3.4. Электронное взаимодействие судов и государственных
3. 4. Электронное взаимодействие судов и государственных (муниципальных) органов исполнительной власти в процессе рассмотрения дела
В соответствии с Программой в арбитражной системе предполагается развитие электронного правосудия и интеграция с информационными системами органов государственной власти. В Постановлении Съезда судей указано, что осуществляется обмен данными в электронном виде между информационными системами арбитражных судов и информационными системами ФНС России, прорабатываются вопросы межведомственного электронного взаимодействия с информационными системами ФССП России, Росреестра.
Полагаем целесообразным создать систему электронного взаимодействия не только с указанными ведомствами, но и с другими государственными (муниципальными) органами исполнительной власти, в первоочередном порядке включив в нее суды общей юрисдикции.
Нормы Закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг < 21>, в частности ст. 7. 1, предусматривают возможность получения уполномоченными органами и организациями сведений и информации, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. -------------------------------- < 21> Федеральный закон от 27. 07. 2010 N 210-ФЗ " Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Участие судов в системе межведомственного электронного взаимодействия позволит обеспечить: - снижение издержек, связанных с применением документооборота на бумажном носителе (почтовые, канцелярские расходы, трудозатраты и т. д. );
- существенную экономию времени при получении ответов на соответствующие запросы, соблюдение принципа разумности срока судопроизводства; - повышение качества и эффективности исполнения судебных решений. Однако деятельность по осуществлению правосудия не включена в сферу регулирования названного Закона.
Суды к субъектам предоставления государственных и муниципальных услуг населению не относятся. В связи с этим следует либо расширить предмет регулирования Закона, либо принять новый федеральный закон, который позволит встроить суды в систему межведомственного электронного взаимодействия.
3. 5. Ознакомление с материалами дела, аудиозаписью судебного заседания через Интернет
В настоящее время арбитражные суды размещают в электронном виде материалы только одной категории дел - дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства. Знакомиться с аудиозаписью, являющейся основным средством фиксации информации в судебном заседании (ст. 155 АПК РФ), можно либо в помещении суда, либо путем получения копии такой аудиозаписи, которая изготавливается за счет обращающегося за ней лица.
Полагаем допустимым распространить возможность ознакомления с материалами дел через Интернет на все категории дел, рассматриваемых арбитражными судами. При этом на первом этапе реализации данного предложения арбитражный суд мог бы предоставлять доступ к материалам дел в электронном виде только при наличии технической возможности.
С учетом поточного сканирования материалов судебных дел это значительно разгрузит работников аппарата арбитражных судов и сократит время на ознакомление с материалами дела и иные издержки участников судебного процесса, вызванные необходимостью прибытия в суд. Также представляется целесообразным предоставить участвующим в деле лицам возможность знакомиться с аудиозаписью судебного заседания через Интернет. Механизм реализации данной возможности может быть аналогичным механизму ознакомления с материалами дел, рассматриваемыми в порядке упрощенного производства.
В частности, участвующему в деле лицу можно предоставлять код доступа к аудиозаписи. Данный код можно отправлять заявителям на электронную почту, указанную при подаче документов через систему " Мой арбитр".
3. 6. Электронное взаимодействие арбитражных судов и органов принудительного исполнения
Исполнительный лист может направляться судом для исполнения в форме электронного документа, подписанного судьей УКЭП в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (см., например, ч. 1. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве < 22>, ст. 130 и 428 ГПК, ст. 319 АПК, ст. 353 КАС РФ). -------------------------------- < 22> Федеральный закон от 02. 10. 2007 N 229-ФЗ " Об исполнительном производстве".
Однако на практике данное право пока реализуется не в полном объеме из-за отсутствия технических возможностей.
Кроме направления исполнительного листа в форме электронного документа, других положений, предполагающих использование информационных технологий в области взаимодействия судов и органов принудительного исполнения, действующее российское законодательство не содержит.
Между тем, как отмечается в Программе, для решения проблем, связанных с неэффективным исполнением судебных актов, требуется в том числе скорейшее внедрение в систему принудительного исполнения судебных актов современных технологий, позволяющих обеспечить эффективное исполнение судебных решений. В 2017 г. Правительством РФ была утверждена программа " Цифровая экономика Российской Федерации" < 23>, одной из важнейших целей которой является создание " экосистемы цифровой экономики", в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан.
-------------------------------- < 23> См.: распоряжение от 28. 07. 2017 N 1632-р.
Во исполнение данной программы Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности был утвержден План мероприятий по направлению " Нормативное регулирование", в соответствии с которым предполагается установить порядок электронного, в том числе автоматизированного, взаимодействия между участниками процесса, судами и ФССП России, а также иными органами и организациями при исполнении судебного решения. Полагаем, что такое взаимодействие могло бы выражаться в более активной цифровизации и автоматизации элементов предварительного и последующего судебного контроля, например в направлении приставам исполнительных документов в электронном виде, коммуникации суда и органов исполнительного производства только через Интернет. В Германии при подаче заявления на выдачу поручения на исполнительное производство не требуется представления оригинала исполнительного листа при наличии совокупности следующих условий: - денежное требование не превышает сумму 5 тыс. евро; - законом не требуется представление дополнительных документов для подтверждения подлинности исполнительного листа; - заявителем представлены скан-копии исполнительного листа и доказательства получения его должником; - заявитель подтверждает, что требование по исполнительному листу реально существует и еще не исполнено должником. При этом судебный исполнитель на основании абз. 2 § 754a ГПУ Германии может потребовать представления оригиналов документов в случае возникновения каких-либо сомнений, связанных, например, с нечитаемостью копии, различным размером денежного требования в заявлении и в исполнительном листе < 24>. -------------------------------- < 24> См.: Брановицкий К. Л. Некоторые аспекты использования информационных технологий в исполнительном производстве // Вестник гражданского процесса. 2018. N 1. С. 87 - 101.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|