Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Седьмой, и достаточно того, что написано о них 3 глава




О, причина всякого благорадования и вкушения! Источник благодатей. Умерщвление страстей. Врачевание спасительнейшее. Хлеб жизни. Огонь любви. Облегчение духу. Спасение душ. Царская Трапеза, Пища Ангелов. Сладость всего Небесного блаженства. Что я дам в обмен на такую благодать, которую Ты мне сделал, Владыко? Какой любовью я отвечу на то благоутробие, какое Ты мне оказал? Ты - Царь веков, столь возлюбил меня, бедного и недостойного, а я не возлюблю и не буду желать Тебя, богатейшего и высочайшего Жениха моей душе. Возлюблю Тебя, Господи, Крепость моя, Пища моя, Вкушение мое. Воспламени, Владыко, к желанию Тебя сердце мое, чтобы оно изменилось так, как железо в горне. Да не желаю я ничего другого в мире, а только Тебя, верх моих желаний. О, божественный огонь! О, сладчайшая рана сердца! О, желанное заключение! Почему же тогда я не связал этими узами? Почему же я не ранен этой стрелой и не горю Божественным и спасительным рачением?

Да растают мои внутренности как воск в огне и снег на солнце. Чего ты вожделеешь, душе моя, что не найдешь в этом Хлебе? Какого блага ты желаешь, которого не вкусила бы щедро в сей Небесной Манне? Почему же ты безумно блуждаешь, ища лживые и суетные вещи? Если ты желаешь любви, наслаждения и вкушения - то они здесь, самые дивные и редкие, какие находятся во всем мире. Если желаешь богатства, чести, славы и другого подобного, - все небесное сокровище здесь: всемирная честь и предел всех благ, обогащающий все небесное и земное. Если желаешь достоинства, чтобы тебя почитали, перед тобой благоговели, - здесь ты удостоишься величайшей чести, какую только можешь пожелать. Ведь ты един с Богом, тебе покланяются все Ангелы, предстоящие Господу и Царю. Не так ли делают гвардейцы и слуги земного царя, когда они следуют за ним, куда он идет, и охраняют его? И, говоря просто, к какому бы ты желаннейшему благу ни стремился, ты найдешь его, без сомнения, в Божественном Хлебе.

Почему же ты лишаешься по небрежению столь великой полноты и сладости, безценного сокровища, дарующегося тебе безплатно? Не будь заблуждающимся невеждой, не гонись за другими удовольствиями плоти. Гонись за духовным наслаждением, небесным благорадованием и вкушением. Не думай больше о суете мира, не мысли о преходящем и суетном. Ты можешь вкусить в этом Таинстве истинное и небесное. Если Ты удостоил меня, Господи, столь трепетнейшей Трапезы, прими меня в Свои святые объятия, порадуй вкушением, сделай должником за Твои безчисленные благодеяния, свяжи крепкой узой любви. Отселе и впредь я отказываюсь ради любви к Тебе от всякой дружбы с миром и от всякого вкушения. Нет для меня больше мира и плотских удовольствий. Пусть отступят от меня лживые и вводящие в заблуждение призраки. Ибо только одно есть истинное благо, правдивое и вершинное. Кто ест Небесный Хлеб, тот больше не должен есть пищу безсловесных скотов. Кто принимает Бога домой, не имеет права принимать другое недостойное творение. Если душа моя соединилась с Царем на Небесах через этот Хлеб, зачем унижаться в суетном заблуждении старых деяний? Как я открою дверь моего сердца какому-нибудь постыдному помыслу? Как я допущу, чтобы в мое сердце вошла вещь недопустимая и нечистая? Мое сердце освящено Божественной благодатью Твоего присутствия. Как будет говорить позорное и суетное тот язык, которым прошел Ты, не знающий осквернения?

Господи мой сладчайший, так как Ты почтил меня настоящим посещением, я молю Твою благость, благослови меня и дай мне силу совершить путь моего поселения в доблестном жительстве. Да не погрешу я больше против Твоего Царствия. Ей, всемогущий и богатый дарами Благодетелю, сотвори мне такую благодать, как ты обычно делаешь. Ибо еще ходя телесно, Ты всегда прибавлял благодать к благодати и благословение к благословению и святости. Ты сошел с Неба в этот мир. помраченный идолослужением, и просветил его, и искупил от нечестия. Ты вошел в девственную утробу Всенепорочной Твоей Матери. Кто может рассказать о той чести и славе, которые Ты Ей даровал, и обожил Ее так, что весь мир земной и небесный Ей поклоняется и чтит во спасение всего мира? Ты вошел в дом Матфея и из мытаря сделал евангелиста и апостола. Ты пришел в дом Закхея, и тот изменился Божественным изменением. Ты вошел в дом Симона Петра и вылечил его тещу. Ты часто заходил в дом Марии и Марфы и удостоил их духовного богатства, многих даров и благодатей. Ты взошел на Крест и так благословил его и освятил, что ему, прежде бывшему позором и осуждением разбойников, стали покланяться цари и чтить его. Ты вошел в гроб, мертвый телом, и так возвысил его, что теперь со всего мира собираются архиереи и покланяются ему. Ты сошел во ад и спас праотцев Своим Божественным присутствием, и сделал ад другим раем. И вот, Ты вновь согласился, по великому благоутробию Твоему, войти сегодня в смиренный дом моей грешной души. Благослови ее, Господи мой и дай мне силу и помощь жить с благой мыслью в делании блага, надеясь стать Твоим достойным жилищем, а не совершать больше смертный грех все дни жизни моей, - чтобы Ты любил меня всегда и не отлучался от меня, но чтобы меня хранила благодать Твоя до часа исхода моего от засад беса. Умертви меня телом, но оживи духом. Сделай так чтобы отныне не я жил во мне, но Ты. Обнови меня и по любви преобрази в Себя. Возьми у меня свет телесных очей, лиши меня рук и ног, чтобы я не мог совершать служб телесных и видеть мирские вредящие душе суеты, но только чтобы я жил в Тебе, и Ты жил во мне. Тебя одного я желаю, к Тебе одному стремлюсь, а волю плоти ненавижу от всего сердца моего.

Благодать Твоя да будет радостью мне, радованием и ликованием, законной усладой и пищей душе моей. Ей одной пусть она питается, а телесное вкушение пусть будет ей мерзко. Удостой меня, Всесильный Владыко, искупи от сладострастия жалкого, чтобы я повел жизнь безмолвную И безмятежную. Мне невозможно стать свободным без Твоей помощи и благодати, ибо всякое даяние благое и всякий дар совершенный свыше есть. Молю со слезами Твою благость, благоутробный и многомилостивый Господи, да успешно исполнится это прошение ходатайствами Всенепорочной и Преславной Твоей Матери, и всех от века Тебе благоугодивших. Да удостоюсь я после своего временного поселения быть причастным Тебе в невечернем дне Царствия Твоего, прославляя Тебя всегда, Единого в Троице Бога, в нескончаемые веки веков. Аминь.

 

Глава 13

О дерзнувших недостойно священнодействовать

(Некоторые чудотворения и суд Всемогущего Бога)

 

В “Лавсаике”, то есть в житиях преподобных отцов, написано, что некогда жил один священник, имевший сильную рану на голове. Попущением Божиим загнила не только плоть, но и кости, - и исходило такое зловоние, и тек такой гной, что тот являл собой жалкое зрелище. Никто не мог стоять рядом с ним. Когда он увидел, что врач не может его вылечить, то удалился в скит, чтобы найти какого-нибудь добродетельного человека, который мог бы ему помочь. Там ему сказали, что авва Макарий Александрийский вылечил много различных больных. Особым чудом было излечение одной женщины от неизлечимой болезни: вся ее плоть кишела червями. Когда преподобный увидел ее, то сжалился и молился семь дней и семь ночей, чтобы ее исцелить. Когда священник об этом услышал, то пошел в его келлию, молясь о врачевании. Но святой, будучи прозорлив и зная причину, даже не ответил ему благоутробным словом, но закрылся от него. Священник сидел вне келлии три дня.

Ученики преподобного огорчались, видя немощного, и попросили авву сотворить милость над этим трижды несчастным. Но авва сказал им: “Он недостоин уврачевания, и не надо печалиться над ним. Господь его наказал болезненной немощью за то, что он развратничал, а затем, замаранный, дерзал служить литургию. Он не боялся, что его умертвит Божественное судебное решение в тот час, когда он трогал ту непорочную Жемчужину и принимал ее нечестиво в свои скверные уста. Скажите, чтобы он воздерживался впредь от служения литургии и славил Господа, Который так милосерден к нему, дав ему временное наказание, чтобы не мучить вовек”.

Когда священник это услышал, то задрожал весь перед прозорливостью преподобного и заплакал горько, поклявшись, что больше не дерзнет трогать Святые Дары. Тогда святой с печалью говорит ему: “Ты веруешь, что Бог знает тайные дела всех людей, или нет?” - Священник ответил: “Да, святейший отче”. Авва сказал: “Если ты знаешь тягость своего беззакония и исповедуешь, что немощь пришла тебе от Бога за твое безстыдство и презрительность, то покайся от всего сердца, прося со слезами Всемилостивого Бога, чтобы Он тебя помиловал, дабы тебе не нести наказания в будущем веке”. Священник опять поклялся не совершать священнослужения и исправить свой образ жизни, как подобает. Тогда святой положил свою десницу на голову страдающего и, сотворив молитву ко Господу, благословил его и отправил здоровым домой.

Подобное написано в книге “Луг духовный” (лист 184). Сообщает об этом чуде Кесарий и некоторые другие. Был еще один недостойный священник. Всякий раз, когда он шел совершать литургию, то заболевали все его члены, особенно в час, когда он собирался причаститься: руки его так дрожали, что Чаша могла упасть. Поэтому завершение литургии было великой борьбой для бедного. В один из дней его посетил благоговейный и добродетельный духовник. Он увидел странное чудо. В тот час, когда священник собрался причаститься, Жемчужина превратилась в живого Младенца. Младенец мешал священнику причаститься, Он боролся с ним и не давал ему приобщиться Себе. Священник насильно брал Младенца и приближал к устам, но Младенец отворачивался и не желал входить в уста. В конце концов, когда они так упорствовали достаточно времени, Святой Младенец вошел в недостойные уста священника, но с очень разгневанным и опечаленным ликом.

Когда духовник это увидел, то понял причину. После литургии рассказал тайно священнику видение. При этом наставил его:

“Берегись отселе, впредь не дерзай никогда священнодействовать, чтобы праведный Судия не разгневался и не умертвил тебя молнией или невидимым мечом, как претерпели многие другие, а бедная твоя душа будет мучиться вовек. Исправься покаянием и исповедью и плачь горько, ибо не знаешь, умрешь ли ты завтра. А я верю несомненно, что ради твоего спасения Господь меня просветил сегодня прийти на литургию. Так что больше не презирай благоутробие Господа нашего, Который терпел тебя столько времени ради покаяния и не истребил тебя, как безстыдного и недостойного”. Священник, услышав это, очень испугался и покаялся сердечно, исповедуя свои грехи. Он понес подобающую епитимью и больше не дерзал приступать к служению литургии, и не впадал в прежние грехи, но прожил свою жизнь любезным Богу жительством.

Недалеко от собора Констанции на Кипре есть одна деревня, называемая Трахиады. Там за десять лет до захвата острова жил некий священник, который стал игрушкой диавола, изучив в совершенстве науку колдунов и чародеев. Этот трижды несчастный человек дошел до такого безбожия и презрительности, что ел и пил в священных сосудах вместе с блудницами. Но Божественное правосудие не выдержало столь великого безстыдства и объявило то князю. Князь осудил священника на смерть. Архиепископом острова тогда был достопамятный Аркадий.

Когда мерзкого и дерзновенного священника вывели на площадь, и собралась огромная толпа, безпредельное множество, чтобы увидеть гибель нечестивца, то с ним завел речь советник князя, очень умный и образованный человек: “Скажи, о мерзкий, полный всякого нечестия, пусть ты презираешь и наш суд, как тленный, и о будущем приводящем в страх Судище не думаешь, - но как же ты дерзал приближаться к священному возвышению Божественного величия [жертвеннику], заклятый? Как ты мог совершать безкровную Жертву? С омерзительным сердцем принимать Непорочного? Какими устами Иуды ты Его лобзал? Какими нечистыми руками ты Его осязал, трижды несчастный? Какими очами ты мог смотреть? Как ты не робел, не пугался, что земля откроется и поглотит тебя, или упадет молния с небес и сожжет тебя? Как ты, служа и поклоняясь диаволу, как свинья, извалявшаяся в грязи, причащал народ Божественным Тайнам?”

Тогда негодяй ответил: “Ей-Богу, Который будет истязать меня вашими руками теперь, а гораздо более в нескончаемом огне мучения, - я не лгу, но с того часа, когда я стал чародеем и волхвом, я уже не служил литургию. Когда я поднимался на возвышение алтаря, сходил Божественный Ангел и привязывал меня к колонне руками за спиной. Он сам совершал литургию, а когда нужно было творить последование и причащать народ, он разрешал меня, и я выходил”. Когда народ это услышал, то прославил Господа, со словами: “Велик Бог христиан! Велика вера Православная”, Так восклицала толпа, а беззаконный священнослужитель, осужденный единогласно, был предан огню.

Во Франции (или в Северной Италии) жил другой недостойный священник. Он служил на праздник, собралось много народа. И в час, когда он собрался причаститься, упал огонь с неба и опалил его руки до локтей, так что было жалкое зрелище. Есть много и других примеров, которые можно здесь записать, чтобы страшились недостойно священнодействующие. Но для краткости я их опускаю, а запишу только еще одно, очень страшное, сказание.

В Саксонии жил некий юноша по имени Унт. Он так желал изучить грамоту, но не мог, потому что был туп умом и ничего не понимал. Он шел в церковь, молясь Господу и Приснодеве Матери Его, чтобы они помогли ему учиться. Так он делал много раз, проводя время в молитве. Однажды ночью он узрел в видении Приснодеву. Она говори: ему: “Вот, тебе дается дар мудрости, но берегись, не стань неблагодарен к благодеянию, - чтобы не получить возмездие душе и телу”.

Юноша вскоре стал столь мудрым учителем, что все удивлялись его беседам и рассуждениям и признавали, что его наука не от людей. но с неба, и благоговейно ценили Унта. Вскоре умер митрополит, и юношу избрали архиереем. Но получив архиерейское достоинство в городе, он перестал вести добродетельную жизнь, как прежде. Неблагодарный, он забыл о величайшем даре, полученном от Бога, - не сохранял чина и канона церковного, делал все, как желала плоть. Самых худшим было то, что он безсовестно дерзал служить литургию и рукополагать, будучи развратным и нечистым. Божественное правосудие не вынесло его великого безстыдства, но наказало страшным образом в пример другим, чтобы дрожали подобные ему и не дерзали подходить к освящению Святых Даров.

Послушайте о его конце.

В той земле жил некий добродетельный священник по имени Петр. Однажды он остался ночью в кафедральном соборе святого Маврикия, бодрствовал в молитве, ибо назавтра должен был служить литургию. Когда он стоял на молитве, вдруг в полночь раздался сильный порыв ветра, погасивший все свечи в церкви. Затем вошли какие-то юноши, освещенные великим светолитием. Они поставили перед святым алтарем Престол, и сам Престол излучал свет, превышающий всякое сияние в славе. Священник был в страхе и из угла храма смотрел на происходящее. Вошел Царь Славы, облаченный в Патриаршью ризу и царскую корону. Он сел на трон, кивнул Ангелам, и Ангелы принесли названного митрополита, связанного по рукам и ногам, будто осужденного. Тогда к Судии подошел святой этого монастыря, мученик Маврикий, вместе с пострадавшими с ним.

Поклонившись, он сказал Ему: “Молю тебя, праведнейший Судия, накажи этого беззаконного нечестивца. Он не пастырь, а хищный волк. Он растратил доход моего дома на свои плотские желания”. Когда святой так сказал, осужденный попросил время на покаяние. Но Господь ответил: “Теперь, когда ты подошел к концу, ты просишь время на исправление? А что ты делал прежде?”

Тогда Всенепорочная Владычица сказала Ему: “Молю Тебя, правосуднейший Сын мой, не милуй этого неблагодарного человека, но накажи его по достоинству дел”. Господь повелел Ангелам отсечь ему голову. Так завершилось видение, и в храме воцарилась тьма, как и прежде. Священник от страха был едва жив и лежал ничком. Когда рассвело, его нашли на земле. Он не смог подняться, а только рассказал всем увиденное. Люди пошли в спальню архиерея и, действительно, нашли его обезглавленным. Все задрожали.

Видите, священнейшие архиереи? Такой страшнейший суд постигает недостойно совершающих священнослужение. Блажен час, если то будет только смерть тела. Тогда случится лишь небольшая беда, а временное наказание не станет обручением нескончаемого мучения. Не думайте, что если сейчас не произходят таковые суды Божии и мучения плоти, то вы избежите смерти безсмертной души. Нет, скорее вы будете еще хуже наказаны на будущем Судище, потому что слышали и видели такие чудесные дела, и не поверили им - но любите славу людскую больше, чем славу Бога; дружелюбны к золоту больше, тем к Христу, а Его вы, как Иуда, продаете за серебро.

Вам кажется малым грехом рукополагать недостойных из-за денег, или из-за страха перед князьями, или под каким другим предлогом. Но симония - величайший грех, едва ли не больший из всех, как нас сообща учат отцы. Как вы дерзаете продавать дар Святаго Духа? Не выдумывайте предлогов, что, мол, для власти нужны деньги, а мы, дескать, если не выполним “долг”, то нам не на что будет существовать. Знай, этот предлог не поможет тебе в страшный день. Никто тебя не принуждал быть архиереем, но ты обрел архиерейство по тщеславию и сребролюбием. Если бы не было соперничества иеромонахов, то избирали бы без серебра того, кого пожелал просветить Господь. Но ты, чтобы получить славу, употребил столько денег, что увы тебе будет, когда ты попадешь в руки Знающего тайное сердец, ибо страшно впасть в руки Бога Живаго.

Я желал сказать и другое, подходящее к нашему предмету, но умолчу, чтобы не стыдить высочайшее достоинство священнослужения. Те немногое, что я сказал, Господь знает, было от великого желания принести пользу братьям, а не для какой иной цели. Пусть каждый исследует свой образ жизни и исправится теперь, когда слезы приносят пользу, чем станет безутешно горевать там, где нет покаяния. Если вы найдете в себе какой-либо грех, препятствующий священнодействию, то попроситесь за штат и не стыдитесь людей, и не бойтесь бедности. Лучше, чтобы вы были презираемы здесь, лишены плотских удовольствий в малое время вашей краткой жизни, чем будете испытывать страшную боль позже.

А кого из вас совесть не обличает в грехе, заслуживающем прещения, то вы достойны. Но, прошу вас, прежде всего охраняйте себя от симонии и от денег, получаемых за хиротонии. Лучше просить (если вы в нужде) милостыню у христиан, которые, видя ваше доброе намерение, благоговеют к вам, - это вам больше поможет.

Я еще раз напомню вам, что, находясь на высокой ступени достоинства, вы должны быть доблестнее других. Вы должны сиять как светочи, чтобы меньшие, видя ваши благие дела, получали пользу и прославляли Господа, как Он Сам возвестил: Так да сияет свет ваш перед людьми, так что люди увидят ваши добрые дела, и прославят Отца вашего, Который в Небесах.

Иоанн Златоуст в слове “О священстве” говорит: “Получивший священство не должен смеяться, празднословить и вообще говорить что-либо не на пользу слушателей, - чтобы празднословием не огорчать Духа. Священство совершается на земле, но относится к чину Небесных Воинств. Им распоряжается ни Ангел, ни Архангел, но сам, Утешитель. Нужно, чтобы священник был чист, как Ангел. Ибо он в плоти входит в служение безтелесных. О, чудо! Каково человеколюбие и смирение Божие! Седящий с Отцом наверху в час этот держится смертными руками, которые дают Его желающим, достойно стоящим вокруг. Священники живут на земле, но допущены поселиться на Небе. Они получили власть связывать и разрешать. Эту власть Бог не дал ни Ангелам, ни Архангелам. Хотя священники трудятся на земле, они проходят Небеса, и Бог господствует и делает твердой мысль своих рабов, Кому вы оставите грехи, им будет оставлено. Кому вы удержите, будут удержаны. Священник должен быть всегда в большом мире со всеми, непрестанно в стенаниях, в кротости и великодушии, в великой любви. Он должен быть милостив к нуждающимся и не отворачиваться от просящего, не давать деньги в рост, не ругаться, не лгать совершенно, не глумиться ни над кем, не слушать сплетника, но отвращаться от него, не напиваться вином, не блуждать в насыщении чрева. Не украшаться одеждами и обувью, но добродетелями, не завидовать никому, не быть злопамятным к оскорбившему, но от всего сердца отпускать ему и прощать для его пользы. Ко всему этому священник должен быть внимателен и хранить заповеданное ему в точности, чтобы со дерзновением и в чистой совести учить других. Если по небрежности или невнимательности он не слушает говорящих и не сохраняет в точности на пользу слушателей и учащихся у него, то полезнее ему повесить на шею мельничный жернов, вращаемый ослом, и бросить в море, чем извинять такое служение”. Это все слова златоглаголивого мужа, которые я здесь написал, как они в оригинале, для большего уверения. Их каждый должен усвоить, ибо они вполне понятны и несложны.

Если священник должен быть таким добродетельным, то сколь более архиерей! - который выше по достоинству. Знайте, святейшие таинники Пресвятой Богородицы и вышесущественной Троицы, знайте великое достоинство, полученное вами. Вы по чести выше безплотных Ангелов. У вас столь великая власть на земле, что жизнь ваша должна быть равноангельской, лишенной любых безчиний, чтобы миряне смотрели на вас без стыда.

Хороши же священники, которые поют песни, пляшут, играют в карты и прочие безчинные игры! О, ваше невежество и неразумие! Почему вы презираете, несчастные, полученное вами превышающее Ангелов достоинство? Что будут делать миряне, когда увидят, что делаете вы? Вы чем-то отличаетесь от них?

Плачьте, братья, ибо время драгоценно, не тратьте его суетно и понапрасну. Заботьтесь о спасении души, а не о сладострастии тела. Воздерживайтесь от всего того, о чем говорит божественный Златоуст и особенно - от пьянства и пирушек все время, особенно вечером, перед литургией. Неужели тебе кажется малым грехом хорошо поесть с вечера, напиться, а завтра священнодействовать, - и так все время? Я здесь произвожу суждение сам, ибо если приведу все свидетельства учителей, то очень затяну разговор, а книга станет безразмерной. Я напомню тебе только слова блаженного Павла, которые стоят всех остальных, потому что Павел - глава и руководитель других учителей. Павел говорит во Втором Послании Коринфянам, в главе 6: Не заблуждайтесь. Развратники и распутники и пьяницы не наследуют Царствие Божие. Неужто ты можешь сказать, что Павел лжет? Нет. Он просвещен благодатью Святаго Духа, Который говорит его устами, и все другие стали мудрыми, благодаря нему. Знай, что он мыслит пьянство равным разврату. Почему же ты не боишься и не воздерживаешься, но совершаешь тогда священнодействие, несчастный? Тебе кажется хорошим, что ты, священник, равный Ангелам по достоинству, становишься подобен свиньям? Что ты падаешь в канаву от хмеля? Берегитесь, ради Бога, этого неподобающего, если не сказать блудного дела. Вы не только сами себя презираете, но и миряне вас не чтут, потому что вы обезчестили свое достоинство.

Вы должны избегать не только вина, но и всякого другого дела, вводящего в соблазн зрителей. Когда миряне видят, что священники ведут себя безчинно, играют, то и они творят подобное. Священники подающие дурной пример, дважды подлежат мучению. Во-первых, по-тому что они согрешили, а, вовторых, - они стали причиной соблазна ближнего. Прекратите, братья и отцы, такие дела. Держите в уме добродетель. Сохраняйте обещания и обязанности пред Господом. Думайте о вашей душе и сотворите достаточное покаяние вовремя, здесь и сейчас, чтобы не рыдать вечно в будущем мире.

Глава 14

О недостойно причастившихся, наказанных Богом в этой жизни для нашего наставления и примера

 

В книге “Римских пап” написано, что некоторые безстыжие люди причащались в Святую Пасху, а затем предавались пьянству, гулянию и другим невоздержанностям, без всякого благоговения к Божественным и священным Таинам, которые они, недостойные, приняли. Поруганный Бог чрезвычайно разгневался на них и дал им подобающее наказание - внутри их утробы рекой побежала кровь из их мерзких животов, так что они задохнулись и погибли. Кровь заполнила все внутренние органы, и сердце не справил ось с таким потоком. И они испустили свою гнусную и порочную душу. Не только такое возмездие дал Бог, но послал сильный, чрезмерный ливень, так что совершенно исчезли все их дома, амбары, поля, скот и все, что у них было. Змеи вылезли и сожрали их бедные тела, и умертвили многих других в городе.

Тогда священники собрались и вместе совершили молебен ко Господу, чтобы им была объявлена причина таких бед. Когда молился один добродетельный человек, ему явился Ангел Господень и сказал: “Если бы кто поиздевался над царским сыном, бросил его в мрачную яму, где полно грязи, - как его нужно было бы наказать?” - Человек ответил:

“Такой достоин быть разрублен на тысячи частей”. Ангел тогда говорит: “Но кто поиздевался над Сыном Бога Царя на Небесах, принял его в нечистый желудок, без покаяния, исповеди и воздержания, а затем, приняв Его, впал в осквернение плоти, - как его надо наказывать?” - Человек ответил, что такой “должен быть испепелен заживо и анафематствован как нечестивейший еретик”. Отвечает Ангел: “Это беззаконие и совершили безстыжие нечестивцы, которые недостойно -причастились на Святую Пасху, а затем плясали, пьянствовали и развратничали. За это и разгневался Всесильный Господь, и послал им наказание”. Когда о том услышал добродетельный муж, он рассказал другим, Все священники совершили божественное Тайноводительство (последовательность Тайнств) и воспели Бога, и тогда прекратился ливень, и змеи исчезли.

Некий другой человек пошел причащаться, будучи недостоин. То есть он развратничал и ни в чем не воздерживался, а причащаться пошел напоказ людям с другими христианами. Но тотчас, как он принял Жемчужину в свои мерзкие уста, глотка его затворилась, а святое Теле Господа вышло и перелетело обратно в Святой Потир. А нечестивец упал на землю и испустил душу.

Жила некая женщина, казавшаяся благоговейной. Она много постилась и молилась, но внутри была очень надменной, потому что считала себя душевно прекрасной и святой. Отличалась и злопамятностью: если с кем ссорилась, то не мирилась и больше не хотела видеть того человека, оставаясь непреклонной. Когда она заболела, то позвала духовника и исповедовалась, но не в полноте и не совершенно, как подобает, но необязательным образом и неразумно, как то часто делают глупые женщины, не думающие о тщательности: они пропускают великие грехи, а говорят о малых, исповедуются в несущественном, а явное скрывают по невежеству или порочности, чтобы не было стыдно, - и потому оказываются в ужасных мучениях.

Один бесноватый, когда духовник изгнал беса и спросил его, кого бесы больше мучают по числу - мужчин или женщин? - признался (бес ответил), что чаще вселяются в женщин. Духовник ответил: Не верю, ведь женщины не занимаются торговлей или общественными Делами, они не бывают там, где мужчины обманывают или поступают несправедливо”, А бес говорит: “Более всего женщины мучимые из-за четырех грехов. Первое - они наряжаются и украшают свою плот; красками, нарядами, чтобы казаться красивее, чем они есть, хотя естественное приличие им уже дал Творец. Второе, что они колдуют и гадают, и суеверны во многом. Третье, что они сплетничают и наговаривают, болтая не только дома, но и в церкви, ничего не слушая. Четвертое и худшее из всего - они не исповедуются хорошо, чтобы все сказать, духовнику, но говорят только немногое, чтобы соблюсти форму исповеди: так они недостойно причащаются и мучаются. Таковы те женщины, которые бездумны”.

Такой была и та женщина. Итак, посмотрите ее конец, чтобы изправиться и не попасть, как она, в погибель. Когда священник ее изповедовал, он принес Святые Дары причастить ее. Но она не могла и видеть Жемчужину, а обратила лицо к стене, - по Божественному суждению, - чтобы стоящие рядом знали справедливый приговор ей. Она воскликнула громким голосом: “Я по надменности не мирилась с тем, с кем поссорилась, и не прощала никому, но поворачивалась к ним спиной. Теперь и Господь отвращает лице Свое от меня, и не желает Его принять моя недостойная душа, и я не имею воли увидеть Его в Его Царствии, но буду сжигаема в вечном мучении”. Сказав так, она испустила душу.

Епископ некий, добродетельный и ученый, совершал в церкви поучение в первый четверг святой Четыредесятницы о посте, подвигая народ к этой Ангельской добродетели, чтобы все постились, богатые и бедные, как узаконили отцы святые. Благоговейные христиане соблюдали пост в точности, как и подобало. А некоторые безстыжие чревоугодники, у которых бог - чрево, обсуждали архиерея, что он, мол, не знает, что говорит, - а Бог, дескать, не проверяет, что ест человек и прочее. Это дошло до епископа. Он подождал, чтобы изобличить их в подходящее время и в нужном месте. На Страстной Седмице, когда весь народ был в церкви, он опять совершал поучение против чревоугодия, доказывая, что не соблюдавшие в точности предписанный пост подобны Адаму и Еве. Как те были изгнаны из рая за преслушание, так и “я повелеваю, что будут лишены Божественного Святого Причащения Тела Господня те, кто не хранили по чину пост. Пусть они не причащаются и в течение святой Пятидесятницы”. Так он сказал и повелел священникам не дерзать причащать никого из таких людей, что они и сделали.

Но один из тех, дерзкий и гордый, презирая законное определение епископа, оделся в женские одежды, безсовестный, и присоединился к женщинам, чтобы его не узнали и причастили. Но когда тот дерзкий человек принял в нечистые уста спасительнейший Хлеб жизни, дающий верным здравие и всяческое утешение, то этот Хлеб стал причиной боли, сильнейших страданий и неизъяснимых мучений. Несчастный пал на землю с громкими криками, так что казалось, будто его насильно разрывают на части. Из его уст хлынул великий поток крови, как если бы меч праведный разрубил внутренности. Когда спросили о причине внезапного мучения, то нечестивец не мог ничего сообщить. Он только сбросил женские одежды, все его узнали и удивились. А он жалостиво плакал, прося жестами прощения в содеянном. Вошел епископ и, сжалившись над ним, прочел разрешительную молитву. Тогда тот смог говорить, исповедуя свой грех с сердечной болью и чудесным потоком слез. Архиерей, наложив на него епитимью, излечил его от боли. А он, поблагодарив благодетельного Бога, тщательно исправил образ жизни и добродетельно закончил свою жизнь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...