Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предпринимательская производственная деятельность предприятия (фирмы) 5 глава




' Финансовые известия. 1996. № 89.

2 Там же. 1998. №30.

3 Финансовые известия. 1998. № 11; Известия. 1998. 8 мая.

Разукрупнение предприятий в России, по данным аналитиков, носит иррациональный смысл, осуществляется далеко не по эко­номическим соображениям и не идет на пользу дела'.

Механизм создания крупных объединений

Советская экономика в прошлом опиралась в основном на круп­ные предприятия и объединения. Создавать их заново в России прак­тически не требовалось. В основном при создании новых объедине­ний в странах, возникших на территории бывшего СССР, восста­навливались оборванные связи между партнерами по кооперации. Разумеется, при этом менялись участники, существенно корректи­ровались их правовые взаимоотношения, пересматривались зада­чи, изменялся механизм управления. Таким образом, в целом путь и механизмы образования холдинговых компаний, финансово-про­мышленных групп, а также крупных диверсифицированных кон­цернов на территории бывшего СССР во многом отличаются от механизма создания подобных хозяйственных структур в странах Запада (рис. 2.1).

Предприятия а б Рис. 2.1. Схема создания хозяйственных объединений: а — в постсоветских республиках (восстановление и соединение); б — в западных странах (поглощение и слияние)

 

Обычный путь оформления западных национальных и трансна­циональных корпораций начинается с удачной инициативы отдель­ных предпринимателей. Первоначально в одиночку, или объединив­шись на основе собственного и заемного капитала, предпринимате­ли интенсивно наращивают свое состояние, захватывают крупные сектора производства, торговли, финансового оборота и начинают подавлять конкурентов, скупая их предприятия, торговые дома, долю банковского капитала.

Примером подобной эволюции может служить итальянский концерн «Ферруци». Основатель концерна Серафипо Ферруци начинал с мелкой торговли сельскохозяйственным сырьем, потом наладил собственное производство строительных материалов, спрос па которые в послевоен­ные годы был высоким. Через 15 лет компания «Ферруци» вышла на международные рынки, занимаясь строительством, размещением сети товарных складов на американском континенте, закупая морские суда для трансатлантических перевозок грузов, приобретая крупные земель­ные участки в США, Бразилии и Аргентине. Резко расширилась область коммерческих интересов концерна. Это и строительство новых заводов, и скупка активов действующих предприятий по производству химичес­ких и строительных материалов, лекарств, по выработке электроэнер­гии. Наряду с торговлей, которая остается основной сферой деятельно­сти концерна, «Ферруци» вторгается в страховое дело, сферу научно- исследовательских и проектпо-копструкторских работ. В конце 1980-х годов «Ферруци» — диверсифицированный гигант мирового уровня с годо­вым оборотом в 23 млрд долл. занимал 14-е место среди крупнейших компаний Западной Европы. Его предприятия размещены во многих странах мира[7].

Аналогичный с «Ферруци» путь развития прошла и одна из самых круп- пых южнокорейских компаний «Дэу». Ее основатель и президент Ким У Джупг в 1967 г. начинал с капитала примерно 4000 долл. А уже к 1992 г. годовой объем продаж компании составил 19 млрд долл., и «Дэу» стала транснациональной компанией. В Корее и других странах «Дэу» производит морские суда и автомобили, тяжелые станки и роботы, средства связи и бытовые приборы, ткани и многое другое.

Роль и значение крупного капитала определяется объективны­ми условиями, в которых он возникает и действует. Успех одино­чек не является всеобщим правилом. Сотни тысяч мелких пред­принимателей так и остаются на прежнем уровне. Нередко они разоряются и поглощаются более сильными конкурентами. Лишь единицы — мизерное число мелких фирм становятся компания­ми-гигантами, составляющими основу экономики индустриально развитых стран мира.

В современной экономике превалируют такие формы корпора­тивных отношений, как холдинговые компании, концерны, син­дикаты, ассоциации, финансово-промышленные группы, консор­циумы. Каждая из названных форм имеет как общие черты, свой­ственные всякому объединению, так и свои особенности. Все они направлены на использование преимуществ крупного капитала, но отличаются друг от друга:

♦ конкретными стратегическими целями и текущими задача­ми, которые ставятся объединением;

♦ структурой участников;

♦ установленными имущественными и правовыми отношени­ями.

В России и странах Содружества Независимых Государств (СНГ) в конце XX в. наибольшее развитие получили формы холдингов и финансово-промышленных групп.

2.10. Холдинги

Холдинговая компания образуется, когда одно акционерное об­щество овладевает контрольными пакетами акций других акцио­нерных фирм с целью финансового контроля за их работой и полу­чения дохода на вложенный в акции капитал. Различают два типа холдингов:

♦ чистый холдинг, когда через систему участия в акционерном капитале других фирм холдинг-компания занята лишь тем, что получает и наращивает доходы на вложенный капитал;

♦ смешанный холдинг, когда холдинговая компания занимается самостоятельной предпринимательской деятельностью и одновре­менно с целью расширения сферы влияния захватывает контрольные пакеты акций новых зависимых фирм и филиалов.

Чистые холдинги, как правило, возглавляются крупными бан­ками, в то время как но главе смешанною холдинга может нахо­диться любое крупное объединение, преимущественно связанное с производством. Естественно, эта классификация достаточно ус­ловна. Диверсифицированные современные объединения могут быть холдингами по отношению к своим дочерним фирмам и од­новременно сами могут входить в качестве дочерних фирм в со­став других, более могущественных холдингов. Такая форма объе­динения часто используется для проведения единой политики и контроля за соблюдением интересов головной холдинговой ком­пании. Гигантские холдинги могут контролировать финансовую деятельность сотен акционерных обществ, включая крупные кон­церны и банки. Их собственный капитал и активы при этом часто бываю! в несколько раз меньше суммарною капитала дочерних фирм. Некоторые компании создаются с большой долей участия государственного капитала, что позволяет правительству контро­лировать и регулировать развитие отдельных важнейших отраслей экономики страны.

После распада СССР в России холдинги и другие объединения создавались не только ради прибыли, но и для сохранения пре­жних производственных связей и взаимопомощи, без которых не могли бы функционировать многие отрасли экономики. Перечис­ляя в распоряжение холдинга часть прибыли, предприятия полу­чили взамен поддержку при заключении договоров на поставку сырья и материалов, топлива и других средств производства, а также помощь при организации сбыта своих изделий. Имея свои банки или крупные суммы на счетах в других банках, холдинги предоставляют дочерним предприятиям льготные кредиты, ока­зывают помощь в вопросах технического перевооружения произ­водства.

Так, АО «АСМ-холдинг», которое с 1992 г. объединило 146 предприя­тий, в том чиеле десятки крупнейших автомобильных, тракторных и дру­гих машиностроительных заводов из всех стран СНГ, действовало само­стоятельно па правах многостороннего договорного и консультативного органа. В составе АО были образованы: инвестиционный Автобапк с мно­гомиллиардным оборотом; коммерческий центр, решающий вопросы ма­териально-технического обеспечения предприятий холдинга в масштабах стран на территории бывшего СССР; внешнеторговое общество; товарно- фондовая биржа; аудиторская фирма; финансово-расчетный клиринговый центр с филиалами в ряде республик и другие научно-технические и ком­мерческие органы.

В кризисном 1992 г. при общем спаде производства в странах СНГ па 20—30% и более АО «АСМ-холдинг» удержало объем производства на уровне 94% по отношению к 1991 г.1, что подтверждает эффективность работы объединения. С целью сдерживания роста цеп па конечную продук­цию участники «АСМ-холдинга» в 1996 г. приняли решение о заморажива­нии цен па комплектующие изделия при расчетах внутри холдинга. Число участников холдинга к этому времени увеличилось до 167 предприятий и организаций из стран СНГ. Однако, как показала практика, невозможно полностью компенсировать отсутствие (как это было в 1990-е годы) раци­ональной государственной политики в экономике России механизмом объе­динений. К 1997 г. резко (в 2—3 раза по сравнению с 1990 г.) снизился выпуск сельскохозяйственной техники и тракторов, примерно на 40% со­кратилось производство автомобилей. В рамках «АСМ-холдипга» возникли новые хозяйственные структуры, в том числе финансово-промышленные группы.

2.11. Финансово-промышленные группы

По структуре участников финансово-промышленные группы (ФПГ) напоминают холдинг. В их состав наряду с предприятиями матери­ального производства (промышленности, строительства, транспорта и др.) входят финансовые организации, прежде всего банки. При их формировании в качестве главной ставится задача объединения банковского капитала и производственного потенциала. При этом основным доходом банка, входящего в ФПГ, должны быть диви­' Экономика и жизнь. 1993. № 10.

ленды от повышения эффективности работы производственных предприятий, а не процент по кредитам.

Холдинги, ФПГ и другие межотраслевые объединения с госу­дарственным капиталом могут получить статус независимого органа или подчиняться правительству. К 1998 г. в России действовало около 75 ФПГ, которые в значительной степени формировали эко­номическую и техническую политику страны. К этому времени ФПГ официально объединяли свыше 1 150 предприятий России и других стран, более 160 банков и прочих финансовых учрежде- ний[8]. Концентрация крупного промышленного и финансового ка­питала, кооперирование производства, скоординированные дей­ствия предприятий в рамках одного управляющего органа позво­лили российским ФПГ увеличить в 1997 г. экспорт продукции на 30%. При общей стагнации промышленного производства пред­приятия, вошедшие в состав ФПГ, достигли достаточно высоких (10—15%) темпов наращивания выпуска продукции. Инвестиции в реальный сектор 15 ведущих ФПГ выросли за год в 2,5 раза.

Несмотря на жесткую конкуренцию со стороны западных автомобиле­строителей, ФПГ «Нижегородские автомобили», находясь одновременно в составе «АСМ-холдинга», сумела за 1997—1998 гг. увеличить па 15—40% объем производства легковых и грузовых автомобилей, автобусов, автомо­бильных шип, комплектующих и запасных частей к автомобилям-. В ука­занное объединение вошло более 40 предприятии и банков России и стран СНГ.

Банки и предприятия — участники отдельных ФПГ вправе вхо­дить в состав неограниченного числа других объединений. За ре­зультаты деятельности ФПГ, в состав которой входит данное пред­приятие или банк, они отвечают лишь в пределах своих конкрет­ных взносов и обязательств. Поэтому ФПГ с учетом их прямых и опосредованных связей порой охватывают огромный сектор эконо­мики отдельных стран и мирового рынка.

В частности, одно из крупнейших силикатных предприятий России — Борский стекольный завод, являясь участником ФПГ «Нижегородские автомобили», в 1998 г. вошел в состав бельгийской компании «Главэр- бель», которая, в свою очередь, входит в японскую промышленную груп­пу «Асахи», удерживающую за собой примерно 18% мирового рынка плос­кого (включая автомобильное) стекла[9].


Специалисты в области хозяйственного менеджмента полагают, что растущее влияние и увеличение масштабов деятельности круп­ных диверсифицированных объединений типа холдингов и ФПГ связаны с развитием системы корпоративного планирования и уп­равления экономикой, характерной для любой индустриально раз­витой хозяйственной системы. Именно такого рода объединения оказываются локомотивами экономического роста.

2.12.Ассоциации

Ассоциация — это добровольное объединение (союз) независимых производственных предприятий, научных, проектных, конструкторских, строительных и прочих организаций. Ассоциация — орган, как пра­вило, с ограниченной, а порой с чисто номинальной взаимной ответственностью. Участники ассоциации являются самостоятель­ными юридическими лицами и отвечают лишь по своим обязатель­ствам перед партнерами. Как правило, лишь в пределах имущества и денег, которые были добровольно переданы ими в коллективное пользование. Участники не несут ответственность за результаты деятельности ассоциации в целом. Ассоциация не отвечает за ре­зультаты деятельности вошедших в нее предприятий и лиц, если это специально не оговорено в уставе.

Предприятия и организации, входящие в ассоциацию, коорди­нируют свою деятельность лишь в той области хозяйства, к кото­рой имеет отношение ассоциация. Как правило, входящие в ассо­циацию предприятия самостоятельно разрабатывают годовые и дол­госрочные планы собственного экономического и социального развития. После согласования планов отдельных участников с парт­нерами по ассоциации (по установленному перечню показателей) составляется объединенный план, выполнение которого контро­лируется правлением ассоциации.

Предприятия и организации, вступившие в ассоциацию, за­ключают договор о совместной деятельности. Члены ассоциации могут вступать в другие договорные обязательства без согласования с отдельными участниками. Коллективным органом управления яв­ляется хозяйственный совет, в состав которого входят директора, а в ряде случае — другие специалисты. Совет, как правило, собира­ется не реже двух раз в год. Решение совета принимается простым большинством голосов (50% + 1 голос). Хозяйственный совет ассо­циации избирает правление и образует исполнительную дирекцию, выбирает председателя ассоциации, который возглавляет правле­ние. Совет и исполнительная дирекция ассоциации не могут при­нимать решений, противоречащих интересам отдельного предпри­ятия или остальных членов ассоциации.

В функции хозяйственного совета обычно входят:

♦ определение и корректировка основных выгод для участни­ков, направлений совместной деятельности ассоциации;

♦ подготовка и утверждение нормативных документов, регули­рующих взаимоотношения внутри ассоциации;

♦ согласование планов деятельности предприятий и отчетов об их выполнении;

♦ утверждение инвестиционной и коммерческой политики;

♦ контроль исполнения программ технического развития пред­приятий, входящих в ассоциацию;

♦ организация прямых внутренних и внешних хозяйственных связей между предприятиями.

Текущая координация хозяйственной деятельности в периоды между заседаниями совета возложена на правление и исполнитель­ную дирекцию ассоциации.

Основная цель создания ассоциации — повышение эффектив­ности работы на основе коллективного предпринимательства. Для этого по соглашению участников ассоциации могут быть полностью или частично централизованы следующие функции управления:

♦ материально-техническим обеспечением;

♦ сбытом и внешнеэкономическими связями;

♦ маркетингом;

♦ капитальным строительством;

♦ конструкторскими и технологическими разработками и орга­низацией технического развития производства;

♦ планово-экономическими расчетами и бухгалтерским учетом.

В аппарате управления создаются соответствующие подразделе­ния, которые частично субсидируются предприятиями-участника­ми, но часто действуют на основе хозяйственного расчета по дого­ворам с предприятиями, в том числе участниками. Таким образом, основным источником дохода аппарата управления являются не только субсидии, поступающие на его содержание от учредителей, но также средства, полученные за выполнение заключенных дого­воров, в том числе со сторонними заказчиками. За несвоевремен­ное оказание обязательных услуг членам ассоциации центр несет материальную ответственность в размере, предусмотренном согла­шением.

По соглашению участников в рамках ассоциации могут быть об­разованы централизованные инвестиционные фонды различного назначения (фонды капитальных вложений, технического развития, социальной поддержки, риска и др.). Могут создаваться конкретные целевые фонды для финансирования отдельных целевых программ, принятых участниками ассоциации, например программ по созда­нию и развитию социальной инфраструктуры, по созданию и осво­ению выпуска новых изделий и т. д. Кроме того, для оказания помо­щи предприятиям и организациям, входящим в ассоциацию и ис­пытывающим временные финансовые затруднения, создается централизованный страховой фонд. Он образуется на добровольных началах в доле, согласованной и принятой на правлении, и расходу­ется строго по смете, утвержденной правлением ассоциации.


Местныеассоциативные объединения

Для решения региональных проблем субъектов государства со­здаются различного типа территориальные межотраслевые объеди­нения (ТМО). Нередко они строятся на основе кооперативного (ар­тельного) объединения. ТМО включают, как правило, предприя­тия и организации местного значения, продукция и услуги которых направлены непосредственно на удовлетворение потребностей эко­номики данного региона. ТМО может самостоятельно расширять­ся, создавать совместные предприятия (в том числе с другими за­интересованными партнерами независимо от их ведомственной принадлежности, включая иностранные фирмы), образовывать в своем составе новые фирмы и объединения, организовывать в ус­тановленном порядке кооперативы внутри объединений.

При формировании территориальных межотраслевых объедине­ний решаются следующие задачи:

♦ комплексное экономическое и социальное развитие террито­рии;

♦ рациональное использование местных природных, матери­альных, финансовых и трудовых ресурсов, традиций кустарно­го производства, вовлечение в оборот вторичного сырья и от­ходов;

♦ увеличение выпуска и расширение ассортимента товаров личного потребления и услуг;

♦ развитие территориальных форм кооперации, концентрации и специализации производства;

♦ содействие решению вопросов обслуживания населения, пред­приятий и организаций региона (включая услуги транспорта, связи, энерго-, тепло- и водоснабжения, ремонтные работы);

♦ активизация внешнеэкономической деятельности;

♦ совершенствование форм и методов использования террито­риальных производственных и социальных факторов интенсифи­кации производства.

ТМО могут быть специализированными, но обычно это мно­гопрофильные образования, занимающиеся одновременно про­мышленной, аграрно-промышленной, торговой, строительной и другой деятельностью. Участники ТМО, как правило, сохраняют хозяйственную самостоятельность и права юридического лица. Ру­ководящий орган ТМО осуществляет по отношению к ним функ­ции координации, что вовсе не означает пассивное наблюдение за происходящим и представление участникам каких-то необяза­тельных рекомендаций. Располагая достаточными финансовыми ресурсами, информацией и хозяйственными связями, руковод­ство ТМО имеет возможность создавать такие условия, при кото­рых его участники могут эффективно работать, только находясь в объединении и подчиняясь его правилам.

3 Эконом, предпр. (фирмы)

Деятельность межотраслевой ассоциации «Уральский фермер», напри­мер, основана на принципах холдинга. Ее дочерние фирмы «Фермер-спаб» и «Фермер-маркетинг» обеспечивают фермерские хозяйства Челябинской области машинами и механизмами, строительными материалами, кре­дитами на выгодных для них условиях. Ассоциация организовала совмес­тные лесоразработки и распиловку леса на деловую древесину, требую­щуюся ее участникам. Создаются совместные предприятия по переработ­ке и реализации сельскохозяйственной продукции, использованию природно-сырьевых ресурсов и недр земли. Оказывается помощь кресть­янским хозяйствам, которые сами не в состоянии обеспечить нормаль­ную работу, нуждаются в промышленной и коммерческой инфраструк­туре, созданной ассоциацией.

В отдельных случаях аппарат управления ТМО может быть од­новременно и подразделением местной администрации, коорди­нирующим работу соответствующего уровня территориальной и производственной инфраструктуры. При этом работой аппарата руководят местная администрация и совет объединения.

2.13. Консорциумы, синдикаты и промышленные узлы

Наряду с бессрочными организационными объединениями, та­кими как товарищества, акционерные общества, холдинги, ФПГ, ассоциации и др. возникают временные объединения предприя­тий (организаций) для решения конкретных задач в течение оп­ределенного периода времени. Такого рода объединения получи­ли название консорциумы. Они объединяют предприятия и орга­низации независимо от их отраслевой принадлежности, подчиненности и формы собственности. Участники консорциума сохраняют хозяйственную самостоятельность и могут быть одно­временно членами других ассоциаций, совместных предприятий, консорциумов. После выполнения задач консорциум прекращает свое существование.

К консорциумам следует отнести и временные межотраслевые инвестиционные, научно-технические и другие комплексы, созда­ваемые для реализации научно-технических, инвестиционных, эко­логических и других программ.

Например, одной из задач консорциума «Арал», созданного в конце I990 г. по решению бывшего союзного правительства, было экологическое спасение Аральского моря и его бассейна. В состав консорциума в свое время входили ряд союзных и республиканских министерств и ведомств, многие предприятия и организации. После распада СССР консорциум пре­кратил свое существование.

В 1998 г. между промышленными предприятиями, научными и про­ектными организациями России и Украины был заключен договор о создании нового пассажирского самолета «АН» международного класса. После освоения выпуска этой машины предполагается изменение фор­мы договора.

Одной из ассоциативных форм коллективного предпринима­тельства является синдикат. Данная форма предпринимательства связана в основном со сбытом продукции и распространена глав­ным образом в добывающих отраслях, сельском и лесном хозяй­стве. Главная задача синдиката — организовать совместный сбыт продукции (нефти, угля, железной руды, зерна, хлопка и т. д.).

Так, международным синдикатом является ОПЕК, члены которого ко­ординируют объемы добычи и продажи нефти на мировых рынках и цены на нефть. На долю стран ОПЕК приходится около /3 мирового экспорта нефти. Синдикатом является и Европейское объединение угля и стали.

Как правило, синдикат организует единую службу (контору) по сбыту, в которую члены синдиката должны сдавать по заранее ого­воренной цене и квоте продукцию, предназначенную для совмест­ной продажи. Дирекция синдиката в ряде случаев организует закуп­ки сырья, материалов и других продуктов для участников синдика­та на деньги, вырученные от продажи их продукции. Внутри синдиката допускается конкурентная борьба. Основная цель синди­ката — расширить и удержать рынки сбыта, регулировать объемы выпуска продукции внутри синдиката и цены на внешних рынках сбыта продукции.

Промышленные узлы — это группа предприятий и организаций, которые размещаются на смежных территориях и совместно ис­пользуют производственную и социально-бытовую инфраструкту­ру, природные и другие ресурсы, создают совместные виды произ­водства межотраслевого и регионального значения, сохраняя при этом свою самостоятельность. В промышленных узлах формируются условия для развития региональной интеграции, кооперации, спе­циализации производства, более полного использования уникаль­ного высокопроизводительного оборудования, производственных площадей и мощностей по переработке местного сырья, вторич­ных ресурсов, организации межотраслевых производств, развития обслуживания населения и коммунального хозяйства.

2.14. Корпоративное предпринимательство

По мере консолидации производства и капитала предпринима­тельство перестает относиться к приоритетной области действий одиночек, превратившись в повседневное занятие руководителей и специалистов крупных фирм, затрагивая государственные и меж­государственные отношения. Крупномасштабные предприниматель­ские союзы (концерны, холдинги, ФПГ, ассоциации и др.) во многих базовых отраслях экономики позволяют более гибко и на­дежно, чем каждая фирма в отдельности реализовать преимуще­ства предпринимательства, в том числе:

♦ применять различные формы привлечения капитала для орга­низации производства (аренда, подряд, кооперация);

♦ добиваться многоканального использования сырьевой базы;

♦ обеспечивать широкое тиражирование и комплексное приме­нение прогрессивной техники и технологии;

♦ перевести инновационный цикл «исследование—производ­ство—потребление» на межотраслевую, в том числе коопераци­онную, основу;

♦ развивать совместные вспомогательные и обслуживающие производства;

♦ создавать территориальную производственную и социальную инфраструктуру.

Однако было бы совершенно неправильно указывать только позитивные стороны образования крупных объединений. При их создании возникает много проблем, в том числе из-за недостатка опыта и несовершенства законодательства. При образовании круп­ных производственных комплексов, как правило, обостряется про­блема монополизма. Создание сверхкрупных производственных объединений, сосредоточивающих на своих предприятиях выпуск основной части однотипной продукции в масштабе страны, пред­ставляет реальную угрозу монополизации рынка, усиления инф­ляции, сдерживания научно-технического прогресса.

Решение проблемы состоит в организации параллельных произ­водств однотипной продукции, развития внешнеэкономических связей. Однако для создания параллельных структур и конкурсного размещения заказов требуется значительное время. Поэтому госу­дарственные органы считают первоочередным и наиболее доступ­ным методом ограничения монополизма разработку системы эко­номических и правовых мер государственного регулирования про­цессов интеграции производства в рамках объединений и поддержки малого предпринимательства.

2.15. Управление крупными диверсифицированными объединениями

Стандартной системы управления ассоциацией, холдинговой компанией или ФПГ не существует. В зависимости от доли участия отдельных фирм в уставном капитале объединения, степени их диверсификации и географического размещения холдинговая ком­пания или ФПГ может управляться как одна фирма, т. е. в режиме жесткой подчиненности центру. Чаще принимается форма ассоци­ативного управления с правом и без права свободного выхода фир­мы из объединения. В ряде случаев используется смешанная форма. В странах Запада принята более жесткая система. В ряде этих стран, когда доля участия холдинга в уставном капитале объединения пре­вышает 50%, холдинговая компания фактически становится его полноправным хозяином и управляет им как концерном.

В России пока отсутствуют традиции и стандарты образования и управления отечественными предпринимательскими объедине­ниями. Часто они создавались на основе бывших министерств, от­раслевых или территориальных хозяйственных управлений и круп­ных предприятий. Пока не вполне ясны юридический статус таких объединений, права и функции их органов управления. Названия предпринимательских объединений нередко даются самими учре­дителями, не знакомыми ни с отечественным, ни с зарубежным опытом. По названию объединения иногда трудно определить сферу его деятельности и задачи. Отделить холдинг от ФПГ или концер­на порой невозможно.

Характерный пример такого рода объединений — транснациональная нефтяная компания «Гермес-Союз». В учредительном договоре, заключен­ном ее участниками в 1992 г., помимо вышеуказанного, были даны еще два названия этой компании:

♦ акционерное общество открытого типа «Гермес-Союз»;

♦ многопрофильный концерн «Гермес».

Совершенно незнакомое с экономикой, методами предприниматель­ства и менеджмента правление компании допускало множество промахов, что и предопределило последующий распад компании.

Пример компании «Гермес» показывает, что при организации предпринимательских объединений необходимы:

♦ учет отечественного и зарубежного опыта;

♦ привлечение специалистов (менедясеров, экономистов, юри­стов) к управлению объединениями;

♦ недопущение неформального подхода к образованию объе­динений и их регистрации в государственных органах (необходи­мая правовая база, четкое определение сфер деятельности и кон­кретных задач объединения).

2.16. Прекращение деятельности и реорганизация объединений

Хозяйственное объединение прекращает свое существование: 1) по истечении срока, определенного договором, если это пре­дусмотрено в уставе объединения; 2) по решению общего собра­ния участников, принятому в предусмотренном договором поряд­ке; 3) по решению арбитражного суда в случае несостоятельности объединения.

Реорганизация хозяйственного объединения осуществляется, как правило, по плану, принятому общим собранием участников. Ре­организация может происходить в форме разделения объединения на части, слияния с другими объединениями, выделения новых хозяйственных структур из состава объединения. При выделении из объединения одной или нескольких новых хозяйственных структур


к ним в соответствии с разделительным актом переходят фонды, резервы, акции и другое имущество, закрепленное за реорганизо­ванным объединением. Разделительный акт утверждается общим собранием участников или их представителями, входящими в со­став объединения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...