Предпринимательская производственная деятельность предприятия (фирмы) 5 глава
' Финансовые известия. 1996. № 89. 2 Там же. 1998. №30. 3 Финансовые известия. 1998. № 11; Известия. 1998. 8 мая. Разукрупнение предприятий в России, по данным аналитиков, носит иррациональный смысл, осуществляется далеко не по экономическим соображениям и не идет на пользу дела'. Механизм создания крупных объединений Советская экономика в прошлом опиралась в основном на крупные предприятия и объединения. Создавать их заново в России практически не требовалось. В основном при создании новых объединений в странах, возникших на территории бывшего СССР, восстанавливались оборванные связи между партнерами по кооперации. Разумеется, при этом менялись участники, существенно корректировались их правовые взаимоотношения, пересматривались задачи, изменялся механизм управления. Таким образом, в целом путь и механизмы образования холдинговых компаний, финансово-промышленных групп, а также крупных диверсифицированных концернов на территории бывшего СССР во многом отличаются от механизма создания подобных хозяйственных структур в странах Запада (рис. 2.1).
Обычный путь оформления западных национальных и транснациональных корпораций начинается с удачной инициативы отдельных предпринимателей. Первоначально в одиночку, или объединившись на основе собственного и заемного капитала, предприниматели интенсивно наращивают свое состояние, захватывают крупные сектора производства, торговли, финансового оборота и начинают подавлять конкурентов, скупая их предприятия, торговые дома, долю банковского капитала.
Примером подобной эволюции может служить итальянский концерн «Ферруци». Основатель концерна Серафипо Ферруци начинал с мелкой торговли сельскохозяйственным сырьем, потом наладил собственное производство строительных материалов, спрос па которые в послевоенные годы был высоким. Через 15 лет компания «Ферруци» вышла на международные рынки, занимаясь строительством, размещением сети товарных складов на американском континенте, закупая морские суда для трансатлантических перевозок грузов, приобретая крупные земельные участки в США, Бразилии и Аргентине. Резко расширилась область коммерческих интересов концерна. Это и строительство новых заводов, и скупка активов действующих предприятий по производству химических и строительных материалов, лекарств, по выработке электроэнергии. Наряду с торговлей, которая остается основной сферой деятельности концерна, «Ферруци» вторгается в страховое дело, сферу научно- исследовательских и проектпо-копструкторских работ. В конце 1980-х годов «Ферруци» — диверсифицированный гигант мирового уровня с годовым оборотом в 23 млрд долл. занимал 14-е место среди крупнейших компаний Западной Европы. Его предприятия размещены во многих странах мира[7]. Аналогичный с «Ферруци» путь развития прошла и одна из самых круп- пых южнокорейских компаний «Дэу». Ее основатель и президент Ким У Джупг в 1967 г. начинал с капитала примерно 4000 долл. А уже к 1992 г. годовой объем продаж компании составил 19 млрд долл., и «Дэу» стала транснациональной компанией. В Корее и других странах «Дэу» производит морские суда и автомобили, тяжелые станки и роботы, средства связи и бытовые приборы, ткани и многое другое. Роль и значение крупного капитала определяется объективными условиями, в которых он возникает и действует. Успех одиночек не является всеобщим правилом. Сотни тысяч мелких предпринимателей так и остаются на прежнем уровне. Нередко они разоряются и поглощаются более сильными конкурентами. Лишь единицы — мизерное число мелких фирм становятся компаниями-гигантами, составляющими основу экономики индустриально развитых стран мира.
В современной экономике превалируют такие формы корпоративных отношений, как холдинговые компании, концерны, синдикаты, ассоциации, финансово-промышленные группы, консорциумы. Каждая из названных форм имеет как общие черты, свойственные всякому объединению, так и свои особенности. Все они направлены на использование преимуществ крупного капитала, но отличаются друг от друга: ♦ конкретными стратегическими целями и текущими задачами, которые ставятся объединением; ♦ структурой участников; ♦ установленными имущественными и правовыми отношениями. В России и странах Содружества Независимых Государств (СНГ) в конце XX в. наибольшее развитие получили формы холдингов и финансово-промышленных групп. 2.10. Холдинги Холдинговая компания образуется, когда одно акционерное общество овладевает контрольными пакетами акций других акционерных фирм с целью финансового контроля за их работой и получения дохода на вложенный в акции капитал. Различают два типа холдингов: ♦ чистый холдинг, когда через систему участия в акционерном капитале других фирм холдинг-компания занята лишь тем, что получает и наращивает доходы на вложенный капитал; ♦ смешанный холдинг, когда холдинговая компания занимается самостоятельной предпринимательской деятельностью и одновременно с целью расширения сферы влияния захватывает контрольные пакеты акций новых зависимых фирм и филиалов. Чистые холдинги, как правило, возглавляются крупными банками, в то время как но главе смешанною холдинга может находиться любое крупное объединение, преимущественно связанное с производством. Естественно, эта классификация достаточно условна. Диверсифицированные современные объединения могут быть холдингами по отношению к своим дочерним фирмам и одновременно сами могут входить в качестве дочерних фирм в состав других, более могущественных холдингов. Такая форма объединения часто используется для проведения единой политики и контроля за соблюдением интересов головной холдинговой компании. Гигантские холдинги могут контролировать финансовую деятельность сотен акционерных обществ, включая крупные концерны и банки. Их собственный капитал и активы при этом часто бываю! в несколько раз меньше суммарною капитала дочерних фирм. Некоторые компании создаются с большой долей участия государственного капитала, что позволяет правительству контролировать и регулировать развитие отдельных важнейших отраслей экономики страны.
После распада СССР в России холдинги и другие объединения создавались не только ради прибыли, но и для сохранения прежних производственных связей и взаимопомощи, без которых не могли бы функционировать многие отрасли экономики. Перечисляя в распоряжение холдинга часть прибыли, предприятия получили взамен поддержку при заключении договоров на поставку сырья и материалов, топлива и других средств производства, а также помощь при организации сбыта своих изделий. Имея свои банки или крупные суммы на счетах в других банках, холдинги предоставляют дочерним предприятиям льготные кредиты, оказывают помощь в вопросах технического перевооружения производства. Так, АО «АСМ-холдинг», которое с 1992 г. объединило 146 предприятий, в том чиеле десятки крупнейших автомобильных, тракторных и других машиностроительных заводов из всех стран СНГ, действовало самостоятельно па правах многостороннего договорного и консультативного органа. В составе АО были образованы: инвестиционный Автобапк с многомиллиардным оборотом; коммерческий центр, решающий вопросы материально-технического обеспечения предприятий холдинга в масштабах стран на территории бывшего СССР; внешнеторговое общество; товарно- фондовая биржа; аудиторская фирма; финансово-расчетный клиринговый центр с филиалами в ряде республик и другие научно-технические и коммерческие органы. В кризисном 1992 г. при общем спаде производства в странах СНГ па 20—30% и более АО «АСМ-холдинг» удержало объем производства на уровне 94% по отношению к 1991 г.1, что подтверждает эффективность работы объединения. С целью сдерживания роста цеп па конечную продукцию участники «АСМ-холдинга» в 1996 г. приняли решение о замораживании цен па комплектующие изделия при расчетах внутри холдинга. Число участников холдинга к этому времени увеличилось до 167 предприятий и организаций из стран СНГ. Однако, как показала практика, невозможно полностью компенсировать отсутствие (как это было в 1990-е годы) рациональной государственной политики в экономике России механизмом объединений. К 1997 г. резко (в 2—3 раза по сравнению с 1990 г.) снизился выпуск сельскохозяйственной техники и тракторов, примерно на 40% сократилось производство автомобилей. В рамках «АСМ-холдипга» возникли новые хозяйственные структуры, в том числе финансово-промышленные группы.
2.11. Финансово-промышленные группы По структуре участников финансово-промышленные группы (ФПГ) напоминают холдинг. В их состав наряду с предприятиями материального производства (промышленности, строительства, транспорта и др.) входят финансовые организации, прежде всего банки. При их формировании в качестве главной ставится задача объединения банковского капитала и производственного потенциала. При этом основным доходом банка, входящего в ФПГ, должны быть диви' Экономика и жизнь. 1993. № 10. ленды от повышения эффективности работы производственных предприятий, а не процент по кредитам. Холдинги, ФПГ и другие межотраслевые объединения с государственным капиталом могут получить статус независимого органа или подчиняться правительству. К 1998 г. в России действовало около 75 ФПГ, которые в значительной степени формировали экономическую и техническую политику страны. К этому времени ФПГ официально объединяли свыше 1 150 предприятий России и других стран, более 160 банков и прочих финансовых учрежде- ний[8]. Концентрация крупного промышленного и финансового капитала, кооперирование производства, скоординированные действия предприятий в рамках одного управляющего органа позволили российским ФПГ увеличить в 1997 г. экспорт продукции на 30%. При общей стагнации промышленного производства предприятия, вошедшие в состав ФПГ, достигли достаточно высоких (10—15%) темпов наращивания выпуска продукции. Инвестиции в реальный сектор 15 ведущих ФПГ выросли за год в 2,5 раза. Несмотря на жесткую конкуренцию со стороны западных автомобилестроителей, ФПГ «Нижегородские автомобили», находясь одновременно в составе «АСМ-холдинга», сумела за 1997—1998 гг. увеличить па 15—40% объем производства легковых и грузовых автомобилей, автобусов, автомобильных шип, комплектующих и запасных частей к автомобилям-. В указанное объединение вошло более 40 предприятии и банков России и стран СНГ.
Банки и предприятия — участники отдельных ФПГ вправе входить в состав неограниченного числа других объединений. За результаты деятельности ФПГ, в состав которой входит данное предприятие или банк, они отвечают лишь в пределах своих конкретных взносов и обязательств. Поэтому ФПГ с учетом их прямых и опосредованных связей порой охватывают огромный сектор экономики отдельных стран и мирового рынка. В частности, одно из крупнейших силикатных предприятий России — Борский стекольный завод, являясь участником ФПГ «Нижегородские автомобили», в 1998 г. вошел в состав бельгийской компании «Главэр- бель», которая, в свою очередь, входит в японскую промышленную группу «Асахи», удерживающую за собой примерно 18% мирового рынка плоского (включая автомобильное) стекла[9]. Специалисты в области хозяйственного менеджмента полагают, что растущее влияние и увеличение масштабов деятельности крупных диверсифицированных объединений типа холдингов и ФПГ связаны с развитием системы корпоративного планирования и управления экономикой, характерной для любой индустриально развитой хозяйственной системы. Именно такого рода объединения оказываются локомотивами экономического роста. 2.12.Ассоциации Ассоциация — это добровольное объединение (союз) независимых производственных предприятий, научных, проектных, конструкторских, строительных и прочих организаций. Ассоциация — орган, как правило, с ограниченной, а порой с чисто номинальной взаимной ответственностью. Участники ассоциации являются самостоятельными юридическими лицами и отвечают лишь по своим обязательствам перед партнерами. Как правило, лишь в пределах имущества и денег, которые были добровольно переданы ими в коллективное пользование. Участники не несут ответственность за результаты деятельности ассоциации в целом. Ассоциация не отвечает за результаты деятельности вошедших в нее предприятий и лиц, если это специально не оговорено в уставе. Предприятия и организации, входящие в ассоциацию, координируют свою деятельность лишь в той области хозяйства, к которой имеет отношение ассоциация. Как правило, входящие в ассоциацию предприятия самостоятельно разрабатывают годовые и долгосрочные планы собственного экономического и социального развития. После согласования планов отдельных участников с партнерами по ассоциации (по установленному перечню показателей) составляется объединенный план, выполнение которого контролируется правлением ассоциации. Предприятия и организации, вступившие в ассоциацию, заключают договор о совместной деятельности. Члены ассоциации могут вступать в другие договорные обязательства без согласования с отдельными участниками. Коллективным органом управления является хозяйственный совет, в состав которого входят директора, а в ряде случае — другие специалисты. Совет, как правило, собирается не реже двух раз в год. Решение совета принимается простым большинством голосов (50% + 1 голос). Хозяйственный совет ассоциации избирает правление и образует исполнительную дирекцию, выбирает председателя ассоциации, который возглавляет правление. Совет и исполнительная дирекция ассоциации не могут принимать решений, противоречащих интересам отдельного предприятия или остальных членов ассоциации. В функции хозяйственного совета обычно входят: ♦ определение и корректировка основных выгод для участников, направлений совместной деятельности ассоциации; ♦ подготовка и утверждение нормативных документов, регулирующих взаимоотношения внутри ассоциации; ♦ согласование планов деятельности предприятий и отчетов об их выполнении; ♦ утверждение инвестиционной и коммерческой политики; ♦ контроль исполнения программ технического развития предприятий, входящих в ассоциацию; ♦ организация прямых внутренних и внешних хозяйственных связей между предприятиями. Текущая координация хозяйственной деятельности в периоды между заседаниями совета возложена на правление и исполнительную дирекцию ассоциации. Основная цель создания ассоциации — повышение эффективности работы на основе коллективного предпринимательства. Для этого по соглашению участников ассоциации могут быть полностью или частично централизованы следующие функции управления: ♦ материально-техническим обеспечением; ♦ сбытом и внешнеэкономическими связями; ♦ маркетингом; ♦ капитальным строительством; ♦ конструкторскими и технологическими разработками и организацией технического развития производства; ♦ планово-экономическими расчетами и бухгалтерским учетом. В аппарате управления создаются соответствующие подразделения, которые частично субсидируются предприятиями-участниками, но часто действуют на основе хозяйственного расчета по договорам с предприятиями, в том числе участниками. Таким образом, основным источником дохода аппарата управления являются не только субсидии, поступающие на его содержание от учредителей, но также средства, полученные за выполнение заключенных договоров, в том числе со сторонними заказчиками. За несвоевременное оказание обязательных услуг членам ассоциации центр несет материальную ответственность в размере, предусмотренном соглашением. По соглашению участников в рамках ассоциации могут быть образованы централизованные инвестиционные фонды различного назначения (фонды капитальных вложений, технического развития, социальной поддержки, риска и др.). Могут создаваться конкретные целевые фонды для финансирования отдельных целевых программ, принятых участниками ассоциации, например программ по созданию и развитию социальной инфраструктуры, по созданию и освоению выпуска новых изделий и т. д. Кроме того, для оказания помощи предприятиям и организациям, входящим в ассоциацию и испытывающим временные финансовые затруднения, создается централизованный страховой фонд. Он образуется на добровольных началах в доле, согласованной и принятой на правлении, и расходуется строго по смете, утвержденной правлением ассоциации. Местныеассоциативные объединения Для решения региональных проблем субъектов государства создаются различного типа территориальные межотраслевые объединения (ТМО). Нередко они строятся на основе кооперативного (артельного) объединения. ТМО включают, как правило, предприятия и организации местного значения, продукция и услуги которых направлены непосредственно на удовлетворение потребностей экономики данного региона. ТМО может самостоятельно расширяться, создавать совместные предприятия (в том числе с другими заинтересованными партнерами независимо от их ведомственной принадлежности, включая иностранные фирмы), образовывать в своем составе новые фирмы и объединения, организовывать в установленном порядке кооперативы внутри объединений. При формировании территориальных межотраслевых объединений решаются следующие задачи: ♦ комплексное экономическое и социальное развитие территории; ♦ рациональное использование местных природных, материальных, финансовых и трудовых ресурсов, традиций кустарного производства, вовлечение в оборот вторичного сырья и отходов; ♦ увеличение выпуска и расширение ассортимента товаров личного потребления и услуг; ♦ развитие территориальных форм кооперации, концентрации и специализации производства; ♦ содействие решению вопросов обслуживания населения, предприятий и организаций региона (включая услуги транспорта, связи, энерго-, тепло- и водоснабжения, ремонтные работы); ♦ активизация внешнеэкономической деятельности; ♦ совершенствование форм и методов использования территориальных производственных и социальных факторов интенсификации производства. ТМО могут быть специализированными, но обычно это многопрофильные образования, занимающиеся одновременно промышленной, аграрно-промышленной, торговой, строительной и другой деятельностью. Участники ТМО, как правило, сохраняют хозяйственную самостоятельность и права юридического лица. Руководящий орган ТМО осуществляет по отношению к ним функции координации, что вовсе не означает пассивное наблюдение за происходящим и представление участникам каких-то необязательных рекомендаций. Располагая достаточными финансовыми ресурсами, информацией и хозяйственными связями, руководство ТМО имеет возможность создавать такие условия, при которых его участники могут эффективно работать, только находясь в объединении и подчиняясь его правилам. 3 Эконом, предпр. (фирмы) Деятельность межотраслевой ассоциации «Уральский фермер», например, основана на принципах холдинга. Ее дочерние фирмы «Фермер-спаб» и «Фермер-маркетинг» обеспечивают фермерские хозяйства Челябинской области машинами и механизмами, строительными материалами, кредитами на выгодных для них условиях. Ассоциация организовала совместные лесоразработки и распиловку леса на деловую древесину, требующуюся ее участникам. Создаются совместные предприятия по переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, использованию природно-сырьевых ресурсов и недр земли. Оказывается помощь крестьянским хозяйствам, которые сами не в состоянии обеспечить нормальную работу, нуждаются в промышленной и коммерческой инфраструктуре, созданной ассоциацией. В отдельных случаях аппарат управления ТМО может быть одновременно и подразделением местной администрации, координирующим работу соответствующего уровня территориальной и производственной инфраструктуры. При этом работой аппарата руководят местная администрация и совет объединения. 2.13. Консорциумы, синдикаты и промышленные узлы Наряду с бессрочными организационными объединениями, такими как товарищества, акционерные общества, холдинги, ФПГ, ассоциации и др. возникают временные объединения предприятий (организаций) для решения конкретных задач в течение определенного периода времени. Такого рода объединения получили название консорциумы. Они объединяют предприятия и организации независимо от их отраслевой принадлежности, подчиненности и формы собственности. Участники консорциума сохраняют хозяйственную самостоятельность и могут быть одновременно членами других ассоциаций, совместных предприятий, консорциумов. После выполнения задач консорциум прекращает свое существование. К консорциумам следует отнести и временные межотраслевые инвестиционные, научно-технические и другие комплексы, создаваемые для реализации научно-технических, инвестиционных, экологических и других программ. Например, одной из задач консорциума «Арал», созданного в конце I990 г. по решению бывшего союзного правительства, было экологическое спасение Аральского моря и его бассейна. В состав консорциума в свое время входили ряд союзных и республиканских министерств и ведомств, многие предприятия и организации. После распада СССР консорциум прекратил свое существование. В 1998 г. между промышленными предприятиями, научными и проектными организациями России и Украины был заключен договор о создании нового пассажирского самолета «АН» международного класса. После освоения выпуска этой машины предполагается изменение формы договора. Одной из ассоциативных форм коллективного предпринимательства является синдикат. Данная форма предпринимательства связана в основном со сбытом продукции и распространена главным образом в добывающих отраслях, сельском и лесном хозяйстве. Главная задача синдиката — организовать совместный сбыт продукции (нефти, угля, железной руды, зерна, хлопка и т. д.). Так, международным синдикатом является ОПЕК, члены которого координируют объемы добычи и продажи нефти на мировых рынках и цены на нефть. На долю стран ОПЕК приходится около /3 мирового экспорта нефти. Синдикатом является и Европейское объединение угля и стали. Как правило, синдикат организует единую службу (контору) по сбыту, в которую члены синдиката должны сдавать по заранее оговоренной цене и квоте продукцию, предназначенную для совместной продажи. Дирекция синдиката в ряде случаев организует закупки сырья, материалов и других продуктов для участников синдиката на деньги, вырученные от продажи их продукции. Внутри синдиката допускается конкурентная борьба. Основная цель синдиката — расширить и удержать рынки сбыта, регулировать объемы выпуска продукции внутри синдиката и цены на внешних рынках сбыта продукции. Промышленные узлы — это группа предприятий и организаций, которые размещаются на смежных территориях и совместно используют производственную и социально-бытовую инфраструктуру, природные и другие ресурсы, создают совместные виды производства межотраслевого и регионального значения, сохраняя при этом свою самостоятельность. В промышленных узлах формируются условия для развития региональной интеграции, кооперации, специализации производства, более полного использования уникального высокопроизводительного оборудования, производственных площадей и мощностей по переработке местного сырья, вторичных ресурсов, организации межотраслевых производств, развития обслуживания населения и коммунального хозяйства. 2.14. Корпоративное предпринимательство По мере консолидации производства и капитала предпринимательство перестает относиться к приоритетной области действий одиночек, превратившись в повседневное занятие руководителей и специалистов крупных фирм, затрагивая государственные и межгосударственные отношения. Крупномасштабные предпринимательские союзы (концерны, холдинги, ФПГ, ассоциации и др.) во многих базовых отраслях экономики позволяют более гибко и надежно, чем каждая фирма в отдельности реализовать преимущества предпринимательства, в том числе: ♦ применять различные формы привлечения капитала для организации производства (аренда, подряд, кооперация); ♦ добиваться многоканального использования сырьевой базы; ♦ обеспечивать широкое тиражирование и комплексное применение прогрессивной техники и технологии; ♦ перевести инновационный цикл «исследование—производство—потребление» на межотраслевую, в том числе кооперационную, основу; ♦ развивать совместные вспомогательные и обслуживающие производства; ♦ создавать территориальную производственную и социальную инфраструктуру. Однако было бы совершенно неправильно указывать только позитивные стороны образования крупных объединений. При их создании возникает много проблем, в том числе из-за недостатка опыта и несовершенства законодательства. При образовании крупных производственных комплексов, как правило, обостряется проблема монополизма. Создание сверхкрупных производственных объединений, сосредоточивающих на своих предприятиях выпуск основной части однотипной продукции в масштабе страны, представляет реальную угрозу монополизации рынка, усиления инфляции, сдерживания научно-технического прогресса. Решение проблемы состоит в организации параллельных производств однотипной продукции, развития внешнеэкономических связей. Однако для создания параллельных структур и конкурсного размещения заказов требуется значительное время. Поэтому государственные органы считают первоочередным и наиболее доступным методом ограничения монополизма разработку системы экономических и правовых мер государственного регулирования процессов интеграции производства в рамках объединений и поддержки малого предпринимательства. 2.15. Управление крупными диверсифицированными объединениями Стандартной системы управления ассоциацией, холдинговой компанией или ФПГ не существует. В зависимости от доли участия отдельных фирм в уставном капитале объединения, степени их диверсификации и географического размещения холдинговая компания или ФПГ может управляться как одна фирма, т. е. в режиме жесткой подчиненности центру. Чаще принимается форма ассоциативного управления с правом и без права свободного выхода фирмы из объединения. В ряде случаев используется смешанная форма. В странах Запада принята более жесткая система. В ряде этих стран, когда доля участия холдинга в уставном капитале объединения превышает 50%, холдинговая компания фактически становится его полноправным хозяином и управляет им как концерном. В России пока отсутствуют традиции и стандарты образования и управления отечественными предпринимательскими объединениями. Часто они создавались на основе бывших министерств, отраслевых или территориальных хозяйственных управлений и крупных предприятий. Пока не вполне ясны юридический статус таких объединений, права и функции их органов управления. Названия предпринимательских объединений нередко даются самими учредителями, не знакомыми ни с отечественным, ни с зарубежным опытом. По названию объединения иногда трудно определить сферу его деятельности и задачи. Отделить холдинг от ФПГ или концерна порой невозможно. Характерный пример такого рода объединений — транснациональная нефтяная компания «Гермес-Союз». В учредительном договоре, заключенном ее участниками в 1992 г., помимо вышеуказанного, были даны еще два названия этой компании: ♦ акционерное общество открытого типа «Гермес-Союз»; ♦ многопрофильный концерн «Гермес». Совершенно незнакомое с экономикой, методами предпринимательства и менеджмента правление компании допускало множество промахов, что и предопределило последующий распад компании. Пример компании «Гермес» показывает, что при организации предпринимательских объединений необходимы: ♦ учет отечественного и зарубежного опыта; ♦ привлечение специалистов (менедясеров, экономистов, юристов) к управлению объединениями; ♦ недопущение неформального подхода к образованию объединений и их регистрации в государственных органах (необходимая правовая база, четкое определение сфер деятельности и конкретных задач объединения). 2.16. Прекращение деятельности и реорганизация объединений Хозяйственное объединение прекращает свое существование: 1) по истечении срока, определенного договором, если это предусмотрено в уставе объединения; 2) по решению общего собрания участников, принятому в предусмотренном договором порядке; 3) по решению арбитражного суда в случае несостоятельности объединения. Реорганизация хозяйственного объединения осуществляется, как правило, по плану, принятому общим собранием участников. Реорганизация может происходить в форме разделения объединения на части, слияния с другими объединениями, выделения новых хозяйственных структур из состава объединения. При выделении из объединения одной или нескольких новых хозяйственных структур к ним в соответствии с разделительным актом переходят фонды, резервы, акции и другое имущество, закрепленное за реорганизованным объединением. Разделительный акт утверждается общим собранием участников или их представителями, входящими в состав объединения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|