Седьмой, и достаточно того, что написано о них 4 глава
Но достаточно сказано о недостойно причастившихся. Расскажем другие две истории о доблестных людях, которые причащались благоговейно, как подобает. Вы узнаете, сколь любит Господь тех, кто с верой и часто причащается Его святой и непорочной Плоти.
Глава 15 О добродетельных женщинах достойно причащавшихся
Была некая женщина, весьма добродетельная и очень святой жизни. Она причащалась каждый воскресный день с великим благоговением и ликованием духа. И (о чудо, достойное восхищения!) от благодать святого Причащения она оставалась здоровой всю неделю, не вкушая земную пищу. Приходской священник рассказал о чудотворении епископу. Епископ посоветовал ему дать ей простой, неосвященный хлеб. Тогда будет видно, приходит ли помощь Божественной благодатью и силой, или измышлением и ложью беса. Женщина съела хлеб, думая, что он - Тело Господне, как и в других случаях. Придя домой, она вдруг стала столь голодна, что не могла этого переносить. В слезах она побежала к духовнику и сказала, что за грехи была лишена прежней благодати, и теперь даже часа она не сможет поститься. Когда о том узнал епископ, он причастил ее Святым Хлебом: и тотчас голод исчез, как и всякая телесная нужда. Отсюдо ясно стало известно, что она обходилась без еды всю неделю от благодати Священного Хлеба, - архиерей больше не препятствовал ей причащаться. Жила одна девочка, благоговейная и добродетельная. Она обычно причащалась во все праздники. Однажды приходской священник не захотел ее причастить сказав: “Не надо женщинам так частенько причащаться. Подожди несколько праздников”. Благоговейной девочке было очень больно, и она несказанно скорбела в сердце. Она осталась в церкви после святой литургии, когда все ушли, и молилась с великим благоговением в слезах, что лишилась в этот день столь великого благодатного дара. Когда она молилась, вдруг увидела Мужа, облеченного в Патриаршьи ризы, а вокруг Него множество священников и диаконов в прекраснейших облачениях.
Архиерей, увидев, что девочка льет слезы, спросил ее о причине скорби. Она рассказала, как все было. Он поднялся на амвон, открыл дарохранительницу, где лежало три святых Хлеба, и, взяв один из них, причастил ее со словами: “Бери Плоть Мою во обручение будущей жизни”. Сказав так, Он отошел в Небеса со всеми явившимися Силами. Девочка осталась в церкви с великой радостью и ликованием. Когда священник вошел, она рассказала ему всю правду. И он, открыв священную дарохранительницу, увидел, что там, действительно, осталось только два Хлеба. Тогда он поверил в чудо и больше не дерзал препятствовать благоговейной девочке в священном Причащении, а причащал ее, когда она желала. Я хотел описать здесь и другие чудеса, возлюбленные, но так как должен рассказать о “четырех последних вещах”, весьма необходимых, я не задерживаюсь в многословии. Я записал только немногие чудеса из огромного числа совершенных благодаря этому божественному Таинству, чтобы противники истины, лживые обвинители, горестные доносчики и клевещущие поверили. Они говорят: “Как возможно всему Богу вместиться в малой части Хлеба? Неужели все люди принимают то же самое? Не принимает ли один больше, а другой меньше? Как Бог может раздробляться безсчетно? Как Он весь, будучи в мельчайшей части, не иссякает? Как Он не оскверняется грешниками?” На это православные отвечают, прежде всего вспоминая Божественную всемогущую силу, сотворившую в первый раз из несуществующего весь мир одним Словом, создавшую все чудесные творения, видимые и невидимые. Эта сила как прежде, так и теперь превращает и совершает то, что желает.
Во-вторых, мы должны принять, что с некоторыми естественными, природными вещами видимо происходит подобное. Хлеб, который мы едим ежедневно, превращается в плоть, а вино - в кровь. Так и простой хлеб, благодатью во всем святого и начальствующего над свершениями Духа, становится Кровью и Телом Христовым. Жезл Моисея являлся змеей и - опять жезлом. Жена Лота обратилась в столб из соли. Но и некий ручей в Италии (об этом пишет святой Августин в книге “О граде Божием”) обладал способностью дерево обращать камень.(Речь идет о Cascate delle Marmore (Мраморном водопаде) около Терни, где дерево, брошенное в воду, еще во времена Плиния Старшего покрывалось мраморной коркой. (Прим. пер.)) Происходили и другие подобные вещи. А что до числа, то как тот, так и другой восприемлет Бога целым и без недостатка, что явствует из книги Исхода: когда евреи питались священной манной, сходившей с Небес, то одни собирали больше, чем другие, но для всех она была равно питающей по вкушении. Эта манна и была прообразом Хлеба, его предызображением. И теперь среди природных вещей происходит подобное. От одной зажженной лампады ты возжигаешь тысячи свечей, и все берут свет от нее, однако не происходит угасания или уменьшения света, - он остается целым и без недостатка, как и прежде. Один человек учит тысячи людей, одно слово идет ко всем слушателям, и все в полноте его слышат. Если ты разобьешь зеркало на тысячу частей, в каждом кусочке будешь целиком видеть себя, а не маленькую часть. А почему святой Хлеб остается неиспорченным и непорочным, будучи воспринимаемым замаранными душами, то находит подтверждение и в природе, когда солнце проходит через места позорные и грязные, но оно никак не становится причастным зловонию. Наоборот, оно высушивает всякую грязь и способствует очищению. Так и в умственном смысле понимаемое и всему дающее свет солнце Праведности входит в грешников и просвещает их, нисколько не имея отношения к их нечистоте и загрязненности. Да что я все преуменьшаю величие таинства, приводя сравнения и примеры слишком ничтожные, становясь недостойным его славы? Простите меня, слушатели, ибо то немногое, что я сказал и написал о чудесах таинства, сделано не для верных. Ведь мы знаем надежно, что веруем правильно, по истине. Но если случится какой еретик, который заведет спор, - чтобы каждый знал, как ему ответить.
Глава 16 Некоторые чудеса Тела Господня
В “Лавсаике” можно прочесть, как один старец-подвижник вел доблестный образ жизни, но на деле был простым и неученым. Он не верил, что Хлеб, которым мы причащаемся, есть в собственном смысле и по правде, природным образом, Бог. Он думал, что это уподобление, а не истина. Когда о том услышали два старца, то они, зная великие добродетели подвижника, поняли, что так случилось по его простоте. Они пришли в его келлию и, поприветствовав его, сказали: “Отче, мы слышали от одного аввы, что ты не веришь, что святой Хлеб есть Тело Христово. Ты думаешь, что это лишь его образ”. Старец ответил: “Я ему так сказал”. Они сказали: “Больше не говори такую хулу. Все христиане верят, что хлеб обращается в Плоть Божию, а вино - в Кровь. Как вначале Бог взял праха земного и сотворил человека по образу и подобию Своему, так и священник, наместник Христов, говорит вместо Него слова: “Сие есть тело Мое”. Так мы все верим, что это, без сомнения, Тело Христово”. Старец говорит: “Если я не увижу все чувственно, то не поверю”, Они сказали в ответ: “Будем просить Бога, молясь в посте и слезах неделю, чтобы Он нам открыл истину”. Старец с радостью принял решение и молитвенно произнес: “Господи, ты знаешь! Я прошу не по лукавству, но для верности. Я хочу убедиться в истине, и укрепи меня, раба Твоего”. Подобным образом и других два ушли в свои келлии, молясь так: “Господи Иисусе Христе, яви таинство старцу, чтобы не погибли его труды”. Господь послушал рабов своих. В воскресный день они только втроем совершали литургию. Когда священник собирался раздробить Святой Хлеб, то все увидели, что Хлеб стал малым живым Младенцем; и сошел Ангел с Небес, разделил Младенца и излил Его кровь в Чашу. Оба инока причастились Хлеба и Вина. А старец, приблизившись и взяв частицу, видит (о чудо!), что это сырое мясо (Плоть), из которого каплет Кровь. Он со страхом воскликнул: “Верую, Господи мой, что Святой Хлеб, которого мы причащаемся, есть непорочное Тело Твое, а в Чаше - чтимая Кровь Твоя”. Тогда снова Плоть стала Хлебом, и старец причастился. Двое отцов сказали ему: “Бог, зная, что человеческое естество не может эсть сырую Плоть, приготовил Таинство в виде Хлеба и Вина, чтобы каждый принимал его с великим желанием”. И так они, воздав благодарность благодетельному Богу, в ликовании разошлись по келлиям.
Жил некий царь, очень благоговейный и добродетельный. У него был обычай слушать ежедневно священную литургию и причащаться в каждый праздник Божественных Таин с великим смирением и благоговением. За его чистое и боголюбезное жительство милостивый Бог показал ему дивное видение Божественного Тайнствоводительства, ибо достойный похвалы царь благоговел к нему. Послушайте и получите великую радость и ликование. Этот царь платил трем священникам, чтобы они попеременно священнодейстовали в храме, построенном рядом со дворцом. Однажды один из священников пришел и приготовился служить литургию, Думая, что придет и царь, как то обычно происходило. Но Бог показал царю чудное видение. Поэтому царь и не присутствовал телом в церкви. Он узрел в видении, что стоит на литургии. Когда совершался великий вход, он увидел прямой столп от святого престола ввысь Небес светлый и ярче всего сияющий. Рядом с ним стоял Младенец, совсем малый возрастом, столь светлый, что сиянием Своим превосходил солнце. А священника царь видел преображенным в вид горного хрусталя. Когда творили всеобщее целование (со словами “Возлюбим друг друга... Христос посреди нас! И есть, и будет... “), то Младенец облобызал священника, а священник Младенца. Затем Божественный Младенец, как было явлено, съел священника, но священник, напротив, остался целым и невредимым. Царь удивился этим и воскликнул: “Почему же ты стоишь и не причащаешься Святому Телу Христову?” - Священник ответил: “Прежде следует, чтобы меня принял Божественный Младенец и обратил меня в Себя, как ты видишь; и тогда я уже причащусь Честнаго Его и Святаго Тела. Царь спрашивает: “Что это за Младенец?” - Священник в ответ сказал: “Царь царствующих и Владыка, Непорочных Сил и всего творения”. Когда царь это услышал, то пал на землю, моля со слезами - земной царь Небесного, - чтобы Он его благословил и простил ему грехи. Божественный Младенец смотрел на царя радостным ликом и благословил его Своей священной деснице со словами: “Будь благословен Отцом, Мной и Святым Духом”. Когда Владыка сказал это, царь поднялся и увидел Его, как Он взошел в Небеса вместе со священником и теми, кто поминались в тот день. Они предстали пред благоутробным Отцом. Видя это, царь пробудился, получив великую радость, что Всеблагой Бог удостоил его видеть великое Таинство. И о том он не объявлял никому до часа смерти, когда сие исповедовал сие для нашего вразумления и ликования.
Римский Папа Вонифатий причащал народ. К нему подошел ребенок из иудеев и причастился. Тотчас, как он принял Жемчужину, воскликнул: “Вонифатие, крести меня ради Господа, ибо Хлеб, который я получил и съел, жжет и опаляет меня”. Когда Бонифатий его крестил, евреи возмутились, а отец новопросвещенного разжег печь и бросил его туда, чтобы пламя сожгло дитя. Но мать призвала Пресвятую Богородицу на помощь. Иудеи были в гневе, когда услышали имя Пресвятой Девы, и бросили в печь и женщину. Вонифатий, узнав об этом, тотчас побежал в архиерейском облачении, вошел в печь и вынес женщину и ребенка целыми и невредимыми. Даже волос на голове и одежда не были обожжены. Кесарий пишет, что один еретик колдовал с бесовским искусством и так развращал народ. Он совершал множество мнимых чудотворений, чтобы ввести в заблуждение христиан и сделать их своими единомышленниками в мерзости. Чтобы подкрепить их мнение, он вставал связанным на кострище, где другие разжигали огонь, а когда он призывал беса, огонь угасал, и еретик оставался невредимым. Когда о том узнал архиерей города, то взял Святое Тело Христа в дароносице. Он подошел к костру и повелел связать колдуна цепью и бросить внутрь, чтобы и он мог посмотреть на диво. Волхв согласился, его связали и бросили, думая, что чудотворение будет такое же, как прежде. Но трус обманулся. Тотчас, как его бросили, он стал гореть и закричал громко: “Помоги мне, о бес, чтобы огонь меня не сжег”. Диавол ответил со словами: “Я тебе часто помогал раньше, а теперь больше не могу, потому что здесь стоит Тот, Кто сильнее меня”. Так несчастный сгорел. Тот же самый Кесарий пишет, что в его время некоторые еретики, как и упомянутый, совершали “громадным” искусством поразительные дела. Они ходили по водам реки и не тонули. Их колдовство привлекло в ересь многих простецов. Когда это увидел один ревностный священник, то взял священную дароносицу, подошел к реке и сказал: “Заклинаю вас, бесы, силой Того, Кого держу в руках, не помогайте этим еретикам, чтобы не терпел вред народ”. Сказав так, он увидел, что чуда не произошло, еретики еще больше смеются, приплясывая на воде, а верные стоят в скорби. Тогда он бросил дароносицу в реку, и тотчас, как она коснулась воды, разрушилась вся ложь беса, и лжецы потонули как свинец. А святые Ангелы незримо взяли дароносицу и поставили ее на священный престол. Когда священник увидел гибель еретиков, обрадовался. Но он очень печалился из-за Святого Хлеба, ибо не мог его найти. Всю ночь молился Богу, чтобы Его благодать направила священника, и тот нашел бы хлеб. Утром он увидел его на святом престоле и в радости рассказал верным чудо! Этот же писатель и многие другие пишут, как одна женщина на пасеке увидела, что ее пчелы не работают, а околевают. Она причастилась, выпила Непорочную Кровь, а Божественное Тело удержала в устах и поместила в улей. Через несколько дней пошла посмотреть, выросли ли соты. Она заглянула внутрь улья и увидела, что пчелы с прекраснейшим и благовидным искусством построили из воска чудеснейший храм, - то было удивительное зрелище. Она сообщила архиерею. и он пришел со светильниками и каждениями. С ним были все клирики, они видели храм, посреди которого был престол, а на нем Потир с Хлебом. Архиерей взял храм, как он был, и сохранил его в церкви. Так многие язычники поверили во Христа, пораженные этим прекрасным сооружением безсловесных тварей. Восковой храм пчелки соорудили с таким искусством, с окнами и колоннами, что даже лучшие зодчие не могли бы построить, соблюдая пропорции и благолепие. Однажды один священник шел причащать больного. Некая блудница увидела его, как он шел с великим благоговением, без плаща и шляпы хотя шел сильный дождь. Она умилилась сердцем, побежала со слезами не надев и обуви, как была, упала на землю в грязь, восклицая: “Господи Владыко Иисусе Христе, воистину милостивый Бог, родившийся от Приснодевы Марии, пострадавший ради спасения нашего. Спаси и меня недостойную грешницу, и не поминай, Всемилостиве, мое невоздержание но прости мне заступничеством без семени родившей Тебя”. Когда она сказала так с горячими слезами, раздался голос из священного Потира “Оставляются тебе грехи”, - и прежде невоздержанная блудница получила извещение своего спасения, возненавидела грех, совершив великие подвиги и была спасена Божественной благодатью. Есть много и других чудес, безпредельных и дивных. Но для слушателей, думаю, достаточно. Кто не верит в малые, не сомневаясь, такой человек, даже видя воскресших мертвых, не оставит своей развращенности.
Глава 17 О том, что никто от отдыхающих в земной жизни плотью не достигнет Царствия Небесного, кое наследуют чрез борьбу с телом и подражание спасительной Страсти Господа
Никто не может быть рабом двух господ: ибо одного он тогда будет ненавидеть, а другого любить, - говорит Господь в Евангелии от Матфея. Одно он будет выносить, а на другое не станет обращать внимания. Невозможно быть рабом двух хозяев, враждующих друг с другом. Когда ты делаешь то, что желает один, другому очень горько. Невозможно выполнять волю и Всеблагого Бога, и лукавого диавола, - ибо когда одного огорчаешь, то радуешь и приветствуешь другого. Невозможно стремиться к вещам мирским и вкушать райские. Каждый желает удостоиться сладости единения со Спасителем, но немногие желают еще и потрудиться, и презирать блага, которые на земле, как ничтожные и недостойные. Чаще вожделеют вкушать внутреннее душевное утешение, но вместе следовать и воле плоти, - а это невозможно, как невозможно одним глазом охватывать небо, а другим - землю. Многие так и хотят сразу перелететь от удовольствий временной жизни ко вкушению рая. Они желают войти в число святых, вот только жить, как жили святые, не желают. Их приглашает и зовет благодать Спасителя Христа, но жадная любовь к миру охлаждает и ставит препятствия. Невозможно, любитель плоти, радоваться временным благам и вкушать блага небесного блаженства, - радоваться и чревом, и душой. Нельзя перейти от телесных услад ко вкушению праведных и быть прославленным в обоих веках. Но если ты желаешь подражать Христу и воодушевленно следовать за Ним, необходимо совлечь желания плоти, уйти от них и вырвать из сердца любовь к миру, - тогда там и сможет вырасти божественное рачение. Если кто хочет посеять что-то в землю, то необходимо хорошо очистить поле, вырвать все сорняки - и тогда дадут плод культурные растения, как мы сказали в предыдущей главе. Итак, исторгни и вырви сперва пристрастие к миру, уйди от него совершенно, если ты желаешь, чтобы в душу пришла божественная любовь. Тогда душа твоя будет чистой и готовой принять божественное утешение Господа. Если будет по-другому, ты не сможешь вкусить Господа Христа. Желая вечно радоваться в раю, сперва отбрось всякое мирское попечение и плотское сладострастие. Не ищи Господа в мирских оградах. не шатайся там, где Его не найдешь. Ты можешь найти Его в колючках и терниях, как Его увидел Моисей в терновом кусте, то есть в стесненной жизни. Любители мира “ищут Бога” в радостях и вкушениях, потому и не удостаиваются Его найти. Пока Моисей был в Египте, Господь ему не являлся. И ты не удостоишься никогда Его видеть, пока находишься во тьме мирской. Оставь дворец Фараона, возненавидь ту честь. которую там имел, и всякое телесное удовольствие, - тогда получишь неувядаемую честь и духовное утешение от Бога. Воздерживайся от тленных и безполезных блюд - у них нет вкуса Ты его ощущаешь только в тот момент, когда их поглощаешь. Если ты желаешь быть удостоенным есть сладчайшую манну, пищу Небес, желаешь возвысить свой ум, вкушая неизреченное веселье, то возненавидь сердечно все вещи, сущие под небом и дающие тебе усладу. Несчастный твой желудок полон вредных соков, и поэтому для тебя невкусна сладостная небесная пища. Всеблагой Бог всегда готов приобщить тебя к Своим щедрым дарованиям, кои у Него в изобилии, - но и ты предложи, принеси сердце чистое, не занятое вещами мира. Если у тебя нет небесного утешения, то причиной и поводом стал сам ты: ты не протянул пустого сосуда, чтобы его можно было заполнить божественным миром. Если Господь не дает тебе ту благодать, которую Он даровал Своим друзьям, то это твое собственное падение, ибо ты не возжелал так, как делали в прежние времена святые апостолы, мученики и преподобные. Они подражали Христу нагие, с повреждением плоти бичуемые дикостью, опаляемые огнем, рассекаемые мечами и копьями будучи предаваемы на различную смерть. Подвижники, мужи и жены шли со множеством злостраданий по узкому и скорбному пути спасения. А сегодня лишь немногие совершенно не жалеют себя. Много тех кто жаждут быть рабами двух хозяев: Бога и мира. Но так невозможно. Как же ты хочешь, нагруженный богатством и почестями, дающий плоти столько удовольствий, прийти и оказаться там, где стоят свободные от всякой любви к миру, перенесшие столько страданий ради Господа. Оставь напрасную надежду. Пусть тебе не покажется тяжелым оставить не только мир, но и родных, друзей, возлюбленных ради Господа, - как сам Господь говорит в священном Евангелии: Кто не откажется от отца, матери, братьев, детей, жен, и самого себя - ради любви к Мне. тот не может быть Моим учеником. Если ты желаешь вкушать столь великое благо, не ленись, не бойся, но откажись от всего временного. Если ты будешь чувствовать тягостную скорбь, то терпи, будь настойчив, всегда сражайся с плотью. Настоящая жизнь - это битва и ежедневная война между душой и телом, как говорит пророк: Вот я привык сражаться в дни мои. Апостол Павел показывает в одном человеке двух людей, которые так объединены вместе, что одного невозможно представить без другого, - но, вместе с тем, они столь различны и противоположны, что жизнь одного есть смерть другого. Они объединены друг с другом и сохраняются вместе, - хотя их двое, но считается и называется он одним человеком. Между этими двумя и проходит битва и вражда в жизни. Поэтому Создатель дал им различные имена, назвав одного духом, а другого - плотью. Великий Павел именует одного внутренним человеком, а другого внешним человеком. Он пишет в Послании Галатам так: Духом ходите, а вожделение плоти никак не совершайте. Плоть вожделеет против духа, а дух - против плоти. То есть ходите, как стремится ваш дух, но не совершайте повелений плоти, - чтобы не умереть духовно, ибо что желает плоть, то противно душе, а что желает душа, то враждебно плоти. О, как странно! Какая же это война?! В битве находим любовь, в мире - войну, в смерти - жизнь, а в жизни - смерть, в свободе - плен, в плену - искупление. Сила благого и добродетельного человека проявляется в победе над собой самим, чтобы, пострадав, обуздать свои вожделения. Поистине, такой человек должен быть восхваляем и прославляем более того, кто победил царство. В 3-том псалме Давид говорит: Господи, Ты попрал всех враждующих со мной напрасно. Этот псалом Давид написал, когда бежал от своего сына Авессалома, который изгнал его из Иерусалима, захватив царство. Поэтому Давид радуется и поет победу, что приобрел в бегстве своих врагов. Это кажется против правил, - воспевать как победитель и ликовать, когда бежал побежденным и гонимым. Но послушайте, в чем тут дело. Давид благодарит Бога за более великую и чудесную победу: что он победил свои страсти и стремления, когда Семей проклинал его и бросал в него камни. Кротчайший и святейший царь не позволил, чтобы солдаты убили его ругателя. Он сказал им: “Оставьте его, чтобы он меня ругал, ибо это воля Бога, по причине моих грехов”. Так поступил пророк. Он победил себя, как господин своих желаний. Человек, бежавший от мира, считается не побежденным, но победителем, заслуживающим высшего удивления. Убегая от самого себя. ты попираешь свои вожделения, противостоишь злым движением, укрощаешь внешнего человека и подчиняешь того, кто царит во вне. Это и есть славная и блестящая победа, значащая более, чем победить царства и государства всего мира. Такую многовозлюбленнейшую и похвальную победу пел всеблаженный Давид. Чтобы ты понял, что победа берется Божественной силой и помощью, Давид не сказал, что “я побил моих врагов”, но - Ты попрал. Избегай своих желаний победить себя. Оставь мир, чтобы его победить. Нет более ясной победы, чем победить волю плоти и выдерживать ругань. Пусть тебе не кажется тяжелым молчание и стойкость, ибо за тебя сражается Господь. Когда ты победишь, знай, что от Бога к тебе пришла сила и помощь. Если ты будешь побежден, то это будет твое собственное падение, - ибо Бог не позволяет нам быть искушаемыми больше, чем можем вынести. Обычно судьи боя делят пополам оружие двух команд, чтобы они сражались вместе. У них должно быть оружия поровну, дабы никто не имел перевеса. Так и праведный Судия Бог, когда мы выходим на зрелище мира, чтобы сражаться с врагом, делит оружие и не позволяет чтобы с нами сражались с большим искушением и силой, чем мы можем вынести. Если два бойца выходят сразиться, они равны по оружию и силе. Если один из них будет иметь соратника, а другой нет, - то кто, как ты думаешь, победит? Без сомнения, тот, у кого есть союзник. Будь внимателен и точен. Солдаты, сражающиеся и борющиеся одновременно, и есть участвующие в битве дух и плоть. Они - смертельные враги. От тебя зависит, кому помочь, чтобы была победа в войне. Если ты расслабишь плоть пьянством, пирушками и удовольствиями, то побеждена будет бедная душа. А если ты поможешь ей постами и молитвами то она завоюет победу. Так что ты должен больше помогать душе, ибо если победит душа, то душа победит вместе с телом, и они унаследуют Царствие Небесное, и будут радоваться вместе с Господом Христом вечным радостным ликованием. Но если победит тело, то оно будет получать возмездие вместе с душой в нескончаемом мучении. Если ты любишь свою плоть, то не сможешь сделать ей ничего лучше, как только подчинить ее духу. А когда ты ласкаешься к ней и обслуживаешь ее, тогда, поистине, ты ее ненавидишь и враждебен ей. Подумай, сколь более славна и полезна победа души, чем победа тела. Помоги душе, сколько можешь, и сделай плоть рабыней, чтобы она ей служила. Война коротка, и даже небольшая победа славна. Трофей щедр, и венок не увядает. Если ты почувствуешь в этой битве стеснение и муку, то мысли о спасительных Страстях нашего Господа. Такое воспоминание заставит тебя ненавидеть волю плоти и презирать от всего сердца мирские удовольствия. Ведь одного только примера образа жизни Господа Иисуса Христа достаточно, чтобы пристыдить называющих себя христианами. В таком примере много разумной мудрости найдет даже простой и неученый человек, а найдя, - победит суету века сего. Пример научит больше, чем любой мудрый учитель. Мы должны подражать жизни и Страстям нашего Христа. Суета и невежество держать в уме, не хваля и не славя Бога, разные вредные для души и неподходящие мирские вещи. Большой стыд наслаждаться и почивать, но при этом видеть Господа и Царя нашего в скорби и безпредельном истязании. Нельзя, чтобы солдат видел, как его владыка гибнет в войне, а он не стремился пролить кровь и потерять жизнь по любви к нему. О, твое бездумство и лень, христианин, или, лучше сказать, - твоя неблагодарность! Если ты желаешь почести, то почему не движешься, когда видишь, что твой Владыка и Царь предается на смерть врагами, почему ты не мчишься Ему на помощь? - Ты не являешься Его солдатом, если не подражаешь Его деяниям! Ты хвалишься, что ты христианин, хотя должен скорее бояться и совеститься, коли чувствуешь внутри себя любовь к плотским утехам. Все мы называемся христианами, но мало кто из нас подражает нашему Владыке. Мы подобны по имени, а по делам не подобны. Скудные ясли, в которых родился Господь, бедные и простые пеленки, в которые было обвязано без предельное Божественное Величие, объясняют нам, что мы не должны привязываться к почестям и временному богатству. Говоря просто, если ты исследуешь весь образ жизни самого Христа Бога, то найдешь, что Он всегда учил нас презирать суетный мир: и в час жизни, и в час смерти. Сойди Он с Креста, как издевательски призывали Его фарисеи, у Царя царей не было бы даже разорванной одежды, чтобы закрыться, ибо палачи поделили Его хитон. Итак, если ты христианин и веришь в Священное Евангелие, которое называет бедность радостью, - почему ты ищешь честь и богатство во временном поселении? Господь наг на Кресте и беден, а ты одет в дорогие одеяния. Владыка голоден и жаждет, а у тебя столько еды на столе! Христос умер на Кресте, чтобы изгладить грех, - а ты каждый день обретаешься без покаяния, Он сражается с миром, плотью и диаволом, чтобы их умертвить, а ты с ними водишь дружбу и находишься у них в рабстве, выполняя все их повеления. Так ты подражаешь Христу и думаешь, что унаследуешь Царствие Небес?! Ты, услаждая плоть, придешь туда, куда другие подошли столькими скорбями и истязаниями? Ты заблуждаешься, несчастный Тебя нужно считать не подражателем Христа, а подражателем того богача, с которым вместе пойдешь в одно место принимать истязания. Ради любви к нам великий Бог, будучи неисчерпаемо богатым, стал добровольно бедным и презираемым. А мы, по естеству нищие, недостойные и презренные, мы собираем богатство и достояние мира? Постыдись, христианин, обратись к себе! Ты видишь Господа, как Его презирают, как над Ним издеваются, - а ты возвышен, в великой почести и славе. Стань смирен, чтобы подражать Владыке твоему. Возненавидь мир и удовольствия плоти. Желай безчестия и презрения, чтобы быть прославленным вместе со Христом в Его Царствии. Если к тебе приходит жажда богатства или стремление к вожделению, подумай о Спасителе твоем, как Его били от пальцев ног до непорочной главы. Если со вниманием ты осмыслишь Его Страсть, то возненавидишь всякое телесное удовольствие. Воспоминание о смерти Спасителя Христа есть необходимое врачевание: чтобы ты научился избегать мирской суеты, всех радостей превозношение, развлечения и подобные другие вещи. Если бы тебя впилась в голову одна колючка из венца Христа, ты бы радовался и смеялся, или скорбел бы? Смею сказать, что ты бы стоял скорбно и спокойно, и непрерывно из глаз твоих бежали слезы. Но почему, если Господь - глава Церкви, а ты - Его часть, ты превозносишься и смеешься, проводя беззаботную жизнь? Видя все время перед собой Спасителя, избитого и умерщвленного ради тебя, ты не сострадаешь Ему сердцем, даже не плачешь, но хочешь еще больше радостей и удовольствий? Почему ты хвалишься искуплением, когда даровало его тебе пленение и послушание Христово? Почему ты превозносишься и считаешь себя спасенным, когда это есть действие Господней Страсти? Почему ты неблагодарен к дарам, которых Он тебя удостоил благодаря животворной и спасительной смерти? Возненавидь, безумец, свою плотскую волю и желай бедности! У
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|