Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Седьмой, и достаточно того, что написано о них 5 глава




Господа ничего не было на земле, - учись и ты презирать временное. Благоговейное рассмотрение Страстей Господних подвигает нас отказаться от всякого удовольствия. Апостол Павел пишет Филиппийцам, чтобы они думали о Страсти Христовой. Мы должны растить в нашем сердце воспоминание об этих страшных Страстях. Мы должны повествовать о них таким образом, чтобы память о них не пропадала. Поэтому у себя в душе имей постоянную мысль и скорбь о Его Страсти. Всегда сострадай, скорби и сораспинайся Самому Спасителю твоему.

Так и ты будешь прославлен вместе с Ним в день Воскресения.

Если у тебя есть привязанности и телесные утехи, не надейся тогда на отдых в иной жизни. Как говорит Великий Афанасий: “Тот, кто отдыхает в этом мире, пусть не надеется найти вечный мир. Царствие Небесное принадлежит не отдыхающим, но проходящим жизнь в великой скорби и стеснении. Лучше смерть за Бога, чем жизнь в лени и позоре”. А Григорий Нисский подтверждает: “Те, кто живут в легкости и усладе, те притворяются христианами. Они враждуют с Крестом, они противники Креста. Крест души - это уставное умерщвление, не требующее (не ищущее) никаких облегчений”. То же самое говорит и святой Епифаний Кипрский: “Дух Божий не живет в тех, кто проводит свою жизнь в успокоении. В них живет дух диавола”. Некий из любящих Бога твердо считал, что раз “поклялся - каждый день я умираю”. Этим и отличаются сыны Бога от других: они в скорбях, а мир утопает в усладах и развлечениях. Бог не благоволил, чтобы Его возлюбленные отдыхали, пока они в теле. Он скорее пожелал, чтобы они были в трудах, простоте, нужде и немощи, уничижении, переживаниях... Господь знал, что невозможно в расслабленности тела быть в любви к Нему, поэтому и затрудняет нам наслаждение и отдых. Любитель мира тоже часто думает о спасительной Страсти, но не возделывает ее в своем сердце. Он не чувствует боли, чтобы горячо поплакать. Поэтому он следует плотским повелениям.

Есть две причины безчувственности. Первая - малость вещи. Малая вещь, конечно, не берется в расчет. Когда падает лист с дерева на землю, этого не слышно. Но вырывая с корнем и ломая дерево, - трудятся все, не только люди, но и животные.

Второе. Когда чувство умерщвлено или погружено в сон, то даже великое событие не может разбудить человека - разве если кто его оживит, и тогда он услышит.

Если ты, человек, не чувствуешь силу Страсти Христовой, которая являла величайшую и самую суровую скорбь, пережитую Господом в мире, через которую Он показал всю Свою мудрость и благость, то ты безчувственнее камней, ибо даже камни в то время раскололись. Пусть раздумие и память о спасительном Страдании всегда будут в твоем сердце. Выйди на бой и воюй с плотью, так как все земное время - это время ежедневной битвы плоти и духа. Не ленись, не впадай в уныние, ибо твой труд невелик, самый малый из всех, а плата и награда несравненны, как и безчисленен дар, который воздаст тебе богатый дарами Царь Христос Бог в день Суда. Ему же подобает вся слава во веки веков. Аминь.

 

Глава 18

Мы должны презирать временное богатство, а собирать сокровища на Небе благодаря нищим

 

Кто не откажется от всего своего имущества, не может быть Моим учеником, - сказал Господь в Евангелии от Луки. Кто не оставит все вещи, которые имеет, не может быть учеником Христа. Этого не могут слышать сребролюбивые богатые, - уши их заложены звоном металла. Он звучит для них больше, чем слова Господа. От звука металла не слышен Господь Иисус Христос. Так и мельник не слышит что ему говорят, от шума воды и звука жернова. Тогда необходимо остановить воду, чтобы услышать. Отложи пристрастие к временном; богатству, останови свое сребролюбие, стесни свои мирские вожделения, если хочешь услышать Господа, Который тебя зовет.

Оторви совершенно свою любовь от суетных богатств мира. Они быстротечны, как вода. Они переливаются очень быстро от отцов к детям. Если ты желаешь слушать спасительные слова Христа, то послушай, что Он сказал тому богатому, о котором пишет Лука: Все, что у тебя есть, продай и раздай нищим, и будет у тебя сокровище на Небо.

Но этот человек, будучи сребролюбцем, не послушал Господа, но отвернулся в печали, предпочитая богатство Царствию

Небесному.

Поэтому Господь сказал, что очень трудно богатому спастись. Он так сказал не потому, что от природы тот не может спастись. Мы знаем многих богатых и даже царей, ставших святыми: Авраам, Иов, Давид, Константин Великий, Феодосий Великий и многие другие. Богатство не есть зло, когда его используют добрым образом. Но Господь сказал так, зная какие неприятности обретаются в богатстве. Когда увеличиваются богатства, тогда и вожделение безумного сребролюбца становится ненасытным, - и ему трудно возненавидеть богатство. О, твое неведение, сребролюбец, как связал бес твое сердце любовью к тленным вещам! Ты к ним стремишься больше, чем к небесным благам. Небесные блага наследуют те, кто презирают временные, как скудные и недостойные. А ты стремишься к земным, потому что не знаешь их скудость.

Исследуй, прошу тебя, богатство, которого ты желаешь: драгоценные камни, жемчуг, золото, серебро, парчу, златотканые одежды, - из каких скромных и недостойных вещей они возникают, чтобы их собирать? Что такое золото и серебро, как не грязь и выброс земли? Что такое сапфир, адамант, изумруд, гиацинт и другие подобные камни, как не пена земли? Что такое эти одежды, как не навоз для червей? Что такое руно, как не волосы овец? Что такое сафьян, который так ценят князья, как не кожа животных? Что такое расписные и позолоченные дворцы, высокие башни, широкие и славные дома, великие крепости, славные и знаменитые города, как не камни и ничего не стоящая земля? Говоря просто, все, что есть у мира сего, это безполезная и попираемая земля.

Так что пойми, каких недостойных вещей ты вожделеешь, и ты увидишь свое невежество. Помнишь слова Исаии: Всякая плоть трава, и всякая слава человека как цветок полевой. Если человек, который есть самая ценная вещь в мире, если его слава подобна смиренной былинке, - то чему мы уподобим все другое, менее достойное и более смиренное, в сравнении с человеком?

Постыдись, любитель мира, и обратись к себе. Бог сотворил тебя, чтобы ты вожделел Его и Его вкушал. А ты так себя унизил, безумный, что стремишься к смиренным и недостойным творениям! Знай, человек, что ты избран и благороден, - тебе это даровал Создавший тебя по образу и подобию Своему, - поэтому и желай избранных и благородных вещей и дел, то есть духовных, небесных. Ненавидь легко шатающиеся и недостойные: золото, серебро, камни.

Ведь Соломон, как сказал Господь, при всей своей славе, всех златотканных одеждах и жемчуге, которые были на нем, не одевался так благовидно, как лилия долин. А какой любитель золота поверит, что трава богаче золота и прекраснее его? Послушай, человек, пусть тебе это не кажется странным. Если человек любит какую вещь, пусть та даже безобразна, она кажется ему благовидной от его любви и привязанности. Так и нам, сребролюбивым, нравятся шелка и золотое шитье, и они нам кажутся прекраснее диких лилий. Но если поразмыслим хорошо, взглянем правдивыми очами, то узнаем в златотканых одеждах руку человека, который их делал, а в диких лилиях - всемогущую руку Бога, Который раскрасил их прекрасно и мудро. Тогда нам поистине, будут нравиться эти благословенные лилии больше, чем самые богатые одежды.

Итак, не стремись ко временному и суетному богатству. Золото и серебро - не украшение людей, а груз скотов. Никакое животное не берет на себя большее бремя, чем может вынести, а сребролюбец берет на свои плечи столько, сколько положат. Сбрось тягость богатства, трижды несчастный! Бедный просит тебя, он хочет взять часть твоего бремени, а ты ему не даешь. Если нагой будет драться с одетым во многие одежды и нагруженным вещами, то кто победит? Ты борешься с бесом, который наг. А если ты разодет и отягощен, то он легко тебя положит на лопатки. Господь сражался нагим на Кресте ради тебя - и если ты желаешь Ему следовать, то обнажи свое сердце. Обнажи его от всякого временного блага, чтобы получить тогда в сто раз больше в Небесном Царствии. Оставь все творения, чтобы вкушать Творца. У кого много вещей, тот очень стеснен, чтобы возвысить сердце к Господу.

Как мы обычно обрезаем крылья птицам, чтобы они не улетели, и мы их не потеряли, - так и Бог часто лишает нас богатства, чтобы мы не превозносились и не уходили из Его дома. Хотя бы у тебя было все золото Аравии, но ты нагой вышел из чрева матери и нагой отойдешь в землю. Мельничное колесо вертится день за днем, нисколько не останавливаясь и не меняя своего места: где оно было утром, там оно и вечером. Так и ты, человек, обходишь весь мир, трудишься и мучаешься чтобы приобрести честь и богатство, - а в конце приходит смерть и находит тебя в том же состоянии, в каком ты был, когда родился в мир. Ты одевался в золотые одежды, а теперь входишь в гроб нагим.

Открой теперь очи, подумай о глубине заблуждения, в которой находишься, столь почитая богатство, не имеющее цены и достоинства.

Однако истинное богатство увеличивается тем быстрее, чем уменьшается твое сребролюбие, а богатство сребролюбцев чаще вредит им. Поэтому Бог, будучи Всеблагим, лишает избранников богатства, дабы они не опьянялись богатством в неразумии и не были ослеплены суетой почестей, которые похищают их честь и небесное богатство.

Подумай о мудрости Творца. Все необходимые и полезные вещи Он поместил сверху земли, на видное место, чтобы ты легко их мог найти. Это хлеб, оливы и другие подобные. Без них ты не можешь жить. А излишнее, не приносящие особой пользы, Он спрятал под землей: золото, серебро, камни и так далее, - чтобы ты не гнался за ними. Такая погоня есть великий вред и суета, согласно пророку, который говорит: Сыны человеков, ради чего вы любите суету и ищете ложь? Если ты - сын разумного человека, не веди себя так безчувственно. Не желай земных благ, потому что Господь создал тебя, чтобы ты вкушал небесные.

Нет ничего странного, что за богатством гонятся неверные, считающие, что после смерти нет другой жизни и нет никакого существования на Небесах. Но ты, христианин, которому заповедано неистощимое сокровище в вышнем Иерусалиме, - почему ты желаешь земного? Пусть этого желают те, кто обеднеют после смерти, те, у кого нет Хлеба благовестия на земле. Пусть они идут и берут хлеб из Египта. Но ты, когда тебе приготовлена страшная и дивная трапеза в Небесном Царствии, чтобы ты радовался вечно от реки сладости и из вечно текущего источника, - почему ты здесь насыщаешься чесноком и луком, как неблагодарные евреи, мечтавшие о котлах египетских, теряешь небесные блага, приготовленные Господом для любящих Его?

Вот человек приглашен на богатейший царский пир. А он наполняет свое чрево желудями, рожковыми плодами и прочей презренной едой и теряет аппетит, и больше не может есть прекрасные блюда благородной трапезы. Так случается с теми, кто приглашен на чудную и щедрую небесную трапезу, а здесь пытается насыщаться, как свинья, отбросами и плодами сорняков. Поэтому им неприятны отборные небесные блага, и грех кажется сладостнее добродетели.

Но увы им, потому что ложная и временная сладость обратится в горькую желчь и нескончаемое мучение. Даже если ты завладеешь всем миром, о человек, ты не сможешь изгладить своим богатством в час Суда даже самое малое прегрешение. Как говорят Притчи: Не полезны сокровища беззаконнику, а праведность сбережется от смерти. Богатые обеднели и обнищали, и ищущие Господа не лишатся всякого блага.

Духовное богатство очень отличается от временного. Первое приглашает нас в рай, а второе - в мучение. Духовное богатство увеличивается, когда сообща раздается другим; а временное уменьшается, когда его раздают. Но и когда его сохраняют, оно не приносит пользы, а вводит нас в обман и заблуждение. Его и долго нельзя носить, ибо оно не насыщает вожделений нашей души. Нет. Истинно и полезно богатство, наполняющее нас всяческой добродетелью. Моли Господа, чтобы Он очистил твой ум, да познаешь более ясно недостоинство благ, к которым стремишься, и тогда совершенно их возненавидишь и будешь вожделеть небесных вечных. Как Господь и сказал в Священном Евангелии: Не собирайте сокровищ на земле, где моль и гниль истребляет их... Не собирайте сокровищ, где моль и черви их портят, ржавчина разрушает, а воры разграбляют. Но собирайте сокровища на Небе, где они не тлеют, и воры не могут их забрать.

Безумен и лишен соображения тот человек, который идет лесом и несет с собой много золота и серебра, зная, что в лесу спрятались разбойники и убийцы, обирающие и убивающие путников. А ведь тот человек мог бы переслать свое богатство легко и безопасно другим способом. Смерть - переход, когда богатые совлекают все свое имущество. Поэтому глупы и несообразительны собиравшие сокровища здесь. на земле, и скрывавшие их, а не отправившие свое имущество вместе с нищими на Небеса. Еще более безумны те, кто стесняют себя и во все, ограничивают, чтобы скопить здесь богатство, - после их смерти его расточат другие, быстро рассеяв понапрасну. Господь сотворил все создания, чтобы они нам служили и помогали в наших нуждах. Земля дает нам деревья и траву, вода - рыбу, воздух - птиц, небо - сиянье светил... Только ты, неблагодарный человек, не помогаешь своему брату в нужде. Ты скрываешь и увеличиваешь сокровище, хотя тебе оно даром дано Всемилостивым Богом.

Если ты желаешь иметь сокровище, несчастный, то Господь тебе в этом не препятствует. Наоборот, Он тебе даже объясняет и указывает место, где нужно собирать сокровище, где его не украдут, и ты не потеряешь свой труд. Раздай свое имущество нищим, и сколько ты им раздашь, в сто раз больше Он вернет тебе на Небесах. Это поистине чудесный способ накопления сокровищ, когда ничтожные и простые вещи розданные нищим, становятся безценнее драгоценностей.

Поэты баснословят о царе Мидасе, у которого все, что ни брал в руки, становилось золотом. Так и мы можем по правде сказать о руках нищих. Получаемая ими милостыня превращается в небесное золото, обогащающее благодетелей нищих. Не бери в ум, что утрачено данное нищим. Скорее, ты им должен: они доставляют твое богатство в место хорошее и безопасное. Соломон говорит, что милующий нищего одалживает Богу. Если Бог берет в долг то, что ты даешь нищим, то по необходимости Он выплатит тебе со временем. И поэтому не тяготись, если выплата задерживается, но скорее радуйся, ибо тем больший будет выплачен процент. Любой, кто дает в долг под проценты, старается, чтобы должник позднее ему заплатил, дабы получилось больше, как положено.

Скажи мне, богач, если бы однажды ночью к тебе зашел домой царь, скромно одетый, и попросил его накормить, пообещав в ответ принять тебя во дворце, разве бы ты не обрадовался, что он согласился войти в твой дом? Разве бы ты не служил ему, как подобает? Разве не дал бы ему самой отборной еды, какая нашлась бы у тебя? Послушай, несчастный, что говорит Царь царствующих: То, что вы сделали одному из этих меньших Моих братьев, то сделали Мне. Сколько блага вы сделали самому скудному нищему, сколько выдали ему милостыни - вы сделали Мне. Когда к тебе домой приходит нищий и просит любви и милостыни, то, если ты христианин и веришь в почитаемое всеми Евангелие, знай, что в нищем - невидимый Царь Христос. Он просит не щедрый пир, подходящий Царю, а только что-то немногое из многого, чего у тебя полно. И за эту плату он устанавливает отплатить тебе в Его Небесном Царствии. Он сказал тебе и всем милостивым: Приидите, благословенные Отца

Моего...

Такова сила творения блага. Без этого, даже если ты при обретешь все добродетели, никакой пользы не будет. Даже если ты целомудрен, смирен, воздержан и украшен всеми другими добродетелями, но безжалостен и немилосерден, - ты не найдешь милости у Бога. Если ты веришь так, то почему запираешь дверь, когда приходит Христос, чтобы ты был милостив к Нему?

Если у тебя есть вера, то ты должен принимать верных радостно и весело, накрывать стол и прислуживать им благоговейно, мысля в них Господа, как Его увидел святой Григорий Двоеслов. Ему явилось в житии, еще прежде, чем он стал архиереем, а был игуменом в монастыре, - что к нему пришел Ангел Господень, притворившись, что потерпел кораблекрушение и нуждается в милостыне. Григорий дал ему столько денег, сколько у него было. Он пришел и во второй раз, и в третий, а поскольку у Григория не было ничего другого, то он дал ему вместо милостыни серебряный сосуд из храма, - и не ругал того человека, что он пришел еще два раза. Позднее, когда Григория избрали Папой, он каждый раз брал 12 нищих с рынка и устраивал им братскую трапезу. Но однажды к нему пришло 13 человек. Григорий отозвал одного, который казался почтеннее всех, и спросил наедине, кто он. Тот ответил: “Мое имя чудно”, - и отошел в Небеса.

Ты видишь, какое великое добро - нищие? Блаженны, которые знают подаваемую через них благодать: Господь приходит через нищих в дома, и Его встречают ревностно и тщательно, как принял Его телесно Закхей в своем доме. Авраам, Лот и другие праотцы часто стояли на площадях, смотря, не пройдут ли странники или нищии. Их они принуждали зайти, чтобы устроить дружелюбивый пир. И более всех - христоподражательный Авраам. Он говорил путникам так с мольбой “Если я достоин найти благодать пред очами вашими, то окажите мне любезность, войдите и пируйте в моем доме”.

Видите, как богатый призывает нуждающихся, чтобы быть им любезным? А теперь нищие молят вас, ослепленных богатством, и просят со слезами, чтобы вы себе купили Небесное Царствие. А вы закрываете глаза и хотите видеть только своего хозяина - мамону; вы затыкаете уши, чтобы не слышать их голоса! Сейчас на земле у вас есть все, чего ни пожелаете; а нищие находятся в крайней бедности и нужде, у них нет самого необходимого. А в будущем веке, после из мертвых воскресения, они будут ликовать на лоне Авраама, а вы опаляться в геенне нескончаемо. Откройте ваши очи, богачи, и предвидьте будущую ваш беду. Не надевайте шелк и виссон, не храните под замком своих идолов для поклонения, чтобы бедные умирали от голода и наготы. Это вы так следуете за Христом, немилосердные, и смеете думать, что будете вкушать рай? За какую вашу работу? Только за то, что вы отверзали ваши скверные уста и исповедовали Христа истинным Богом? Сами бесы Его исповедуют, что Он - Сын Божий, но, противясь Божественным велениям, они мучаются нескончаемо. Вместе с ними будете и вы с вашим богатством, сжигаемые в том неугасимом пламени. Вы будете просить каплю воды, и она не дастся вам. О, ваша глупость и неразумие! Если все ваше богатство не сможет вам принести каплю воды, то почему вы не позаботитесь о ней сейчас, чтобы приобрести неисчерпаемые источники? Нет, вы бережете его для радости наследников, чтобы самим быть в вечной боли? Вы веруете во Христа, и потому - не поклоняйтесь деньгам! Поделите их среди нищих, чтобы получить от Него многократное возмещение!

Златоуст говорит, что Бог создал не богатых для бедных, но бедных для богатых. То есть Он мог бы и бедных сделать богатыми, но не пожелал: для того, чтобы богатые их миловали и за пожертвования и любовь достигли прощения. Раздайте ваше богатство нищим, дабы не быть ни в нем обязанным, ибо оно есть причина вашей погибели.

Если только один смертный грех мучает человека, то как может спастись богатый, отягощенный прегрешениями? В ком живет гордыня или сребролюбие? - Только в богатых, благородных и могущественных. Они - воры, похищающие пищу нищих и их труд. Они притесняют их и мучают, и пьют как пиявки их кровь. Господь дал им имущество, чтобы помогать бедным. А они одеваются в богатые одежды и каждый раз насыщаются прекрасной едой и питьем, - а нищие умирают на городских площадях от голода и наготы. Богачи закатывают пиры, на которые тратят тысячи серебряных монет. Они там едят вместе с подобными себе, а нищих выталкивают и гонят от дверей домов, не подавая им никакой милости ради Господа. А если они и подадут как нибудь, то делают это не сердечно, с человеколюбивой мыслью, а от тщеславия, чтобы люди их хвалили. Если они приходят в Церковь, то не стоят с благоговением, но беседуют о суетных вещах: как обогатиться, как совершить плотские хотения. Их ум и очи направлены не на слова последования, а на женскую сторону, где они выискивают миловидных девочек, чтобы взять от их красоты, и, будучи телом в церкви, они развратничают умом и помыслом. О, ваше неразумие и бездумность, богатые! Сколь вы будете безцельно рыдать в том огне мучения?! О, как вы погубили прежде времени ваши души и тела! Откуда происходят болезни и смерти в юности? Только от пьянства и общества женщин. Чтобы даровать плоти немногое вкушение, которое через миг исчезнет, вы почитаете за благо получить вечную боль и кару? Вы сейчас делаете все, что хотите, вы тратите малое время на мечты, танцы и песни, игры и бои и тому подобное. Вы собираете богатство для ваших детей и внуков, увеличиваете молву о них, взращиваете их благородство, чтобы затем их руками сделать свое зло нескончаемым и вместе с ними гореть в вечном мучении.

Простите меня, предводители, если я немного перешел границу рассудительности. Я говорю не из-за страсти, но побежденный божественной ревностью. Те, у кого есть разум, я думаю, не будут раздражаться, но скорее, зная истину сказанного, поблагодарят меня и позаботятся с спасении своем.

Но вернемся к теме. Если богатство не приносит никакой пользы, зачем ты его собираешь? Это великое неразумие, собирать вещи, которые, если их хранить, тлеют, а если их передавать, приумножаются. Если ты рассеешь зерно по земле, то оно вырастет, и ты получишь десять мер за одну. А если ты его сохранишь, то оно сгниет и пропадет. Так и временные вещи. Если ты раздашь их нищим, они воздадут тебе обильно не десять или двадцать мер, как хлеб, но сто и безмерно, как Господь для нас установил. А если ты будешь хранить богатство под ключами в сундуке, оно истлеет. Так и евреи, хранившие манну до следующего дня теряли ее, ибо она червивела и гнила. Потому то, что ты сохраняешь здесь, - теряешь, никакой пользы оно тебе не приносит.

Это дивный способ, противоположный мирскому порядку: ты собираешь сокровище, рассеивая его, и обогащаешься, деля богатство. Обычно многие, когда хотят обогатиться, собирают богатство и хранят его с великим трудом и враждебностью. Они похищают чужое, со многими поступают несправедливо, особенно, когда их начинают ненавидеть как немилосердных и безсердечных. А ты хранишь на Небесах некрадомое сокровище. Ты раздаешь нищим свои средства и приобретаешь облагодетельствованных тобой хороших друзей. Если будет у тебя нужда, то они и кровь прольют за тебя.

Не бойся обнищать от милостыни. Чем больше ты раздаешь, тем, больше Господь преумножает. Это явлено во многих наших церковных книгах, особенно в житии Иоанна Милостивого. Он подавал не десять или сто червонцев, но фунты золота, и сколько он подавал, столько и даже больше того ему посылал Бог. Однажды, когда он молился, услышал: “Благодать послала сокровища, чтобы разделить нищим”. То было сказано, когда из Африки ему прислали десять кувшинов меда, ради милостыни, а за его добрую волю Всемогущий Бог претворил мед в неподдельное золото. Видишь, как Владыка воздает милующим не только в будущем, но и в настоящем веке? Не обманывает Книга Притч когда говорит: Кто милует нищего, никогда не увидит нищеты; но кто презирает его, тот будет голодать. И Давид: Весь день милует и подает праведный, и семя его будет благословенно.

Итак, подавай милостыню, и тогда умножится твое имущество, как у той вдовицы, которая любезно приняла Илию, а затем ее сосуды никогда не были пусты от муки и масла, и плод был по всему миру. Не говори, что если бы пред тобой был Илия или другой святой, ты бы ему подал, а современным нищим не подаешь, потому что они злобны. Это бесовское заблуждение. Если ты не подаешь Христу, то как ты подашь кому-то из святых? Если ты даешь нищим, то ты даешь Христу. Солнце шлет свои лучи, и облако сеет дождь всем равно: лукавым и благим, оно благодетельствует праведным и неправедным.

И не становись рассудительнее Бога, чтобы проверять, хороший это нищий или плохой. Кто не милостив к бедному, тот не будет благосерден к Петру, Павлу и Иоанну. Не отталкивай никогда просящего и не говори ему: “Господь подаст”, - как некоторые говорят. Но помоги ему, сколь можешь. Если у тебя мало богатств, дай ему малое: Господь не смотрит на количество дара, но на душевное расположение подающего. Вдовицу, которая подала две лепты, Он хвалил больше, чем богатых, принесших великие дары. Нищий получает большую пользу, когда его имущество не более десяти серебряных монет. Поэтому дай две монеты милостыней, - это лучше, чем если бы богатый дал две тысячи.

Посылайте, богатые, ваши сокровища в ваше истинное

Отечество. Там богатства у вас будут вечно, коли вы знающие и сообразительные купцы. Кто хранит свое богатство на чужбине, где он остановился на несколько дней, и не посылает его туда, где будет жить всю жизнь, тот неразумен и неопытен.

Те, кто хотят послать деньги из одной страны в другую и боятся опасности дороги, идут и кладут их в центральную сокровищницу. Слуги царя составляют бумагу, что получили столько-то тысяч дукатов. С такими грамотами они идут и им дают эти деньги в другом городе, да еще за их благодеяние и прибыль. А повезли они деньги сами, на дороге разбойники все отняли бы и убили их. Делай и ты, христианин, подобное. Если у тебя есть какое-то богатство, и ты ищешь хороший и надежный путь переслать его в истинное Небесное Отечество, да притом и не потерять его, то раздай его нищим, рабам Царя Христа на Небесах Они напишут собственноручные бумаги, и ты получишь богатство от Господа, и не с мизерной прибавкой, как бывает здесь, во временных царствах, но с великой пользой и безчисленной прибылью. За свое тленное богатство ты удостоишься другого, небесного. И ты будешь всегда ликовать вместе со всеми святыми во Христе Иисусе Господе нашем Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, всегда и ныне и во веки веков. Аминь.

 

Глава 19

О четырех “последних Вещах” и, прежде всего, - о памяти смерти

 

Ты земля, и в землю отойдешь, - сказал Бог Адаму, потому что Адам преступил Его Божественное и спасительное веление. По причине греха в мир вошла смерть. Ей подлежим мы все, родившиеся от Евы. Мы должны всегда быть готовы, потому что не знаем ни дня, ни часа нашей кончины. Кто думает о смерти всегда, не решится поступить плохо по отношению к Богу, боясь наказания, которое следует за грехом. Соломон нам дает дивный и полезный душе совет в Екклесиасте: Поминай последняя твоя, и во веки не согрешишь. Помни о том, что у тебя будет в конце, и ты не сможешь согрешить.

“Последняя” - последние вещи. Их четыре. Первая - смерть. Вторая - Второе Христово пришествие. Третья - слава рая, и последняя - возмездие нескончаемого мучения. Кто продолжительно помнит о них и стремится размышлять умно, тот будет вести добрый и доблестный образ жизни. Мы тогда возненавидим грех и будем настойчивы в добродетели, сколь хватает сил. Потому я пишу это в конце второй части книги, чтобы ты, о слушатель, запомнил, как должен бояться нескончаемого наказания души. Скажем сперва о смерти, а потом отдельности напишем и об остальном.

В древние времена египтяне имели обычай на дружеском пире ставить посреди стола деревянную раскрашенную скульптуру, изображавшую смерть. Все приглашенные смотрели на нее и ели чинно и умеренно. Тот, кто ее принес, говорил: “Видьте ее, гости, ешьте и вкушайте от стола, думая и о своем конце”. О, мудрейшие египтяне, какое искусство и способ вы изобрели, чтобы сохранять воздержание и избегать безчиния, часто случающихся на пиршестве! Поистине, они не могли найти более полезного средства - в постыжение и осуждение нас, христиан, что мы не заботимся и не думаем о смерти, но ведем себя за столом неподобающим образом.

В Византии, когда там было христианство, в тот день, когда собирались венчать царя на царство, ему приносили четыре различных по цвету камня и велели выбирать, из какого камня будет его надгробие. Подобным образом и в Риме есть обычай, выбирая нового Папу, проносить перед ним кусочек пакли и поджигать со словами: “Так проходит мирская слава” [Sic transit gloria mundi]. Иоанн Милостивый повелел, когда он стал Патриархом Александрийским, построить для него усыпальницу и не закрывать ее, но чтобы на каждый праздник тот раб, который поддерживал архиерейское облачение, говорил ему: “Владыко, повели закончить усыпальницу, ибо не знаешь день, когда умрешь”.

Так делалось, чтобы великие люди не превозносились от временной славы, но помнили о смерти и были смиренны. Философия, поистине есть размышление о смерти, согласно Василию Великому. Всегда помни, о человек, что ты смертен и умрешь однажды. Никто не избежит этой чаши, будь он царь, или патриарх, или всякий другой значительный человек. Приходит час (и ты не знаешь - когда), в который ты, читающий сегодня эту книгу, будучи сейчас здоров всеми членами и чувствами, находясь на кровати, станешь ожидать страшного удара смерти. Тогда соберутся разные помыслы: что ты оставляешь в пустоте богатство и имущество, которое собирал со столькими трудами и трудностями, что им будут наслаждаться другие, а ты дашь ответ праведному Судии за все свои несправедливости, совершенные, чтобы это богатство приобрести, - и будут они тебя теснить. Тогда ты уйдешь отсюда, и никто из твоих друзей и любимых не сможет тебе предложить никакой помощи - а разлука будет скорбной. Наследники возьмут твои вещи, твою плоть возьмут черви, а твою душу - бесы. Они будут так враждовать с тобой в час смерти, что ты начнешь невыносимо стонать, запоздало чувствуя боль за свой позорный образ жизни. Ты будешь говорить в слезах: “Увы мне, несчастному, что я так зло промотал время, данное мне Господом для добродетельной жизни, - я его истратил на мечты, разврат и вредящие душе позорные дела. Теперь я одержим великим страхом и дрожью. Как я предстану перед праведным Судией? У кого попрошу помощи?” Это и многое другое будет у тебя в уме, о грешник. Ты будешь проклинать усладу и удовольствие плоти, которые заставили тебя дойти до такой беды. Ты будешь горевать без всякой пользы, ибо в такой нужде какую ты сможешь найти помощь, к кому посмеешь обратиться? Больше нет времени жизни, не получишь прощения через покаяние. Вернуться назад невозможно, а пройти без проверки - тем более.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...