Производственное предприятие в сфере рыночного товарообмена
4.1. Непрерывность производства и обмена товаров Деятельность предприятия (фирмы) в сфере материального производства подразумевает два основных этапа: ♦ производство материального продукта; ♦ продажа продукта производства и покупка нужных компонентов производства (обмен). Первый этап в основном происходит в пределах самого предприятия, второй — за его пределами. Процесс производства начинается с акта обмена (купли-продажи), сопровождается обменом и заканчивается им: купленное сырье и материалы с помощью наемных рабочих и покупных энергии, топлива и орудий труда превращаются в товар — новый предмет для продажи на рынке, и кругооборот «товар—деньги—товар» бесконечен. Непрерывный обмен — суть современного производства. Оно функционирует лишь потому, что само потребляет, а для этого должно иметь средства для приобретения потребляемых ресурсов. Эти средства производственное предприятие получает за счет продажи на рынке собственной продукции (рис. 4.1).
Таким образом, производство, являясь генератором товарообмена, вместе с ним становится регулятором рынка как сферы товарных отношений. Отсюда следует, что рынок, непосредственно связанный с производством, подчиняется его законам и регулируется ими. Без товара, который создается в производстве, рынок исчезнет. Появление производства, а затем и обмена материальными предметами и их развитие связаны с ростом потребностей людей в пище, одежде, жилище, охране их жизни и здоровья. Недостаток в окружающей природной среде продуктов, готовых к потреблению, вынудил далеких предков заняться поиском способа их производства. А что такое производство? Это способ превращения непригодных для потребления или недоступных для человека веществ в полезные, доступные и нужные людям продукты (рис. 4.2).
Производственный процесс по превращению сырьевых ресурсов природы в полезную товарную массу основан на знании и активном использовании законов и сил природы. В этой части производство полностью зависит от естественных законов, действующих в окружающей материальной среде, и подчинено им. Человек может только познать эти законы и воспользоваться ими, но не изменить их. Однако, организуя производство, человек преследует свои цели, обусловленные его потребностями и образом жизни. В этой части производство подчинено непосредственно человеку и тем законам, которые регулируют его жизнедеятельность, т. е. законам общественного развития, а вернее, законам, основанным на потребностях людей. Следовательно, в сфере материального производства действуют два класса связанных между собой законов, которыми (познав их) овладел человек: естественные законы природы и законы общественного развития. Совместно они образуют свод взаимодополняющих правил, в соответствии с которыми развивается производство и формируются отношения между людьми в области экономики (рис. 4.3).
В свое время К. Маркс назвал действующий в экономике симбиоз законов законами производства. Очевидно, что в XIX в. такое определение было логичным, поскольку в то время надо было доказать, что производство развивается не по воле отдельных людей и их групп, а по непреодолимым экономическим законам. В настоящее время
Реформирование — неизбежный элемент всякого развития как на уровне страны, так и на уровне каждого предприятия. Однако история общественного развития наглядно демонстрирует, что всякое реформирование благотворно сказывается на жизни людей и государства в целом лишь в том случае, когда оно связано с прогрессом. В свою очередь, прогресс полностью обусловлен усилением целенаправленного, разумного вмешательства человека в процессы, происходящие в окружающей среде. Снижение интенсивности такого вмешательства — это сдача завоеванных позиций, регресс, движение вспять, переход от более высоких форм развития к низшим.
Производство — это ключевое звено общественного развития, основа для всех без исключения национальных и государственных структур (рис. 4.4). Поэтому особенно осторожно и продуманно надо относиться к реформированию производственных компонентов. Экономические реформы независимо от их названия — это всегда реформы производственной сферы. Если производство непосредственно не затрагивается, то последствия вносимых изменений всегда малоощутимы. Учитывая чрезвычайную государственную важность экономических реформ и приступая к их разработке, специалисты должны быть максимально вооружены как практическими прикладными, так и теоретическими знаниями. Расчленяя в ходе реформ производственный механизм на составляющие звенья, к каждому звену надо подходить индивидуально. Если, например, отдел сбыта на предприятии вместе с его складским и тарным хозяйством можно относительно быстро переориентировать с операций сбыта, скажем, мужских курток на сбыт домашних пылесосов, то это невозможно сделать относительно производственной поточной линии, оснащенной специализированным оборудованием.
Производство товаров и товарный обмен, которые дополняют друг друга и поддерживают функционирование сложного производственного и рыночного комплекса экономики, являются все же различными техническими и экономическими категориями, смешивать и отождествлять которые не следует. Производство — способ получения продукта, необходимого для обеспечения жизнедеятельности людей. Обмен — результат профессионального и географического разделения труда, обусловленного действием ряда природно-климатических, исторических и социальных факторов. Если планомерно организованное производство продукта — средство достижения тактической и стратегической цели, поставленной владельцем и персоналом предприятия, то обмен — это пути к этой цели. Важное значение в коммерческих сделках занимают вопросы передачи товара от поставщика потребителю. Здесь существуют следующие правила, которые применяются по договоренности сторон. 1. Поставщик считается выполнившим свои обязательства по доставке, когда он передает товар во владение покупателя в своих помещениях (склад, завод и т. д.). Все расходы, связанные с перевозкой товара от продавца, несет покупатель. С момента передачи товара в распоряжение покупателя риск случайной гибели или повреждения товара также переходит к покупателю. 2. Поставщик считается выполнившим свои обязательства по поставке после передачи товара перевозчику (указанному покупателем) в обусловленном месте. После передачи товара перевозчику покупатель заключает договор на перевозку и несет все расходы, связанные с транспортировкой товара и риском случайной гибели.
3. Возможен вариант, когда поставщик считается выполнившим свои обязательства после поступления и приемки товара на складе потребителя. Эти условия торгового контракта важны для обеих сторон и каждый раз тщательно взвешиваются. Независимо от формы собственности предприятия и методов управления изготовленная на нем продукция — это товар, который предназначается для обмена на другие нужные предприятию и его персоналу товары. 4.2. Товар Товаром является все, что продается и покупается на рынке. Деньги при этом в качестве универсального, пропорционально взвешенного посредника служат мерой ценности товара и сами в процессе обмена становятся товаром. В сфере кредитных отношений на фондовых биржах национальные деньги — обычный товар, ценность которого относительно материальных благ определяется соотношением спроса и предложения. Но за деньгами всегда стоят продукты труда и природы, предназначенные для обмена путем купли-продажи, они-то и составляют основу товарной массы. В процессе купли-продажи изменяется не содержание товара, а лишь право владения. Товары делятся на две группы: I) материально-вещественные блага; 2) услуги. К материально-вещественным благам относятся пища, одежда, жилище, машины, материалы и т. д.; к услугам — услуги транспорта, связи, здравоохранения, науки, образования, культуры, коммунально-бытового обслуживания, рекламы, торговли. Товарное производство — это изготовление товаров и услуг не для собственного потребления, а для обмена и продажи с целью одновременного приобретения нужных товаров у другого лица (предприятия). Продукция, изготовленная предприятием и предназначенная для продажи, называется товарной продукцией. Продукция или вид работы, которые предназначены для личного потребления (выращивание овощей, цветов на садовом участке, ремонт и стирка собственной одежды, приготовление пищи и т. д.) в мировой практике принято относить к так называемой теневой экономике. Эта продукция не подлежит общенациональному учету, а потому находится как бы в тени. К теневой экономике относится и криминальный (незаконный) товарооборот. Наряду с этим система внутреннего обслуживания на предприятии, включая ремонт средств производства, внутреннюю связь, охрану и т. д., не относится к теневой экономике, так как затраты на эти виды работ включаются в себестоимость и цену товарной продукции и охватываются фабрично-заводским и государственным учетом. Товарообмен между отдельными производителями товаров — основной метод развития современной экономики, которая строится на принципах общественного разделения труда, специализации и кооперирования производства. Товарное производство включает, таким образом, следующие экономические категории:
♦ производство товаров; ♦ специализация товаропроизводителей; ♦ кооперирование производства; ♦ обмен товарами (купля-продажа) между товаропроизводителями; ♦ конечное потребление. Последние две категории образуют рынок товаров. Главный ориентир деятельности предприятия (фирмы) — рынок, его потребности, структура, динамика и емкость. С рынком предприятие связано как со стороны производства и сбыта собственной продукции, так и со стороны материально-технического обеспечения производства сырьем, материалами, оборудованием и пр. В этой связи необходимо уточнить само понятие «рынок». В прошлом рынком считалось место розничной торговли под открытым небом или в торговых рядах. Это понятие как частный случай сохранилось до сих пор, но главное содержание указанного понятия в настоящее время резко изменилось. 4.3. Рынок — сфера товарообмена Способ, место и средства товарообмена относятся к понятию «рынок». Содержание и формы рынка на современном этапе весьма разнообразны. Крупнейшие торговые сделки совершаются в настоящее время заочно, с помощью средств связи, при отсутствии самого товара и в основном через посредников и доверенных лиц. В оптовой торговле самого товара в наличии, как правило, нет, его еще предстоит изготовить. В лучшем случае покупателя знакомят с образцом, а чаще всего лишь с описанием, изложенным в паспорте изделия, в котором указываются: ♦ характеристика и цена товара; ♦ способ доставки товара покупателю; ♦ обязательства послепродажного обслуживания товара со стороны продавца. С точки зрения предприятия-товаропроизводителя рынки существуют в виде: ♦ рынков продаж; ♦ рынков закупок; ♦ финансовых рынков; ♦ посредников рыночных сделок; ♦ рынков труда. Данная функциональная структуризация рынков обеспечивает весь спектр рыночных отношений предприятия. Именно такая структура находит полное адекватное отражение в структуре органов управления. Вместе с тем сами рынки в основном делятся не по функциональным, а по предметно-отраслевым и продуктовым признакам. 4.4. Структура рынков Изначально рынки разделяются на оптовые и розничные, внутренние и внешние. В свою очередь, названные рынки группируются по предметному и отраслевому признакам, например сырьевые рынки, продовольственные рынки, рынки недвижимости и др. Дальнейшая дифференциация рынков ведется по отдельным продуктам, например, рынки зерна, нефти, автомобилей, леса и др. (табл. 4.1). Предприятия, со своей стороны, различают также рынки продаже и рынки закупок. Действующие предприятия — не только поставщики, они одновременно и потребители товарной массы: сырья, материалов, машин, оборудования и др. От состояния рынков закупок во многом зависит успех работы любого предприятия (фирмы).
Изучая возможности наиболее эффективного вложения капитала на перспективу, предприятие непременно должно хотя бы ознакомиться с положением дел на всех представляющих для него интерес и доступных рынках. Большое значение имеет емкость рынка, т. е. объем платежеспособного спроса потребителей, определяемый в натуральном (штуки, тонны и т. д.) и стоимостном выражении. Далее выясняются позиции покупателей и продавцов, сбалансированность спроса и предложения и цен на продукцию. Непременно учитывается сложившаяся и перспективная (прогнозируемая) динамика рыночных сделок на продукцию, с которой предприятие намерено выходить на рынок или которую оно предполагает закупать для собственных нужд. Большое значение имеет морфологическая структура рынка, которая складывается как соотношение между поставщиками и потребителями товарной массы (табл. 4.2). Следует иметь в виду, что рыночные ситуации типа полиполии (см. табл. 4.2) встречаются редко, поскольку они разрушаются в результате конкуренции. Многие малые предприятия не выдерживают соперничества и быстро покидают рынки. Их место занимают энергичные конкуренты, которые вырастают до средних компаний, а иногда становятся и крупными фирмами. Трудно также в течение длительного периода удерживать монополию — это относится и к поставщикам, и к потребителям (монопсония). Монополия удерживается в основном за счет превосходства техники и организации производства. С потерей такого превосходства монополия на рынке заканчивается и наступает период конкуренции, в которой побеждает тот, кто сумел лучшим образом воспользоваться новейшими достижениями науки и техники, лучше изучил рынок. Чаще всего на рынках складывается ситуация, когда при относительно небольшом количестве поставщиков имеется множество потребителей (олигополия). Она характерна, прежде всего, для рынков сложной капиталоемкой продукции: автомобилей и бытовой техники, рынков металлургической и нефтяной промышленности, воздушного и железнодорожного транспорта. Малые предприятия (а именно они образуют множество поставщиков) в указанных отраслях экономики нежизнеспособны. Таблица 4.2 Рыночные отношения между поставщиками и потребителями товаров
Разумеется, в чистом виде ни одна из групп рынков, указанных в табл. 4.2, не существует — они находятся в постоянном движении, образуя лишь отдельные фрагменты общего рынка. Ситуация может изменяться быстро — в течение нескольких Недель или месяцев. Характеристика рынков Важнейшей характеристикой рынка является его стабильность, т. е. наличие соответствия между спросом и предложением, равно выгодных условий торговли для всех участников, информированности и прозрачности рынка и доступности всех поставщиков и потребителей его товаров. Правда, такой идеальный рынок может существовать скорее лишь теоретически, и подобная сбалансированная стабильность может складываться лишь по отдельным товарам. Основное же правило, которое регулирует рыночные отношения, — это непрерывное балансирование спроса и предложения, стремление к равновесию, которое достигается посредством преодоления ситуаций перепроизводства и дефицита товарной массы. Следующая важнейшая характеристика рынка — его динамика, проявляющаяся в виде тенденций (подъем, стагнация, сокращение объема продаж). Указанные тенденции могут охватывать как отдельные сектора экономики или виды продукции, так и рынок в целом. Рынки, на которых доминирует подъем, создают для предприятия условия роста объемов производства и продаж, что, в свою очередь, приводит к снижению удельных расходов на единицу продукции, способствует улучшению показателей работы предприятий. При сокращении рыночного оборота экономическое положение предприятия ухудшается: снижается объем производства, повышается стоимость продукции, уменьшается доход. Стагнация рынка не изменяет экономическую ситуацию фирмы. Тенденция приобретает застойный характер. Нормальное состояние рынка — рост объема торговли. При затоваривании рынка отдельными видами изделий уравновешивание происходит за счет оттока поставщиков. Путем диверсификации и перестройки производства некоторые поставщики покидают перенасыщенный рынок и переводят капитал в иные отрасли производства; другие поставщики, не выдержав конкуренции, разоряются. На рынке остаются наиболее конкурентоспособные предприятия. Свободный капитал переводится в те отрасли и для организации производства такой продукции, на которую имеется повышенный спрос. В результате таких нескончаемых колебаний рынка достигается условная сбалансированность спроса и предложения. Условной она называется потому, что полной сбалансированности по всему спектру движения товарной массы достигнуть невозможно. Даже в самые благоприятные периоды расцвета экономики благополучие в отрасли, регионе, стране определяется по усредненным показателям. Полной гарантии успеха для всех никогда не бывает. В условиях рыночных отношений каждая структура стремится найти и удержать свое место на конкурентном рынке. Еще более актуальна эта проблема для вновь созданного или оказавшегося в кризисном состоянии предприятия. Проблема сбыта продукции даже на самой авторитетной фирме не может быть решена раз и навсегда. Ни одна из фирм не может достичь превосходства продукции по всем параметрам сразу: качеству, ценам, ассортименту, сервису и др. Необходимость выбора приоритетов для себя и выработки правильной стратегии — постоянная проблема каждого предприятия любой формы собственности в условиях как централизованной, так и децентрализованной экономики. Рынок — функция экономики Вне рыночного товарообмена современная экономика функционировать не может. Отсутствие рынка возможно только в условиях натурального архаичного хозяйства. Попытки представить, что, например, в условиях государственного централизованного регулирования предприятия якобы освобождаются от заботы о рынках сбыта и рынках материально-технического обеспечения, могут быть объяснены неосведомленностью лиц, которые распространяют подобные нелепые сведения. В принципе исполнение функций управленческого персонала предприятий центральными государственными органами невозможно. Динамичность и разнообразие непрерывно меняющихся ситуаций, по которым необходимо принимать оперативные решения, не допускают подобной централизации. Даже руководители предприятий не в состоянии полностью регламентировать работу структурных внутренних подразделений. Основную часть своих управленческих функций они делегируют заместителям и руководителям структурных подразделений, которые, в свою очередь, передают часть этих функций мастерам, бригадирам и специалистам. В иных условиях ни одна сложная хозяйственная (и не только хозяйственная) структура функционировать не может. В централизованной системе хозяйственного управления центральный орган, будь то министерство, акционерная или холдинговая компания, многопрофильный концерн, принадлежащий частному лицу, лишь регулирует основные базовые показатели работы подчиненных ему структур и предприятий и контролирует их исполнение. Главную распорядительную работу на предприятиях выполняют их непосредственные руководители. Поиск рынков, заключение и обеспечение выполнения договоров с партнерами — это прямая обязанность руководства предприятия. Центральный орган, как бы он ни именовался, не имеет возможности установить тщательный контроль за всеми сделками, которые заключаются исполнителями, и тем более — за организацией и ходом производственного процесса, обеспечивающего исполнение сделок. Только сбалансированное рассредоточение прав и обязанностей по всей вертикали хозяйственного управления позволяет фирме за счет умелого маневрирования внутренними ресурсами оставаться конкурентоспособной на рынках сбыта. 4.6. Основные компоненты рынка В связи с официальным объявлением о переходе экономики бывших социалистических стран к рынку возникла необходимость уяснить сущность рыночного механизма, тем более что нередко насаждаются неправильные представления о рынке и рыночных отношениях. Повсеместно утверждается, например, что в Советском Союзе в течение 70 лет рыночные отношения якобы отсутствовали и были полностью заменены централизованной системой распределения, что является глубоким заблуждением. Полностью заменить рыночные механизмы системой централизованного управления невозможно. Рынок—объективно необходимоеусловие обмена товарами и функционирования любого современного общества. Он подчинен законам производства и общественного разделения труда, которые непосредственно связаны не только с законами общественного развития, но и с законами природы. Поэтому рынок невозможно произвольно, указами органов власти ни отменять, ни вновь вводить. Как сфера товарооборота рынок основан на двух главных повторяющихся действиях: продажа товара собственного производства и купля товара, необходимого для производства и личного потребления. Появление и формирование рыночных отношений относятся к прошлым векам, к эпохе исчезновения на основе общественного разделения труда натурального хозяйства и перехода к товарному производству. «Рынок существует тогда, когда люди встречаются прямо или через посредников с тем, чтобы продать или купить товары и услуги», — такую характеристику современному рынку дает английский профессор Алан Хоскинг1. Постоянно возрастающие потребности людей уже в глубокой древности вызвали необходимость обмена продуктами труда. Оказалось, что изготовить некоторое количество одинаковых изделий и обменять их на другие нужные изделия значительно выгоднее, чем обзавестись всем необходимым с помощью собственного труда. Так исподволь появились и развивались общественное разделение тру' ХОСКИНГ А. Курс предпринимательства. М., 1993. С. 104. да, его специализация и кооперирование, увеличивались масштабы обмена. В результате появился рынок, окончательное оформление которого стало возможным благодаря появлению денег и денежного обращения. Формирование рынка, таким образом, определяется не идеологией и не политикой, а постоянным наличием основных рыночных компонентов: товара и денег, продавца и покупателя. В обществе, где продукция изготовляется главным образом не для личного потребления, а в виде товара для продажи, и где собственные потребности в различной продукции удовлетворяются путем ее покупки, действуют рынок и рыночные отношения (рис. 4.5).
Поэтому в бывшем Советском Союзе рынок и рыночные отношения функционировали всегда. Ни один завод, кооператив, колхоз или совхоз никогда не был полностью натуральным хозяйством. Все без исключения предприятия были непосредственными продавцами и покупателями товаров, прямыми участниками денежного обращения, т. е. непосредственными субъектами рынка. Таким образом, централизованная государственная система планирования и регулирования производства не исключает наличия рыночных отношений. Она лишь ограничивает (но даже не исключает) стихию рынка. Чтобы отказаться от рынка в условиях современной экономики, надо отказаться от общественного разделения труда и его кооперации, от использования денег и товарного производства. В свое время И. Сталин писал: «...некоторые товарищи утверждают, что партия поступила неправильно, сохранив товарное производство... Эти товарищи глубоко ошибаются... Наше товарное производство представляет собой... товарное производство без капиталистов, которое имеет дело с товарами объединенных социалистических производителей»1. ' Сталин И. В. Экономические проблемы социализма в СССР. М.: ГосПолитиздат, 1952. С. 10-12. В учебнике политической экономии — одном из главных теоретических документов, созданных идеологами КПСС, так и записано: «При социализме сохраняется общая предпосылка товарных отношений — общественное разделение труда. Товарами в социалистическом обществе являются как предметы личного потребления, так и средства производства. Товарные отношения и свойственные им категории (деньги, финансы, цена, кредит и т. п.) выступают при социализме в качестве важнейшего средства общественного контроля за производством и распределением продуктов»1. Подобное утверждение содержалось и в Программе КПСС. Следовательно, широко распространенная версия, что системе централизованного управления экономикой не присущи рыночные механизмы, не соответствует действительности. Торговля на советских рынках и розничная торговля через магазины содержали в себе, по сути, все элементы рынка. Условия хозрасчета и самофинансирования, система договоров и взаимных денежных расчетов государственных предприятий тоже строились на принципах рынка. Опора на кооперацию и аренду в большей мере соответствует обычным рыночным отношениям, присущим капиталистическим странам (рис. 4.6). Осознанное вмешательство человека в стихию рынка в той же мере необходимо, как и вмешательство в стихию природы, позволившее построить современное машинное производство. Очевидно, что основные принципы кооперации и аренды, хозяйственного расчета, особенно внутрипроизводственного хозрасчета, который представляет собой сопоставление доходов и расходов, следует не игнорировать, а наоборот, совершенствовать и развивать.
Переход предприятий (организаций) от условий централизованного регулирования и внутрифирменного хозяйственного расчета к капиталистическому рынку в основном не изменяет потребности налаженного обмена товарами и других хозяйственных связей между поставщиками и потребителями сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования, топлива, энергии и т. д. Рынок должен не ослаблять существовавшие ранее прямые горизонтальные связи между предприятиями, а наоборот, укреплять их. Идею экономических реформ в России, безусловно, правильнее было бы сформулировать как устранение изъянов централизованного регулирования и укрепление рыночных отношений, устранение препятствий в их развитии и интенсивное использование ' Политическая экономия: Учебник/Под ред. И. М. Румянцева и др. М.: Политиздат, 1978. С. 355, 357,398. оправдавших себя рыночных.механизмов. При такой формулировке можно было бы безболезненно заменить прежние рыночные механизмы новыми, дополнить их действовавшими и положительно зарекомендовавшими себя на протяжении десятилетий хозяйственными структурами централизованной системы, избежав тех катастрофических разрушений, которые отбросили экономику страны на десятки лет назад. Расхожим представлением о рынке в России оказалось его сравнение с некой бесплатной прогулкой с целью покупки или продажи товара, что не соответствует действительности. Во всех случаях обслуживание рынка обходится недешево. Затраты на управление в централизованном порядке в несколько раз ниже аналогичного показателя децентрализованной системы. Централизация позволяет интегрировать в одном месте управленческие операции, когда небольшая группа профессионалов в состоянии решать многие хозяйственные задачи сразу за десятки, а то и за сотни находящихся в их поле зрения предприятий. Децентрализованная система требует обязательного повторения в полном объеме каждой из хозяйственных операций на каждом отдельном предприятии. Для этого требуется содержать соответствующий штат служащих и специалистов, оплачивать рекламу и услуги множества посредников. Сформулируем некоторые наиболее важные выводы: ♦ рынок — это обмен, т. е. купля-продажа товаров с помощью денег; ♦ основные элементы рынка — товар и деньги; ♦ товар — это продукция, изготовленная для продажи, а не для собственного потребления; ♦ деньги — это мера ценности всех физических товаров и услуг и тоже товар; ♦ основные действующие лица на рынке — продавец (поставщик) и покупатель (потребитель). Современная экономика любой страны не может функционировать, не опираясь на основные компоненты рынка. В противном случае это была бы экономика чисто натурального хозяйства, которое прекратило свое существование несколько столетий назад. Рынок — это следствие общественного разделения труда, т. е. изготовления продукции с целью обмена. В свою очередь, обмен обусловил возникновение денег и денежного обращения. Особенность развития неуправляемых российских рыночных отношений — это, по сути, бесплатная, стихийная передача коллективам отдельных предприятий и частным лицам от бывших государственных министерств и ведомств права распоряжаться имуществом, управлять деятельностью и нести ответственность за результаты своей работы. Осуществлялась также передача всей технической, коммерческой, финансовой, правовой и прочей информации, которая наряду с предприятиями ранее использовалась вышестоящим органом, а в новых условиях рыночной стихии должна накапливаться и полностью самостоятельно использоваться предприятиями. Лишившись централизованной государственной системы маркетинга (маркетинговую деятельность осуществлял Госснаб), предприятия-поставщики и предприятия-потребители вынуждены теперь сами вести поиск контрагентов. Для этого проводятся активные исследования рынка, его поставщиков и потребителей продукции. Контрагенты рыночных отношений — поставщики и потребители — находятся, как правило, в отдаленных друг от друга местах. Децентрализованный механизм, позволяющий их связать, как правило, оказывается многоступенчатым и чрезвычайно сложным. Движущая сила данного механизма — спрос, вызываемый не только объективной потребностью людей, но и множеством случайных явлений, в том числе кратковременной конъюнктурой, рекламой и пр. Однако любой вид спроса стимулирует деятельность многих поставщиков конкретного изделия, что создает трудности для производства и сбыта и ведет к потерям. Тем не менее именно спрос независимо от его обоснованности — движущая сила неуправляемого рынка. Не альтруизм заставляет поставщика находить потребителя товара, а реальная потребность в новых деньгах, за которые поставщик собирается приобрести другой товар, став, в свою очередь, потребителем. Непрерывный взаимный спрос и установившийся механизм его удовлетворения — это двигатель развития производства, который действует на основе рыночных отношений. Однако рыночный механизм исправно действует только в рамках государственного законодательства и в условиях конкуренции, которая приводит к разорению нерасторопного поставщика и заставляет каждого из них работать на пределе возможного: улучшать качество продукции, снижать ее стоимость, расширять рекламу. По замечанию американского менеджера П. Нортона, «при капитализме товар гораздо труднее продать, чем изготовить»[14]. 4.7. Монополии и рынок Монополия— исключительное преимущество нарынке товаров и услугодногопредприятия (фирмы) или небольшой ихгруппы. Монополиями могут быть одиночные производители и продавцы или несколько объединившихся предприятий с целью получения превосходства и вытеснения конкурентов из сферы их деятельности. Обычно это крупные корпорации, контролирующие выпуск и цены на отдельные виды продукции. Различают три вида монополий: 1) закрытую монополию, защищенную от конкуренции с помощью юридических ограничений (чаще всего это государственная монополия); 2) естественную монополию, необходимую в связи с исключительными особенностями ее деятельности; 3) открытую монополию, когда одно предприятие в силу сложившейся ситуации стало единственным поставщиком товара. Какой урон экономике наносит бесконтрольный монополизм? Поставщик, захвативший на рынке монопольное положение, в отсутствие конкурентов не спешит к потребителю. Последний к нему сам придет и даст возможность монополисту поставить свои условия сбыта продукции. В конечном счете в условиях монопольного производства скорее разорится потребитель, чем поставщик товара. Казалось бы, в свете изложенного, монополист — злейший враг рынка и всякого прогресса: ему не нужно заботиться ни о качестве продукции, ни о ее цене. Для монополиста торговля на рынке заменяется операцией сбыта продукции. Однако это слишком упрощенный взгляд на монополию. Монополист в условиях открытой монополии, как правило, — это победитель в жесткой конкурентной борьбе, лидер в своей отрасли. В силу своего доминирующего положения лидер постепенно превращается в монополиста и останавливает конкуренцию, что становится одной из главных причин застоя. Поэтому во многих индустриально развитых странах государственные органы увеличивают размер налогообложения монополистов, повышают им ставки банковского кредита, не выдают субсидии. Одновременно поощряется создание новых предприятий в качестве противовеса монополиям и фактора подъема экономики. Вред наносит не само появление монополий, которое неизбежно в рыночной экономике и которое в ряде случаев может быть полезным явлением, поддерживающим равновесие на рынке товаров. Важно, чтобы монополист не сохранял полный контроль над рынком и не оставался единственным продавцом и покупателем на нем в течение длительного периода. Надо стараться не устранить монополии искусственным путем, а активно поддерживать их конкурентов. Это и является одним из важнейших методов регулирования рыночных отношений. Широко распространено крайне неверное мнение, что «до тех пор, пока с монополизмом не будет покончено, никакие реформы не
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|