Третье вразумление. Сколь Господь ненавидит грех
Чтобы приобрести святую печаль и ненависть ко греху, ты должен подумать, сколь Всеблагой Бог ненавидит грех. Любой хороший человек любит благость и враждебен лукавому пороку. Бог безмерно благ и следовательно, к благости у Него великая любовь, а к лукавству безмерная ненависть. Первое Он награждает вечной славой, а другое с вековечным мучением, то есть лишением безпредельного небесного блаженства. Чтобы ты понял силу этой ненависти, подумай о страшных отмщениях, посланных Господом за грех всему миру, - в Потопе захлебнулись все грешники! Я даже опускаю справедливое наказание Денницы и всех впавших в превозношение духов, изгнанных с Неба, опускаю наказание Адама и его наследников, истребление Содома и другие различные наказания, которые я сейчас не перечисляю по порядку, потому что ты слышал о них прежде. Я напоминаю тебе только величайшее отмщение, чтобы ты в страхе начал ненавидеть грех. Грех есть причина распятия Сына - Безсмертного Слова Божия. Это и было величайшим наказанием из всех, ибо убили Безгрешного, чье достоинство и благородство неизмеримы. Отсюда ты поймешь причину строгости Господа к Божией справедливости; поймешь ненависть ко греху, которая есть у Благости. С этим размышлением в сердце твое войдет Божественный страх и боль при совершении греха.
Четвертое вразумление. Об адских наказаниях
Ты можешь подвигнуть себя к болезненной скорби и слезам, когда вспомнишь о дне Судном и страшных возмездиях нескончаемого мучения. Там все члены и чувства будут ощущать несравненную боль: очи - плач, зубы - скрежет, обоняние - зловоние, слух - корчи и крики от боли, вкус - жажду, желудок - голод. Говоря просто, все члены будут иметь соответствующее возмездие и мучение, как ясно сказано в конце Писания.
Скорбнее всего то, что наказание будет вечным, поэтому грешники впадут в отчаяние: они будут вспоминать прежние бывшие у них удовольствия и ощутят свое стеснение, что теперь у них нет никакого утешения а только безконечный конец и безсмертная смерть. Всякий грешник скажет себе: “О, душа моя, пришел конец превозношению и бездумству твоему, пришел конец плотских наслаждений, которые ты любила и желала больше, чем Бога. Где вы теперь? Чем стали мои наслаждения и удовольствия? Какую пользу вы теперь мне можете принести? Из-за вас я лишился небесного наслаждения и вечных благ, а унаследовал нескончаемое мучение”. Раз все это совершенно истинно, о грешник, и черви будут глодать твою душу без всякой пользы, не полезнее ли тебе теперь осудить себя со слезами и рыданиями прежде того праведного Суда, чтобы избежать вечного осуждения?
Пятое вразумление. О благодеяниях нашего Спасителя
Более всего должно увеличивать боль твоего сокрушения безпредельное множество благодеяний Спасителя. Чем больше ты будешь думать о добре, сделанном тебе Всеблагим Богом, тем более следует стыдиться своей неблагодарности к Нему и лукавства. Так обычно делали и пророки, чтобы подвигнуть народ к покаянию и сокрушению сердца, Так поступил Нафан по отношению к Давиду: прежде, чем он изобличил царя за блуд, пророк возвестил ему о благодеянии и радости, которые тот получил от Бога. Вспомни и ты божественные дарования и благодеяния. Бог тебя сотворил из несуществующего в бытие. Он тебя искупил Своей непорочной и всечестной Кровью. Он даровал тебе священное Крещение. Он хранит тебя в различных обстоятельствах и покрывает. Говоря просто, все сущее в целом мире - благодеяния Бога для твоего служения. Это и небо, и земля, и море, и все в них видимое и невидимое. Я даже не распространяюсь, потому что написал о том в 16 главе, - прочти ее после этого вразумления и ты увидишь всю меру своей неблагодарности. Как же ты дерзаешь огорчать своими грехами великого и щедрого Благодетеля, потерпевшего столько поношений, издевательств, бичеваний и крестную смерть, чтобы искупить тебя от рабства у беса?
Посмотри, сколько у тебя причин скорбеть и рыдать, видя, что ты опять безчетно распинаешь Владыку! Подумав так, помести с одной стороны Его благосердие и сострадание, а с другой - твою великую неблагодарность и подсчитай убытки твоей души. Вернись к Нему с сокрушенным сердцем, прося прощения и исповедуя все грехи со смирением. Таковы, о брат, размышления, очень полезные читателям. Они приносят в сердце сокрушение, а оно есть ключ к покаянию. Полезно тебе читать это часто, со вниманием и благоговением, в момент подобающий и подходящий, в месте спокойном и безмятежном. Ибо часто человек начинает молитву без благоговения и умиления, но вскоре он умиляется и заканчивает молитву со слезами. Поэтому читай сказанное выше один без пренебрежения и произноси умиленные молитвы, какие можешь. Ибо когда кающийся приобретает дух умиления, тотчас к нему возвращается благодать Святаго Духа, и он принимается чадом Божиим. Благоутробный Отец встречает и целует блудного сына, велит одеть его в первую одежду радости и дать ему перстень Таинств Божией Премудрости, то есть новое знание тайных Божественных дел, которые неизвестны очам грешников. В этот час ликуют Небесные Силы, Ангелы празднуют с псалтырным пением и, говоря просто, вся Вселенная радуется. Как прежде она печалилась из-за гибели грешника, так теперь по его возвращении ликуют все ее концы. Особенно радуется Добрый Пастырь, Который с таким трудом и потом нашел погибшую овцу, радуется, что вместе с друзьями и соседями нашел ее. Знай точно, что сколь велико сокрушение и смирение кающегося, столь же огромно расположение высочайшей благодати, а через нее кающийся удостаивается величайшей милости. Суд и праведность есть приуготовление Престола Господа. Суд - дабы понять причину, праведность - исполнить решение. Душа, вошедшая в суд и со смирением узнавшая о совершенных прегрешениях, как она презрела Творца ради наслаждения творениям, - она поняла решение и подчинилась суду и праведности. Она узнала свое падение, то есть предпочтение тварного Творцу, и таким образом предопределила судебное решение. Презиравший Бога должен смириться до земли и смотреть на себя просто. Кто безчинно вкушал удовольствие от творений, тому должно стать больно, ему необходим суровый урок, дабы приготовиться стать Престолом Бога и обителью Божественной премудрости. Знай и то, что когда Господь желает возвысить душу к небесным вещам, Он испытывает ее скорбями, желаниями и стеснениями духа, страданиями тела, - чтобы удостоить ее Своих даров. Кто идет через жестокую зиму, полную дождей и бурь (в Греции), затем приходит к цветущей и плодовитой весне даров и благодатей Божественного Духа. Чем больше дары, тем суровее скорби, через которые идут к дарам. Пусть никто не скорбит и не огорчается, что он терпит такое, но пусть радуется, ибо это знак и обещание будущей Господней благодати.
Достаточно сказав о сокрушении, перейдем ко второй части покаяния, то есть к святой исповеди.
Глава 6 Об исповеди
Среди многих даров, которые нам дал мудрый во всем Врач и Спаситель наш Бог, есть таинство покаяния. Оно нужно, чтобы мы уничтожили все засады беса. Бог, согласно безпредельной Своей благости, дает нам силу, чтобы мы после греха опять стали благодаря покаянию безгрешными, как прежде, и неподвластными вечному мучению. После сокрушения настает черед исповеди, как второй части. Без исповеди никто не может спастись, сколько бы добродетелей он ни имел. Исповеди более всего желает Господь. Он устраивает ее различными способами, чтобы человек узнал свое падение, чтобы он высказал все со смирением сердца. Поэтому Он подвиг нашего праотца, когда тот пал в преслушании, узнать свой грех. Он сказал ему: Адам, где ты? То есть: куда ты пал? какое зло ты сделал? Обратись к покаянию и исповедай свой грех, чтобы получить прощение. То же самое Господь сказал Еве, Каину. И во многих других местах Ветхого Завета исповедь предстает полезной. Соломон говорит, что кто скрывает свои грехи, - не спасается, а кто их исповедует, - получает милость. Царь и пророк Давид восхваляет это деяние в различных Псалмах: Исповедуюсь Тебе, Господи, всем сердцем моим; благо - исповедоваться Господу, - и другое подобное. Пророк Исаия говорит, что если у тебя есть какой грех, то открой его, чтобы быть оправданным.
Ты видишь, что исповедь оправдывает человека. Есть много других свидетельств в Ветхом и Новом Завете, но их я пропускаю, потому что здесь можно говорить долго, ибо исповедь - начало нашего спасения. Да не стыдится никто исповедовать, что он сделал. Ведь стыд, приходящий при словах исповеди духовнику, - часть правильной исповеди, Так как стыд - тяжкая кара, то Господь и повелевает нам исповедовать грехи и получить стыд вместо мучения. Об исповеди некоторые церковные учители писали различные объяснения, но они слишком пространны. Я собрал их вкратце, чтобы это подходило и годилось для каждого, ибо человек, по силе человеческой природы, - должник Бога и Церкви. Если ты желаешь украситься добром с совершением исповеди и очистить все нечистоты совести, чтобы душа твоя была просветленной пред Богом, то не иди просто так, как попало, без подобающей подготовки на таинство. Так делают некоторые незнающие люди. Поэтому они и не исповедуются хорошо, и не знают, что сказать. Будь внимателен к тому, что мы пишем для твоего вразумления, если хочешь получить совершенное прощение грехов. В первую очередь, за два или три дня до исповеди начинай готовиться. Вспомни, как много времени прошло с твоей последней исповеди. И от того дня до нынешнего исследуй тщательно, в сколько грехов и в какие ты впал. Не относись к этому небрежно, но приложи соображение и воодушевление, будто речь идет о чрезвычайной необходимости для жизни. Представь, будто ты - порученец, счетовод или инспектор какогонибудь правителя во всех его землях, и у тебя в подчинении люди. Каждый год он тебя вызывает дать отчет, и если отчет не очень хороший, то ты оплачиваешь расходы сам. Тогда ты не забудешь ни одну мелочь, чтобы не платить из собственных денег. Вот именно такую тщательность нужно прилагать, и даже большую, в необходимейшем деле исповеди. Ты рискуешь здесь лишиться не тысячи золотых монет или других временных вещей, но вечной радостной жизни, будучи осужденным на нескончаемое мучение, если пренебрежешь таким деланием. Исследуй десять заповедей Господних, семь смертных грехов, пять чувств, пункты Символа Веры, семь дел милости, духовные и телесные, и все другие предписания нашей Церкви. Подумай, в каких случаях и сколько раз ты впадал в грех: умом, словом или делом. Следи за сопутствующими обстоятельствами греха, о которых мы напишем ниже.
Во-вторых, ты должен назвать число твоих прегрешений, если ты помнишь сколько раз грешил, или сказать, сколько времени ты находился во грехе. И если ты грешил, сколько раз у тебя был подходящий момент уйти от греха, или воздерживался ли ты от него в какие-нибудь дни - тогда врач поймет глубину болезни, чтобы ее лечить должным образом. Третье. Недостаточно просто перечислить грехи. Надо сказать, что им сопутствовало. То есть: где? как? когда? с кем? Какой именно грех ты совершил, другие вещи, отягощающие беззаконие. Если ты согрешил с незамужней женщиной, это любодеяние. С замужней - прелюбодеяние, что тяжелее. С монахиней - святотатство и духовное прелюбодеяние. С родственницей - кровосмесительство. С девушкой насильно - изнасилование. Ты должен сказать все то, что отягощает беззаконие. В каком месте ты это совершил? Ибо гораздо тяжелее согрешить на виду у других или в освященном месте, чем сделать это тайно. Знай также в точности и то, что не нужно духовнику подробно рассказывать всю историю греха, что именно ты делал. В немногих словах скажи только название и вид греха, и число, сколько раз ты грешил. Не повествуй в безполезных и неподобающих словах. От них нет никакой пользы. Не исповедуй других людей, вместе с которыми ты совершал грех, Не говори: “Я воровал с таким-то человеком”, “я развратничал с такой-то женщиной”. Назови только грех, а имя другого человека объявлять не надо. Знай и то, что плотские грехи случаются четырьмя способами: в уме, в слове, в осязании и на деле. Если ты согрешил на деле, достаточно сказать: “Любодействовал”. Если приблизился рукой, то скажи сколько раз. Если ты грешил только в разговоре, скажи для чего ты произносил постыдные и безобразные речи: чтобы подвигнуть к злу, или чтобы помечтать, - а не надо произносить те слова, которые ты говорил. Если ты согрешил в уме, то скажи, были ли у тебя грязные помыслы блуда охотно или невольно. Пятое и последнее. Старайся найти духовного врача, чтобы он был образован, то есть опытен в своем деле. Чтобы он хорошо знал, какие повреждения наносит грех, и подобрал бы лекарство соответственно этим недугам. Ведь когда твое тело разбито, ты разыскиваешь мудрого врача. Мы много раз видели, как больные умирали от неумелого лечения. То же самое можно сказать и о духовниках. Когда один слепой становится поводырем другого слепого, то, как сказал Господь, не оба ли упадут в яму?! Когда ты найдешь хорошего духовника, больше не ходи ни к кому другому на исповедь. От торговли исповедью нет никакой пользы. Если ты исповедуешься одному, а потом, впадая в тот же самый грех, стыдишься сказать о том духовнику и идешь к другому, чтобы было не так стыдно, или чтобы епитимья была легче, - знай, что такая исповедь не приносит пользы. Ты неисправим, если не идешь к своему духовнику на покаяние. У исповеди должно быть десять свойств. 1. Она должна быть простой и краткой. Не нужно говорить несвоевременные речи, повествования о грехах и сказки, как то делают некоторые невежественные женщины. Говори только по делу. 2. Она должна быть смиренной. Знай, что ты - несчастный грешник. И не хвались, но будь смиренен в словах и движениях, во всем обличии. 3. Она должна быть правдивой. В ней не должно быть лжи или извинений себя. Надо говорить ни больше, ни меньше того, что совершил. Только то, что знаешь, и в чем тебя обличает совесть, не ища себя извинений. Нельзя говорить, что “бес меня подстрекнул” или “такой-то человек был причиной”, как некоторые бездумно говорят, чтобы облегчить тягость своего греха. От этого самооправдания и поиска причин им не дастся прощения. Поэтому нужно, как говорит Давид: Выскажу против себя мое беззаконие Господу, - осуждать самого себя, говорить, что ты был причиной греха, и ты согрешил, а не кто-то другой. Пусть даже бес или кто другой может подвигнуть тебя на зло, но властвовать над тобой они не могут; в твоей воле -делать грех или нет. Когда ты осуждаешь самого себя на земле, в своем “духовном судище”, то на Небесах оправдываешься. Это только на внешних (гражданских) судах ты должен себя оправдывать. А здесь, чем больше себя оправдываешь, тем сильнее осужден. 4. Исповедь должна быть скорой. Как ты согрешил, должен сразу прибегнуть к духовнику. Так и человек тотчас обращается к врачу, когда у него что-то повреждается и начинает болеть. 5. Исповедь должна быть разборчивой. Нужно говорить благочинными и рассудительными словами, понятными и тебе, и духовнику. Нужно со знанием себя проверять, особенно женщинам не распускаться в своих речах. 6. Исповедь должна быть со стыдом и благоговейным смущением. Ты огорчил Бога, ты повредил душе своей и душе ближнего. Как мытарь не дерзал посмотреть на Небо, так и ты стыдись найти у Бога милости. Стыд - это часть покаяния. 7. Исповедь должна быть целой и без упущений. Нельзя ничего скрывать, надеясь сказать другому священнику, - иначе это святотатство, разве сам забудешь какое-то малое прегрешение, но большие беззакония не забываются. 8. Исповедь должна быть тайной, в скрытом месте. Никто не может ее слышать. Кто разболтает исповедь, тот очень тяжело согрешит. Ты не должен ничего никому, кроме духовника, открывать, даже если: тебе угрожают смертью. И духовник обязан не открывать ничей грех, даже если ему угрожают, ведь исповедь - это тайна. 9. Исповедь должна быть скорбной, со слезами и печалью сердца, с ненавистью ко греху, чтобы не совершать его больше. Если у тебя нет мысли в уме и твердого решения больше не грешить, избегать места греха и лиц, с которыми ты пал, - то твое покаяние не правдиво, и грех не прощен. Если ты блудил со служанкой, то должен ее прогнать. как мы сказали выше. А если с другой женщиной, не должен ходить около ее дома и встречаться с ней. Если ты произносишь хулу в игре, больше не играй. Если ты наперед знаешь, что можешь опьянеть на пиршестве, куда тебя пригласили, то не иди, ибо пьянство близко разврату. Если у тебя чужая вещь, верни ее немедленно. Если кто согрешил по отношению к тебе, то прости его от всего сердца. Если ты не дашь мысленно обещания больше не грешить, то твоя исповедь неистинна, и духовник не может тебе дать прощение. 10. Десятое и последнее. Ты должен быть готов к епитимьи. Ты должен твердо знать, что исполнишь то правило, которое тебе даст врач, без лени и как можно быстрее. Пусть всякий будет внимателен и тверд в этом необходимом деле. Пусть не лукавит и не вредит себе, думая, что уже исповедан. Да не будет этого! Если ты по небрежности не заметил смертного греха, то полностью не прощен. Поэтому мы здесь пишем грехи по десяти заповедям Господним, показывая тебе, сколько раз ты грешишь в каждом случае, - и тогда легче будет подготовиться к исповеди. Когда ты пришел к духовнику, стань перед ним со смирением и благоговением, какое у тебя перед образом Владыки, ибо духовник - наместник и представитель Бога на земле, и скажи ему, обратив лицо к земле.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|