Работа в тетради «Прописи» № 1
5. Проведение прямых и наклонных параллельных линий. Задания: 1) рассмотреть на с. 18 цветные домики и сравнить их с недорисованными домиками, находя те линии, которые «забыл» дорисовать художник; 2) дорисовать домики в соответствии с заданным образцом, стараясь, чтобы линии были ровными и параллельными.Ребятам, правильно выполнившим задание, можно предложить закрасить домики. 3) определить, какие линии (параллельные, непараллельные) предстоит проводить на с. 19; 4) провести необходимые линии на с. 19, при этом параллельные линии нужно провести ручкой синего цвета, а непараллельные линии — зеленого. Дифференцированная работа Педагогическая поддержка Различение звуков [к] — [т], работа в тетради «Я учусь писать и читать» (с. 8, 12). Задания: 1) послушать несколько слов и определить, какой звук есть в каждом из этих слов: кот, рот, станок, портфель, торт, кисточка, тыква; 2) вспомнить названные учителем слова, произнести их, выделяя звук [т]; 3) определить, какой звук есть в каждом из этих слов: кот, кактус, крик, парк, мак; 4) вспомнить слова, произнести их, выделяя звук [к]; 5) определить, чем задание на с. 8 тетради «Я учусь писать и читать» отличается от предыдущих заданий в этой тетради; выполнить данное задание; 6) выполнить вместе с учителем задание на с. 12 тетради «Я учусь писать и читать». Если в классе много учащихся с низким уровнем готовности к овладению грамотой, первые пять заданий лучше провести фронтально в самом начале урока, так как эти упражнения являются подготовительными к проведению на следующем уроке полного звукового анализа слова мак. Работая в тетради «Я учусь писать и читать», ребята должны заметить, что раньше они выполняли упражнения, где нужно было выделить первый звук в слове, а сегодня будут выделять последний звук в слове. После того как они найдут последние звуки в словах кит и лук и таким образом определят, какие звуки им предстоит сегодня различать, учитель просит учащихся найти на странице все картинки, названия которых оканчиваются на звук [т] (бегемот, бант, кот), и провести от этих рисунков линии к верхней левой схеме. Затем учитель просит рассказать, от каких картинок проведены линии. Далее педагог просит назвать картинки, названия которых оканчиваются на звук [к] (молоток, ящик, чайник). В классе наверняка найдутся ребята, которые заметят, что одну из картинок можно назвать по-разному: и бант, и бантик, и в зависимости от того, как названа картинка, она должна быть соединена либо с клеточкой звука [к], либо с клеточкой звука [т]. Если ребята сами это не заметят, учителю стоит обратить их внимание на возможные варианты.
Шестое задание является новым для ребят, комментарий учителя может быть следующим: «Сейчас мы будем выполнять задание, в котором нужно следить и за первым, и за последним звуками в словах. Давайте посмотрим на условное обозначение, нарисованное вверху 12 страницы, и попробуем догадаться, что эта схема может значить (последний звук одного слова должен стать первым звуком следующего слова). Произнесем слово лимон, выделяя последний звук. Назовем последний звук (звук [н]). Найдите картинку, название которой начинается со звука [н], и т. д. Учитель просит соединять ровной линией точки, расположенные рядом с соответствующими картинками. Дети постепенно подходят к составлению цепочки слов, выделяя первые и последние звуки: лимоннн — ннноскиии — индее ц — ц вето к — к орабл’л’л’; л’л’л’имон. Часть задания (начиная со слова цветок) учащиеся выполняют самостоятельно, во время проверки учитель просит их обосновать выполненные действия.
Уроки № 17–18
Методический комментарий Работа по учебнику 1. Проведение звукового анализа слова мак. Задания: 1) «прочитать» слово мак, ведя указкой по схеме звукового состава слова; 2) «прочитать» слово мак так, чтобы отчетливо был слышен первый звук; произнести только первый звук этого слова; обозначить звук [м] фишкой желтого цвета; 3) «прочитать» слово мак так, чтобы отчетливо был слышен второй звук; произнести только второй звук; обозначить звук [а] фишкой желтого цвета; 4) «прочитать» слово мак так, чтобы отчетливо был слышен третий звук; произнести только третий звук; обозначить звук [к] фишкой желтого цвета. Педагог объясняет ребятам, что количество клеточек в схеме всегда должно совпадать с количеством звуков в разбираемом слове. Также очень важно продолжать вырабатывать у детей привычку согласовывать произношение слова с движением указки по схеме; умение интонационно выделять различные по произношению звуки; более длительно произносить выделяемый звук или же произносить выделяемый звук громче остальных. Объяснить школьникам, как нужно проводить звуковой анализ слова, можно следующим образом. Учитель подготавливает таблицу, на которой нарисован цветок мак, под рисунком три одинаковые клеточки (схема звукового состава этого слова) и набор одинаковых желтых фишек для обозначения звуков. Ученики пользуются рисунком и схемой на с. 18 учебника и набором фишек. Педагог вызывает к доске ребенка:
— Давай «прочтем» слово мак, ведя указкой по «домикам» для звуков. Читать будем так, чтобы каждый звук очень точно попадал в свой «домик». Учитель ведет руку ребенка с указкой и медленно, в соответствии со схемой звукового состава слова, произносит «ммаакк». Молчит ли при этом ученик или повторяет вслед за учителем — неважно. В любом случае, прочтя слово, учитель обращается к классу: «Вы видели и слышали, как хорошо Сережа «прочел» слово, как правильно двигалась его указка, он не спешил, и каждый звук попал в свой «домик». Послушайте, Сережа прочтет еще раз». Теперь учитель активнее привлекает Сережу к работе, просит его «читать» громче, чтобы услышал весь класс. Сережа уже получил точный образец действия, ему легче работать. Но и при повторном «чтении» учитель не оставляет ребенка одного: педагог так же руководит движением указки ученика, так же сам вслух «читает» слово, но уже прислушивается к Сереже, ведет его за собой. Затем педагог вызывает к доске других желающих. Ученики «читают» по учебнику, а учитель ходит между рядами и наблюдает за работой детей. Конечно, пока еще почти все «читают» неправильно: указка либо быстро проскакивает всю схему, либо надолго застревает в одной клеточке, но это неважно. Педагог не делает никому замечаний, старается помочь как можно большему числу детей. (Эту операцию учитель вместе с классом будет отрабатывать несколько дней подряд.) Затем учитель возвращается к доске и обращается к классу: «А теперь послушайте, как я «прочту» слово мак по-другому. Я «прочту» так, чтобы все вы хорошо услышали, какой в нем первый звук». И, ведя указкой по схеме, надолго задерживая ее в первой клеточке, учитель «читает» «м-м-м-ак». Обратите внимание: долго тянется только первый звук, указка задерживается только в первой клеточке, быстро проходя остальные. Дети должны ясно увидеть и услышать разницу между «чтением» учителя в первом случае и теперь, при выделении первого звука.
«Кто из вас услышал, — обращается учитель к классу, — какой звук живет в первом «домике», какой первый звук в слове «мммак?» Дети не обязательно ответят «мм». Чем младше первоклассники, тем больше неправильных ответов услышит учитель: и «ма», и «мэ», и «мак», и «мммак». Это естественно: ученики впервые проводят звуковой анализ слова. Но чтобы избежать неверных ответов, учитель просит ребят не отвечать вслух, а сказать ему ответ «по секрету», на ушко. Педагог сразу узнает, кто как думает, сможет выбрать для громкого ответа правильный и вызвать к доске ученика, который верно справился с заданием. Вместе с ребенком учитель еще раз «прочитывает» слово по схеме — «мммак» — и ребенок называет первый звук. Учитель берет фишку, показывает классу, говорит, что она будет обозначать звук [м] и просит детей взять такую же фишку из их набора, поднять вверх, всем вместе сказать «мм» и положить фишку в первую клеточку. Учитель проходит по классу и проверяет, как дети выполнили задание. Вполне может оказаться, что кто-то поставил фишку не в первую, а в последнюю клеточку. Не нужно делать замечаний! Учитель берет такого ребенка за руку и вместе с ним прочитывает слово, ведя указкой по схеме: «мммак» — вот место звука [м]!», и переставляет вместе с ребенком фишку в первую клеточку. Затем точно так же «находятся» звуки [а] и [к] и завершается проведение звукового анализа слова мак. При интонационном выделении третьего звука педагог обращает внимание класса на то, что этот звук потянуть нельзя, чтобы выделить последний звук в этом слове, его нужно произнести громче остальных. Обучение звуковому анализу — очень скрупулезная работа. На звуковой анализ слова потрачен почти целый урок. А ведь хотелось бы еще закрепить эти умения, повторить эту работу еще раз, чтобы учащиеся все запомнили. Но если учитель попробует провести все эти операции еще раз, то обнаружит, что дети устали, и усилия педагога пропадут даром. 2. Игра «Живые звуки». Всю последовательность действий при проведении звукового анализа важно повторить, но уже через другие виды деятельности. В этом случае уместна игра «Живые звуки», в которой роль звуков выполняют дети. «Поиграем, — предлагает учитель классу, — вы будете звуками слова мак. Какой в нем первый звук?» Учитель еще раз «читает» по схеме с указкой: «мммак». Первый правильно ответивший ученик выходит к доске, берет фишку и становится уже не Вовой, а звуком [м]. Так же, «читая» слово по схеме, учитель вызывает к доске второй и третий «звуки» слова. Дети встали кучкой у доски. «Можно ли прочесть слово, если мы не видим фишек, если звуки не стоят по порядку? Ну-ка, звуки, встаньте так, как вы стоите в слове». Дети-звуки занимают свои места, и класс вместе с учителем «читает»: «мак». При этом педагог ведет указкой по фишкам в руках «звуков». После этого учитель подзывает к себе детей по номерам звуков в слове: «А сейчас ко мне подойдет второй звук в слове мак, третий звук, первый звук». Дети должны встать друг за другом не в той последовательности, в какой их вызвал учитель, а в том порядке, в каком их звуки находятся в слове. И снова класс «прочтет» слово по схеме (по фишкам). Можно и еще раз перестроить детей, например таким образом: звук [к], звук [а], звук [м]. Детям довольно трудно встать в нужном порядке, поэтому, чтобы не было ошибок, учителю нужно быть очень внимательным. Можно так обратиться к хорошо подготовленному ученику, если же педагог сомневается в том, что школьник правильно займет свое место в слове, то незаметно для класса помогает: «Подойдет ко мне звук [а] — правильно, Катюша, это ты звук [а], ты помнишь, что ты — второй звук в слове мак, иди становись в серединку». И хотя учитель полностью продиктовал Кате порядок ее действий, дети (в том числе и сама Катя) этого не заметят и будут считать, что все «звуки» отлично справились с заданием.
Прежде чем отправить детей на местa, учитель просит их расположить свои фишки на схеме и снова «читает» слово, чтобы напомнить каждому звуку его место. Если все фишки уже расставлены на схеме так же, как они стоят на индивидуальных схемах у детей, педагог предлагает классу посоревноваться, кто быстрее и правильнее уберет фишки-звуки со схемы — учитель или ребята. Но преподаватель уже «не помнит», какая фишка какой звук обозначает, поэтому вынужден «читать» по схеме: «Уберем звук [а]. где же он? «мааак», вот он, второй звук, уберем его». 3. Подбор слов со звуком [м], расположенным в начале, в середине и в конце слова, с использованием схем. Задания: 1) определить, какое место занимает звук [м] в словах морковь, гном, ромашка; 2) придумать и назвать слова со звуком [м] в начале (конце, середине) слова, т. е. по первой (второй, третьей) схеме. 4. Игра «Назови слово». Перед началом игры попросите посмотреть учащихся на картинки и догадаться, во что будем играть. Просмотрев слова, не трудно догадаться, что все слова первого ряда начинаются с одного и того же первого звука [м] (морковь, марка, мышка …). Дети называют эти слова и продолжают игру, придумывая свои слова со звуком [м]. Далее анализируется второй ряд, учащиеся без труда определяют, что все слова начинаются с мягкого согласного [м'] (мяч, мишка, мёд). Так же как и в первом случае, учащиеся придумывают и называют слова, начинающиеся с мягкого согласного звука [м']. Каждый правильный ответ ребенка необходимо отмечать. Для этого можно использовать фишки или мелкие игрушки. Это вносит в игру элемент соревнования, стимулирующий каждого ребенка. В конце игры определяется победитель, назвавший наибольшее количество слов. 5. Классификация предметов (фрукты, овощи). Учащиеся рассматривают картинки и придумывают, как их можно назвать все одним словом. Называя обобщающее слово, учащиеся наблюдают за постановкой вопроса к слову и опосредованно знакомятся с неодушевленными именами существительными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|