Работа в тетради «Прописи» № 1
4. Проведение наклонных и прямых параллельных линий Задания: 1) рассказать и показать, как должна лежать на парте тетрадь у тех, кто пишет правой рукой; рассказать и показать, как должна лежать тетрадь у ребят, которые пишут левой рукой; проверить себя, открыв с. 4 и 5 тетради, положить свою тетрадь правильно; 2) объяснить, чем линии на с. 14 похожи на те, которые мы учились проводить на предыдущих страницах и чем они различаются (эти линии похожи на предыдущие тем, что являются параллельными, а различие их в том, что они — наклонные); 3) провести наклонные параллельные линии при дорисовывании лучей солнца и веток елей; 4) провести необходимые вертикальные, горизонтальные и наклонные параллельные линии при дорисовывании салфеток (с. 15); Как и на предыдущих уроках учителю важно следить не только за посадкой ребят и положением ручки, но и за наклоном тетради. Педагогу стоит еще раз обратить внимание ребят на то, что наклон линий создается за счет положения самой тетради на парте. После выполнения вместе со всем классом первого задания учитель подытоживает высказывания ребят: «У тех, кто пишет правой рукой, тетрадь должна быть сдвинута влево — нижний правый уголок страницы находится выше нижнего левого уголка, нижний левый уголок страницы направлен на середину груди. У тех, кто пишет левой рукой, тетрадь должна быть сдвинута вправо — нижний левый уголок страницы находится выше нижнего правого уголка, на середину груди смотрит нижний правый уголок страницы». Если в классе нет учащихся, пишущих левой рукой, акцентировать внимание на втором возможном положении тетради не нужно. После того как ребята выполнят второе задание, учителю важно подчеркнуть, что раньше они проводили только вертикальные и горизонтальные параллельные линии, а сегодня будут учиться проводить наклонные параллельные линии, именно поэтому и нужно обратить внимание на наклонное положение тетради. После дорисовывания лучей солнышка, нужно предложить учащимся передвинуть тетради чуть-чуть вверх, сохраняя при этом правильный наклон.
Перед работой на с. 15 нужно попросить ребят рассказать о направлении движения руки при письме горизонтальных и вертикальных линий. Если темп выполнения работы в классе на этом уроке будет достаточно медленным, можно не предлагать учащимся дорисовать нижнюю салфетку. Дифференцированная работа. Педагогическая поддержка Различение звуков [ш] и [ж], работа в тетради «Я учусь писать и читать» (с. 6). Первые несколько заданий аналогичны заданиям, предлагаемым на уроках № 6–7. Учитель может использовать следующие скороговорки для развития фонематического восприятия. Звук [ш] Слышен шорох в камышах, От него шумит в ушах. Сто бесстрашных лягушат Цаплю шепотом страшат. Звук [ж] Испугались медвежонка Еж с ежихой и ежонком, Чиж с чижихой и чижонком, Стриж с стрижихой и стрижонком. Последнее из заданий — работа в тетради «Я учусь писать и читать» (с. 6). Картинки на странице: шарик, жук, шарф, шап-ка, жвачка, желудь, шкаф, жаба. На этом уроке учителю важно продемонстрировать классу особенности артикуляции согласных звуков. Учащиеся должны почувствовать, что при произнесении звуков [ш] и [ж] воздух не выходит легко и свободно, на его пути есть преграда, создаваемая губами и языком.
Уроки № 12–13
Методический комментарий
Дифференцированная работа. Работа по учебнику Сообрази Выделение первого звука в словах левого столбца, сравнение с первым звуком в словах правого столбца (работа по учебнику с. 14). Задания: 1) произнести слово так, чтобы хорошо был слышен первый звук: [м'м’]ячик ([мм]ашинка, [Б’]елка и т. д.); 2) сравнить первые звуки в словах: [м'м’]ячик - [мм]ашинка, [Б’]елка-[Б]абочка, [з'з’]ебра - [зз]айка После интонационного выделения первых звуков в словах мячик и машина ([м’] и [м]) учитель предлагает сравнить эти звуки, спрашивая учеников: «Одинаковые ли первые звуки в словах [мм]ашина и [м'м’]ячик? Давайте послушаем вместе [м'м’] — [мм]». Дети обнаруживают, что один из звуков произносится более сердито, твердо ([м-м-м], при его произнесении губы плотно сжаты [м-м-м], а другой произносится мягче, ласковее, губы расслаблены ([м’м’]). Далее разбирается следующая пара слов: белка и бабочка. - Послушайте, как я скажу слово "белка", чтобы вы услышали в нем первый звук - [Б’]елка (интонационно учитель выделяет первый звук). Учителю стоит обратить внимание на то, что способом выделения первых звуков в этой паре слов является более громкое, а не более длительное произнесение звуков. Кто может сказать так же, как я? ([Б’]елка). Кто хочет произнести слово "бабочка" так, чтобы мы услышали первый звук? ([Б]абочка - ребенок выделяет звук [б], и слово повторяют 2-3 детей). Кто догадался, какой первый звук в слове "бабочка"? ([б] - твердый звук). Послушайте, что у нас получается в этих словах: в слове "белка" первый звук - [ Б’ ], в слове "бабочка" - [Б]. Какое же слово начинается с мягкого звука [Б’]? (Белка). Аналогично происходит работа со словами заяц и зебра. Педагогическая поддержка Различение звуков [л] — [р], работа в тетради «Я учусь писать и читать» (с. 7). Задания: Первые задания аналогичны заданиям, предлагаемым на 6–7 уроках. Учитель может использовать следующие стихотворения для развития фонематического восприятия.
Звуки [л] и [б] Белый снег, (И. Токмакова) — Кра! — кричит ворона. — Кража! — Караул! — Грабеж! — Пропажа! — Вор прокрался Утром рано! Брошь украл он Из кармана! Карандаш! Картонку! Пробку И красивую коробку. — Стой, ворона, Не кричи. Не кричи ты, Помолчи. Жить не можешь Без обмана. У тебя ведь нет кармана. (В. Орлов) Последнее из заданий — работа на с. 7 в тетради «Я учусь писать и читать».
2. Игра "Назови слова с заданным звуком". Эта игра способствует закреплению способа интонационного выделения звуков в слове, различению звуков в словах по их качественному звучанию. Учитель говорит детям, что они будут называть слова, в которых есть первый звук слова "зебра". Я знаю такие слова: зземля, муззей. А теперь вы называйте слова, в которых есть мягкий звук [з’]. Кто правильно скажет слово, тому я дам фишку. Когда будет названо 10-15 слов, учитель меняет задание и предлагает называть слова, в которых есть твердый звук [з]. Какое слово с этим звуком нам сегодня встречалось? (Зайчик). - Я знаю такие слова: ззуб, ззабор, груззовика. Теперь вы называйте слова. Каждая ошибка разбирается: учитель четко произносит слово, интонационно выделяя звук, чтобы ребенок услышал, что он придумал слово не с тем звуком. Но делать это нужно очень быстро, без лишних слов, чтобы игра не превратилась в скучное дидактическое упражнение. За каждое правильно названное слово учитель дает ребенку фишку или игрушку. В конце игры определяется победитель. И помните, лучше не допустить ошибку, чем исправлять ее, поэтому заранее готовьте «слабых» детей к верному ответу (об этом мы с Вами уже говорили в первой части методического пособия). Работа по учебнику 3. Сравнение звуков по твёрдости - мягкости. Учитель просит назвать все картинки на с. 15. Обращает внимание детей, что каждое слово они должны произнести с подчёркнутым интонационным выделением первого звука и найти ему пару. Учитель обращается к детям и спрашивает: «Кто догадался, какой первый звук в слове [л’л’]иса? Если возникнут затруднения, то учитель сам говорит, что в слове «лиса» первый звук мягкий (ласковый) согласный. «А теперь найдите слово, которое начинается с его твёрдой (сердитой) пары». Учащиеся называют слово [лл]ось». Аналогичная работа проводится со словами пушка и петух; кенгуру и кот.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|