Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.6. Судебные органы. 1.7. Правоохранительные органы




1. 6. Судебные органы

Это самостоятельный вид органов государства. Они разрешают различные имущественные и иные правовые споры, контролируют исполнение законов, дают их толкование. Существенная особенность судебной деятельности, в отличие от деятельности законодательной и исполнительной, состоит:

а) в ее независимости от любой иной власти и подчинении только закону;

б) в детальной регламентации всего порядка применения норм права;

в) в обязательности вступивших в законную силу актов судебных органов (постановлений, приговоров, решений) для всех органов государства, должностных лиц и граждан.

Государственно-властная деятельность судов по разрешению юридических дел называется правосудием. В соответствии с п. 2 ст. 118 Конституции РФ, в нашей стране установлены четыре формы правосудия:

1) конституционное судопроизводство;

2) гражданское судопроизводство (подразделяется на разрешение гражданских дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами);

3) административное судопроизводство;

4) уголовное судопроизводство.

Отправление правосудия строится на демократических принципах, закрепленных Конституцией РФ и Законом «О судебной системе РФ» [1], к которым относятся: равенство граждан перед законом и судом; независимость судей и подчинение их только закону; несменяемость судей; гласность; состязательность и равноправие сторон в процессе; участие граждан в осуществлении правосудия; национальный язык судопроизводства и др.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе».

Все федеральные суды РФ разбиты на четыре подсистемы (блока):

1) Конституционный Суд РФ;

2) суды общей юрисдикции;

3) военные суды;

4) арбитражные суды.

Конституционный суд Российской Федерации решает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации, палат Федерального собрания и Правительства Российской Федерации, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Конституционный суд рассматривает некоторые споры о компетенции, возникающие между органами государственной власти, а также жалобы о нарушениях прав и свобод граждан.

Верховный суд Российской Федерации возглавляет систему судов общей юрисдикции и систему арбитражных судов.

Суды общей юрисдикции состоят из федеральных судов субъектов Российской Федерации (судов субъектов Российской Федерации и городских или районных судов), а также мировых судов. Они рассматривают гражданские дела (с участием граждан), а также уголовные, административные и некоторые иные дела.

Арбитражные суды состоят из судов округов, апелляционных арбитражных судов и арбитражных судов субъектов федерации, а также Суда по интеллектуальным правам, которые рассматривают экономические споры.

 

1. 7. Правоохранительные органы

 

Систему правоохранительных органов государства составляют:

а) органы прокуратуры;

б) органы внутренних дел;

в) органы юстиции;

г) Следственный комитет Российской Федерации;

д) Федеральная служба безопасности;

е) Федеральная служба исполнения наказаний;

ж) Федеральная служба судебных приставов

з) Росгвардия и др.

Кроме государственных органов к правоохранительным можно также отнести некоторые негосударственные органы, основной задачей которых является защита прав и свобод граждан. Это: адвокатура, нотариат и др.

Особое место в системе правоохраны занимает прокуратура, задачей которой является надзор за исполнением законов на всей территории России, в том числе и другими правоохранительными органами. [2]

Суть прокурорского надзора состоит в выявлении, пресечении, устранении и предупреждении нарушений законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями. Прокурорский надзор охватывает сферу управления и контроля, оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, исполнение наказаний применение иных принудительных мер.

Кроме надзора, прокуратура в уголовно-процессуальном порядке осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших преступления. В частности, инициирует возбуждение уголовного дела и производство расследования, передает дело в суд с обвинительным заключением и поддерживает государственное обвинение в суде. Прокуроры участвуют в судебном рассмотрении и гражданских дел. Еще одна функция прокуратуры – координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов федерации, районные и городские прокуратуры, а также специализированные прокуратуры – военные, транспортные, природоохранные, по надзору за законностью в местах лишения свободы. Для обеспечения независимости прокуратуры Генеральный прокурор РФ назначается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Генеральный прокурор, в свою очередь, назначает прокуроров всех звеньев.

Органы внутренних делобеспечивают охрануобщественного порядка на улицах и в других общественных местах, во время массовых мероприятий или в особых условиях (крупные аварии, стихийные бедствия или другие чрезвычайные ситуации). Для предупреждения и раскрытия преступлений осуществляется оперативно-розыскная, экспертно-криминалистическая, следственная деятельность. Большое значение имеет работа данного правоохранительного органа по предупреждению преступлений, обеспечению противопожарной безопасности и безопасности дорожного движения, охране объектов собственности по договорам. Специальные подразделения органов внутренних дел ведают исполнением уголовных наказаний, содержанием, охраной, конвоированием и этапированием лиц, заключенных под стражу.

Основную нагрузку по охране общественного порядка и борьбе с преступностью несет полиция, которая действует на основании Федерального закона «О полиции» [3] и является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Задачами полиции являются защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности, обеспечение общественной безопасности (ст. 1).

В статье 2 обозначены основные направления деятельности полиции:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) пункт утратил силу - Федеральный закон от 03. 07. 2016 N 227-ФЗ;

9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере частной детективной (сыскной) деятельности;

10) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

11) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Одна часть полиции – криминальная полиция – занимается предупреждением, раскрытием и расследованием преступлений, а другая - полиция общественной безопасности - призвана решать вопросы местного масштаба через подразделения патрульно-постовой службы, дорожно-патрульной службы, участковых уполномоченных, по делам несовершеннолетних и т. д.

Система органов внутренних дел включает министерство РФ, министерства внутренних дел республик, управления в других субъектах федерации, городские и районные органы внутренних дел, а также специализированные подразделения.

Стратегические вопросы безопасности являются предметом деятельности Совета Безопасности при Президенте РФ, однако сам Совет правоохранительной деятельностью не занимается. Ведущая роль в данной сфере принадлежит Федеральной службе безопасности, действующей на основании Федерального закона от 3 апреля 1995 года [4].

Функции ФСБ составляют: противодействие мероприятиям иностранных спецслужб (контрразведка), разведка по вопросам безопасности, раскрытие и расследование преступлений против безопасности (шпионаж, террористическая деятельность, незаконный оборот оружия и т. д. ). В настоящее время полномочия органов безопасности определены в законе и не допускают контроля за взглядами и убеждениями граждан.

Некоторые правоохранительные функции выполняют также Федеральная пограничная служба РФ (например, оперативно-розыскную деятельность и дознание по делам о нарушении Государственной границы), органы внешней разведки, федеральные органы правительственной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, таможенные, налоговые и иные органы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...