Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Vi. Методические указания по освоению дисциплины




Основными видами занятий при изучении дисциплины «Административное право» являются лекционные занятия и семинарские занятия.

Лекционные занятия акцентированы на наиболее важных теоретических и проблемных вопросах административного права, призваны ориентировать студентов в предлагаемом материале, заложить научные и методологические основы для дальнейшей самостоятельной работы студентов, содействовать дальнейшему развитию их аналитического мышления, выработке собственной позиции по обсуждаемым проблемам.

Практические (семинарские) занятия призваны ориентировать студентов не только на приобретение новых знаний, но и совершенствование профессиональных компетенций.

В работе со студентами используются разнообразные средства, формы и методы обучения (информационно-развивающие, проблемно-поисковые).

Особо значимой для профессиональной подготовки студентов является самостоятельная работа по курсу. В ходе этой работы студенты отбирают необходимый материал по изучаемому вопросу и анализируют его. Самостоятельная работа с нормативными правовыми актами включает себя поиск нормативных правовых актов по теме исследования, их изучение, краткий конспект, выявление проблем, пробелов, противоречий. Самостоятельная работа с литературой включает в себя такие приемы как составление плана, тезисов, конспектов, аннотирование источников, написание рефератов. В рамках учебного курса подразумевается составление тематических докладов, которые проверяется преподавателем, обсуждается со студентами и учитывается при итоговом контроле знаний по курсу. Темы для самостоятельной работы студентов, задания и задачи, деловые игры преподаватель определяет самостоятельно, используя настоящую программу, иные практикумы по дисциплине, судебную и административную практику.

В практике организации лекционных занятий и практических (семинарских) занятий по дисциплине «Административное право» применяются как традиционные, так и интерактивные методики:

1. творческие задания;

2. работа в малых группах;

3. обучающие игры (в том числе ролевые, деловые, образовательные);

4. обсуждение сложных и дискуссионных проблем (в том числе дискуссия, дебаты, метод «займи позицию», переговоры);

5. работа с документами (в том числе составление документов, письменная работа по обоснованию своей позиции).

Практические занятия проводятся с группой и строятся как беседа-дискуссия по каждому вопросу плана. При изучении курса необходимо прорабатывать темы в той последовательности, в которой они даны в программе и планах практических занятий. Проработку каждого из вопросов целесообразно начинать со знакомства с содержанием соответствующего раздела программы курса и обращения к обозначенным в списке литературы источникам.

Учебники и учебные пособия по дисциплине «Административное право» не всегда учитывают изменения в законодательстве. В связи с этим студентам в ходе подготовки к занятиям необходимо, прежде всего, изучать нормативные правовые акты в действующей редакции.

Лекционные занятия и семинарские занятия проводятся для получения студентами основных теоретических (нормативно-правовых, учебных, научных) знаний, а также в целях закрепления теоретических положений законодательства, обобщения судебной и административной практики и обсуждения мнений ученых-теоретиков. Посещая лекции, активно работая на семинарах и выполняя задания для самостоятельной работы, студенты должны научиться работать с источниками в процессе теоретического решения задач и выявить практические навыки использования норм материального и процессуального права при проведении деловых игр, составлении правовых документов. Лекционные занятия и семинарские занятия могут проводиться в различных формах, таких как традиционная лекция, блиц-игра, дискуссия, круглый стол, диспут, деловые игры, обсуждение новых законодательных актов и теоретических работ, материалов судебной и административной практики и т.п.

Формы и методы, которые преподаватель может использовать для проверки знаний студента по изучаемым вопросам программы, разнообразны. Это может быть контрольная работа, тестирование, решение практических задач, решение тестовых заданий и некоторые другие. Выбор конкретной формы осуществляет непосредственно преподаватель.

Для более глубокой проработки вопросов программы учебного курса рекомендуется использовать названные в списке нормативные правовые акты, материалы судебной и административной практики, учебную и научную литературу.

Формой текущего контроля знаний студентов выступает аттестация каждого студента по результатам посещаемости учебных занятий и активности на них; опрос каждого студента по теме занятия, тестирование, выполнение письменных домашних заданий, решение практических задач, подготовка научных сообщений, индивидуальные консультации, контрольные работы, письменные мини-опросы.

Выбор конкретной формы осуществляет непосредственно преподаватель.

Методы проверки знаний студентов:

1. Контрольная работа. Заданием контрольной работы могут быть конкретные вопросы из учебного курса, на которые студент должен дать краткие, но содержательные ответы.

2. Тестирование, которое позволяет проверить наличие у студента сформировавшегося понятийного аппарата.

3. Ролевые игры. Данный метод направлен на приобретение конкретных практических навыков путем возложения на студентов функций участников судебного и административного процесса в судах различных инстанций, в разнообразных органах исполнительной власти.

4. Подготовка юридических документов – договоров, протоколов, исков, судебных актов, решений органов исполнительной власти и др. Данный метод направлен на выработку у студентов определенных навыков работы с документами.

5. Подготовка докладов по теоретическим и практическим проблемам законодательства с обобщением материалов российской практики, практики органов государственной власти, с использованием зарубежного опыта.

6. Решение практических задач, которое показывает степень формирования у студентов практических навыков. Решение задач является традиционным и важнейшим методом проведения практических занятий, поэтому следует более детально остановиться на рассмотрении основных подходов к решению задач.

7. Написание реферата. Данный метод позволяет студенту детально изучить проблемный аспект какого-либо вопроса, выявить различные точки зрения, обобщить их, изложить собственную позицию, проанализировав нормативные акты, специальную литературу, судебную практику.

В зависимости от изучаемой темы преподаватель предлагает студентам для решения задачи (казусы).

Формой промежуточного контроля знаний студентов выступает зачет. Зачет может проводиться в форме устного опроса по вопросам с предварительной подготовкой или без подготовки, по усмотрению кафедры. Экзаменатор вправе задавать несколько вопросов, а также, помимо теоретических вопросов, давать задачи по программе данного курса.

Вопросы для зачета являются частью вопросов к экзамену, которые утверждаются па заседании кафедры и подписываются заведующим кафедрой не позднее, чем за две недели до начала экзаменационной сессии. Использование авторских методик для проведения зачета допускается при условии своевременного рассмотрения и утверждения их на заседании кафедры, а также согласования в учебном отделе деканата. Экзаменатор может проставить зачет без опроса или собеседования тем студентам, которые активно участвовали в семинарских занятиях.

Зачет проводится в период зачетной недели, предусмотренной учебным планом. Не допускается проведение зачета в другое время. Зачет должен начинаться в указанное в расписании время и проводиться в отведенной для этого аудитории. Самостоятельный перенос экзаменатором времени и места проведения зачета не допускается.

Преподаватель принимает зачет только при наличии ведомости и надлежащим образом оформленной зачетной книжки.

Критерии оценки ответа студента на зачете, а также форма его проведения доводятся преподавателем до сведения студентов до начала зачета.

Результат зачета объявляется студенту непосредственно после его сдачи, затем выставляется в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента. В случае неявки студента для сдачи экзамена (зачета) в ведомости вместо оценки делается запись «не явился».

При проведении лекционных занятий и семинарских занятий разными преподавателями зачет проводится либо преподавателем, проводившим лекционные занятия, либо преподавателем, проводившим семинарские занятия, по усмотрению кафедры.

В экзаменационной ведомости должны быть заполнены все графы. В случае исправления экзаменатором оценки в экзаменационной ведомости и зачетной книжке им делается запись «исправленному на (оценка) верить» и ставится подпись.

Если в процессе сдачи зачета студент использовал недопустимые дополнительные материалы (шпаргалки), то экзаменатор имеет право изъять шпаргалку и обязан поставить оценку «не зачтено».

Выставление оценок на зачете осуществляется на основе принципов объективности, справедливости, всестороннего анализа уровня знаний студентов.

При выставлении оценки экзаменатор учитывает:

- знание фактического материала по программе, в том числе знание учебной литературы, нормативных правовых актов;

- степень активности студента на семинарских занятиях;

- логику, структуру, стиль ответа; культуру речи, манеру общения; готовность к дискуссии, аргументированность ответа; уровень самостоятельного мышления; умение приложить теорию к практике, решить задачи;

- наличие пропусков семинарских и лекционных занятий по неуважительным причинам.

Зачет дает возможность преподавателю:

выяснить уровень освоения студентами учебной программы дисциплины «Административное право»;

- оценить формирование у студентов определенных знаний и навыков их использования, необходимых и достаточных для будущей самостоятельной юридической работы;

- оценить умение студента творчески мыслить и логически правильно излагать ответы на поставленные вопросы.

Для допуска к зачету студенту необходимо посещать лекционные занятия, активно работать на семинарских занятиях, участвуя в выполнении заданий, предложенных преподавателе, выполнить все задания, поставленные преподавателем к семинарам (самостоятельная работа студентов); написать реферат или эссе на одну из проблемных тем (выбор формы исследования (реферат или эссе), а также темы исследования осуществляется студентом самостоятельно из перечня, предложенного преподавателем). Студенту необходимо выполнить все поставленные задания. При решении задач разрешается пользоваться нормативно-правовыми актами и судебной практикой как на бумажных носителях, так и в электронной форме. Для допуска к экзамену студенту необходимо успешно выполнить итоговый тест.

Зачет проводится в форме подготовки ответа на поставленный преподавателем вопрос. В случае неправильного (не точного) ответа на поставленный вопрос задачи на зачете преподаватель вправе задавать уточняющие вопросы теоретического характера, приведенные в настоящей рабочей учебной программе.

Оценка знаний студентов должна опираться на строго объективные критерии, научно обоснованные педагогикой и обязательные для выполнения всех преподавателей.

Среди таких критериев важнейшими являются принципы подхода к оценке. В наиболее общем виде эти принципы можно представить следующим образом:

- глубокие знания и понимание существа вопроса, но не всех его деталей, а лишь основных;

- степень сознательного и творческого усвоения изучаемых наук как базы личных убеждений и полезных обществу действий;

- понимание сущности науки, места каждой темы в общем курсе и её связи с предыдущими и последующими темами;

- выделение ключевых проблем науки и умение правильно использовать это знание в самостоятельной научной деятельности или практической работе по специальности.

Критерии оценок остаточных знаний для проведения промежуточной аттестации в виде зачета по 2-х бальной системе с использованием изложенной системы принципов могут выглядеть следующим образом:

- оценка «зачтено» ставится студенту, имеющему правильные знания программы курса, понимающему поставленные проблемные вопросы, знающему основную рекомендованную учебную литературу, ориентирующемуся в действующем законодательстве, обладающему навыками практического применения теоретических знаний;

- оценка «незачтено » выставляется при серьезной недоработке, когда студент показывает знания ниже минимума учебной программы, когда эти знания носят отрывочный и бессистемный характер, вследствие чего студент не понимает важных узловых вопросов и дает на них путанные и неверные ответы.

Формой итогового контроля знаний студентов выступает экзамен.

Экзамен проводится по билетам с предварительной подготовкой студентов. Экзаменатор вправе задавать вопросы сверх билета, а также, помимо теоретических вопросов, давать задачи по программе данного курса.

Экзаменационные билеты (вопросы) утверждаются па заседании кафедры и подписываются заведующим кафедрой не позднее, чем за две недели до начала экзаменационной сессии. В билете должно содержаться не более двух вопросов. Комплект экзаменационных билетов по дисциплине должен содержать 30-40 билетов.

Экзаменатор может проставить экзамен без опроса или собеседования тем студентам, которые посещали лекционные занятия и активно участвовали в семинарских занятиях.

Экзамен проводится в период экзаменационной сессии, предусмотренной учебным планом. Не допускается проведение экзамена на последних семинарских, либо лекционных занятиях.

Экзамен должен начинаться в указанное в расписании время и проводиться в отведенной для этого аудитории. Самостоятельный перенос экзаменатором времени и места проведения экзамена не допускается.

Преподаватель принимает экзамен только при наличии ведомости и надлежащим образом оформленной зачетной книжки.

Критерии оценки ответа студента на экзамене, а также форма его проведения доводятся преподавателем до сведения студентов до начала экзамена.

Результат экзамена объявляется студенту непосредственно после его сдачи, затем выставляется в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента. Положительные оценки заносятся в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, неудовлетворительная оценка проставляется только в экзаменационной ведомости. В случае неявки студента для сдачи экзамена в ведомости вместо оценки делается запись «не явился».

При проведении лекционных занятий и семинарских занятий разными преподавателями экзамен проводится либо преподавателем, проводившим лекционные занятия, либо преподавателем, проводившим семинарские занятия, по усмотрению кафедры.

В экзаменационной ведомости должны быть заполнены все графы. В случае исправления экзаменатором оценки в экзаменационной ведомости и зачетной книжке им делается запись «исправленному на (оценка) верить» и ставится подпись.

Если в процессе подготовки к экзамену студент использовал недопустимые дополнительные материалы (шпаргалки), то экзаменатор имеет право изъять шпаргалку и обязан поставить оценку «неудовлетворительно».

Выставление оценок на экзамене осуществляется на основе принципов объективности, справедливости, всестороннего анализа уровня знаний студентов.

При выставлении оценки экзаменатор учитывает:

- знание фактического материала по программе, в том числе знание учебной литературы, нормативных правовых актов;

- степень активности студента на семинарских занятиях;

- логику, структуру, стиль ответа; культуру речи, манеру общения; готовность к дискуссии, аргументированность ответа; уровень самостоятельного мышления; умение приложить теорию к практике, решить задачи;

- наличие пропусков семинарских и лекционных занятий по неуважительным причинам.

Оценка знаний студентов должна опираться на строго объективные критерии, научно обоснованные педагогикой и обязательные для выполнения всех преподавателей.

Среди таких критериев важнейшими являются принципы подхода к оценке. В наиболее общем виде эти принципы можно представить следующим образом:

- глубокие знания и понимание существа вопроса, но не всех его деталей, а лишь основных;

- степень сознательного и творческого усвоения изучаемых наук как базы личных убеждений и полезных обществу действий;

- понимание сущности науки, места каждой темы в общем курсе и её связи с предыдущими и последующими темами;

- выделение ключевых проблем науки и умение правильно использовать это знание в самостоятельной научной деятельности или практической работе по специальности.

Критерии оценок остаточных знаний для проведения итоговой аттестации в виде экзамена по 4-х бальной системе с использованием изложенной системы принципов могут выглядеть следующим образом:

- оценка «отлично» ставится студенту, имеющему правильные знания программы курса, понимающему поставленные проблемные вопросы, знающему основную рекомендованную учебную литературу, ориентирующемуся в действующем законодательстве, обладающему навыками практического применения теоретических знаний;

- оценка «хорошо» ставится студенту, имеющему правильные знания программы курса, понимающему поставленные проблемные вопросы, знающему основную рекомендованную учебную литературу, ориентирующемуся в действующем законодательстве, обладающему навыками практического применения теоретических знаний, но допустившему определенные неточности в ответе;

- оценка «удовлетворительно» ставится студенту, имеющему отдельные фрагментарные, не систематизированные знания программы курса, знающему основную рекомендованную учебную литературу, ориентирующемуся в действующем законодательстве;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется при серьезной недоработке, когда студент показывает знания ниже минимума учебной программы, когда эти знания носят отрывочный и бессистемный характер, вследствие чего студент не понимает важных узловых вопросов и дает на них путанные и неверные ответы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...