Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предпринимательская производственная деятельность предприятия (фирмы) 7 глава




Предпринимательство, как правило, ориентируется на новые формы и методы работы, что позволяет предпринимателям занять более прочные позиции в производстве и на рынке товаров и доби­ваться желаемых результатов. Однако новые нетрадиционные под­ходы при всей их привлекательности не исключают неопределен­ности и риска. Помимо того, сама разработка новой идеи, как пра­вило, требует больших расходов.

В литературе часто приводится следующий пример предприниматель­ского нововведения. Основатели американской компании «Эппл компь­ютер» в своем гараже изготовили первый персональный компьютер, рас­тиражированный впоследствии во всем мире в сотнях миллионов экзем­пляров и принесший предпринимателям миллиардные доходы. Но при этом как бы мимоходом упоминается, что эти предприниматели исполь­зовали идеи, знания и опыт, полученные ими в годы предыдущей рабо­ты в НАСА — огромной, связанной с исследованием космоса научно- технической корпорации США — и фирме «Хыолетт-Паккард». Интел­лектуальная и материальная база, на основе которой возникла и распространилась система, построенная на использовании персональных компьютеров, была подготовлена крупным капиталом.

Изменение форм предпринимательства в сторону увеличения его масштабов, развития коллективизма — это объективное требование современной экономики. Индивидуальные и малые фирмы, превос­ходя крупные коллективные по своему разнообразию, мобильности и количеству, уступают им по уровню технологии и масштабу произ­водства. Однако, заполняя вакуум между громоздкими гигантами, они цементируют экономику, используют пустующие рыночные ниши и, кроме того, стимулируют деятельность партнеров-гигантов. Установ­лено, что работники мелких хозяйств проводят за работой больше времени, чем наемные работники крупных фирм. Например, в США фермеры обычно работают в своем хозяйстве 55—65 часов в неделю, а наемные сельскохозяйственные рабочие — 45 часов.

3.8. Малое предпринимательство

Индивидуальные, семейные и мелкие предпринимательские группы организуются по форме малых предприятий, поскольку для этого не требуется крупного первоначального капитала. Наряду с этим у малого бизнеса появляются некоторые реальные шансы кон­курировать с крупными фирмами. Отмечаются следующие преиму­щества малого предпринимательства:

♦ большая адаптивность, гибкость и оперативность реагирова­ния на спрос рынка;

♦ мобильность при выполнении работ, связанных с внедрени­ем отдельных образцов новой техники, изобретений;

♦ более экономичное использование ресурсов, в том числе вто­ричных;

♦ снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводительных структур;

♦ повышенная скорость оборота капитала.

Эти преимущества позволяют малому бизнесу успешно решать ряд производственно-хозяйственных задач:

♦ ускорять заполнение товарного рынка требующимися потре­бителям изделиями;

♦ ускорять внедрение несложных научно-технических дости­жений;

♦ полнее удовлетворять потребности экономики страны и на­селения в промышленных, строительных и прочих услугах, рас­ширять номенклатуру и качество услуг;

♦ налаживать выпуск продукции малыми сериями.

Как показывает опыт, малый бизнес позволяет создать условия для повышения заинтересованности каждого работника в конеч­ных результатах труда.

В последние десятилетия в промышленности индустриально раз­витых стран проявилась тенденция к оптимизации размеров пред­приятии, сосредоточенных на одной территориальной площадке. В связи с падением серийности производства и разбуханием номен­клатуры производимых изделий меняется роль и место предприни­мательства. Развитие новых несложных производств, второстепен­ные производственные операции, разного рода обслуживание по­степенно передаются крупными корпорациями специализированным мелким и средним фирмам, которые благодаря узкой специализа­ции добиваются значительных успехов в своей деятельности. Сло­жился своеобразный симбиоз монополий, мелких и средних фирм в обеспечении меняющихся потребностей рынка. Подобное разде­ление труда позволило повысить общую рентабельность производ­ства как монополий, так и малого бизнеса. В Японии до 70% сум­марного объема производства товаров и услуг малого бизнеса при­ходится на кооперационные связи с монополиями, в США — 30—40%. Кооперирование малого бизнеса с крупным, с одной сто­роны, создает для первого устойчивый рынок сбыта, охраняет от неожиданной конкуренции, позволяет специализировать деятель­ность внутри фирмы. С другой стороны, малые предприятия оказы­ваются в зависимости от крупного бизнеса. Они подчинены работо­дателю — крупной фирме, которая диктует, что конкретно изго­товлять, в каком количестве, в какие дни и часы поставлять продукцию, по какой цене.

В России малое частное предпринимательство в производствен­ной сфере начало развиваться лишь в конце XX в., однако уже приобретен и позитивный и негативный опыт. Трудности, с которы­ми в первую очередь столкнулось малое предпринимательство, — это недостаточная поддержка со стороны государственных органов, беззащитность перед произволом чиновников различного ранга и прямым рэкетом. Серьезной помехой оказалось отсутствие достовер­ной и полной информации о положении на рынках сбыта продук­ции и материально-технического обеспечения производства. Ослож­няют работу недисциплинированность поставщиков и потребителей, вопросы взаимных расчетов, сложности правового обеспечения, вы­сокая стоимость оборудования и относительно небольшие суммы финансовых ресурсов, которыми располагает предприятие, дорого­визна получения кредита. Особенно тяжелое положение сложилось с поставками сырья, материалов и других производственных ресур­сов, поскольку мелкие партии, которые требуются для небольших объемов производства, не представляют интереса для поставщиков. Естественно, что все эти трудности препятствуют эффективной дея­тельности малых предприятий. Такие трудности развития малого биз­неса отмечаются и в других странах.

В послевоенной Японии, где разрушенная экономика начала возрождаться путем образования миллионов мелких и мельчайших фирм, успешно работающие отдельные предприниматели объеди­нялись и вскоре становились совладельцами крупного капитала, вкладывая свой доход в акции фирмы-патрона.

В 1950 г. 70% всего количества выпущенных в Японии акций принадле­жало физическим (т. е. частным) лицам. Однако процесс концентрации про­изводства и капитала привел к тому, что уже в 1993 г. частные лица владели всего 30% акций в экономике страны[11]. По отношению к чистой прибыли корпораций доля дивидендов по акциям снизилась и составляла 10%, а по отношению к национальному доходу — 2,6%-'.

Большая часть акций японских предприятий перешла, таким образом, в руки юридических лиц (фирм). Считается, что «сниже­ние удельного веса акционеров — физических лиц и высокая кон­центрация акций в руках юридических лиц представляет собой интернациональное явление, и нет никаких признаков того, что эта тенденция будет ослабевать»1. Следовательно, можно считать, что эпоха расцвета крохотного индивидуально-частного бизнеса за­канчивается. Очевидно, что в дальнейшем он сможет существовать в основном как вспомогательное производственное предпринима­тельство. Это подтверждает и российский опыт.

Основной правительственный замысел развития индивидуаль­ного и малого предпринимательства в России в конце 1980—начале 1990-х годов связывался главным образом с производственной сфе­рой экономики, возможностью увеличения товарной массы на по­требительском рынке, появлением массовых конкурентов, проти­востоящих крупным производителям продукции. Для этого законо­дательно создавались некоторые экономические условия для развития малых предприятий. Предполагалось выдавать им льгот­ные кредиты, снижались налоги. Спустя несколько лет стало ясно, что надежды, возлагавшиеся на малый бизнес, не оправдались. Из 624 тыс. зарегистрированных в середине 1993 г. малых предприятий в сфере производства удержались очень немногие. Их доля в про­мышленном производстве и строительстве составила менее 1%, а в основном они сосредоточились в сфере торговли и посредничества[12]. В 2001 г. во всех секторах экономики России действовало около 860 тыс. фирм малого и среднего бизнеса. Для сравнения, примерно столько же малых фирм насчитывается в Венгрии.

Неразвитость малого производственного предпринимательства отражает недостатки в структуре российской экономики. Насыще­ние рынка товарами мелких партий, развитие сферы производствен­но-технического и бытового обслуживания вблизи жилых массивов и дорожных магистралей — это одна из сфер деятельности малого предпринимательства. Развитие малых городов, поселков, сел не­мыслимо без участия малых производственных предприятий. Их со­здание снижает социальную напряженность, возникающую в ре­зультате роста безработицы, обусловленной научно-техническим прогрессом. Малые фирмы и создаваемые на их основе различные художественные и кустарные промыслы способствуют укреплению экономики небольших поселений, сглаживают различия между цент­ром и провинцией, выравнивают интеллектуальный уровень и образ жизни населения. Чрезмерная концентрация производства в Совет­ском Союзе (как и в ряде других стран) стала одной из главных причин упадка малых городов, разорения и полного исчезновения десятков тысяч сел и деревень, переселения десятков миллионов людей в крупные города, где создалась неразрешимая хроническая проблема жилья, бытового и культурно-массового обслуживания, транспорта, экологии, преступности.

Перед малым предпринимательством реально может ставиться задача не завоевания рынков путем вытеснения монополий, а за­полнения свободной ниши, образующейся в промежутках между товарной массой, поставляемой на рынок предприятиями-гиганта­ми, в том числе и в небольших поселениях. Вследствие того, что потребителей конкретных товаров на современных рынках, как пра­вило, в сотни и тысячи раз больше, чем крупных поставщиков, пос­ледние не могут в полной мере удовлетворить индивидуальные запро­сы каждого потребителя. Крупные поставщики ориентируются в ос­новном на усредненные стандарты и потребности, из которых выпадает значительная часть неудовлетворенного или не полностью удовлетворенного розничного спроса. Это и есть ниша для малого предпринимательства. Есть примеры, когда, заполняя пустующие ры­ночные ниши, малые предприятия открывают колоссальный рынок сбыта и постепенно сами становятся гигантами производства.

Безусловно, без централизованной государственной поддержки примеры удачного выбора ниши предпринимательской деятельно­сти скорее могут быть исключением из правила. Большинству мел­ких фирм не удается долгое время удерживаться на рынках, лишь некоторым из них случается выйти в разряд крупных. Часто они или сливаются в более крупные предприятия на основе долевого (акционерного) участия, или поглощаются крупным капиталом, или разоряются. Эти процессы характерны не только для России, но и для ФРГ, США, Великобритании и других стран.

3.9. Государственная поддержка малого предпринимательства

Практически во всех странах, в том числе развивающихся и индустриально развитых, малому предпринимательству устанавли­ваются определенные льготы и оказывается государственная под­держка. Это связано с тем, что удельные издержки производства и обращения у небольших фирм, как правило, выше, чем у крупных. Им труднее получить кредит, наладить рекламу, относительно боль­ше требуется затрачивать средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой коммерческой и научно-технической информации. Одно дело, когда, скажем, ма­лое предприятие с годовым оборотом 100 тыс. долл. тратит на рек­ламу 5 тыс. долл. — 5% к обороту. Другое дело, когда крупная фирма с оборотом, допустим, 1 млрд долл. расходует на рекламу 100 тыс. долл. в год — всего лишь 0,01% к обороту. И, конечно же, реклам­ная кампания, организованная крупной фирмой за 100 тыс. долл., окажет большее воздействие на покупателей, чем реклама малого предприятия.

Без помощи государства малые предприятия не смогут суще­ствовать и конкурировать с монополиями, которые устанавливают полный контроль над рынком, ценами, качеством отдельных това­ров в ущерб потребителям. Поэтому малым фирмам в большинстве стран обычно предоставляются льготы по налогообложению и кре­дитам, а также привилегии в получении информации.

Для поддержки средних и малых предприятий во Франции, например, по инициативе Министерства экономики и финансов создано Француз­ское общество по страхованию капиталов от риска (СОФАРИС) — орга­низация, которая берет на себя гарантии-поручительства за кредиты сред­них и малых предприятий, выдаваемые банками. Если финансовое состоя­ние предприятия внушает доверие этой организации, то она дает банку гарантию на 50—60% риска капитала. Если же предприятие, взявшее кре­дит под гарантию СОФАРИС, разорилось и не в состоянии возвратить полученную сумму, то половину или 60% данной суммы погашает органи­зация-гарант из собственных фондов. Фонды СОФАРИС образуются на ак­ционерной основе, с участием частного и в основном государственного капитала и составляют более 1 млрд франков[13].

В США малый бизнес получает поддержку со стороны и государствен­ных, и акционерных коммерческих организаций. Государственная адми­нистрация по делам малого бизнеса, имеющая около 70 местных отделе­ний по всей стране, помогает предпринимателям, гарантируя их кредиты и содействуя повышению квалификации персонала. Малый бизнес США поддерживает также Национальная ассоциация независимых предпри­нимателей, в которую входят более 500 тыс. мелких и средних предпри­ятий.

В России трудности развития малого предпринимательства оп­ределяются рядом причин. Это, прежде всего, отсутствие необхо­димой сети дорог и связи. При отсутствии дорог предприниматели малых населенных пунктов испытывают большие затруднения в сбыте продукции и обеспечении производства необходимыми ма­териальными ресурсами. Помимо того, крайне обостряется пробле­ма комплектования предприятий рабочей силой, ресурсы которой ограничиваются чрезмерно малым географическим районом. Ана­логичная ситуация сложилась и с электрической связью. Ее недо­статки создают информационную «глухоту» у фирм, отрывают их от рынка.

Крайне неблагоприятные природно-климатические условия Рос­сии не позволяют ей решать проблему транспорта и связи подобно индустриальным странам Запада. В частности, затраты по различ­ным зонам на строительство и содержание грунтовых дорог в Рос­сии в 3—15 раз выше, чем в странах Западной Европы. Огромные затраты требуются на строительство утепленных помещений и их отопление. Отвлечение крупных ресурсов на решение проблем стро­ительства, транспорта и связи не допускает копирования практики других стран в этой области для России. Здесь требуются новые ре­шения. Малые предприятия, очевидно, должны объединяться в соответствующие территориальные ассоциации и решать свои про­блемы совместно с органами власти.

К причинам, сдерживающим развитие малого предпринима­тельства, следует отнести слабость государственного и обществен­ного контроля над деятельностью малого бизнеса. По данным Рострудинспекции, на проверенных малых предприятиях, кото­рых в 1998 г. насчитывалось более 840 тыс., работники фактически бесправны. Рабочий день длится 12 часов и более. Под страхом потерять работу персонал боится требовать исполнения законов об охране труда. На большинстве малых предприятий, где наруша­ются права работающих, не соблюдается техника безопасности. Персонал этих предприятий склонен искать работу в другом мес­те, что создает перспективу оттока рабочей силы'. В России был принят ряд мер содействия малому предпринимательству. В его поддержку стали выделять субсидии, была упрощена государствен­ная регистрация малых предприятий, для них установлены нало­говые льготы. Предоставлены льготы банкам, лизинговым и стра­ховым компаниям, обеспечивающим кредитно-инвестиционное обслуживание субъектов малого предпринимательства, создаются региональные системы поддержки малого бизнеса.

Налоговые льготы дифференцируются в зависимости от вида де­ятельности предприятий (за исключением предприятий, которые создаются за счет выделения из структурных единиц действующих крупных и средних предприятий). Малые предприятия, которые за­няты переработкой сельскохозяйственной продукции, производ­ством товаров народного потребления, ремонтно-строительными работами, в течение первых двух лет могут полностью освобож­даться от уплаты налогов. Остальные, как правило, в 1-й год после их образования платят 25%, а во 2-й год — 50% установленной ставки налога на прибыль. Далее налог берется полностью — в со­ответствии с установленным нормативом.

В России возникли общественные организации малого и средне­го предпринимательства, например Союз предпринимателей Рос­сии, который распространяет свое влияние и на многие страны бывшего СССР. Существуют также федеральные и местные фонды финансовой помощи, основная задача которых — стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности ма­лых предприятий.

Формирование малого бизнеса

В конкретных российских условиях конца XX — начала XXI вв. малые предприятия создавались двумя путями: 1) выделение струк­турных подразделений из крупных и средних предприятий, при ко­тором небольшие их цехи, филиалы, отдельные участки получали право юридического лица и полную самостоятельность; 2) образо­вание малых предприятий на основе личной инициативы предпри­нимателей — частных или юридических лиц.

При выделении структурного подразделения из состава крупно­го предприятия прежде всего принимается решение трудового кол­лектива этого подразделения (цеха, участка, филиала) о его выде­лении и создании на его базе малого предприятия. Такое решение оформляется протоколом общего собрания данного структурного подразделения. Далее, необходимо согласие собственника имуще­ства о выделении из его состава данного подразделения как малого предприятия. Такое согласие, как правило, оформляется приказом руководителя предприятия (организации), из состава которого вы­деляется новое малое предприятие.

Собственник имущества выступает в качестве учредителя малого предприятия. Подписывается учредительный договор, в соответствии с которым малое предприятие берет на себя обязательство выпол­нять требования учредителя, а учредитель дает определенные гаран­тии содействия малому предприятию. После этого разрабатывается устав предприятия, в котором четко указываются вид и сфера дея­тельности; уставный капитал; учредители, их доля в уставном капи­тале; почтовый адрес, телефон (факс) предприятия. Затем в мест­ный орган власти подаются подготовленные учредительные доку­менты и заявление с просьбой о регистрации предприятия. После регистрации предприятие открывает расчетный счет в банке, встает на учет в Государственной налоговой инспекции, в органах статис­тики, внебюджетных фондах и становится полноценным юридичес­ким лицом.

При создании нового предприятия с нулевого цикла прежде все­го возникает вопрос о его форме, учредителях, видах деятельности.

Может быть создано индивидуальное частное предприятие или това­рищество, общество с ограниченной или дополнительной ответствен­ностью. В первом случае учредителем становится частное лицо — один человек, во втором — коллектив учредителей. Дальнейшее оформле­ние соответствует указанному выше порядку по регистрации субъек­тов предпринимательства.

Разумеется, экономика не может базироваться только на малых инициативах. Колоссальные масштабы современного производства обусловлены, прежде всего, наличием крупномасштабного пред­принимательства, которое способствует процветанию и малого биз­неса.

3.10. Крупномасштабное предпринимательство

Крупные фирмы имеют больше оснований рассчитывать на пред­принимательский успех, поскольку по сравнению с мелкими они имеют ряд преимуществ. Прежде всего, они могут использовать но­вейшую дорогостоящую высокопроизводительную технику и за счет этого снижать себестоимость продукции, повышать ее качество. Они в состоянии проводить широкомасштабные маркетинговые исследования и обеспечить доходчивую рекламу своей продукции, на что порой требуются огромные затраты. В связи с этим у крупных объединений больше возможностей завоевать и удерживать рынок сбыта и получать высокие доходы. Новая дорогостоящая техника, как правило, недоступна для малых фирм из-за их низкой рента­бельности, обусловленной небольшим объемом производства, на­ращивать который они не в силах. Помимо того, крупные пред­приятия (фирмы), проводя маркетинговые исследования, умень­шают свои потери от рисковых мероприятий. Внутренняя специализация и кооперирование позволяют этим предприятиям повышать общий уровень квалификации персонала, увеличивать загрузку оборудования, снижать удельные потери на складских и транспортных операциях, рекламе и т. д.

Крупномасштабное предпринимательство выступает в различных формах. Это не обязательно строительство огромного завода с концентрацией всего производства на одной территории. Часто это десятки, сотни и более средних и мелких предприятий, разбросанных на большом расстоянии друг от друга, но имеющих общее управление, единое техническое и финансовое обслужи­вание. Примером может служить транснациональная компания «Макдоналдс». 23 тыс. ресторанов и кафе этой фирмы расположены в 111 странах мира'. Ты­сячи отдельных кафе и ресторанов фирмы «Макдоналдс» — это, по сути, ее внутренние структурные подразделения. Они размещены вдали друг от друга, имеют технологическую независимость, обладают повышенными экономи­ческими и юридическими правами (по сравнению, допустим, с правами цеха

' Известия. 1998. 16 июля.

или отдела) с целью упрощения управления ими из центра. Территориальное дробление компании — метод доведения продукции фирмы «Макдопалдс» до широкого потребителя.

По данным статистики, 500 крупнейших корпораций в США и такое же их количество в Западной Европе сосредоточивают в своих руках примерно '/4 национального капитала и около 25% занятого населения этих регионов1. Вследствие происшедших перемен пред­принимательство на современном этапе стало составной частью де­ятельности руководителей и специалистов крупных фирм, банков, холдингов. Здесь предпринимательство поставлено на научную осно­ву, развернута широкомасштабная работа в этом направлении. Кон­центрация финансовых и людских ресурсов в предельно небольшом числе корпораций позволяет последним осуществлять внутрифир­менный перелив капитала из одной отрасли в другую. Диверсифика­ция производства наряду с теми преимуществами, которые крупные фирмы имеют за счет концентрации ресурсов, дает им возможность «держаться на плаву» даже в самые неблагоприятные для экономики периоды. При снижении спроса на одни виды продукции, которые производит суперкорпорация, она повышает выпуск продукции, спрос на которую удерживается. Диверсификация наряду с научно- техническим прогрессом оказалась главным направлением предпри­нимательства современного крупного капитала.

На крупных предприятиях России диверсификация производства развивалась на иной основе, чем в странах Запада. Из-за постоянных крупных сбоев в материально-техническом обеспечении российские предприятия в прошлом диверсифицировали деятельность главным образом с целью самообеспечения, превращаясь в громоздкие, чуть ли не натуральные хозяйства. Такие объединения, как Уралмаш, ЗИЛ, ВАЗ, ММ К и др. в свое время были загружены производством раз­личных мелкосерийных изделий, не свойственных их профилю.

В частности, ЗИЛ и 1980 г. производил около 140 тыс. наименований инструмента, Горьковский автозавод — около 80 тыс. наименований. Не­которые изделия изготовлялись всего по I—5 штук в год, что снижало эффективность производства. Однако, производя расширенную номенкла­туру изделий, крупные предприятия оказывались в лучшем положении, чем если бы они простаивали из-за недопоставки необходимых компонен­тов производства.

3.11. Как стать предпринимателем?

Чтобы удовлетворить амбиции и стать предпринимателем, нуж­но предпринять соответствующие меры и прежде всего определиться, т. с. найти ответы на вопросы:

• что вас и ваших возможных партнеров больше всего интере­сует;

1 Финансовые известия. 1993. № 17.

♦ на что вы способны и в какой сфере предпринимательства можете преуспеть;

♦ с какими физическими и юридическими лицами вам необхо­димо установить связи;

♦ где взять первоначальный учредительный капитал и каким должен быть его размер? А это важнейший вопрос для начинаю­щего предпринимателя.

У предприимчивых людей почти всегда возникает вопрос: как создать фирму, если нет денег? Конечно, можно взять кредит в банке. Но получить его не просто. Нужны гарантии, залог. А самое главное — кредит надо возвращать с процентами. Однако деньги может успешно заменить инициатива предпринимателя и хорошая полезная идея.

Предприниматель, создающий новое предприятие, прежде все­го должен иметь полезную эффективную идею. Следующим этапом должен быть расчет:

♦ сколько и каких средств понадобится, чтобы начать дело;

♦ какую сумму прибыли можно получить в год, начав дело.

Когда расчеты показывают, что реализация замысла способна

принести хороший доход, надо искать и находить партнеров. Это должны быть люди, имеющие средства и желающие их вложить в выгодное предпринимательское дело. Далее, для достижения успе­ха необходим подбор квалифицированных инициативных кадров и обеспечение хорошей организации их труда. Для этого надо соста­вить детальный план работы, организовать контроль исполнения, определить функции каждого работника и расставить их по рабо­чим местам. Словом, надо сформировать механизм управления пред­приятием (фирмой).

Конструктивная идея, сплачивающая людей, и последующая орга­низация их работы дополняют отсутствующие деньги. Новая идея — это не обязательно какое-то изобретение, замысел нового товара или технологии. Это может быть и знание людей, владеющих денеж­ными ресурсами, которых можно объединить для общей выгоды, и знание рыночного спроса и предложения каких-то товаров или ус­луг, которые остаются пока неудовлетворенными, и знание техно - логии создания и регистрации предприятия, методов его эффектив­ного управления. Иными словами, хорошая идея — это тоже цен­ность, которая способна приносить доход и которая, однако, должна дополняться деловой, инициативной и упорной работой над ее реа­лизацией.

По мнению Томаса Стэнли — американского специалиста по маркетингу, много лет изучавшего жизнь и поведение миллионе­ров в США, богатство — это плод огромных усилий, стремления к точно намеченной цели, самодисциплины, бережливости и разум­ного вложения средств. В сущности, многие из современных мил­лионеров приобрели состояние своими собственными силами. При­ведем основные правила достижения успеха, которым они следуют в жизни.

Живите по своим возможностям. Самые преуспевающие богачи тратят на личное потребление много меньше, чем могли бы себе позволить, предпочитая вкладывать деньги в бизнес. Многие из них считают покупку роскошного дома плохим вложением средств: за­чем тратить 1 млн долл. на роскошный дворец, когда можно обой­тись более дешевой квартирой, а разницу вложить в дело. Также рационально они относятся к покупке автомобилей, приобретая их непрестижные модели. По словам миллиардера Сэма Уолтона, для него «важны не размеры автомобиля, а его цена и удобство». Тот, кто умеет зарабатывать деньги, старается как можно скорее вло­жить их в дело, а не в «потребительскую корзину».

Пользуйтесь добрыми советами. Люди, умеющие зарабатывать деньги, обычно очень бережливы и всегда обращаются к компе­тентным специалистам за юридическими и финансовыми советами. Многие миллионеры предпочитают не покупать роскошную ме­бель, а заплатить солидный гонорар консультанту или адвокату. Их всех объединяет одна черта — поиск новых перспективных возмож­ностей для вложения капитала. Их основное качество заключается в умении делать деньги.

Намечайте перспективы. «Создавшие сами себя» богачи работа­ют по намеченному плану. Цели их могут варьироваться, но две вещи остаются постоянными: какая-то сумма, которую они хотели бы накопить, скажем, к 50-ти годам, и способ решения этой зада­чи. Следовательно, сначала вы должны наметить в своем плане ос­новные пункты и подсчитать, сколько денег нужно зарабатывать в год, чтобы достичь цели. При этом, вероятно, многих удивит одна вещь. Когда богатство, а не личная потребительская корзина пре­вратится в вашу основную цель, тогда роскошная вилла, о которой вы раньше мечтали, перестанет казаться столь желанным приобре­тением. У вас появится новое отношение к деньгам, а следователь­но, вы приблизитесь к мировоззрению истинного миллионера'.

ГЛАВА4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...