Источники права. 2.2. Происхождение права, взаимосвязь права и государства. 2.3. Нормативно-правовые акты. Закон
Источники права Выделяют четыре основных источников права: 1) нормативный акт – правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений; 2) правовой обычай – первая форма права, исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящие к правовым последствиям; 3) юридический прецедент – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел, распространен в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т. п.; 4) нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, международные договоры) Право как социальный институт функционирует наряду с государственным аппаратом, моралью и другими социальными регуляторами. Значение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения. На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции. 2. 2. Происхождение права, взаимосвязь права и государства Теории. Вопрос о происхождении права является спорным. Существует ряд теорий, связанных с указанными проблемами, а именно: 1) теория естественного права (Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Н. Радищев). Сторонники данной теории выделяли два самостоятельных термина: право, которое существует независимо от государства, имеет естественный характер, и закон, который принят государством и искусственно им создан. Так как право дано от природы, оно объединяет в себе все нравственные ценности, фактически олицетворяет собой мораль. Тем самым приверженцы этой теории противопоставляли право естественное праву позитивному, отдавая предпочтение первому;
2) историческая школа (В. Гюго, Ф. К. Савиньи). Согласно данной теории право возникло само по себе и развивается тоже самостоятельно, независимо от государства. Законы, принимаемые государственными органами, только оформляют сложившуюся практику и обычаи; 3) нормативистская теория права (Штаммер, Новгородцев). Право представляет собой определенную иерархию норм, в основе которой лежит «суверенная норма», а далее следуют по мере убывания их значимости иные нормативные акты. То есть правовая система состоит из кодифицированных юридических норм вне всякой зависимости от философии, религии, морали; 4) психологическая теория права (Л. И. Петражицкий, Г. Тард). Основоположники данной теории исходят из того, что причина появления права находится в психике человека. Право возникло из желания человека получить правомочия на что-то, а обязанности – из психологического чувства ответственности выполнить что-то; 5) социологическая теория права (Э. Эрлих, Г. Канторович). Сторонники этой теории также разделяли понятия «право» и «закон». Но если закон воспринимался ими как изданные государственными органами документы, то право являлось порядком реализации закона. Иными словами, право отождествлялось с правоприменением; 6) марксистская теория права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). Создатели теории в основу учения заложили классовый подход к появлению права. То есть государство есть сила правящего класса, в руках которого сосредоточена основная масса средств производства. Бесспорным является следующий факт: право и государство взаимосвязаны, процесс их развития происходит параллельно, в тесной связи:
1) государство в процессе своего существования создает нормы права в качестве общеобязательных; государство гарантирует реализацию норм права путем их применения; 2) именно право создает те правила, по которым существует государство как система органов, учреждений и организаций. Три возможные модели во взаимоотношениях государства и права 1) тоталитарная (государство выше права и им не связано); 2) либеральная (право выше государства); 3) прагматическая (государство создает право, но связано с ним. Первая модель для России не подходит, вторая – выражает скорее желание, третья (также по своей сути либеральная) – ближе к нынешним реальностям.
2. 3. Нормативно-правовые акты. Закон Нормативно-правовой акт – это изданный в особом порядке правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы. Акт – это информация на материальном носителе, предназначенная для передачи, имеющая реквизиты, позволяющие её идентифицировать. Норма права – общеобязательное правило постоянного или временного характера рассчитанное на многократное применение. Признаки нормативно-правового акта: 1) властно-волевой характер; 2) неоднократность применения; 3) адресованность неопределенному кругу лиц. 4) письменная форма, порядок опубликования предусмотрен законодательством; 5) соответствующие форма и реквизиты; 6)наличие соответствующей юридической силы, он обязателен для исполнения определенной группой лиц, наличие предмета регулирования; 7) действие в пределах оговоренного срока; 8) действие на конкретной территории; 9) позиция в системе правовых актов, взаимосвязь с иными нормативными актами. Нормативные акты можно классифицировать по юридической силе на законы и подзаконные акты. Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Признаки закона: 1)принимается органом законодательной власти или референдумом; 2)порядок его подготовки и издания определен Конституцией РФ;
3)выражает волю и интересы народа; 4)обладает высшей юридической силой; 5)регулирует наиболее важные общественные отношения. Виды законов: 1) Конституция как основополагающий политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти; 2) федеральные конституционные законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным в Конституции; 3) федеральные законы как акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам жизни общества; 4) законы субъектов Федерации – издаются их представительными органами и действуют на соответствующей территории. Подзаконные акты – это изданные на основании и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. Они служат основанием для правоприменительной деятельности, но являются преимущественно инструментом оперативного воздействия на общественные отношения. Виды подзаконных актов: 1) указы Президента РФ; 2) постановления Правительства РФ как акты исполнительного органа государственной власти; 3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов, регулирующих общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры; 4) решения и постановления местных органов государственной власти; 5) нормативные правовые акты муниципальных органов; 6) локальные нормативные акты – нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|