Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разновидность унитарного государства




Разновидность унитарного государства

а) с автономными образованиями (Китай – 5 автономных районов; Испания – 17 автономных сообществ и др. );

б) отдельными элементами федерализма (Италия – 20 областей, которые делятся на провинции, а в области действуют выборные органы власти – советы, осуществляющие законодательные, распорядительные и иные функции).

Признаки унитарного государства

1) административные единицы единого государства не обладают политической самостоятельностью;

2) единый государственный аппарат возглавляется общими для всей страны высшими государственными органами;

3) единое гражданство;

4) одноканальная система налогообложения.

Федерация – этосложное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом (США, ФРГ, Индия). Есть своя конституция и органы государственной власти.

Признаки федерации:

1)это союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;

2)наличие двухуровневой системы государственных органов (федеральный и субъектов федерации);

3)двухканальная система налогообложения;

4)при наличии федерального законодательства действует и законодательство субъектов.

Классификация федераций:

1) по принципу формирования субъектов:

а) административно-территориальные. Большие государства делятся на части по территориальному признаку. Например, США состоит из 50 штатов и федерального округа Колумбия; в состав Мексики входит 31 штат и столичный федеральный округ;

б) национально-государственные. Деление страны произошло по национальному признаку. Оно является непрочным. Пример тому – Югославия;

в) смешанные – разделение страны произошло и по национальному, и по территориальному принципу. Например, Российская Федерация (32 субъекта созданы по национальному принципу, 57 субъектов – по территориальному);

2) по юридической основе:

а) договорные;

б) конституционные;

3) по равенству статусов:

а) симметричные;

б) асимметричные.

Конфедерация - это временный союз государств, созданный на договорной основе, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства. Действуют союзные органы, координирующие деятельность конфедерации. Традиционно конфедерация образовывается на небольшой период времени и трансформируется в другие образования. Например, Швейцарская Конфедерация (официальное наименование страны) по форме государственного устройства представляет собой в настоящее время федеративное государство.

Империя – это сложное государство с обширной территориальной основой и различной степенью зависимости ее субъектов от высшей государственной власти (Римская, Британская, Российская империи).

1. 5. Механизм государства

Органы государственной власти Российской Федерации

Механизм государства – это единая система органов, посредством которых государство реализует государственную власть. Механизм государства является неотъемлемой стороной сущности государства: вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.

Признаки механизма государства:

1) целостность: механизм государства представляет из себя целостную структуру, на территории и в рамках одного государства не может существовать несколько государственных аппаратов;

2) иерархичность: механизм государства строится на началах координации и подчинения, представляя из себя сложную властную пирамидальную структуру; вышестоящие органы имеют больше власти, больше полномочий, чем нижестоящие;

3) особый состав: государственные органы и учреждения, входящие в структуру механизма государства, состоят из специально подготовленных людей;

4) специальные цели деятельности: фактическое осуществление государственной власти, задач и функций государства;

5) материально-техническая обеспеченность;

6) формирование по воле государства.

Основной элемент механизма государства – это наличие органов государственной власти, через которые осуществляется государственная деятельность.

Орган государственной власти – это звено государственного аппарата, состоящее из государственных служащих, участвующие в осуществлении определенных функций государства и наделенное в связи с этим властными полномочиями.

Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов, которые в своей совокупности образуют единую систему.

Признаки органов государственной власти: создаются и действуют от имени государства; действуют на основе законов; выполняют предоставленные ему функции и в зависимости от своей компетенции; наделены властными полномочиями, его решения принимаются от имени государства.

Признаки государственного органа:

1) является самостоятельным элементом механизма государства;

2) действует от имени государства и по его поручению;

3) образован и функционирует на основании нормативных правовых актов;

4) выполняет свойственные только ему задачи и функции;

5) имеет соответствующую компетенцию – совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга задач и осуществления соответствующих функций;

6) состоит из государственных служащих и подразделений;

7) для осуществления своих целей и задач имеет необходимую материальную базу;

8) обладает определенным правовым статусом;

9) действует на определенной территории;

10) имеет право на издание юридических актов (как правовых, так и правоприменительных).

В структуре государственного аппарата выделяется четыре уровня:

1) государственные органы (есть властные полномочия);

2) государственные учреждения (нет властных полномочий);

3) государственные служащие;

4) служащие - лица, работающие в государственных органах или учреждениях, но компетенцией не обладающие (в отличие от государственных служащих).

Классификация государственных органов:

1) по порядку образования:

а) избираемые непосредственно народом – первичные (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации РФ);

б) избираемые иными государственными органами – производные (Правительство РФ);

2) по форме реализации государственной деятельности:

а) законодательные (представительные – парламент);

б) исполнительно-распорядительные (правительство);

в) судебные;

г) контрольно-надзорные (прокуратура);

3) по срокам полномочий – постоянные и временные;

4) по порядку осуществления компетенции –коллегиальные и единоличные;

5) по объему полномочий – высшие и местные.

Принципы деятельности органов государственной власти

Конституция РФ закрепляет принципы деятельности органов государственной власти:

1)соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы личности по социальному назначению принято разделять на политические, социально-экономические, личные и культурные.

Политические права и свободы личности – это возможности человека в государственной и общественно-политической жизни. К ним относятся: право на объединение; свобода митингов, шествий, демонстраций; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; право на равный доступ к любым государственным должностям и др.

Личные права и свободы – это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь. К ним относятся: право на жизнь; право на личную неприкосновенность; право на уважение, защиту чести и достоинства, свобода совести; право на неприкосновенность жилища; право на свободу передвижения и выбор места жительства и др.

Социально-экономические права и свободы - этовозможности личности в сфере производства и распределения материальных благ. К ним относятся: право на труд; право на отдых; право на социальное обеспечение; право на жилище; право наследования и др.

Культурные права и свободы - это возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями. К числу таких прав относятся: право на пользование достижениями культуры; право на образование; свобода научного, технического и художественного творчества и др.

Различают общие и специальные права личности.

Общие права принадлежат в равной степени всем гражданам независимо от половой, социальной, религиозной, профессиональной и иной принадлежности. К ним относятся избирательные права, право на труд, право на образование, право на защиту чести и достоинства и др.

Специальные права – это особенности права, отражающие специфику различных групп населения. Например, права военнослужащих, права пенсионеров, права депутатов и др.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, что проявляется также в уведомительном принципе их реализации – дополнительного разрешения государственных органов для этого не требуется. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием;

2)народовластие, т. е. именно народ обладает правом наделять конкретные органы властью и соответствующими полномочиями;

3)федерализм – единство системы государственной власти;

4)разделение властей - все ветви государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной, контрольной) независимы друг от друга;

5)законность – обязательное соблюдение государственными органами всех законов и иных правовых актов;

6)светскость – взаимное невмешательство церкви и государства в дела друг друга [1].

Конституция Российской Федерации предусматривает наличие органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей, согласно которому государственные органы подразделяются на три вида: органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

К государственным органам отнесен также Президент РФ, который занимает особое место в системе разделения властей. Являясь главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, Президент РФ тесно взаимодействует с ними, обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент РФ обладает конституционными полномочиями, позволяющими ему участвовать в осуществлении законодательной власти, в формировании и определении деятельности органов исполнительной власти, в формировании органов судебной власти (например, представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ).

Органы законодательной власти — это Федеральное собрание Российской Федерации; народные, государственные и законодательные собрания, государственные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Главной особенностью законодательных органов является необходимость их избрания непосредственно народом. Решения законодательных органов обязательны для исполнения всеми другими органами соответствующего уровня, всеми нижестоящими государственными органами и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные. Федеральное собрание Российской Федерации является федеральным законодательным и представительным органом Российской Федерации. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, относятся к региональным органам, действующим в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации.

Федеральное собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на срок 4 года. Совет Федерации и Государственная Дума избирают из своего состава Председателей. Основная функция Федерального собрания — принятие федеральных законов.

Органы исполнительной власти — это Правительство Российской Федерации (высший орган федеральной исполнительной власти), а также министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства), возглавляемые Правительством Российской Федерации. Для органов исполнительной власти характерно то, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти, либо избираются народом.

Правительство Российской Федерации образуется Президентом Российской Федерации и состоит из Председателя (который назначается с согласия Государственной Думы), его заместителей и федеральных министров по предложению Председателя Правительства Российской Федерации. Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение. Правительство также обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Оно принимает меры по обеспечению законности, правопорядка, по борьбе с преступностью.

Органы исполнительной власти делятся по территориальному признаку на федеральные и субъектов федерации. По характеру полномочий различают органы исполнительной власти общей компетенции (ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности) и специальной компетенции (ведающие отдельными отраслями или сферами). Следует также различать органы исполнительной власти коллегиальные (Правительство Российской Федерации и правительства субъектов федерации) и единоначальные (например, министерства).

Органы судебной власти — Конституционный суд Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации, другие федеральные суды, а также суды субъектов федерации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...