Эра самодостаточности. Всего лишь фонарь, чтобы светить?
Эра самодостаточности
«Вера в Бога в 1500 году и в 2000‑ м совершенно не одно и то же… больше нет наивных теистов, так же как нет уже и наивных атеистов» [134]. Философ Чарльз Тейлор «Секулярный век», 2007
США отстают от европейских стран в плане потери веры, но и там все уже ускорилось. В настоящее время приблизительно 56 миллионов граждан США не принадлежат ни к одной из официальных религий[135], и если имеющийся тренд на секуляризацию продолжится с той же скоростью, к 2050 году большинство американцев не будут причислять себя ни к одной из религий. Такая статистика несколько шокирует, учитывая тот факт, что в течение длительного времени религиозность в США была достаточно стабильна. Однако с начала 1990‑ х годов наблюдался рост числа нерелигиозных людей. Особенно этот тренд был заметен среди молодого поколения: 36 процентов миллениалов, рожденных после 1981 года, не принадлежали ни к одной из церквей[136]. В некоторых европейских странах не верить в Бога и не скрывать этого – обычное дело в наши дни. Чешская Республика – пожалуй, самая атеистическая страна в мире, 40 процентов ее жителей отрицают существование Бога вообще. Второе место принадлежит Эстонии[137]. Во Франции, Германии и Швеции большинство людей убеждены, что Бога нет[138]. Хотя во многих странах, например в США, большинство жителей все еще верят в Бога, становится общей и приемлемой смена вероисповедания – скачок, который был бы недоступен пониманию средневекового человека, а возможно, и поколению ваших бабушек и дедушек. Социологи Роберт Патнам и Дэвид Кэмпбелл в своем исследовании, посвященном религиозности в США в наши дни, пишут: «Кажется абсолютно естественным относиться к религии как к «предпочтению», а не как к твердому убеждению»[139].
Даже среди тех американцев и европейцев, которые твердо верят в Бога, понятие «вера» стало более современным, и я бы отметил четыре отличительные черты этого. Первое: вера стала сознательной, как отметил это в своих работах канадский философ Чарльз Тейлор, один из ведущих экспертов в вопросе изменений природы религиозности[140]. Сегодня из‑ за предоставленных перед человеком альтернатив вера превратилась в акт сознательного выбора; теперь это публичное исповедание веры, осознанно учитывающее возможность других альтернатив. Второе: в общем и целом и верующие, и неверующие во многом принимают одни и те же естественные объяснения того, как работает мир. Верующий может усматривать божественное вмешательство везде, но повседневность будет объяснять естественными силами, силами человека, а не действием духов. Когда машина верующего ломается, он или она ищут механическое повреждение, а не происки злых духов. Третье: мы живем в религиозно многоликом мире. Возможно, вы сами не прошли через религиозную трансформацию, но наверняка знакомы с кем‑ то, кто прошел. На вашей работе, среди соседей вы наверняка сталкивались с людьми, имеющими тот или иной религиозный опыт. В 1950‑ е все еще можно было жить так, что ваш супруг/супруга, ваши коллеги и ваши соседи посещали ту же церковь, что и вы. С тех пор мир изменился и стал разноплановым, и особенно в городской среде стало настолько естественным взаимодействовать с людьми различного религиозного воспитания, что мы даже перестали обращать на это внимание[141]. Четвертое: вместо того чтобы полагаться на Бога и духов в достижении успеха, мы в значительной мере полагаемся теперь на собственные силы, на человеческие способности и смекалку в преодолении препятствий на пути к нему. Мы можем молиться и мысленно обращаться за духовной поддержкой, но мы понимаем, что этого недостаточно, чтобы справиться с серьезными социальными проблемами. Мы можем попросить священника освятить новый самолет, но при этом мы хотим быть уверены, что создавал его опытный инженер, что его безопасность проверили соответствующие службы. В частных обсуждениях, как решить те или иные проблемы в нашей жизни, в публичных дискуссиях по поводу крупных политических проблем – изменение климата, здравоохранение, политические разногласия – решения подкрепляются фактами и рациональными доводами, а не божественным откровением и консультацией с духами.
Сейчас эра самодостаточности, и это то, что отличает современное состояние человечества от большинства других исторических периодов. Сегодня мы можем выбирать, верить или не верить в Бога, в какого Бога верить или какое направление духовности избрать. Теперь мировоззрение – это дело нашего личного выбора, мы можем его подгонять под наши индивидуальные нужды, пристрастия и верования.
Всего лишь фонарь, чтобы светить?
– Разве у всего должен быть смысл? – спросил Бог. – Конечно, – сказал человек. – Тогда предоставляю тебе найти этот смысл! – сказал Бог и удалился. Курт Воннегут «Колыбель для кошки», 1963
И вот мы здесь, полтора века спустя после Карлейля, Толстого и первых романтиков. Приблизились ли мы хоть на дюйм к ответу на вопрос о смысле жизни, который они так отчаянно искали? Я боюсь, что нет. Пока мы празднуем триумф научного мировоззрения, можем контролировать окружающую среду, бороться с болезнями и производить машины и гаджеты, улучшающие нашу жизнь, в нем по‑ прежнему есть пробел, как и два столетия назад: научное мировоззрение, кажется, оставило нас ни с чем в плане человеческих ценностей и того, как привнести в нашу жизнь какой‑ то смысл. Эту проблему в отношении науки хорошо выразил Карлейль, написав: «Всего лишь фонарь, чтобы светить, и никакого молотка, чтобы построить? [142]» Суть в том, что, предоставленные своим девайсам и гаджетам, мы не совсем понимаем, что ценить или чему посвятить свою жизнь. Изобретение собственных ценностей с нуля оказалось задачей более сложной, чем это представляли себе в свое время Ницше, Сартр и другие экзистенциалисты. Они думали, что, наконец свободные от уз традиций, независимые, самоуправляемые, так называемые ü bermensch – индивидуумы, стоящие выше мелочной морали обывателей, – создадут свои моральные ценности. Но чаще всего люди, у которых отсутствует система ценностей, ищут направления и руководства у кого угодно, кто готов им их дать. Те позиции, которые раньше в социуме занимали священники, старейшины или лидеры общины, заняли самопровозглашенные гуру, политики с корыстными интересами, рекламщики, лжепророки и подобные им. Старое мировоззрение ушло, но мы не уверены и едва ли доверяем тому, что пришло на замену.
Культурно‑ исторический процесс от «околдованной» уверенности средневекового мировоззрения к современному, расколдованному, человекоцентристскому, пораженному сомнением мировоззрению занял несколько веков. Однако многие люди проходят эту ментальную трансформацию на протяжении одной своей жизни, а иногда и в течение всего лишь какого‑ то ее отрезка. Как культурный процесс подобная трансформация – интересное историческое событие. Как процесс внутри отдельно взятого человека он обычно трагичен и ведет к кризису, который может ощущаться непреодолимым. К счастью, из этой трясины есть выход: известно вам это или нет, но вы уже обладаете многими инструментами, которые необходимы для того, чтобы найти смысл и не дать ему уйти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|