Основные средства предприятия (фирмы) 2 глава
При начислении амортизации следует обратить внимание на объекты недвижимости. К недвижимому имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, предприятия как имущественные комплексы, а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Начисление амортизации начинается со следующего месяца после принятия объекта недвижимости к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств. 5.4. Восстановление и выбытие основных средств В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются. Различные сроки службы отдельных составных частей основных средств обусловливают необходимость их периодического обновления. При этом используются различные методы обновления износившихся конструктивных элементов, в том числе их замена новыми и восстановление старых деталей. Такое обновление основных средств, вызванное общественно необходимым, закономерным износом, называется ремонтом. Затраты на проведение ремонта являются частью затрат по поддержанию основных производственных средств в дееспособном состоянии. Ремонт основных средств, как правило, производится по плану в соответствии с системой планово-предупредительного ремонта (ППР). План составляется по видам основных средств в денежном выражении, предусматривает обслуживание, текущий и средний, а также капитальный и особо сложный ремонт отдельных объектов основных средств. Отнесение работ к тому или иному виду ремонта зависит от сложности и продолжительности работ, их трудоемкости. Если объект состоит из нескольких частей, имеющих разные сроки полезного использования, замена каждой части при восстановлении учитывается как выбытие и приобретение самостоятельного инвентарного объекта. Работы по капитальному ремонту имеют следующие особенности: при ремонте оборудования и транспортных средств, как правило, проводятся полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена всех изношенных деталей и узлов на новые, более современные или их восстановление, сборка, регулирование и испытание агрегата. При ремонте зданий и сооружений производится смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей, опоры мостов и т. п.).
Затраты на ремонт основных средств отражаются в соответствующих первичных документах по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности поставщикам за выполненные работы по капитальному и другим видам ремонта и других расходов. Ремонт основных средств может осуществляться собственными силами предприятия (хозяйственный способ) или путем привлечения специализированных организаций (подрядный способ). Отнесение ремонтных работ к тому или иному способу их выполнения должно быть подтверждено соответствующими документами: договором на проведение ремонта, актом приемки выполненных работ, распоряжениями по предприятию, сметой затрат на ремонт и другими документами. Затраты на проведение ремонта всех видов основных средств включаются в себестоимость продукции только при условии, что ремонтируемые объекты имеют производственное назначение, введены в эксплуатацию и участвуют в производственном процессе.
Необходимо работы по ремонту отличать от других видов работ по модернизации, техническому перевооружению и реконструкции, также связанных с восстановлением основных средств. Модернизация оборудования и транспортных средств, в отличие от капитального ремонта, представляет собой их техническое совершенствование, которое способствует повышению производительности модернизируемого объекта. При модернизации оборудования достигается повышение его производственной мощности, быстроходности, точности обработки деталей, уровня механизации и автоматизации. Работы по техническому перевооружению направлены, прежде всего, на обновление активной части основных средств (машин, оборудования, транспортных средств), а работы по реконструкции способствуют обновлению не только активной, но и пассивной части (зданий и сооружений). Затраты на модернизацию, техническое перевооружение и реконструкцию объектов основных средств не включаются в себестоимость продукции, а относятся на увеличение первоначальной стоимости объекта и на добавочный капитал. Это связано с тем, что включение подобных затрат в себестоимость продукции приводит к занижению налогооблагаемой прибыли. Однако такое включение затрат в первоначальную стоимость объектов осуществляется только в том случае, если после окончания модернизации и технического перевооружения эти затраты улучшают (повышают) ранее принятые нормативные показатели (срок полезного использования, производственную мощность объекта, качество применения и т. п.). Если затраты на модернизацию и техническое перевооружение не увеличивают стоимость основных средств, т. е. не улучшают их технические характеристики, то они списываются на текущие затраты предприятия. Порядок оформления списания основных средств регламентируется типовой инструкцией. Причинами выбытия основных средств являются: ♦ моральный и физический износ или прекращение их использования по назначению;
♦ реализация (продажа) или безвозмездная передача; ♦ передача в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций; ♦ строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение отдельных цехов, участков, когда заменяется оборудование; ♦ ликвидация при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях вследствие утраты. Если списание объекта основных средств производится в результате его продажи, то выручка от реализации принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре. Доходы, расходы и потери от списания объектов основных средств отражаются в отчетном периоде, к которому они относятся, и подлежат зачислению соответственно в прибыль или убыток организации. Факт списания основных средств должен быть оформлен приказом руководителя организации и актом ликвидации, подписанным членами ликвидационной комиссии. При этом акт должен содержать следующие данные: год изготовления или постройки объекта; дату поступления на предприятие; дату ввода в эксплуатацию; первоначальную стоимость объекта (для переоцененных объектов — восстановительную стоимость); сумму начисленного износа; количество проведенных капитальных ремонтов, а также причины списания и возможность использования отдельных узлов, деталей списываемого объекта. При списании автотранспортных средств дополнительно указывается в акте списания пробег автомобиля, а также технические характеристики агрегатов и деталей автомобиля и возможность дальнейшего их использования. В тех случаях, когда объект основных средств списывается вследствие аварии, то к акту о списании прилагается копия акта об аварии. Отметим, что при начислении налога на прибыль отрицательный результат от списания основных средств может быть учтен лишь в случаях, когда их выбытие произошло в результате стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, а также когда есть убытки от хищений, виновники которых по решению суда не установлены. В этих случаях он будет включаться в состав внереализационных расходов как некомпенсируемые потери и убытки.
5.5. Учет основных средств Учет основных средств на предприятиях всех организационно- правовых форм должен осуществляться в соответствии с положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств», а также Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств. Объектом учета основных средств является самостоятельный объект аналитического учета — инвентарный объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно- обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно-сочлененных объектов (предметов) — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. Если же у одного объекта имеется несколько частей с разным сроком полезного использования, то каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. К принятию указанных объектов к бухгалтерскому учету следует подходить исходя из действовавшего на момент приобретения лимита их стоимости и срока полезного использования для отнесения к основным или оборотным средствам. Лимит установлен в пределах не менее 100-кратного размера ММОТ и срока использования не менее 12 месяцев. В учетной политике предприятия можно принять другой лимит, например 80-кратный, 70-кратный, 40-кратный размер ММОТ, т, е. предприятие может самостоятельно формировать порядок отнесения активов к основным средствам исходя из своей структуры и других особенностей деятельности. Все затраты, связанные с приобретением основных средств, отражают на соответствующем субсчете «Приобретение объектов основных средств», который открывают к счету 08, или на других субсчетах в зависимости от вида приобретаемого или создаваемого объекта. Затем на основании акта ввода в эксплуатацию объект основных средств приходуют на счет 0! в сумме сформированной первоначальной стоимости. В случаях, когда учредители вносят свою долю в уставный (складочный) капитал не деньгами, а имуществом, на основании первичных документов объект приходуется сразу на дебет счета 01 «Основные средства» в корреспонденции со счетом 75 «Расчеты с учредителями» с отражением на субсчете «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал».
Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо его снятия с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права. Если объект введен в действие и поставлен на учет, например, 4 апреля 2001 г., то амортизация начисляется с 1 мая 2001 г. Такая же ситуация с выбытием основных средств — амортизационные отчисления прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или его снятия с бухгалтерского учета. Если, например, объект выбыл 4 апреля 2001 г., то за весь месяц амортизация начисляется в полной сумме и ее начисление прекращается с 1 мая 2001 г. Если объект списан в связи с моральным износом, то оставшаяся часть его первоначальной стоимости (недоначисленная амортизация) возмещается за счет чистой прибыли организации. Начисленная амортизация отражается в бухгалтерском учете ежемесячно независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде. Для учета амортизационных отчислений используется отдельный счет, на котором происходит накопление соответствующих сумм. Начисление амортизации может приостанавливаться на период восстановления объектов основных средств продолжительностью свыше 12 месяцев или если последние переведены по решению руководителя предприятия на консервацию на срок более трех месяцев. Существует несколько методов учета затрат на проведение ремонта основных средств. Метод учета выбирается предприятием самостоятельно в зависимости от видовой структуры основных средств, сложности и трудоемкости ремонта, периодичности проведения ремонтных работ и стоимости затрат на ремонт. В зависимости от сложности ремонтных работ, их трудоемкости и стоимости в настоящее время применяются два самостоятельных порядка включения затрат по ремонту в себестоимость продукции: по технически сложным видам ремонта и по остальным его видам. Для ремонта технически сложных основных средств предприятие может создавать ремонтный фонд, который определяется исходя из балансовой стоимости основных производственных средств и утвержденных руководством предприятия нормативов отчислений на ремонт. Например, смета затрат на ремонт технически сложных основных средств на 2001 г. составляет 24 млн руб. Смету разработали работники предприятия и утвердил директор. Первоначальная стоимость технически сложных основных средств поданным бухгалтерского учета на начало 2001 г. составляет 500 млн руб. Норматив отчислений на ремонт — 4,8% в год (24; 500 х х 100) и 0,4% в месяц. Исходя из этого норматива затраты на ремонт в один месяц 2001 г. составляют 2 млн руб. (500 млн руб. х 0,4%). Полученную сумму умножаем на три, т. е. затраты на ремонт на I квартал будут 6 млн руб. Если фактические затраты на ремонт в I квартале составляли, например, 8 млн руб., то на текущие издержки списывается 6 млн руб., а 2 млн руб. отражаются в составе расходов будущих периодов. И наоборот, если фактические расходы на ремонт будут меньше норматива, то разность между нормативом и фактическими затратами учитывается на кредите счета «Резервы предстоящих расходов» и списывается на себестоимость в последующем отчетном периоде. Учет затрат по капитальному и текущему ремонту основных средств, осуществляемому хозяйственным способом, ведется предварительно по дебету счета 23 «Вспомогательные производства». Если же капитальный ремонт осуществляется подрядным способом, то предприятие должно заключить договор с подрядчиком, а все расходы по ремонту учитываются на счете «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» с последующим списанием фактических расходов и платежей на себестоимость. Правильность образования и использования сумм по ремонтному фонду периодически (а на конец года обязательно) проверяется по данным смет и расчетов и при необходимости корректируется. При инвентаризации резерва расходов на ремонт основных средств излишне зарезервированные суммы в конце года сторнируются. В случаях, когда окончание ремонтных работ по объектам с длительным сроком их производства и существенным объемом указанных работ происходит в следующем за отчетным году, остаток резерва на ремонт основных средств не сторнируется. По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва относится на финансовые результаты отчетного периода и увеличивает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Порядок проведения инвентаризации установлен соответствующими методическими указаниями, которые определяют как общие правила проведения инвентаризации, так и правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества, в частности основных средств и финансовых обязательств. Отнесение затрат по технически не сложным видам ремонта осуществляется по фактическим затратам или с использованием счета «Расходы будущих периодов». Если затраты на ремонт учитываются по фактическим затратам, расходы на проведение ремонтных работ отражаются по мере их возникновения и включаются в себестоимость того отчетного периода, в котором они имели место. Произведенные затраты относятся на счета учета производственных затрат в зависимости от места эксплуатации объекта и от способа проведения работ (подрядного или хозяйственного). При использовании хозяйственного способа затраты по объекту, подлежащему ремонту, включаются в себестоимость продукции по соответствующим элементам затрат (материальные затраты, затраты на оплату труда и т. д.). С начала ремонта расходы учитываются на счете «Вспомогательные производства», а по окончании ремонтных работ все затраты относятся на издержки производства с учетом места эксплуатации объекта основных средств (основное производство, вспомогательное производство, общепроизводственные или общехозяйственные расходы). При подрядном способе выполнения ремонтных работ фактические расходы отражаются на счетах затрат в зависимости от места эксплуатации ремонтируемого объекта и характера расходов в корреспонденции со счетами учета расходов по выполнению работ специализированными организациями. В случаях, когда объемы выполняемых ремонтных работ значительно колеблются по отдельным отчетным периодам и весьма неравномерны, для равномерного отнесения затрат на себестоимость можно использовать счет «Расходы будущих периодов». При таком способе учета фактически понесенные расходы по ремонту основных средств предварительно учитываются на счете «Расходы будущих периодов» в корреспонденции со счетами учета ресурсов (материалы, заработная плата и др.), денежных средств, расчетов и другими счетами с последующим равномерным списанием на себестоимость продукции (работ, услуг) исходя из установленного предприятием норматива отчислений. Метод отнесения затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции определяется предприятием самостоятельно и фиксируется в приказе «Об учетной политике предприятия», который подписывает его руководитель. При этом предприятиям строительной индустрии, тяжелой промышленности и др. (т. е. предприятиям со сложной структурой основных фондов и большим объемом ремонтных работ), а также предприятиям с сезонным характером производства рекомендуется создание ремонтных фондов по видам ремонта, что позволяет равномерно включать произведенные работы в себестоимость. Предприятиям, на которых проведение ремонтных работ не связано со значительными денежными расходами, можно рекомендовать использовать метод учета по фактическим затратам. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. В соответствии с законодательством и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года. При этом обязательная инвентаризация проводится: ♦ при передаче имущества в аренду, выкупе или продаже; ♦ при смене материально ответственных лиц; ♦ при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; ♦ в случае стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций; ♦ при реорганизации или ликвидации организации; ♦ в других случаях, предусмотренных законодательством РФ. До начала инвентаризации основных средств рекомендуется проверить: ♦ наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета; ♦ наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации; ♦ наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. В процессе инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объекта и заносит в описи полное их наименование, назначение, основные технические или эксплуатационные параметры, инвентарные номера. При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации вносятся соответствующие исправления и уточнения. В случае обнаружения объектов, не принятых на учет, а также неправильных данных, характеризующих их, в опись включаются правильные сведения и все необходимые данные. На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности. Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись. 5.6. Показатели и анализ использования основных средств Для характеристики изучения динамики, планирования и определения уровня использования основных средств осуществляется их анализ. Анализ использования основных средств позволяет: ♦ выявить и оценить происходящие изменения в составе и структуре основных средств, их техническом состоянии и содержании; ♦ определить, как используются основные средства и какие резервы их использования имеются на предприятии (цехе, участке); ♦ установить соответствие происходящих изменений требованиям перспективного развития фирмы, потребностям рынка, конкурентным возможностям; ♦ отобрать наиболее важные факторы и выявить их количественное влияние на изменение уровня использования основных средств. Выполнению анализа использования основных средств должна предшествовать подготовительная работа: ♦ принятие руководством фирмы решения о необходимости выполнения анализа; ♦ установление отделов-соисполнителей; ♦ определение периода исследования и срока выполнения работы. Для целей анализа используются данные годового учета, статистической отчетности, оперативно-технического учета и при необходимости первичные материалы, информация разовых обследований. Анализ основных средств может осуществляться по следующим направлениям: ♦ анализ состава основных средств (промышленно-производ- ственных основных средств, производственных основных средств других отраслей и основных средств непроизводственного назначения); ♦ анализ структуры основных средств (видовой, технологической, возрастной и производственной); ♦ анализ технического состояния основных средств; ♦ анализ содержания основных средств; ♦ анализ технико-экономических показателей использования основных средств. Важное значение имеет анализ технического состояния основных средств. Расчет коэффициентов обновления, выбытия, прироста, износа и годности основных средств приведен в табл. 5.3. Коэффициент годности можно также исчислить путем вычитания процента износа из 100%. Анализ технического состояния основных средств осуществляется путем сопоставления коэффициентов между собой. Например, при сопоставлении коэффициента обновления с коэффициентом выбытия основных средств, если отношение коэффициентов меньше единицы, то основные средства направляются преимущественно на замену устаревших, если отношение коэффициентов больше единицы, новые основные средства направляются на пополнение действующих. Анализ технико-экономических показателей использования основных средств включает: ♦ анализ показателей использования оборудования по времени и мощности; ♦ анализ показателей использования оборудования по количеству; ♦ анализ коэффициента сменности; ♦ общий анализ фондоотдачи; ♦ факторный анализ фондоотдачи; ♦ анализ эффективности развития основных средств. Учитывая важность этого направления анализа, рассмотрим некоторые важнейшие показатели.
Анализ использования оборудования по времени (экстенсивное использование) сводится к определению изменений, происшедших в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет уменьшения различного рода простоев и внеплановых перерывов. Экстенсивное использование оборудования состоит в определении времени его фактической работы (и сопоставлении с различными фондами времени: календарным (7), режимным (Т) и располагаемым по плану (TJ). Уровень использования оборудования по времени характеризуется коэффициентами, исчисляемыми как отношение фактически отработанного времени к его календарному фонду (Tifi3M: Т), к режимному ф о (f \ Т) к располагаемому фонду по плану (7;^: TJ. Анализ использования оборудования по количеству показывает количественное изменение использования оборудования на предприятии. При этом различают следующие категории оборудования: наличное, установленное и фактически работающее. Наличное оборудование fЯм) — все оборудование предприятия вне зависимости от места его нахождения и технического состояния, т. е. все оборудование, которое числится на балансе предприятия. Установленное оборудование (//) — оборудование, сданное в эксплуатацию, включая находящееся в ремонте и в процессе модернизации. Фактически работающееоборудованиё, Яф.|к.) — оборудование, бывшее в работе независимо от продолжительности его работы в течение отчетного периода. Уровень использования оборудования по количеству характеризуют коэффициенты: 1) отношение установленного (или фактически работающего) оборудования к наличному,П (или Я1|акт): Hw Этот коэффициент характеризует динамику использования наличного парка оборудования, числящегося на балансе, позволяет определить количество неустановленного оборудования и наметить мероприятия для ускорения сдачи его в эксплуатацию; 2) отношение фактически работающего оборудования к установленному П: //. Этот коэффициент определяет степень использования оборудования, предназначенного для работы в пределах определенного периода.
Комплексным показателем, характеризующим использование парка оборудования по количеству и по времени, является коэффициент сменности (Км), который показывает время целосмеыного использования единицы установленного оборудования. Он определяется как отношение отработанных станко-смен (Ц, //... П.) к количеству установленного оборудования (77 г): Например, на предприятии установлено 300 единиц оборудования. В первую смену работало 200 станков, во вторую — 150 станков, в третью — 100 станков. Коэффициент сменности равен 1,5, т. е.
Изменение фондоотдачи (ДФ^) за счет изменения коэффициента сменности в отчетном периоде (А"",')по сравнению с базисным (K^,) определяется по формуле:
где Ф6 — фондоотдача за базисный период. Например, фондоотдача в базисном периоде составляла 5 руб., коэффициент сменности соответственно 1,5 и 1,4. Изменение фондоотдачи за счет изменения коэффициента сменности составило:
Основным стоимостным показателем, характеризующим уровень использования основных средств, является показатель фондоотдачи (Ф), т. е. выпуск продукции на 1 руб. основных средств. Фондоотдача определяется как отношение объема продукции (ОП) в денежном измерении к среднегодовой стоимости основных средств (С j:
В качестве показателей объема продукции можно использовать валовую, товарную и реализованную продукцию в договорных ценах. Изменение фондоотдачи (дФ) по предприятию за определенный отчетный период по сравнению с базисным определяется по следующей формуле:
Увеличение объема производства за счет изменения среднегодовой стоимости основных средств составило +0,3 млн руб.: ДОП = (10,1 - 10) х 3 = 0,1 х 3 = 0,3 (млн руб.).
Увеличение объема производства за счет изменения уровня фондоотдачи составило +1,8 млн руб.:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|