Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Производственное предприятие в сфере рыночного товарообмена




4.1. Непрерывность производства и обмена товаров

Деятельность предприятия (фирмы) в сфере материального про­изводства подразумевает два основных этапа:

♦ производство материального продукта;

♦ продажа продукта производства и покупка нужных компо­нентов производства (обмен).

Первый этап в основном происходит в пределах самого пред­приятия, второй — за его пределами. Процесс производства начи­нается с акта обмена (купли-продажи), сопровождается обменом и заканчивается им: купленное сырье и материалы с помощью наем­ных рабочих и покупных энергии, топлива и орудий труда превра­щаются в товар — новый предмет для продажи на рынке, и круго­оборот «товар—деньги—товар» бесконечен.

Непрерывный обмен — суть современного производства. Оно функционирует лишь потому, что само потребляет, а для этого должно иметь средства для приобретения потребляемых ресурсов. Эти средства производственное предприятие получает за счет про­дажи на рынке собственной продукции (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Производство и товарообмен

 

Таким образом, производство, являясь генератором товарооб­мена, вместе с ним становится регулятором рынка как сферы то­варных отношений. Отсюда следует, что рынок, непосредственно связанный с производством, подчиняется его законам и регулиру­ется ими. Без товара, который создается в производстве, рынок исчезнет. Появление производства, а затем и обмена материальны­ми предметами и их развитие связаны с ростом потребностей лю­дей в пище, одежде, жилище, охране их жизни и здоровья. Недо­статок в окружающей природной среде продуктов, готовых к по­треблению, вынудил далеких предков заняться поиском способа их производства. А что такое производство? Это способ превращения непригодных для потребления или недоступных для человека ве­ществ в полезные, доступные и нужные людям продукты (рис. 4.2).

Рис. 4.2. Превращение недоступных (непригодных) к потреблению ресурсов природы в потребительские товары

 

Производственный процесс по превращению сырьевых ресур­сов природы в полезную товарную массу основан на знании и ак­тивном использовании законов и сил природы. В этой части произ­водство полностью зависит от естественных законов, действующих в окружающей материальной среде, и подчинено им. Человек мо­жет только познать эти законы и воспользоваться ими, но не изме­нить их. Однако, организуя производство, человек преследует свои цели, обусловленные его потребностями и образом жизни. В этой части производство подчинено непосредственно человеку и тем законам, которые регулируют его жизнедеятельность, т. е. законам общественного развития, а вернее, законам, основанным на по­требностях людей. Следовательно, в сфере материального произ­водства действуют два класса связанных между собой законов, ко­торыми (познав их) овладел человек: естественные законы приро­ды и законы общественного развития. Совместно они образуют свод взаимодополняющих правил, в соответствии с которыми развива­ется производство и формируются отношения между людьми в об­ласти экономики (рис. 4.3).

Рис. 4.3. Симбиоз законов в природе

 

В свое время К. Маркс назвал действующий в экономике симбиоз законов законами производства. Очевидно, что в XIX в. такое опре­деление было логичным, поскольку в то время надо было доказать, что производство развивается не по воле отдельных людей и их групп, а по непреодолимым экономическим законам. В настоящее время
возникла необходимость дифференцированно определить механизм действия всех законов и объективно действующих правил, формиру­ющих взаимоотношения людей и окружающей среды в экономике, и прежде всего, в производственной сфере. Грубые просчеты рефор­мирования в недавнем прошлом государственной экономической системы в СССР — результат главным образом безответственности и невежества реформаторов. Попытка опереться в России на отживаю­щие и уже отжившие нерегулируемые рыночные механизмы — это, по сути, крайний нигилизм в науке и практике, отказ от участия человека в управлении производством и откат к условиям прошлых веков. Изменения и прогресс системы управления производством обусловлены и взаимосвязаны с прогрессом техники и технологии. Отставание механизма управления неизбежно тормозит развитие тех­ники и развитие производства в целом.

Реформирование — неизбежный элемент всякого развития как на уровне страны, так и на уровне каждого предприятия. Однако история общественного развития наглядно демонстрирует, что вся­кое реформирование благотворно сказывается на жизни людей и го­сударства в целом лишь в том случае, когда оно связано с прогрес­сом. В свою очередь, прогресс полностью обусловлен усилением це­ленаправленного, разумного вмешательства человека в процессы, происходящие в окружающей среде. Снижение интенсивности тако­го вмешательства — это сдача завоеванных позиций, регресс, дви­жение вспять, переход от более высоких форм развития к низшим.

Рис. 4.4. Макроэкономическая схема производства и распределения ресурсов в экономике страны
4 Окопом, прсдир. (фирмы)

Производство — это ключевое звено общественного развития, основа для всех без исключения национальных и государственных структур (рис. 4.4).

Поэтому особенно осторожно и продуманно надо относиться к реформированию производственных компонентов. Экономические реформы независимо от их названия — это всегда реформы произ­водственной сферы. Если производство непосредственно не затра­гивается, то последствия вносимых изменений всегда малоощути­мы. Учитывая чрезвычайную государственную важность экономи­ческих реформ и приступая к их разработке, специалисты должны быть максимально вооружены как практическими прикладными, так и теоретическими знаниями. Расчленяя в ходе реформ произ­водственный механизм на составляющие звенья, к каждому звену надо подходить индивидуально. Если, например, отдел сбыта на предприятии вместе с его складским и тарным хозяйством можно относительно быстро переориентировать с операций сбыта, ска­жем, мужских курток на сбыт домашних пылесосов, то это невоз­можно сделать относительно производственной поточной линии, оснащенной специализированным оборудованием.

Производство товаров и товарный обмен, которые дополняют друг друга и поддерживают функционирование сложного производ­ственного и рыночного комплекса экономики, являются все же раз­личными техническими и экономическими категориями, смешивать и отождествлять которые не следует. Производство — способ получе­ния продукта, необходимого для обеспечения жизнедеятельности людей. Обмен — результат профессионального и географического разделения труда, обусловленного действием ряда природно-клима­тических, исторических и социальных факторов. Если планомерно организованное производство продукта — средство достижения так­тической и стратегической цели, поставленной владельцем и персо­налом предприятия, то обмен — это пути к этой цели.

Важное значение в коммерческих сделках занимают вопросы пе­редачи товара от поставщика потребителю. Здесь существуют следу­ющие правила, которые применяются по договоренности сторон.

1. Поставщик считается выполнившим свои обязательства по доставке, когда он передает товар во владение покупателя в своих помещениях (склад, завод и т. д.). Все расходы, связанные с пере­возкой товара от продавца, несет покупатель. С момента передачи товара в распоряжение покупателя риск случайной гибели или по­вреждения товара также переходит к покупателю.

2. Поставщик считается выполнившим свои обязательства по поставке после передачи товара перевозчику (указанному покупа­телем) в обусловленном месте. После передачи товара перевозчику покупатель заключает договор на перевозку и несет все расходы, связанные с транспортировкой товара и риском случайной гибели.

3. Возможен вариант, когда поставщик считается выполнившим свои обязательства после поступления и приемки товара на складе потребителя.

Эти условия торгового контракта важны для обеих сторон и каж­дый раз тщательно взвешиваются.

Независимо от формы собственности предприятия и методов управления изготовленная на нем продукция — это товар, который предназначается для обмена на другие нужные предприятию и его персоналу товары.

4.2. Товар

Товаром является все, что продается и покупается на рынке. День­ги при этом в качестве универсального, пропорционально взвешен­ного посредника служат мерой ценности товара и сами в процессе обмена становятся товаром. В сфере кредитных отношений на фон­довых биржах национальные деньги — обычный товар, ценность которого относительно материальных благ определяется соотноше­нием спроса и предложения. Но за деньгами всегда стоят продукты труда и природы, предназначенные для обмена путем купли-про­дажи, они-то и составляют основу товарной массы. В процессе куп­ли-продажи изменяется не содержание товара, а лишь право владе­ния.

Товары делятся на две группы: I) материально-вещественные блага; 2) услуги. К материально-вещественным благам относятся пища, одежда, жилище, машины, материалы и т. д.; к услугам — услуги транспорта, связи, здравоохранения, науки, образования, культуры, коммунально-бытового обслуживания, рекламы, торговли. Товарное производство — это изготовление товаров и услуг не для собственного потребления, а для обмена и продажи с целью одно­временного приобретения нужных товаров у другого лица (пред­приятия). Продукция, изготовленная предприятием и предназна­ченная для продажи, называется товарной продукцией.

Продукция или вид работы, которые предназначены для личного потребления (выращивание овощей, цветов на садовом участке, ре­монт и стирка собственной одежды, приготовление пищи и т. д.) в мировой практике принято относить к так называемой теневой эко­номике. Эта продукция не подлежит общенациональному учету, а потому находится как бы в тени. К теневой экономике относится и криминальный (незаконный) товарооборот. Наряду с этим система внутреннего обслуживания на предприятии, включая ремонт средств производства, внутреннюю связь, охрану и т. д., не относится к теневой экономике, так как затраты на эти виды работ включаются в себестоимость и цену товарной продукции и охватываются фаб­рично-заводским и государственным учетом.

Товарообмен между отдельными производителями товаров — ос­новной метод развития современной экономики, которая строится на принципах общественного разделения труда, специализации и кооперирования производства. Товарное производство включает, таким образом, следующие экономические категории:

♦ производство товаров;

♦ специализация товаропроизводителей;

♦ кооперирование производства;

♦ обмен товарами (купля-продажа) между товаропроизводите­лями;

♦ конечное потребление.

Последние две категории образуют рынок товаров. Главный ори­ентир деятельности предприятия (фирмы) — рынок, его потреб­ности, структура, динамика и емкость. С рынком предприятие свя­зано как со стороны производства и сбыта собственной продук­ции, так и со стороны материально-технического обеспечения производства сырьем, материалами, оборудованием и пр. В этой связи необходимо уточнить само понятие «рынок». В прошлом рын­ком считалось место розничной торговли под открытым небом или в торговых рядах. Это понятие как частный случай сохранилось до сих пор, но главное содержание указанного понятия в настоящее время резко изменилось.

4.3. Рынок — сфера товарообмена

Способ, место и средства товарообмена относятся к понятию «рынок». Содержание и формы рынка на современном этапе весьма разнообразны. Крупнейшие торговые сделки совершаются в насто­ящее время заочно, с помощью средств связи, при отсутствии са­мого товара и в основном через посредников и доверенных лиц. В оптовой торговле самого товара в наличии, как правило, нет, его еще предстоит изготовить. В лучшем случае покупателя знакомят с образцом, а чаще всего лишь с описанием, изложенным в паспор­те изделия, в котором указываются:

♦ характеристика и цена товара;

♦ способ доставки товара покупателю;

♦ обязательства послепродажного обслуживания товара со сто­роны продавца.

С точки зрения предприятия-товаропроизводителя рынки суще­ствуют в виде:

♦ рынков продаж;

♦ рынков закупок;

♦ финансовых рынков;

♦ посредников рыночных сделок;

♦ рынков труда.

Данная функциональная структуризация рынков обеспечива­ет весь спектр рыночных отношений предприятия. Именно такая структура находит полное адекватное отражение в структуре ор­ганов управления. Вместе с тем сами рынки в основном делятся не по функциональным, а по предметно-отраслевым и продук­товым признакам.

4.4. Структура рынков

Изначально рынки разделяются на оптовые и розничные, внут­ренние и внешние. В свою очередь, названные рынки группируют­ся по предметному и отраслевому признакам, например сырьевые рынки, продовольственные рынки, рынки недвижимости и др. Дальнейшая дифференциация рынков ведется по отдельным про­дуктам, например, рынки зерна, нефти, автомобилей, леса и др. (табл. 4.1). Предприятия, со своей стороны, различают также рын­ки продаже и рынки закупок. Действующие предприятия — не толь­ко поставщики, они одновременно и потребители товарной мас­сы: сырья, материалов, машин, оборудования и др. От состояния рынков закупок во многом зависит успех работы любого предпри­ятия (фирмы).


 

Изучая возможности наиболее эффективного вложения капита­ла на перспективу, предприятие непременно должно хотя бы озна­комиться с положением дел на всех представляющих для него ин­терес и доступных рынках. Большое значение имеет емкость рынка, т. е. объем платежеспособного спроса потребителей, определяемый в натуральном (штуки, тонны и т. д.) и стоимостном выражении. Далее выясняются позиции покупателей и продавцов, сбалансиро­ванность спроса и предложения и цен на продукцию. Непременно учитывается сложившаяся и перспективная (прогнозируемая) ди­намика рыночных сделок на продукцию, с которой предприятие намерено выходить на рынок или которую оно предполагает заку­пать для собственных нужд. Большое значение имеет морфологи­ческая структура рынка, которая складывается как соотношение между поставщиками и потребителями товарной массы (табл. 4.2).

Следует иметь в виду, что рыночные ситуации типа полиполии (см. табл. 4.2) встречаются редко, поскольку они разрушаются в результате конкуренции. Многие малые предприятия не выдержи­вают соперничества и быстро покидают рынки. Их место занимают энергичные конкуренты, которые вырастают до средних компа­ний, а иногда становятся и крупными фирмами. Трудно также в течение длительного периода удерживать монополию — это отно­сится и к поставщикам, и к потребителям (монопсония). Монопо­лия удерживается в основном за счет превосходства техники и орга­низации производства. С потерей такого превосходства монополия на рынке заканчивается и наступает период конкуренции, в кото­рой побеждает тот, кто сумел лучшим образом воспользоваться новейшими достижениями науки и техники, лучше изучил рынок. Чаще всего на рынках складывается ситуация, когда при относи­тельно небольшом количестве поставщиков имеется множество потребителей (олигополия). Она характерна, прежде всего, для рын­ков сложной капиталоемкой продукции: автомобилей и бытовой техники, рынков металлургической и нефтяной промышленности, воздушного и железнодорожного транспорта. Малые предприятия (а именно они образуют множество поставщиков) в указанных от­раслях экономики нежизнеспособны.

Таблица 4.2

Рыночные отношения между поставщиками и потребителями товаров


 

Разумеется, в чистом виде ни одна из групп рынков, указанных в табл. 4.2, не существует — они находятся в постоянном движе­нии, образуя лишь отдельные фрагменты общего рынка. Ситуация может изменяться быстро — в течение нескольких Недель или ме­сяцев.

Характеристика рынков

Важнейшей характеристикой рынка является его стабильность, т. е. наличие соответствия между спросом и предложением, равно выгодных условий торговли для всех участников, информирован­ности и прозрачности рынка и доступности всех поставщиков и потребителей его товаров. Правда, такой идеальный рынок может существовать скорее лишь теоретически, и подобная сбалансиро­ванная стабильность может складываться лишь по отдельным това­рам. Основное же правило, которое регулирует рыночные отноше­ния, — это непрерывное балансирование спроса и предложения, стремление к равновесию, которое достигается посредством пре­одоления ситуаций перепроизводства и дефицита товарной массы.

Следующая важнейшая характеристика рынка — его динамика, проявляющаяся в виде тенденций (подъем, стагнация, сокраще­ние объема продаж). Указанные тенденции могут охватывать как отдельные сектора экономики или виды продукции, так и рынок в целом. Рынки, на которых доминирует подъем, создают для пред­приятия условия роста объемов производства и продаж, что, в свою очередь, приводит к снижению удельных расходов на единицу про­дукции, способствует улучшению показателей работы предприя­тий. При сокращении рыночного оборота экономическое положение предприятия ухудшается: снижается объем производства, повыша­ется стоимость продукции, уменьшается доход. Стагнация рынка не изменяет экономическую ситуацию фирмы. Тенденция приоб­ретает застойный характер.

Нормальное состояние рынка — рост объема торговли. При за­товаривании рынка отдельными видами изделий уравновешива­ние происходит за счет оттока поставщиков. Путем диверсифика­ции и перестройки производства некоторые поставщики покида­ют перенасыщенный рынок и переводят капитал в иные отрасли производства; другие поставщики, не выдержав конкуренции, ра­зоряются. На рынке остаются наиболее конкурентоспособные пред­приятия. Свободный капитал переводится в те отрасли и для орга­низации производства такой продукции, на которую имеется по­вышенный спрос. В результате таких нескончаемых колебаний рынка достигается условная сбалансированность спроса и предложения. Условной она называется потому, что полной сбалансированнос­ти по всему спектру движения товарной массы достигнуть невоз­можно.

Даже в самые благоприятные периоды расцвета экономики бла­гополучие в отрасли, регионе, стране определяется по усреднен­ным показателям. Полной гарантии успеха для всех никогда не бывает. В условиях рыночных отношений каждая структура стре­мится найти и удержать свое место на конкурентном рынке. Еще более актуальна эта проблема для вновь созданного или оказав­шегося в кризисном состоянии предприятия. Проблема сбыта про­дукции даже на самой авторитетной фирме не может быть решена раз и навсегда. Ни одна из фирм не может достичь превосходства продукции по всем параметрам сразу: качеству, ценам, ассорти­менту, сервису и др. Необходимость выбора приоритетов для себя и выработки правильной стратегии — постоянная проблема каж­дого предприятия любой формы собственности в условиях как цен­трализованной, так и децентрализованной экономики.

Рынок — функция экономики

Вне рыночного товарообмена современная экономика функци­онировать не может. Отсутствие рынка возможно только в условиях натурального архаичного хозяйства. Попытки представить, что, например, в условиях государственного централизованного регу­лирования предприятия якобы освобождаются от заботы о рынках сбыта и рынках материально-технического обеспечения, могут быть объяснены неосведомленностью лиц, которые распространяют по­добные нелепые сведения.

В принципе исполнение функций управленческого персонала предприятий центральными государственными органами невозмож­но. Динамичность и разнообразие непрерывно меняющихся ситуа­ций, по которым необходимо принимать оперативные решения, не допускают подобной централизации. Даже руководители пред­приятий не в состоянии полностью регламентировать работу струк­турных внутренних подразделений. Основную часть своих управлен­ческих функций они делегируют заместителям и руководителям структурных подразделений, которые, в свою очередь, передают часть этих функций мастерам, бригадирам и специалистам. В иных условиях ни одна сложная хозяйственная (и не только хозяйствен­ная) структура функционировать не может.

В централизованной системе хозяйственного управления цент­ральный орган, будь то министерство, акционерная или холдинго­вая компания, многопрофильный концерн, принадлежащий част­ному лицу, лишь регулирует основные базовые показатели работы подчиненных ему структур и предприятий и контролирует их ис­полнение. Главную распорядительную работу на предприятиях вы­полняют их непосредственные руководители. Поиск рынков, за­ключение и обеспечение выполнения договоров с партнерами —

это прямая обязанность руководства предприятия. Центральный орган, как бы он ни именовался, не имеет возможности установить тщательный контроль за всеми сделками, которые заключаются ис­полнителями, и тем более — за организацией и ходом производ­ственного процесса, обеспечивающего исполнение сделок. Только сбалансированное рассредоточение прав и обязанностей по всей вертикали хозяйственного управления позволяет фирме за счет уме­лого маневрирования внутренними ресурсами оставаться конкурен­тоспособной на рынках сбыта.

4.6. Основные компоненты рынка

В связи с официальным объявлением о переходе экономики бывших социалистических стран к рынку возникла необходимость уяснить сущность рыночного механизма, тем более что нередко насаждаются неправильные представления о рынке и рыночных отношениях. Повсеместно утверждается, например, что в Совет­ском Союзе в течение 70 лет рыночные отношения якобы отсут­ствовали и были полностью заменены централизованной системой распределения, что является глубоким заблуждением. Полностью заменить рыночные механизмы системой централизованного уп­равления невозможно.

Рынок—объективно необходимоеусловие обмена товарами и функ­ционирования любого современного общества. Он подчинен законам производства и общественного разделения труда, которые непо­средственно связаны не только с законами общественного разви­тия, но и с законами природы. Поэтому рынок невозможно произ­вольно, указами органов власти ни отменять, ни вновь вводить. Как сфера товарооборота рынок основан на двух главных повторя­ющихся действиях: продажа товара собственного производства и купля товара, необходимого для производства и личного потребле­ния. Появление и формирование рыночных отношений относятся к прошлым векам, к эпохе исчезновения на основе общественного разделения труда натурального хозяйства и перехода к товарному производству. «Рынок существует тогда, когда люди встречаются прямо или через посредников с тем, чтобы продать или купить товары и услуги», — такую характеристику современному рынку дает английский профессор Алан Хоскинг1.

Постоянно возрастающие потребности людей уже в глубокой древности вызвали необходимость обмена продуктами труда. Оказа­лось, что изготовить некоторое количество одинаковых изделий и обменять их на другие нужные изделия значительно выгоднее, чем обзавестись всем необходимым с помощью собственного труда. Так исподволь появились и развивались общественное разделение тру­' ХОСКИНГ А. Курс предпринимательства. М., 1993. С. 104.

да, его специализация и кооперирование, увеличивались масшта­бы обмена. В результате появился рынок, окончательное оформле­ние которого стало возможным благодаря появлению денег и де­нежного обращения. Формирование рынка, таким образом, опре­деляется не идеологией и не политикой, а постоянным наличием основных рыночных компонентов: товара и денег, продавца и по­купателя. В обществе, где продукция изготовляется главным обра­зом не для личного потребления, а в виде товара для продажи, и где собственные потребности в различной продукции удовлетворя­ются путем ее покупки, действуют рынок и рыночные отношения (рис. 4.5).

Рис. 4.5. Компоненты рынка

 

Поэтому в бывшем Советском Союзе рынок и рыночные отноше­ния функционировали всегда. Ни один завод, кооператив, колхоз или совхоз никогда не был полностью натуральным хозяйством. Все без исключения предприятия были непосредственными продавцами и покупателями товаров, прямыми участниками денежного обраще­ния, т. е. непосредственными субъектами рынка.

Таким образом, централизованная государственная система пла­нирования и регулирования производства не исключает наличия рыночных отношений. Она лишь ограничивает (но даже не исклю­чает) стихию рынка. Чтобы отказаться от рынка в условиях совре­менной экономики, надо отказаться от общественного разделения труда и его кооперации, от использования денег и товарного про­изводства. В свое время И. Сталин писал: «...некоторые товарищи утверждают, что партия поступила неправильно, сохранив товар­ное производство... Эти товарищи глубоко ошибаются... Наше то­варное производство представляет собой... товарное производство без капиталистов, которое имеет дело с товарами объединенных социалистических производителей»1.

' Сталин И. В. Экономические проблемы социализма в СССР. М.: ГосПолитиздат, 1952.

С. 10-12.

В учебнике политической экономии — одном из главных теоре­тических документов, созданных идеологами КПСС, так и записа­но: «При социализме сохраняется общая предпосылка товарных от­ношений — общественное разделение труда. Товарами в социалис­тическом обществе являются как предметы личного потребления, так и средства производства. Товарные отношения и свойственные им категории (деньги, финансы, цена, кредит и т. п.) выступают при социализме в качестве важнейшего средства общественного контроля за производством и распределением продуктов»1. Подоб­ное утверждение содержалось и в Программе КПСС.

Следовательно, широко распространенная версия, что системе централизованного управления экономикой не присущи рыночные механизмы, не соответствует действительности. Торговля на советс­ких рынках и розничная торговля через магазины содержали в себе, по сути, все элементы рынка. Условия хозрасчета и самофинансиро­вания, система договоров и взаимных денежных расчетов государ­ственных предприятий тоже строились на принципах рынка. Опора на кооперацию и аренду в большей мере соответствует обычным рыноч­ным отношениям, присущим капиталистическим странам (рис. 4.6). Осознанное вмешательство человека в стихию рынка в той же мере необходимо, как и вмешательство в стихию природы, позволив­шее построить современное машинное производство. Очевидно, что основные принципы кооперации и аренды, хозяйственного расче­та, особенно внутрипроизводственного хозрасчета, который пред­ставляет собой сопоставление доходов и расходов, следует не иг­норировать, а наоборот, совершенствовать и развивать.

Специализация труда Деньги
Кооперация труда Обмен
Рис. 4.6. Среда образования и развития рыночных отношений

 

Переход предприятий (организаций) от условий централизован­ного регулирования и внутрифирменного хозяйственного расчета к капиталистическому рынку в основном не изменяет потребности налаженного обмена товарами и других хозяйственных связей между поставщиками и потребителями сырья, материалов, комплектую­щих изделий, инструмента, оборудования, топлива, энергии и т. д. Рынок должен не ослаблять существовавшие ранее прямые горизон­тальные связи между предприятиями, а наоборот, укреплять их.

Идею экономических реформ в России, безусловно, правиль­нее было бы сформулировать как устранение изъянов централизо­ванного регулирования и укрепление рыночных отношений, уст­ранение препятствий в их развитии и интенсивное использование

' Политическая экономия: Учебник/Под ред. И. М. Румянцева и др. М.: Политиздат, 1978.

С. 355, 357,398.

оправдавших себя рыночных.механизмов. При такой формулировке можно было бы безболезненно заменить прежние рыночные меха­низмы новыми, дополнить их действовавшими и положительно за­рекомендовавшими себя на протяжении десятилетий хозяйствен­ными структурами централизованной системы, избежав тех катаст­рофических разрушений, которые отбросили экономику страны на десятки лет назад. Расхожим представлением о рынке в России ока­залось его сравнение с некой бесплатной прогулкой с целью по­купки или продажи товара, что не соответствует действительности. Во всех случаях обслуживание рынка обходится недешево. Затраты на управление в централизованном порядке в несколько раз ниже аналогичного показателя децентрализованной системы. Централи­зация позволяет интегрировать в одном месте управленческие опе­рации, когда небольшая группа профессионалов в состоянии ре­шать многие хозяйственные задачи сразу за десятки, а то и за сот­ни находящихся в их поле зрения предприятий. Децентрализованная система требует обязательного повторения в полном объеме каж­дой из хозяйственных операций на каждом отдельном предприя­тии. Для этого требуется содержать соответствующий штат служа­щих и специалистов, оплачивать рекламу и услуги множества по­средников. Сформулируем некоторые наиболее важные выводы:

♦ рынок — это обмен, т. е. купля-продажа товаров с помощью денег;

♦ основные элементы рынка — товар и деньги;

♦ товар — это продукция, изготовленная для продажи, а не для собственного потребления;

♦ деньги — это мера ценности всех физических товаров и услуг и тоже товар;

♦ основные действующие лица на рынке — продавец (постав­щик) и покупатель (потребитель).

Современная экономика любой страны не может функциониро­вать, не опираясь на основные компоненты рынка. В противном случае это была бы экономика чисто натурального хозяйства, ко­торое прекратило свое существование несколько столетий назад. Рынок — это следствие общественного разделения труда, т. е. изго­товления продукции с целью обмена. В свою очередь, обмен обус­ловил возникновение денег и денежного обращения.

Особенность развития неуправляемых российских рыночных от­ношений — это, по сути, бесплатная, стихийная передача коллек­тивам отдельных предприятий и частным лицам от бывших государ­ственных министерств и ведомств права распоряжаться имуществом, управлять деятельностью и нести ответственность за результаты сво­ей работы. Осуществлялась также передача всей технической, ком­мерческой, финансовой, правовой и прочей информации, которая наряду с предприятиями ранее использовалась вышестоящим орга­ном, а в новых условиях рыночной стихии должна накапливаться и полностью самостоятельно использоваться предприятиями.

Лишившись централизованной государственной системы мар­кетинга (маркетинговую деятельность осуществлял Госснаб), пред­приятия-поставщики и предприятия-потребители вынуждены те­перь сами вести поиск контрагентов. Для этого проводятся актив­ные исследования рынка, его поставщиков и потребителей продукции. Контрагенты рыночных отношений — поставщики и потребители — находятся, как правило, в отдаленных друг от друга местах. Децентрализованный механизм, позволяющий их связать, как правило, оказывается многоступенчатым и чрезвычайно слож­ным. Движущая сила данного механизма — спрос, вызываемый не только объективной потребностью людей, но и множеством слу­чайных явлений, в том числе кратковременной конъюнктурой, рекламой и пр. Однако любой вид спроса стимулирует деятельность многих поставщиков конкретного изделия, что создает трудности для производства и сбыта и ведет к потерям. Тем не менее именно спрос независимо от его обоснованности — движущая сила неуп­равляемого рынка.

Не альтруизм заставляет поставщика находить потребителя то­вара, а реальная потребность в новых деньгах, за которые постав­щик собирается приобрести другой товар, став, в свою очередь, потребителем. Непрерывный взаимный спрос и установившийся ме­ханизм его удовлетворения — это двигатель развития производства, который действует на основе рыночных отношений. Однако ры­ночный механизм исправно действует только в рамках государствен­ного законодательства и в условиях конкуренции, которая приво­дит к разорению нерасторопного поставщика и заставляет каждого из них работать на пределе возможного: улучшать качество продук­ции, снижать ее стоимость, расширять рекламу. По замечанию аме­риканского менеджера П. Нортона, «при капитализме товар гораз­до труднее продать, чем изготовить»[14].

4.7. Монополии и рынок

Монополия— исключительное преимущество нарынке товаров и услугодногопредприятия (фирмы) или небольшой ихгруппы. Монопо­лиями могут быть одиночные производители и продавцы или не­сколько объединившихся предприятий с целью получения превос­ходства и вытеснения конкурентов из сферы их деятельности. Обычно это крупные корпорации, контролирующие выпуск и цены на от­дельные виды продукции.

Различают три вида монополий: 1) закрытую монополию, защи­щенную от конкуренции с помощью юридических ограничений (чаще всего это государственная монополия); 2) естественную мо­нополию, необходимую в связи с исключительными особенностя­ми ее деятельности; 3) открытую монополию, когда одно предпри­ятие в силу сложившейся ситуации стало единственным поставщи­ком товара.

Какой урон экономике наносит бесконтрольный монополизм? Поставщик, захвативший на рынке монопольное положение, в отсутствие конкурентов не спешит к потребителю. Последний к нему сам придет и даст возможность монополисту поставить свои усло­вия сбыта продукции. В конечном счете в условиях монопольного производства скорее разорится потребитель, чем поставщик товара. Казалось бы, в свете изложенного, монополист — злейший враг рынка и всякого прогресса: ему не нужно заботиться ни о качестве продукции, ни о ее цене. Для монополиста торговля на рынке заме­няется операцией сбыта продукции. Однако это слишком упрощен­ный взгляд на монополию.

Монополист в условиях открытой монополии, как правило, — это победитель в жесткой конкурентной борьбе, лидер в своей от­расли. В силу своего доминирующего положения лидер постепенно превращается в монополиста и останавливает конкуренцию, что ста­новится одной из главных причин застоя. Поэтому во многих индус­триально развитых странах государственные органы увеличивают размер налогообложения монополистов, повышают им ставки бан­ковского кредита, не выдают субсидии. Одновременно поощряется создание новых предприятий в качестве противовеса монополиям и фактора подъема экономики. Вред наносит не само появление моно­полий, которое неизбежно в рыночной экономике и которое в ряде случаев может быть полезным явлением, поддерживающим равно­весие на рынке товаров. Важно, чтобы монополист не сохранял пол­ный контроль над рынком и не оставался единственным продавцом и покупателем на нем в течение длительного периода. Надо старать­ся не устранить монополии искусственным путем, а активно под­держивать их конкурентов. Это и является одним из важнейших ме­тодов регулирования рыночных отношений.

Широко распространено крайне неверное мнение, что «до тех пор, пока с монополизмом не будет покончено, никакие реформы не

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...