Работа в тетради «Прописи» № 1
4. Проведение наклонных параллельных линий, проведение волнистых линий. Задания: 1) провести наклонные параллельные линии, дорисовывая солнечные лучи и сачки (с. 16); 2) определить направление волнистых линий; провести их в воздухе; 3) провести волнистые линии, дорисовывая волны (рука движется вдоль страницы слева направо); 4) ответить на вопросы: Какие рыбы плывут в том направлении, в котором мы выполняли движение, дорисовывая волнистые линии? В каком направлении плыла рыбка, которая попала в сачок? В каком направлении плывет крайняя слева рыбка? Сколько рыбок нарисовано? 5) определить, сколько рыбок попало в сачок, объяснить, верно ли утверждение, что в сачок попала щука; 6) провести необходимые наклонные параллельные линии, дорисовывая перья и щетки (с. 17). Перед выполнением задания необходимо напомнить ребятам о наклоне тетради и проверить ее положение на парте. Учитель должен следить за тем, чтобы рука каждого ученика свободно двигалась слева направо. Уроки № 15–16
Методический комментарий
Работа по учебнику 1. Знакомство со схемой звукового состава слова. Задания: 1) рассмотреть рисунок на с. 16, произнести слово ау; 2) «прочитать» слово ау, ведя указкой по схеме звукового состава слова; 3) «прочитать» слово ау так, чтобы отчетливо был слышен первый звук; произнести только первый звук этого слова; обозначить звук [а] фишкой желтого цвета; 4) «прочитать» слово ау, так, чтобы отчетливо был слышен второй звук; произнести только второй звук; обозначить звук [у] фишкой желтого цвета. Знакомство первоклассников со схемой звукового состава слова учитель может начать с рассказа о том, как однажды дети пошли за грибами, разбрелись по лесу, и вдруг одна девочка, Аленушка, увидела, что вокруг никого нет. Испугалась она, чуть не заплакала, но вспомнила, что, если заблудишься в лесу, нужно кричать «Ау!». Закричала она громко: «А-а-а-у-у-у!». Ее услышали подружки, ответили ей. Аленушка побежала к ним и больше уже от девочек не отставала. Учитель предлагает детям поучиться громко и протяжно произносить слово ау, интонационно выделяя сначала первый звук, а потом второй. Затем учитель произносит слово ау: «а-а-а-у» — и спрашивает ребят: «Какой звук я тянула?». Далее урок может протекать так. Учитель на доске рисует «домик» (клеточку) для первого звука и спрашивает учащихся: «Какой звук здесь живет?» ([а]). Затем педагог произносит слово ау так: «а-у-у-у», дети называют 2-й звук в слове «ау» ([у]) и педагог рисует на доске вторую клеточку. В результате получается такая же, как в учебнике, схема звукового состава слова. Учитель снова спрашивает у детей, какой звук живет в каждой клеточке-домике. Педагог читает слово ау одновременно с движением указки по схеме (указка скользит по первой клеточке — соответственно произносится звук [а]; когда указка переходит на вторую клеточку, произносится звук [у]). Сначала учитель сам «читает» по схеме с указкой, а затем предлагает сделать то же самое детям вместе с ним.
Обязательно нужно хвалить детей, отмечать, как хорошо ребенок «прочитал», правильно тянул тот звук, в клеточке которого находилась указка. Очень важно уже на первом уроке при знакомстве со схемой звукового состава слова начать вырабатывать у детей привычку согласовывать своё произношение с движением указки по схеме.
2. Определение места звуков [у], [а] в словах (под ударением). Задания: 1) рассмотреть картинки на с. 16, назвать слова, в которых есть звуки [а] или [у]; Учитель предлагает учащимся рассмотреть картинки и назвать, что на них нарисовано, а затем произнести последовательно каждое слово с интонационным выделением указанного звука. Ученики произносят слово «у-у-хо», затем произносят этот звук изолированно [у-у-у], убеждаются, что его можно долго произносить, определяют место этого звука в слове. Аналогично разбираются все оставшиеся слова.
3. Интонационное выделение заданного звука в словах, определение его места в слове и сравнение этих звуков (с. 17). Задания: 1) назвать слова в верхнем ряду и произнести их так, чтобы хорошо были слышны указанные звуки: аааист, козааа; (руукаа, кааруусель; уулиткаа, кенгуру); 2) сравнить указанные звуки в словах: [ ааа ] ист - коз [ ааа ]; (р [ ууу ] к [ ааа ] - к [ ааа ] р [ ууу ] сель; [ ууу ] литк [ ааа ] - кенг [ ууу ] ру [ ууу ] ); Учащиеся называют картинки в верхнем ряду ааист, козааа, произносят каждое слово с интонационным выделением указанного звука, затем произносят отдельно указанные звуки в каждом слове, сравнивают их. В результате сравнения дети приходят к выводу, что эти звуки одинаковые, только занимают они разное место в словах: в слове аист, звук [а] стоит в начале, а в слове козааа – в конце слова. Аналогично происходит работа со словами среднего и нижнего ряда.
4. Игра «Скажи как я». Дидактическая цель этой игры — научить школьников интонационно выделять звуки при произношении слов. Учитель кому-нибудь из учеников «бросает» мяч, называет какое-либо слово, интонационно выделяя в нем один из звуков, а ребенок должен повторить слово точно так же, как педагог, и перебросить мяч ему обратно. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется.
На самом деле учитель не бросает, а передает мяч из рук в руки, иначе ребенок будет сосредоточен на действиях с мячом и не обратит внимания на то, как педагог произносит слово, какой звук интонационно выделяет. Игра позволяет учитывать индивидуальные особенности первоклассников и каждому дать задание, с которым он наверняка справится (это особенно важно учесть). Дети по-разному учатся произносить слова, интонационно выделяя нужный звук, одни — без труда, а для других — это очень трудная задача. Поэтому, если ребенок говорит слово рука, учитель просто повторяет за ним: «Правильно, ррука, я отчетливо слышу звук [р]». Из позиции в начале слова звук выделить легче, это тоже необходимо учитывать. Если в классе есть дети, которые уже сами могут интонационно выделить звук, учитель в таком случае лишь показывает образец правильного произнесения, без какой-либо помощи с его стороны ребенок воспроизводит «ут к а». Таким ученикам можно предложить выделить звук и в середине, и в конце слова. Также им можно предложить в качестве интонационно выделяемых звуков такие, которые нельзя потянуть, а нужно произнести громче других. В игре учитель может использовать следующие слова: ррука, р’р’ека, ллампа, домм, гри б ок, ссанки, вволк, тру б а, в’в’етка, ут к а, гус’с’и, травва, жжук, кружжок, саххар, шарр.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|