1.6. Судебные органы. 1.7. Правоохранительные органы
1. 6. Судебные органы Это самостоятельный вид органов государства. Они разрешают различные имущественные и иные правовые споры, контролируют исполнение законов, дают их толкование. Существенная особенность судебной деятельности, в отличие от деятельности законодательной и исполнительной, состоит: а) в ее независимости от любой иной власти и подчинении только закону; б) в детальной регламентации всего порядка применения норм права; в) в обязательности вступивших в законную силу актов судебных органов (постановлений, приговоров, решений) для всех органов государства, должностных лиц и граждан. Государственно-властная деятельность судов по разрешению юридических дел называется правосудием. В соответствии с п. 2 ст. 118 Конституции РФ, в нашей стране установлены четыре формы правосудия: 1) конституционное судопроизводство; 2) гражданское судопроизводство (подразделяется на разрешение гражданских дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами); 3) административное судопроизводство; 4) уголовное судопроизводство. Отправление правосудия строится на демократических принципах, закрепленных Конституцией РФ и Законом «О судебной системе РФ» [1], к которым относятся: равенство граждан перед законом и судом; независимость судей и подчинение их только закону; несменяемость судей; гласность; состязательность и равноправие сторон в процессе; участие граждан в осуществлении правосудия; национальный язык судопроизводства и др. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе». Все федеральные суды РФ разбиты на четыре подсистемы (блока):
1) Конституционный Суд РФ; 2) суды общей юрисдикции; 3) военные суды; 4) арбитражные суды. Конституционный суд Российской Федерации решает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации, палат Федерального собрания и Правительства Российской Федерации, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Конституционный суд рассматривает некоторые споры о компетенции, возникающие между органами государственной власти, а также жалобы о нарушениях прав и свобод граждан. Верховный суд Российской Федерации возглавляет систему судов общей юрисдикции и систему арбитражных судов. Суды общей юрисдикции состоят из федеральных судов субъектов Российской Федерации (судов субъектов Российской Федерации и городских или районных судов), а также мировых судов. Они рассматривают гражданские дела (с участием граждан), а также уголовные, административные и некоторые иные дела. Арбитражные суды состоят из судов округов, апелляционных арбитражных судов и арбитражных судов субъектов федерации, а также Суда по интеллектуальным правам, которые рассматривают экономические споры.
1. 7. Правоохранительные органы
Систему правоохранительных органов государства составляют: а) органы прокуратуры; б) органы внутренних дел; в) органы юстиции; г) Следственный комитет Российской Федерации; д) Федеральная служба безопасности; е) Федеральная служба исполнения наказаний; ж) Федеральная служба судебных приставов з) Росгвардия и др. Кроме государственных органов к правоохранительным можно также отнести некоторые негосударственные органы, основной задачей которых является защита прав и свобод граждан. Это: адвокатура, нотариат и др. Особое место в системе правоохраны занимает прокуратура, задачей которой является надзор за исполнением законов на всей территории России, в том числе и другими правоохранительными органами. [2]
Суть прокурорского надзора состоит в выявлении, пресечении, устранении и предупреждении нарушений законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями. Прокурорский надзор охватывает сферу управления и контроля, оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, исполнение наказаний применение иных принудительных мер. Кроме надзора, прокуратура в уголовно-процессуальном порядке осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших преступления. В частности, инициирует возбуждение уголовного дела и производство расследования, передает дело в суд с обвинительным заключением и поддерживает государственное обвинение в суде. Прокуроры участвуют в судебном рассмотрении и гражданских дел. Еще одна функция прокуратуры – координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов федерации, районные и городские прокуратуры, а также специализированные прокуратуры – военные, транспортные, природоохранные, по надзору за законностью в местах лишения свободы. Для обеспечения независимости прокуратуры Генеральный прокурор РФ назначается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Генеральный прокурор, в свою очередь, назначает прокуроров всех звеньев. Органы внутренних делобеспечивают охрануобщественного порядка на улицах и в других общественных местах, во время массовых мероприятий или в особых условиях (крупные аварии, стихийные бедствия или другие чрезвычайные ситуации). Для предупреждения и раскрытия преступлений осуществляется оперативно-розыскная, экспертно-криминалистическая, следственная деятельность. Большое значение имеет работа данного правоохранительного органа по предупреждению преступлений, обеспечению противопожарной безопасности и безопасности дорожного движения, охране объектов собственности по договорам. Специальные подразделения органов внутренних дел ведают исполнением уголовных наказаний, содержанием, охраной, конвоированием и этапированием лиц, заключенных под стражу.
Основную нагрузку по охране общественного порядка и борьбе с преступностью несет полиция, которая действует на основании Федерального закона «О полиции» [3] и является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Задачами полиции являются защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности, обеспечение общественной безопасности (ст. 1). В статье 2 обозначены основные направления деятельности полиции: 1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; 2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; 3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; 4) розыск лиц; 5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; 6) обеспечение правопорядка в общественных местах; 7) обеспечение безопасности дорожного движения; 8) пункт утратил силу - Федеральный закон от 03. 07. 2016 N 227-ФЗ; 9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере частной детективной (сыскной) деятельности; 10) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; 11) осуществление экспертно-криминалистической деятельности. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Одна часть полиции – криминальная полиция – занимается предупреждением, раскрытием и расследованием преступлений, а другая - полиция общественной безопасности - призвана решать вопросы местного масштаба через подразделения патрульно-постовой службы, дорожно-патрульной службы, участковых уполномоченных, по делам несовершеннолетних и т. д.
Система органов внутренних дел включает министерство РФ, министерства внутренних дел республик, управления в других субъектах федерации, городские и районные органы внутренних дел, а также специализированные подразделения. Стратегические вопросы безопасности являются предметом деятельности Совета Безопасности при Президенте РФ, однако сам Совет правоохранительной деятельностью не занимается. Ведущая роль в данной сфере принадлежит Федеральной службе безопасности, действующей на основании Федерального закона от 3 апреля 1995 года [4]. Функции ФСБ составляют: противодействие мероприятиям иностранных спецслужб (контрразведка), разведка по вопросам безопасности, раскрытие и расследование преступлений против безопасности (шпионаж, террористическая деятельность, незаконный оборот оружия и т. д. ). В настоящее время полномочия органов безопасности определены в законе и не допускают контроля за взглядами и убеждениями граждан. Некоторые правоохранительные функции выполняют также Федеральная пограничная служба РФ (например, оперативно-розыскную деятельность и дознание по делам о нарушении Государственной границы), органы внешней разведки, федеральные органы правительственной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, таможенные, налоговые и иные органы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|