного изменения существующих порядков.
Классовый подход в современных условиях уже не всегда отражает положение той или другой социальной группы в обществе. Как реакция на это, в ХХ в. возник новый, стратификационный (от лат. strata – слой) подход, основателем которого был П. Сорокин. Социальная стратификация – это разделение общества на социальные группы в их иерархическом ранге. Ее основа и сущность – неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличие или отсутствие власти и влияния. В качестве признаков страты обычно берутся: характер собственности, размер дохода, должность, уровень образования, общекультурный уровень, престиж и тому подобное. Социальная стратификация тесно связана с социальной мобильностью. Под последней понимают как перемещение в другую социальную группу отдельного человека, так и изменения соотношения той или иной социальной группы с другими группами. Социальная мобильность может быть горизонтальной (переход человека в другую социальную группу в результате изменения профессии без существенного изменения положения в обществе) и вертикальной (то есть подъем или падение). Если в обществе всем доступно высшее образование, то оно и является основным “лифтом” для повышения социального статуса. Таким “лифтом” могут также выступать армия (особенно во время войн), церковь, политическая деятельность, занятие искусством, наконец, возможно изменение социального статуса через супружество.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|