Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Седьмой, и достаточно того, что написано о них 1 глава




 

Когда ты исповедуешься по десяти заповедям Господним, то исследуй и семь смертных грехов, описанных в первой части книги. Затем посмотри, в какие прегрешения ты впал помимо них: или пятью чувствами, или против семи дел милостыни.

Семь дел милостыни такие: накормить голодного, напоить жаждущего, выкупить пленника из плена, одеть нагого, принять чужестранца, посетить больного, похоронить мертвого.

Духовные дела такие: дать совет нуждающемуся в нем, наставить неученого, утешить скорбящего, исправить грешащего, простить павшего, выдержать ругань и вред, тебе нанесенный, и молиться за всех.

Это все - дела благосердия. Они называются порождениями милости. Мы исповедуемся, что по небрежению их не сделали.

Затем, чтобы завершить исповедь, скажи все, что ты еще вспомнил, - чтобы у тебя не было сомнения, что ты забыл какойто грех. И потом скажи духовнику со страхом и благоговением, преклонив колена и шею ло земли: “Я исповедую сегодня все эти грехи и все другие, которые знает Господь мой, что я соделал против Него делом и словом, умом и помышлением; и все те, которые не сказал по забывчивости и невежеству, и которые лукавый бес может предъявить в час Суда. Их я исповедую и как грешник осуждаю, прося прощения у Господа Иисуса Христа. А тебя, отче, прошу по канонам отнестись к моим прегрешениям”.

Такая исповедь особенно полезна для малых грехов, частью невольно забываемых. Но если ты после исповеди вспомнишь какой грех, то обязательно скажи его в следующий раз, или исповедь твоя будет для тебя безполезна.

Даже если ты не исповедуешь только один смертный грех, устыженный безобразием и позором содеянного, то будешь мучим без милости, Ты можешь узнать эту истину из ниже данных примеров (Глава 7). Я их переписал из книги “Цветущий луг” (“Лимонарь”, часть 1, лист 106). Там было и много других примеров, но я записал только четыре, чтобы не слишком удаляться от нашего разговора.

Кто их прочтет, пусть в дальнейшем начнет очень тщательно относиться к святой исповеди, чтобы не потерпеть так, как те женщины, о которых мы скажем. Я свидетельствую истинным Богом, что ничего не добавил от себя, но - как было в той книге издревле запечатлено. И чудеса Пресвятой Богородицы, составляющие последнюю часть книги, я все, как было, записал вкратце, как обычно и делаю, когда пишу. Так что будьте внимательны к сказанному, чтобы не подпасть описанному осуждению.

 

Глава 7

О четырех женщинах, преданных мучению потому что оставили один грех неисповеданным

 

Некая женщина совершила смертный грех и не осмеливалась никак его исповедовать - от позора и безобразия содеянного. Она творила другие добродетели: давала милостыню, постилась, бодрствовала, молилась и исповедовала другие грехи, и причащалась Божественных Таин, думая, что найдет милость у Бога, и Он ей простит скрытый грех за остальные ее доброделания. Когда она тяжело заболела, то исповедала все другие грехи, но тот великий грех несчастная женщина не дерзнула исповедовать даже при смерти. Она только плакала по невежеству и, причастившись Божественных Таин, скончалась.

Через много дней одна из ее дочерей молилась в комнате. Вдруг ощутила такое зловоние, что не могла стоять, так ей было дурно. Она стала бегать по дому, чтобы понять, откуда идет запах. Тут она видит над кроватью тень столь безобразную и страшнейшую, что уже не могла устоять на ногах, но пала на землю и стала звать Господа Христа и Его Матерь на помощь. Тут из тени изошел голос: “Не бойся дочь, я - твоя жалкая мать”. После этих слов девушка набралась смелости. Она встала и сказала: “Как это возможно, о мати моя, что ты столь зловонна и безобразна, хотя ты была столь добродетельна?” - Та отвечает “Помнишь, как я тебе сказала однажды, что совершила смертный грех и что я никогда не исповедовала его никакому духовнику из-за стыда перед содеянным? За тот грех я осуждена на вечное мучение и буду истязаться нескончаемо, - и мне не дают пользы другие добрые дела, которые я содеяла”. Девочка говорит: “Но могу ли я тебе помочь? Я заплачу священникам, они будут служить заупокойные службы, я раздав много денег на бедных и на монастыри. Может быть, ты найдешь прощение?” - Мать ответила: “Нет в аду покаяния. Когда у меня было время, я не исправилась по невежеству, хотя это не требовало большего труда; а теперь, чтобы ты ни делала, пользы не будет. Тотчас, как я отделилась от тела, меня схватили лукавые бесы и представили на Судище Христовом. Христос посмотрел на меня страшным оком и отвернул лик от меня, сказав громогласным и страшным голосом: “Иди от Меня, проклятая, в нескончаемую геенну”. И тотчас я оказалась в глубине мучения. Итак, больше нет ради меня милости. Единственно, чтобы вам, живым, быть примером, - для этого Судия разрешил мне появиться сейчас, дабы ты возвестила всем мою муку, да убережетесь вы потерпеть то, что я терплю. Скажи своему брату, чтобы он исправил свой образ жизни. И ты оставь краску лица и наряды. Красками ты все равно не сделаешь лицо благовидным, а многие женщины по одной только этой причине преданы мучению. Если ты и меня не послушаешь, то тотчас станешь моей спутницей в том мрачном и безрадостном месте. Это я тебе сказала, чтобы не увеличилась моя скорбь, когда я увижу, что и вы будете мучиться со мной в геенне”.

Когда девушка все услышала, она стала задавать разные вопросы об адском мучении. Мать не ответила на них, а произнесла: “Я только это должна была тебе сказать, и не спрашивай меня о большем”. Тут же она исчезла как ветер, а в комнате осталось такое зловоние, что в нее никто больше не мог входить. Девочка поставила кровать в другом месте и много дней лежала в немощи от страха и трепета пред видением. Она позвала своего духовника, Серафима из Волонии, и подробно рассказала ему бывшее. Так оно стало известно во всем городе и было записано в книге, чтобы потомки читали и тщательно хранили себя, - дабы не попасть в такую же опасность.

В другом городке была некая благородная и богатая женщина. Она совершила позорнейшее беззаконие и не сказала о нем никому из духовников из-за стыда за содеянное - как бы не узнал кто. В один из дней в город зашел некий чужестранный иеромонах вместе с послушником, они шли на поклонение Гробу Господню. Когда женщина увидела их в церкви, что они совершают праздничную службу, ей пришло на ум исповедовать все ему, потому что он чужестранец и ее не знает. Она пошла в исповедальню и сказала ему грехи. Но когда она желала сказать о том величайшем беззаконии, то, по содействию диавола, на нее напал такой стыд, что она покраснела и не смогла ничего сказать.

А послушник иеромонаха был человеком простым и добродетельным. Он стоял и издали видел, как с каждым грехом из уст женщины выходит змея. После всего он увидел большую змею. Она трижды показывала свою голову, чтобы выйти из уст, но затем опять уползала внутрь и не выходила. Тогда и другие змеи, которые вышли прежде, вновь вошли в ее уста, - потому что она не сказала о том беззаконии. Духовник прочел разрешительную молитву и двинулся в путь. Но послушник рассказал ему видение. Духовник тогда понял, в чем дело, и тотчас вернулся назад, чтобы объявить видение женщине и подвигнуть ее рассказать и о другом беззаконии. Когда они вошли к ней в дом, зашли ее мертвой. Оплакав ее, совершили моление, да откроет Господь, что стало с ее душой.

Вот они видят, что она сидит на страшном драконе, а две другие змеи обвили ее и причиняют ни с чем несравнимую боль. Она говорит им: “Я - нечестивая женщина, которая исповедовалась сегодня. Так как я не сказала одно совершенное мной беззаконие, то Судия предал меня на умерщвление дракону. Я буду вечно мучиться в нескончаемом аду. Теперь у меня, бедной, нет вовсе надежды на спасение”. Сказав это, она стала невидима.

Другая подобная история. Жил некий царь в Италии. У него была дочь благоговейная и добродетельная - она делала многие милостыни и искренне заботилась о бедных. Она попросила отца отпустить ее чтобы стать монахиней. Но от великой любви к ней отец не желал с ней разлучиться. Он сообщил об этом римскому папе, а ей посоветовал для большей пользы оставаться дома и совершать лучше великие благие дела, чем стать монахиней и приносить пользу только самой себе. Девочка осталась против своей воли, чтобы не быть непослушной отцу жила, как и прежде, добродетельно.

Но коварный змей не выносил видеть такие деяния девушки. Он стал бороться с ней плотски. Она полюбила красивого юношу, слугу царя. Диавол столь сражался с ней, что победил ее, и она впала в грех с этим юношей. Вскоре она поняла, что ждет дитя. Она так скорбела что хотела покончить с собой от стыда, чтобы никто из людей не услышал о деле. Но затем поверила предложению одной служившей ее старухи. Старуха дала ей яд, который умертвил плод. Поэтому никто не узнал о случившемся.

Только она скорбела, и была теснима этими двумя грехами.

Царь, увидев, сколь она несчастна, подумал, что она скорбит изза того, что он не пустил ее в монахини, и спросил ее, не желает ли она постричься. Она, услышав об этом, обрадовалась. Он поместил ее в славный монастырь, где она постриглась и соблюдала непоколебимо весь чин монашеского жительства. Никто ее не видел смеющейся, болтающей, и когда посетить ее приходили родственницы и женщины из дворца, или другие княгини, или даже сам царь, она, перемолвившись с ним; несколькими короткими словами и поблагодарив их, уходила в келлии Там она плакала о своих беззакониях, о которых она, несчастная, никогда не говорила духовнику, - то есть о блуде и убийстве. Только наедине плакала она о них ко Господу, прося прощения. Затем она умерла, исповедав все другие грехи и причастившись Божественных Таин.

Через тридцать дней она явилась в видении игуменье и сказала, что находится в мучении. Та спросила, что как такое возможно, если она была столь добродетельна, благоговейна и ревностна? Она говорит: я совершила два великих греха, которые не исповедовала духовнику по невежеству, думая, что достаточно плакать о них Христу, и Он осудил меня поэтому навек, - а другие благодеяния мне безполезны”.

Смотрите, женщины. Берегитесь скрывать какой грех! Лучше здесь немного постыдиться, пусть ты и княгиня, чем навечно иметь позор и нескончаемую смерть. Ибо здесь ты скажешь это только одному человеку, который никому не проговорится, даже если ему будут рубить голову, а там ты будешь выставлена на всеобщий и страшный позор. И пусть у тебя не будет предлога говорить, что, мол, я не то чтобы не желаю исповедовать мое беззаконие, а боюсь, потому что многие духовники и архиереи нечестивы и рассказывают о грехах, позоря тех, это им исповедовался. Послушай, женщина. В прежние времена такое могло быть, но теперь не бывает. Патриарх издал определение с собором архиереев, что даже отрекшемуся от веры духовнику или архиерею - нельзя верить. Итак, если священник безумно отречется от самой истины - Христа, и не пожалеет свою душу, ему не поверят, потому что он мог сказать это в отчаянии. Тем более, как поверят той многой лжи, которую вкладывает в ум диавол? Ведь в противном случае священник может опозорить всех, и мужчин, и женщин, исповедовавшихся ему! Поэтому никто ему верить не будет. А если даже некоторые и поверят, то лучше пусть узнают немногие люди, чем тебе пребывать в муках, как вышеназванные женщины. Верь мне, что если бы Судия дал силу одной из тех женщин воскреснуть, она бы пошла по всем столицам и городам, смело рассказывая всем о своем беззаконии, только чтобы не мучиться вечно. Да по истине - не бойся людей и не стыдись нисколько, ибо большее страдание побеждает меньшее.

Подобная история. В одном монастыре была некая монахиня, племянница игуменьи. Она любила юношу, который часто приходил в монастырь, чтобы посмотреть на сестру. Названная монахиня так вожделела его, что искала способ и подходящий момент, чтобы соединиться вместе, - дабы она на деле согрешила, потому что в уме и помысле они уже часто развратничали. В таком неподобающем вожделении бедная монахиня скончалась, так и не исполнив желания, потому что ей не позволяло место. При смерти она исповедовала все остальные грехи и, приняв Святое Причащение, скончалась. Но о своей похоти она духовнику не сказала - что она согрешила бы, если бы представился подходящий момент.

Игуменья очень любила эту монахиню, потому что та была ее родственницей. Когда она совершала поминовение, то молилась Господу, чтобы Он объявил, в каком месте та находится. Так она молилась в посте и плаче много дней и увидела ее в видении. Она была мрачной и безобразной и сказала игуменье: “Знай, матерь моя, что я мучаюсь”.

Игуменья удивилась этим словам: “Как это возможно? Ведь ты – дева. Ты с детства пришла в монастырь. Ты сохраняла все чины монашеского жительства. Почему же ты мучаешься?” И та сказала вышеназванную причину. Игуменья отвечает: “Я не верю этому. Милостивый Бог за одну только похоть плоти, когда ты этого не совершала, не будет тебя мучить вечно”. А она говорит: “Не удивляйся, я справедливо осуждена. Очи Высшего Бога не переносят видеть ни грязного дела, ни грязной мысли - ее надо смыть святой исповедью. А я, хотя и не совершила грех на деле, но мыслью часто развратничала: я только не нашла подходящего места и времени, чтобы грех был сделан. Знай, что многие, не только миряне, но и монахи, мучимые за то, что не заботились с исповедании грехов. Вразуми сестер монастырских, чтобы они тщательно исповедовались, если желают спасения”. Когда игуменья все увидела, она очень скорбела о потери племянницы.

Не будьте недоверчивы, возлюбленные, ибо много раз мы видели противоположное. Многие спасались потому, что у них было только намерение совершить благо, хотя им это не удалось, что и показано в главе 7. Спасся благоразумный разбойник. Много и других примеров показано в церковных книгах. Некоторые спаслись доброй мыслью, не успев сделать благо.

Итак, благую мысль награждает богатый дарами Бог. Но как мучает лукавую и невыносимую мысль! У меня есть множество свидетельств, которые можно привести в подтверждение. Но достаточно одного, самого неложного, изошедшего из истиннейших Божественных уст. Уста Бога не ошибаются, их слово полнее всех земных учителей, - ведь люди часто могут ошибиться: Посмотревший на женщину с вожделением, уже развратничал с ней в сердце. Кто может возразить на эти Евангельские слова? Да не будет! Давайте станем внимательны и заботливы о нашем спасении - чтобы не пришла время плакать невыносимо, не находя помощи. Поплачем теперь немного, чтобы там радоваться вечно во Христе Иисусе Господе нашем.

Ему же и слава.

 

Глава 8

О воздаянии, то есть о посте, милостыни и молитве

 

Третья и самая последняя часть покаяния называется воздаяние. Оно достигается трудом и правилом против греха. У воздаяния есть три добродетели, три сотрудника и помощника - пост, милостыня и молитва. Исполнение их, даже если они тяжки и трудны для плоти, много способствует покаянию, воздаянию и совершению правила против нашего греха, дает самой плоти радость и наслаждение.

Ведь три самых больших греха превозношение, сребролюбие и блуд. На них растет и чревоугодие. Эти три больших гиганта сражаются с нами постоянно: радость победы над ними и достигается названными тремя средствами: пост действует против плоти, милостыня - против сребролюбия, молитва - против превозношения.

Молящийся стоит как осужденный пред лицем Господа, с великим смирением. Держа пост, творя милостыню и молитву человек приносит совершенную жертву - самого себя и свои дела.

Благодаря милостыне, он жертвует свое имущество, благодаря посту - смиряется плотью, а молитвой возносит душу Господу.

Необходимость и польза воздаяния узнается по различию Таинств крещения и покаяния. Божественное крещение есть дверь всех Таинств и именуется рождением души, внове входящей в христианское жительство, раньше чуждое ей. Она, словно младенец, полностью оставляет все, что было прежде, и получает другое и новое силой и благодатью святого крещения. А душа, возрождающаяся в духовную жизнь крещением покаянных слез, оставляет прежний грех, который влек ее к обвинению и мучению, и получает новое духовное жительство и благодать, где не остается ничего прежнего.

Поистине, Таинство покаяния - как очищение и врачевание души. Каждый раз оно излечивает совершенно и делает здоровым ослабшего. От прежней болезни в сокрушенном сердце не остается ничего. Когда оно полно покаяния, как полагается, то человек освобождается от греха и мучения.

Но так как именно такое сокрушение случается не часто, то мы очень нуждаемся в этих трех добродетелях, чтобы совершенно вылечиться от греха.

Сопровождай пост делами милости. Тогда он будет полезным и любезным Богу. Пост без любви и милости - как светильник без масла. Даруй свою милость и милостыню, чтобы Господь услышал твою молитву, простил твои грехи, искупил от будущих зол и пожаловал вечные блага. Пост угашает плотские страсти, уничтожает причины греха. Но он не дает совершенного здоровья без помазания милостыни, без потока благосердия и сопровождения благотворением. Пост излечивает раны от греха. Но следы их не сойдут без масла сострадания. Екклесиаст говорит: Как вода гасит пламя, так милостыня истребляет грех. И Амвросий Медиоланский Великий повторяет: “Поистине, велика сила милостыни. Родник любви угашает жар прегрешений, ибо если разгневанный на грешника Судия желает его наказать, то силой милосердия его прощает”. Даниил пророк не нашел другого способа искупить Навуходоносора от угроз Господа, кроме благосердия. Он сказал ему: Прими совет, о царь изгладь свои грехи милостью, а лукавство твое - делами благотворения нищим. Так сказал святой, потому что знал, какую силу имеет милость. чтобы расположить Всемилостивого

Бога.

Раз эта добродетель такая могучая, то кто желает найти милость у Бога, пусть оденется в ее одежду. Пусть он ущедрит тем имуществом, какое ему дал Бог, и бедных, вдов и сирот. А если беден, то может помочь советом или поддержкой. Если и это невозможно, то сострадает сердцем - ибо и тогда бывает польза. Согласно Григорию Двоеслову от всего сердца сострадать бедному уже немало. Одни помогают деньгами, а другие - душой. Великий Августин говорит, что нет больше; милости, чем простить от всего сердца согрешившему. Раз ты сам не можешь прожить даже час без греха, то прости твоему брату, если желаешь, чтобы Господь простил твои собственные падения. То же самое говорит Кесарий: “У кого нечем выкупить пленника или одеть нагого пусть принуждает себя не иметь ненависти в сердце к ближнему и не воздавать врагам злом за зло, но более всего их любить и молиться за них. Такой человек пусть имеет великую надежду на благосердие и обетование Господа нашего. Пусть он скажет Ему: “Дай мне, Господи, что я дал. Прости мне, как и я простил”.

Мы не будем больше писать о милости, потому что ниже скажем отдельно об этой добродетели, весьма полезной для нашего спасения ибо не подобает изучать ее так вкратце.

Третья часть воздаяния - священная молитва. Когда молитва происходит с верой и великим смирением, то чего бы мы ни попросили в ней у Господа, без сомнения, получим, - как Господь установил нам во многих местах Святого Евангелия. Молитва есть соприсутствие и единение человека и Бога. Она есть восстановление мира, примирение с Богом, милость к грешникам, мать слез, мост через искушения, прекращение войны. Молитва - делание Ангелов, источник добродетелей, доставление благодатных даров, просвещение ума, невидимое продвижение, пища душе, отсечение отчаяния, доказательство надежды, разрушение печали, богатство монаха, уменьшение гнева, зерцало продвижения. Говоря в совокупности, молитва есть, воистину, судище и судебное решение для - молящегося, кресло Судии Христа прежде будущего Судища. То есть молитва для того, кто молится, есть суд прежде Страшного Суда Второго Христова пришествия. Грешник сам осуждает себя, чтобы там оказаться невиновным. Счастлив тот, кто горько плачет здесь в молитве пред лицем Бога, потому что он не будет судим на том Страшном Суде.

Поэтому, возлюбленный, когда ты начинаешь молиться, оставь все телесные помыслы и чувства, покинь землю и море, взойди к верхнему воздуху и звездам небесным, осматривай воинства безтелесных Сил, многоочитых Херувимов и шестикрылых Серафимов. Так, воспарив разумом над всем творением и возвысив свой ум по ту сторону всего, мысли о запретном для высказывания и о совершенно потустороннем уму: Божественной природе глубинной, неизменной, необратимой, простой, несоставной, нераздельной в трех ипостасях, Свете непроходимом, Силе невыразимой, Красоте непостижимой, вдруг возжигающей, уязвленную ей душу, но не могущей словом объявить по достоинству. Отец, Сын и Святый Дух - в трех лицах Бог. Трое святые, соцарствующие, единосущные, вечные. Едино Божество, едино Господство и Святость, все объемлющая, созидающая и освящающая. Едино Божество и Сила. Единый Царь царствующих и Господь господствующих. О небесном Царе и мысли, когда молишься. Тогда ты поймешь Его величие, и сколь ты должен Его любить и благоговеть перед Его именем. Ибо Он - Бог Всемилостивый, прекраснее всех сынов человеческих, всеблагой, всеблагоутробный, страшный и праведный. Он - Отец, любящий почтение, щедрый и благодетельный, Искупитель и Спаситель многомилостивый. Когда ты размыслишь над этими священными именами, то узнаешь, каким сердцем должен служить и почитать столь великого Владыку. Как Богу ты ему должен поклоняться, как Преславного - воспевать, как Прекрасного и Всеблагого - любить, как Праведного и Страшного - бояться, как Всемирному Царю - подчиняться, как Благодетельного - благодарить, как Бога - прославлять. Как Творцу и Создателю приноси ему в жертву самого себя и все, чем распоряжаешься, ибо это - Его собственные дарования тебе. И как у Спасителя и Искупителя проси в молитве помощи. Разумное творение полагает в своем Творце и Зиждителе деяния добродетели. Он есть все во всем, и пред Ним надо благоговеть, чтить Его всеми чувствами и движениями. Так и происходит во всех делах, совершающихся в Его славу. Но более всего и исключительным образом это исполняется в молитве, когда деяния сопровождаются такими добродетелями, как вера, надежда, любовь, смирение и другими подобными.

Но чтобы ты не думал, что Господь далеко отстоит от тебя, знай что Бог неописуемый (неограниченный). Причина сущего, есть в каждом месте. Особенно, когда ты молишься, Он стоит, воистину, перед тобой, слушает твои слова, смотрит на твое благоговение и приветствует твои слезы. Когда ты видишь Его очами ума, то у тебя глубочайшее благоговение сердца, ибо ты сознаешь Его величие и свое недостоинство. Как сказал праведный Авраам, что скажу Владыке моему? Я земля и прах. Думай тщательно о всемогущей мудрости, о благолюбивой мысли преславного и пречестного Владыки. Его суть столь удивительна, что превосходит во всем ум и всякое разумение - не только человеческое, но и самих Небесных Сил.

Такого размышления достаточно, чтобы ты смирился до пыли земной, как червь недостойнейший, кто ты и есть. Тогда ты будешь стоять со страхом и трепетом великим пред лицем Господа твоего. Сколь более будет твое сердце предано в своих занятиях этому страху, тем менее твой ум сможет обращаться к житейским помыслам. Узда страха не позволит уму перескакивать на другие помыслы, находясь пред лицем Его величия.

Когда ты приходишь на встречу с земным царем, то стоишь со страхом и трепетом - при том, что он такой же человек, как и ты. Сколь более ты должен трепетно стоять, беседуя в молитве с Царем Ангелов и всего творения? Стой в молитве, о грешник, столь смиренно и жалостиво, как осужденный стоит перед судьей, - только так ты угасишь гнев праведного Судии: внутренним видом и внешним нравом, - чтобы получить совершенное прощение своих грехов.

Когда молишься, начинай с богомыслия и богоприличных похвал. Смиренномудрено произнеся славословия, переходи к просьбам. Проси не пищи или даже телесного здоровья - не проси ничего из того, что на земле, но проси Царствия Небес. Необходимое телу Бог дает и без просьб, как Он установил словами: Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, а все это вам приложится.

Если ты желаешь, чтобы твоя молитва исправилась яко кадило - направилась как воскурения ладана и достигла ушей Царя Христа, то дай ей два крыла, как мы уже сказали: пост и милость. Она полетит на них очень легко. Ибо пост делает тонким ум и заставляет не учитывать тяжестъ тела, - и так делает молитву сильной. А молитва усиливает пост и сокрушение сердца: насколько усердно ты молишься, настолько достигаешь ты умиления слезного. Будь в борении, сколь можешь, что-бы никогда не завершать молитву без слез и без боли сердца. Тогда к тебе придет сладчайшее утешение Духа. Чем чаще будет твоя молитва и слезы, тем больше ты будешь пренебрегать пищей тела, в согласии со сказанным Давидом: Я забыл о том, чтобы есть мой хлеб: слезами я орошаю ложе.

Когда молишься, добивайся безмолвия, успокоения, тишины, если желаешь, чтобы пришло умиление. Будь один, чтобы в том месте и в то время не услышать смятения, не встретиться с человеком; это происходить ночью, когда молчание и тишина во всем. И тогда весь твой ум будет в Боге.

Когда ты достаточно помолился и сделал все, о чем мы сказали выше, иди со страхом и верой к священному Причащению. О нем мы сейчас и напишем.

 

Глава 9

О подготовке к непорочному и святому

Причащению

 

Когда видевший Бога Моисей сошел с Синайской горы, евреи не могли смотреть ему в лицо. Лицо его сияло, испуская лучи, будто второе солнце. Поэтому Моисей скрывал свое лицо покрывалом, встречаясь с людьми.

Так поступил и Небесный Моисей - наш Господь Иисус Христос. Когда Он вывел нас из страшного плена Египта, то скрыл Свою превышающую сияние сущность привычными вещами: под видом Хлеба и Вина, чтобы нас не устрашило безпредельное сияние и высочайшая слава Божественного величия.

О, безпредельное дарование и неизглаголанное благодеяние!

О, неисчерпаемый источник, невыразимое ликование! Подобающим

образом хвалится Мать Сион (Церковь) и прославляется через великий дар, приходящий к тебе с Неба. Это великое достоинство, более, чем чудное, есть твое лучшее одеяние и красота. Поэтому справедливо и истинно правильно, что ты строишь богатые храмы, сооружаешь славные алтари и чудные и благообразные престолы, золотишь колонны, воздвигаешь драгоценные амвоны, покрываешь стены расцветкой бархата и золотым шитьем, возжигаешь светолитие и творишь всякое другое благовидное приготовление - для почитания и благоговения перед таким святым и покланяемым Таинством. Однако сколь бы богато ты ни украсил храм, сколь бы ты ни сделал благ, - все равно это будет мало и ничтожно пред предстоящим. Делая, что ведаешь и можешь, ты тем не менее нисколько не увеличиваешь достоинство и величие Хлеба, ибо он безценен сам по себе и придает цену всему другому, ничего не беря от него. Именно благодаря таинственному Хлебу почитаются священники, престолы и алтари, им они освящаются.

И что в том дивного? Ведь Таинство заключает в себе Того, Кто создал весь мир, Кто - безпредельное море всяческого совершенства согласно Давиду. Великий Господь восхваляем и Его величие безпредельно. Так как величие Бога не имеет конца, то мы не можем почтить Его в совершенстве. Перед достоинством Хлеба помрачается всякий ум и око. Всеблагой Бог в высшей степени облагодетельствовал нас великим и найдивным даром Таинства Причащения, что мы не можем Его подобающим образом возблагодарить.

Подобает, братья, чтобы я рассказал о великих силах и благодеяниях священного и удивительного Таинства. Сам предмет - безпредельное и неисчерпаемое море, оно не может поместиться в книге. Поэтому я напишу только о подготовке, необходимой собирающему Небесный Хлеб. Это очень важно, ибо Таинство обладает столь великой благодатью, что какова подготовка к нему причащающегося, таково и освящение, и полученная им благодать. Вспомни, что, даже согласно Аристотелю, все причины действуют качественно, в зависимости от положения, которое они находят в предмете: огонь сильнее разгорается в сухом дереве, чем в свежем и зеленом.

Итак, Христос, присутствующий в самом Таинстве, - а Он причина всех благодатных даров, - становится причастным и воздействует Своей благодатью в согласии с подготовкой и внутренним исправлением того, кто принимает Его. Он дает великую помощь принимающим Его достойно. И, напротив, причащающиеся недостойно получают горькую смерть.

Согласно Иоанну Дамаскину, все, производимое земным хлебом в плоти человека, совершает в душе и Небесный Хлеб. Телесная пища укрепляет, усиливает и укрупняет тела, которые не болеют, - а ослабшим, полным дурных соков, очень вредит. Поэтому врачи во время болезни велят воздерживаться и ничего не есть. То же самое делает и эта в Боге основывающаяся Пища. Для добродетельных и благоговейных людей, готовящихся достойным покаянием и исповедью, она становиться истинной и вечной жизнью. А для грешников и неблагоговейных людей с нечистой совестью, не совершивших подобающего покаяния и исповеди, не выполнивших своих обязанностей, она становится прологом великой порчи и смерти души, и мучения, - что претерпел предатель Иуда и другие. Огонь попаляеть недостойных. Недостойными считаются те, кто не очищены святой исповедью, кто не исполнили тех канонов, которые дал духовник. Достойными мы называем совершающих приготовление и исправляющихся.

Прежде всего ты должен знать, что здесь недостаточно человеческого попечения, или даже ангельского, если не поможет благодать Всемогущего Бога. Поэтому подобает Его призывать с горячим желанием и смирением - чтобы Он тобой руководил и тебе помогал. Ты должен очистить дом, куда придет обитать Он.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...