Предпринимательская производственная деятельность предприятия (фирмы) 7 глава
Предпринимательство, как правило, ориентируется на новые формы и методы работы, что позволяет предпринимателям занять более прочные позиции в производстве и на рынке товаров и добиваться желаемых результатов. Однако новые нетрадиционные подходы при всей их привлекательности не исключают неопределенности и риска. Помимо того, сама разработка новой идеи, как правило, требует больших расходов. В литературе часто приводится следующий пример предпринимательского нововведения. Основатели американской компании «Эппл компьютер» в своем гараже изготовили первый персональный компьютер, растиражированный впоследствии во всем мире в сотнях миллионов экземпляров и принесший предпринимателям миллиардные доходы. Но при этом как бы мимоходом упоминается, что эти предприниматели использовали идеи, знания и опыт, полученные ими в годы предыдущей работы в НАСА — огромной, связанной с исследованием космоса научно- технической корпорации США — и фирме «Хыолетт-Паккард». Интеллектуальная и материальная база, на основе которой возникла и распространилась система, построенная на использовании персональных компьютеров, была подготовлена крупным капиталом. Изменение форм предпринимательства в сторону увеличения его масштабов, развития коллективизма — это объективное требование современной экономики. Индивидуальные и малые фирмы, превосходя крупные коллективные по своему разнообразию, мобильности и количеству, уступают им по уровню технологии и масштабу производства. Однако, заполняя вакуум между громоздкими гигантами, они цементируют экономику, используют пустующие рыночные ниши и, кроме того, стимулируют деятельность партнеров-гигантов. Установлено, что работники мелких хозяйств проводят за работой больше времени, чем наемные работники крупных фирм. Например, в США фермеры обычно работают в своем хозяйстве 55—65 часов в неделю, а наемные сельскохозяйственные рабочие — 45 часов.
3.8. Малое предпринимательство Индивидуальные, семейные и мелкие предпринимательские группы организуются по форме малых предприятий, поскольку для этого не требуется крупного первоначального капитала. Наряду с этим у малого бизнеса появляются некоторые реальные шансы конкурировать с крупными фирмами. Отмечаются следующие преимущества малого предпринимательства: ♦ большая адаптивность, гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка; ♦ мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением отдельных образцов новой техники, изобретений; ♦ более экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных; ♦ снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводительных структур; ♦ повышенная скорость оборота капитала. Эти преимущества позволяют малому бизнесу успешно решать ряд производственно-хозяйственных задач: ♦ ускорять заполнение товарного рынка требующимися потребителям изделиями; ♦ ускорять внедрение несложных научно-технических достижений; ♦ полнее удовлетворять потребности экономики страны и населения в промышленных, строительных и прочих услугах, расширять номенклатуру и качество услуг; ♦ налаживать выпуск продукции малыми сериями. Как показывает опыт, малый бизнес позволяет создать условия для повышения заинтересованности каждого работника в конечных результатах труда. В последние десятилетия в промышленности индустриально развитых стран проявилась тенденция к оптимизации размеров предприятии, сосредоточенных на одной территориальной площадке. В связи с падением серийности производства и разбуханием номенклатуры производимых изделий меняется роль и место предпринимательства. Развитие новых несложных производств, второстепенные производственные операции, разного рода обслуживание постепенно передаются крупными корпорациями специализированным мелким и средним фирмам, которые благодаря узкой специализации добиваются значительных успехов в своей деятельности. Сложился своеобразный симбиоз монополий, мелких и средних фирм в обеспечении меняющихся потребностей рынка. Подобное разделение труда позволило повысить общую рентабельность производства как монополий, так и малого бизнеса. В Японии до 70% суммарного объема производства товаров и услуг малого бизнеса приходится на кооперационные связи с монополиями, в США — 30—40%. Кооперирование малого бизнеса с крупным, с одной стороны, создает для первого устойчивый рынок сбыта, охраняет от неожиданной конкуренции, позволяет специализировать деятельность внутри фирмы. С другой стороны, малые предприятия оказываются в зависимости от крупного бизнеса. Они подчинены работодателю — крупной фирме, которая диктует, что конкретно изготовлять, в каком количестве, в какие дни и часы поставлять продукцию, по какой цене.
В России малое частное предпринимательство в производственной сфере начало развиваться лишь в конце XX в., однако уже приобретен и позитивный и негативный опыт. Трудности, с которыми в первую очередь столкнулось малое предпринимательство, — это недостаточная поддержка со стороны государственных органов, беззащитность перед произволом чиновников различного ранга и прямым рэкетом. Серьезной помехой оказалось отсутствие достоверной и полной информации о положении на рынках сбыта продукции и материально-технического обеспечения производства. Осложняют работу недисциплинированность поставщиков и потребителей, вопросы взаимных расчетов, сложности правового обеспечения, высокая стоимость оборудования и относительно небольшие суммы финансовых ресурсов, которыми располагает предприятие, дороговизна получения кредита. Особенно тяжелое положение сложилось с поставками сырья, материалов и других производственных ресурсов, поскольку мелкие партии, которые требуются для небольших объемов производства, не представляют интереса для поставщиков. Естественно, что все эти трудности препятствуют эффективной деятельности малых предприятий. Такие трудности развития малого бизнеса отмечаются и в других странах.
В послевоенной Японии, где разрушенная экономика начала возрождаться путем образования миллионов мелких и мельчайших фирм, успешно работающие отдельные предприниматели объединялись и вскоре становились совладельцами крупного капитала, вкладывая свой доход в акции фирмы-патрона. В 1950 г. 70% всего количества выпущенных в Японии акций принадлежало физическим (т. е. частным) лицам. Однако процесс концентрации производства и капитала привел к тому, что уже в 1993 г. частные лица владели всего 30% акций в экономике страны[11]. По отношению к чистой прибыли корпораций доля дивидендов по акциям снизилась и составляла 10%, а по отношению к национальному доходу — 2,6%-'. Большая часть акций японских предприятий перешла, таким образом, в руки юридических лиц (фирм). Считается, что «снижение удельного веса акционеров — физических лиц и высокая концентрация акций в руках юридических лиц представляет собой интернациональное явление, и нет никаких признаков того, что эта тенденция будет ослабевать»1. Следовательно, можно считать, что эпоха расцвета крохотного индивидуально-частного бизнеса заканчивается. Очевидно, что в дальнейшем он сможет существовать в основном как вспомогательное производственное предпринимательство. Это подтверждает и российский опыт. Основной правительственный замысел развития индивидуального и малого предпринимательства в России в конце 1980—начале 1990-х годов связывался главным образом с производственной сферой экономики, возможностью увеличения товарной массы на потребительском рынке, появлением массовых конкурентов, противостоящих крупным производителям продукции. Для этого законодательно создавались некоторые экономические условия для развития малых предприятий. Предполагалось выдавать им льготные кредиты, снижались налоги. Спустя несколько лет стало ясно, что надежды, возлагавшиеся на малый бизнес, не оправдались. Из 624 тыс. зарегистрированных в середине 1993 г. малых предприятий в сфере производства удержались очень немногие. Их доля в промышленном производстве и строительстве составила менее 1%, а в основном они сосредоточились в сфере торговли и посредничества[12]. В 2001 г. во всех секторах экономики России действовало около 860 тыс. фирм малого и среднего бизнеса. Для сравнения, примерно столько же малых фирм насчитывается в Венгрии.
Неразвитость малого производственного предпринимательства отражает недостатки в структуре российской экономики. Насыщение рынка товарами мелких партий, развитие сферы производственно-технического и бытового обслуживания вблизи жилых массивов и дорожных магистралей — это одна из сфер деятельности малого предпринимательства. Развитие малых городов, поселков, сел немыслимо без участия малых производственных предприятий. Их создание снижает социальную напряженность, возникающую в результате роста безработицы, обусловленной научно-техническим прогрессом. Малые фирмы и создаваемые на их основе различные художественные и кустарные промыслы способствуют укреплению экономики небольших поселений, сглаживают различия между центром и провинцией, выравнивают интеллектуальный уровень и образ жизни населения. Чрезмерная концентрация производства в Советском Союзе (как и в ряде других стран) стала одной из главных причин упадка малых городов, разорения и полного исчезновения десятков тысяч сел и деревень, переселения десятков миллионов людей в крупные города, где создалась неразрешимая хроническая проблема жилья, бытового и культурно-массового обслуживания, транспорта, экологии, преступности. Перед малым предпринимательством реально может ставиться задача не завоевания рынков путем вытеснения монополий, а заполнения свободной ниши, образующейся в промежутках между товарной массой, поставляемой на рынок предприятиями-гигантами, в том числе и в небольших поселениях. Вследствие того, что потребителей конкретных товаров на современных рынках, как правило, в сотни и тысячи раз больше, чем крупных поставщиков, последние не могут в полной мере удовлетворить индивидуальные запросы каждого потребителя. Крупные поставщики ориентируются в основном на усредненные стандарты и потребности, из которых выпадает значительная часть неудовлетворенного или не полностью удовлетворенного розничного спроса. Это и есть ниша для малого предпринимательства. Есть примеры, когда, заполняя пустующие рыночные ниши, малые предприятия открывают колоссальный рынок сбыта и постепенно сами становятся гигантами производства.
Безусловно, без централизованной государственной поддержки примеры удачного выбора ниши предпринимательской деятельности скорее могут быть исключением из правила. Большинству мелких фирм не удается долгое время удерживаться на рынках, лишь некоторым из них случается выйти в разряд крупных. Часто они или сливаются в более крупные предприятия на основе долевого (акционерного) участия, или поглощаются крупным капиталом, или разоряются. Эти процессы характерны не только для России, но и для ФРГ, США, Великобритании и других стран. 3.9. Государственная поддержка малого предпринимательства Практически во всех странах, в том числе развивающихся и индустриально развитых, малому предпринимательству устанавливаются определенные льготы и оказывается государственная поддержка. Это связано с тем, что удельные издержки производства и обращения у небольших фирм, как правило, выше, чем у крупных. Им труднее получить кредит, наладить рекламу, относительно больше требуется затрачивать средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой коммерческой и научно-технической информации. Одно дело, когда, скажем, малое предприятие с годовым оборотом 100 тыс. долл. тратит на рекламу 5 тыс. долл. — 5% к обороту. Другое дело, когда крупная фирма с оборотом, допустим, 1 млрд долл. расходует на рекламу 100 тыс. долл. в год — всего лишь 0,01% к обороту. И, конечно же, рекламная кампания, организованная крупной фирмой за 100 тыс. долл., окажет большее воздействие на покупателей, чем реклама малого предприятия. Без помощи государства малые предприятия не смогут существовать и конкурировать с монополиями, которые устанавливают полный контроль над рынком, ценами, качеством отдельных товаров в ущерб потребителям. Поэтому малым фирмам в большинстве стран обычно предоставляются льготы по налогообложению и кредитам, а также привилегии в получении информации. Для поддержки средних и малых предприятий во Франции, например, по инициативе Министерства экономики и финансов создано Французское общество по страхованию капиталов от риска (СОФАРИС) — организация, которая берет на себя гарантии-поручительства за кредиты средних и малых предприятий, выдаваемые банками. Если финансовое состояние предприятия внушает доверие этой организации, то она дает банку гарантию на 50—60% риска капитала. Если же предприятие, взявшее кредит под гарантию СОФАРИС, разорилось и не в состоянии возвратить полученную сумму, то половину или 60% данной суммы погашает организация-гарант из собственных фондов. Фонды СОФАРИС образуются на акционерной основе, с участием частного и в основном государственного капитала и составляют более 1 млрд франков[13]. В США малый бизнес получает поддержку со стороны и государственных, и акционерных коммерческих организаций. Государственная администрация по делам малого бизнеса, имеющая около 70 местных отделений по всей стране, помогает предпринимателям, гарантируя их кредиты и содействуя повышению квалификации персонала. Малый бизнес США поддерживает также Национальная ассоциация независимых предпринимателей, в которую входят более 500 тыс. мелких и средних предприятий. В России трудности развития малого предпринимательства определяются рядом причин. Это, прежде всего, отсутствие необходимой сети дорог и связи. При отсутствии дорог предприниматели малых населенных пунктов испытывают большие затруднения в сбыте продукции и обеспечении производства необходимыми материальными ресурсами. Помимо того, крайне обостряется проблема комплектования предприятий рабочей силой, ресурсы которой ограничиваются чрезмерно малым географическим районом. Аналогичная ситуация сложилась и с электрической связью. Ее недостатки создают информационную «глухоту» у фирм, отрывают их от рынка. Крайне неблагоприятные природно-климатические условия России не позволяют ей решать проблему транспорта и связи подобно индустриальным странам Запада. В частности, затраты по различным зонам на строительство и содержание грунтовых дорог в России в 3—15 раз выше, чем в странах Западной Европы. Огромные затраты требуются на строительство утепленных помещений и их отопление. Отвлечение крупных ресурсов на решение проблем строительства, транспорта и связи не допускает копирования практики других стран в этой области для России. Здесь требуются новые решения. Малые предприятия, очевидно, должны объединяться в соответствующие территориальные ассоциации и решать свои проблемы совместно с органами власти. К причинам, сдерживающим развитие малого предпринимательства, следует отнести слабость государственного и общественного контроля над деятельностью малого бизнеса. По данным Рострудинспекции, на проверенных малых предприятиях, которых в 1998 г. насчитывалось более 840 тыс., работники фактически бесправны. Рабочий день длится 12 часов и более. Под страхом потерять работу персонал боится требовать исполнения законов об охране труда. На большинстве малых предприятий, где нарушаются права работающих, не соблюдается техника безопасности. Персонал этих предприятий склонен искать работу в другом месте, что создает перспективу оттока рабочей силы'. В России был принят ряд мер содействия малому предпринимательству. В его поддержку стали выделять субсидии, была упрощена государственная регистрация малых предприятий, для них установлены налоговые льготы. Предоставлены льготы банкам, лизинговым и страховым компаниям, обеспечивающим кредитно-инвестиционное обслуживание субъектов малого предпринимательства, создаются региональные системы поддержки малого бизнеса. Налоговые льготы дифференцируются в зависимости от вида деятельности предприятий (за исключением предприятий, которые создаются за счет выделения из структурных единиц действующих крупных и средних предприятий). Малые предприятия, которые заняты переработкой сельскохозяйственной продукции, производством товаров народного потребления, ремонтно-строительными работами, в течение первых двух лет могут полностью освобождаться от уплаты налогов. Остальные, как правило, в 1-й год после их образования платят 25%, а во 2-й год — 50% установленной ставки налога на прибыль. Далее налог берется полностью — в соответствии с установленным нормативом. В России возникли общественные организации малого и среднего предпринимательства, например Союз предпринимателей России, который распространяет свое влияние и на многие страны бывшего СССР. Существуют также федеральные и местные фонды финансовой помощи, основная задача которых — стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности малых предприятий. Формирование малого бизнеса В конкретных российских условиях конца XX — начала XXI вв. малые предприятия создавались двумя путями: 1) выделение структурных подразделений из крупных и средних предприятий, при котором небольшие их цехи, филиалы, отдельные участки получали право юридического лица и полную самостоятельность; 2) образование малых предприятий на основе личной инициативы предпринимателей — частных или юридических лиц. При выделении структурного подразделения из состава крупного предприятия прежде всего принимается решение трудового коллектива этого подразделения (цеха, участка, филиала) о его выделении и создании на его базе малого предприятия. Такое решение оформляется протоколом общего собрания данного структурного подразделения. Далее, необходимо согласие собственника имущества о выделении из его состава данного подразделения как малого предприятия. Такое согласие, как правило, оформляется приказом руководителя предприятия (организации), из состава которого выделяется новое малое предприятие. Собственник имущества выступает в качестве учредителя малого предприятия. Подписывается учредительный договор, в соответствии с которым малое предприятие берет на себя обязательство выполнять требования учредителя, а учредитель дает определенные гарантии содействия малому предприятию. После этого разрабатывается устав предприятия, в котором четко указываются вид и сфера деятельности; уставный капитал; учредители, их доля в уставном капитале; почтовый адрес, телефон (факс) предприятия. Затем в местный орган власти подаются подготовленные учредительные документы и заявление с просьбой о регистрации предприятия. После регистрации предприятие открывает расчетный счет в банке, встает на учет в Государственной налоговой инспекции, в органах статистики, внебюджетных фондах и становится полноценным юридическим лицом. При создании нового предприятия с нулевого цикла прежде всего возникает вопрос о его форме, учредителях, видах деятельности. Может быть создано индивидуальное частное предприятие или товарищество, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью. В первом случае учредителем становится частное лицо — один человек, во втором — коллектив учредителей. Дальнейшее оформление соответствует указанному выше порядку по регистрации субъектов предпринимательства. Разумеется, экономика не может базироваться только на малых инициативах. Колоссальные масштабы современного производства обусловлены, прежде всего, наличием крупномасштабного предпринимательства, которое способствует процветанию и малого бизнеса. 3.10. Крупномасштабное предпринимательство Крупные фирмы имеют больше оснований рассчитывать на предпринимательский успех, поскольку по сравнению с мелкими они имеют ряд преимуществ. Прежде всего, они могут использовать новейшую дорогостоящую высокопроизводительную технику и за счет этого снижать себестоимость продукции, повышать ее качество. Они в состоянии проводить широкомасштабные маркетинговые исследования и обеспечить доходчивую рекламу своей продукции, на что порой требуются огромные затраты. В связи с этим у крупных объединений больше возможностей завоевать и удерживать рынок сбыта и получать высокие доходы. Новая дорогостоящая техника, как правило, недоступна для малых фирм из-за их низкой рентабельности, обусловленной небольшим объемом производства, наращивать который они не в силах. Помимо того, крупные предприятия (фирмы), проводя маркетинговые исследования, уменьшают свои потери от рисковых мероприятий. Внутренняя специализация и кооперирование позволяют этим предприятиям повышать общий уровень квалификации персонала, увеличивать загрузку оборудования, снижать удельные потери на складских и транспортных операциях, рекламе и т. д. Крупномасштабное предпринимательство выступает в различных формах. Это не обязательно строительство огромного завода с концентрацией всего производства на одной территории. Часто это десятки, сотни и более средних и мелких предприятий, разбросанных на большом расстоянии друг от друга, но имеющих общее управление, единое техническое и финансовое обслуживание. Примером может служить транснациональная компания «Макдоналдс». 23 тыс. ресторанов и кафе этой фирмы расположены в 111 странах мира'. Тысячи отдельных кафе и ресторанов фирмы «Макдоналдс» — это, по сути, ее внутренние структурные подразделения. Они размещены вдали друг от друга, имеют технологическую независимость, обладают повышенными экономическими и юридическими правами (по сравнению, допустим, с правами цеха ' Известия. 1998. 16 июля. или отдела) с целью упрощения управления ими из центра. Территориальное дробление компании — метод доведения продукции фирмы «Макдопалдс» до широкого потребителя. По данным статистики, 500 крупнейших корпораций в США и такое же их количество в Западной Европе сосредоточивают в своих руках примерно '/4 национального капитала и около 25% занятого населения этих регионов1. Вследствие происшедших перемен предпринимательство на современном этапе стало составной частью деятельности руководителей и специалистов крупных фирм, банков, холдингов. Здесь предпринимательство поставлено на научную основу, развернута широкомасштабная работа в этом направлении. Концентрация финансовых и людских ресурсов в предельно небольшом числе корпораций позволяет последним осуществлять внутрифирменный перелив капитала из одной отрасли в другую. Диверсификация производства наряду с теми преимуществами, которые крупные фирмы имеют за счет концентрации ресурсов, дает им возможность «держаться на плаву» даже в самые неблагоприятные для экономики периоды. При снижении спроса на одни виды продукции, которые производит суперкорпорация, она повышает выпуск продукции, спрос на которую удерживается. Диверсификация наряду с научно- техническим прогрессом оказалась главным направлением предпринимательства современного крупного капитала. На крупных предприятиях России диверсификация производства развивалась на иной основе, чем в странах Запада. Из-за постоянных крупных сбоев в материально-техническом обеспечении российские предприятия в прошлом диверсифицировали деятельность главным образом с целью самообеспечения, превращаясь в громоздкие, чуть ли не натуральные хозяйства. Такие объединения, как Уралмаш, ЗИЛ, ВАЗ, ММ К и др. в свое время были загружены производством различных мелкосерийных изделий, не свойственных их профилю. В частности, ЗИЛ и 1980 г. производил около 140 тыс. наименований инструмента, Горьковский автозавод — около 80 тыс. наименований. Некоторые изделия изготовлялись всего по I—5 штук в год, что снижало эффективность производства. Однако, производя расширенную номенклатуру изделий, крупные предприятия оказывались в лучшем положении, чем если бы они простаивали из-за недопоставки необходимых компонентов производства. 3.11. Как стать предпринимателем? Чтобы удовлетворить амбиции и стать предпринимателем, нужно предпринять соответствующие меры и прежде всего определиться, т. с. найти ответы на вопросы: • что вас и ваших возможных партнеров больше всего интересует; 1 Финансовые известия. 1993. № 17. ♦ на что вы способны и в какой сфере предпринимательства можете преуспеть; ♦ с какими физическими и юридическими лицами вам необходимо установить связи; ♦ где взять первоначальный учредительный капитал и каким должен быть его размер? А это важнейший вопрос для начинающего предпринимателя. У предприимчивых людей почти всегда возникает вопрос: как создать фирму, если нет денег? Конечно, можно взять кредит в банке. Но получить его не просто. Нужны гарантии, залог. А самое главное — кредит надо возвращать с процентами. Однако деньги может успешно заменить инициатива предпринимателя и хорошая полезная идея. Предприниматель, создающий новое предприятие, прежде всего должен иметь полезную эффективную идею. Следующим этапом должен быть расчет: ♦ сколько и каких средств понадобится, чтобы начать дело; ♦ какую сумму прибыли можно получить в год, начав дело. Когда расчеты показывают, что реализация замысла способна принести хороший доход, надо искать и находить партнеров. Это должны быть люди, имеющие средства и желающие их вложить в выгодное предпринимательское дело. Далее, для достижения успеха необходим подбор квалифицированных инициативных кадров и обеспечение хорошей организации их труда. Для этого надо составить детальный план работы, организовать контроль исполнения, определить функции каждого работника и расставить их по рабочим местам. Словом, надо сформировать механизм управления предприятием (фирмой). Конструктивная идея, сплачивающая людей, и последующая организация их работы дополняют отсутствующие деньги. Новая идея — это не обязательно какое-то изобретение, замысел нового товара или технологии. Это может быть и знание людей, владеющих денежными ресурсами, которых можно объединить для общей выгоды, и знание рыночного спроса и предложения каких-то товаров или услуг, которые остаются пока неудовлетворенными, и знание техно - логии создания и регистрации предприятия, методов его эффективного управления. Иными словами, хорошая идея — это тоже ценность, которая способна приносить доход и которая, однако, должна дополняться деловой, инициативной и упорной работой над ее реализацией. По мнению Томаса Стэнли — американского специалиста по маркетингу, много лет изучавшего жизнь и поведение миллионеров в США, богатство — это плод огромных усилий, стремления к точно намеченной цели, самодисциплины, бережливости и разумного вложения средств. В сущности, многие из современных миллионеров приобрели состояние своими собственными силами. Приведем основные правила достижения успеха, которым они следуют в жизни. Живите по своим возможностям. Самые преуспевающие богачи тратят на личное потребление много меньше, чем могли бы себе позволить, предпочитая вкладывать деньги в бизнес. Многие из них считают покупку роскошного дома плохим вложением средств: зачем тратить 1 млн долл. на роскошный дворец, когда можно обойтись более дешевой квартирой, а разницу вложить в дело. Также рационально они относятся к покупке автомобилей, приобретая их непрестижные модели. По словам миллиардера Сэма Уолтона, для него «важны не размеры автомобиля, а его цена и удобство». Тот, кто умеет зарабатывать деньги, старается как можно скорее вложить их в дело, а не в «потребительскую корзину». Пользуйтесь добрыми советами. Люди, умеющие зарабатывать деньги, обычно очень бережливы и всегда обращаются к компетентным специалистам за юридическими и финансовыми советами. Многие миллионеры предпочитают не покупать роскошную мебель, а заплатить солидный гонорар консультанту или адвокату. Их всех объединяет одна черта — поиск новых перспективных возможностей для вложения капитала. Их основное качество заключается в умении делать деньги. Намечайте перспективы. «Создавшие сами себя» богачи работают по намеченному плану. Цели их могут варьироваться, но две вещи остаются постоянными: какая-то сумма, которую они хотели бы накопить, скажем, к 50-ти годам, и способ решения этой задачи. Следовательно, сначала вы должны наметить в своем плане основные пункты и подсчитать, сколько денег нужно зарабатывать в год, чтобы достичь цели. При этом, вероятно, многих удивит одна вещь. Когда богатство, а не личная потребительская корзина превратится в вашу основную цель, тогда роскошная вилла, о которой вы раньше мечтали, перестанет казаться столь желанным приобретением. У вас появится новое отношение к деньгам, а следовательно, вы приблизитесь к мировоззрению истинного миллионера'. ГЛАВА4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|