Роль инновационной инфраструктуры в развитии экономики государства
Для России традиционно стремление быть одним из мировых лидеров, в том числе - и в научной и технологической сфере. О том, что у России для этого есть предпосылки, свидетельствуют не только представители отечественной науки, которых можно было бы упрекнуть в пристрастии, но и авторитетные зарубежные источники [76]. Но, когда речь идет о таком показателе, как технологическая конкурентоспособность нашей страны, ситуация приобретает совсем иной характер. Оценками технологической конкурентоспособности ряда стран регулярно, начиная с 1991 года, занимается американский Национальный Научный Фонд (NCF). Он силами Технологического Института Джорджии проводит исследование по нескольким обобщающим индикаторам технологической конкурентоспособности для 33 стран [74]. Технологическая конкурентоспособность стран рассматривается как черный ящик. В качестве анализируемых входов в экономическую систему исследуются следующие специально сконструированные синтетические показатели: · национальная ориентация на достижение технологической конкурентоспособности страны (Россия в 1996 г. была на одном из последних мест – 29-м, обойдя лишь Венесуэлу и Аргентину; к 1999 г. ситуация принципиально не изменилась, хотя удалось “обогнать” Таиланд, ЮАР, Мексику); · социально-экономическая инфраструктура, существенная для функционирования современной, передовой в технологическом отношении страны (в 1996 г. Россия оказалась на 22-м месте, впереди многих стран, среди которых Китай, Индия, Мексика, Индонезия, Таиланд, Венгрия и Аргентина, но позади Польши и ЮАР; в 1999 г. наша страна сохранила ту же позицию); · технологическая инфраструктура, т.е. социально-экономические институты, обеспечивающие потенциальную возможность разрабатывать, производить и продавать новые технологии (в 1996 г, Россия, опередив с большим отрывом “развивающиеся” страны* была на 7 месте, впереди Швеции, Италии и Швейцарии, в 1999 г. она заняла 12-е место, пропустив вперед Швецию, Швейцарию, Австралию, но все еще значительно обгоняя “развивающиеся” страны);
· производственный потенциал - материальные и человеческие ресурсы, обеспечивающие производство и эффективность высокотехнологичной продукции (здесь Россия в 1996 г. оказалась на 19-м месте, позади Испании и Малайзии, но впереди Бразилии, Венгрии, Китая и Канады; но в 1999 г. положение резко ухудшилось, Россию обогнали очень многие страны, в том числе не только Китай, Канада, Бразилия и Венгрия, но и Филиппины). Выходом системы служили показатели технологического состояния производства и экспортоспособности по высокотехнологичным продуктам. По этому показателю Россия в 1996 году была на 19-м месте, но в 1999 году переместилась на 28 место, оставив после себя лишь такие страны, как Филиппины, Южная Африка, Индонезия, Аргентина и Венесуэла. Такие оценки весьма неутешительны для России. Они говорят о том, что Россия находится в самом начале пути построения современной экономики, основанной на знаниях, являющейся основой экономического развития современных промышленно развитых стран. Экономика этих стран все больше ориентирована на инновации и формирует такую систему взаимоотношений между наукой, промышленностью и обществом, при которой инновации служат основой развития промышленности и общества, а те, в свою очередь, стимулируют развитие инноваций и определяют их направления и тем самым во многом и важнейшие направления научной деятельности [76]. Иными словами, общими усилиями государства, предпринимательской и научной среды и общества в целом строится национальная инновационная система (НИС), в которой сочетаются:
· исследовательская среда, обладающая высокой квалификацией, исследовательским духом, стимулами к сотрудничеству с предпринимательской средой, · предпринимательская конкурентная среда, субъекты которой обладают стратегическим мышлением (стимулами к инновациям), способностью обучения, адсорбции и адаптации знаний; · механизм (с необходимыми институциональными надстройками и обратными связями) взаимодействия этих двух сред, организующий, с одной стороны, трансфер знаний, их распределение и трансформацию в пред конкурентные технологии для предпринимательской среды, с другой стороны, ориентацию исследовательской среды на удовлетворение возникающих инновационных потребностей развития производства. Исследовательская среда в России, хотя и заметно сократилась в последнее десятилетие, но все-таки по-прежнему остается на достаточно высоком уровне численность российского научно-исследовательского сектора. Так, в 2001 году на 1000 человек экономически активного населения России приходилось 12,4, а на 1000 занятых в экономике – 13,6 человек, занятых исследованиями и разработками. Эти цифры гораздо выше значений показателей по Евросоюзу, где они в 1999 г. составили, соответственно 9,9 и 10,5. Несколько иная ситуация с численностью исследователей - сегодня эти цифры оказываются несколько (но не столь значительно) ниже, чем в промышленно развитых странах. Так, в 2001 г. число исследователей в России на 1000 человек экономически активного населения и на 1000 занятых в экономике составляло, соответственно 5,9 и 6,5, в то время как по ОЭСР в целом (в 1999 Г.) – 6,2 и 6,6. С одной стороны, структура российской науки продолжает соответствовать мировым стандартам. Показатели этой структуры выглядят достаточно благополучно. Действительно, оказывается, что сумма долей в общей численности исследователей государственного сектора и сектора высшего образования в России в 2001 г. составляла 33,8%, что близко к такой же доле для ОЭСР в целом, где она в 1997 г. была равна 33%. Это означает, что и доля предпринимательского сектора науки у нас примерно такая же, как в ОЭСР в целом. С другой стороны, имеет место существенный разрыв в структуре публикаций. Львиная доля научных статей в изданиях мирового значения в России (63,5 %) падает на физику и химию. Это значительно выше, чем в США, где данные науки обеспечивали в сумме 18%, и чем в научном мире в целом, где суммарная доля данных наук составила 27,8%, соответственно (данные за 1999 г.).
Изобретательская активность в России резко падает по мере приближения к концу научно-технологической цепи. В структуре затрат опытно- конструкторские работы занимают 67%, больше чем во многих развитых странах. Но, в отличие от других промышленно развитых стран, изобретательская активность в России резко падает по мере приближения к концу научно-технологической цепи. В результате количество действующих патентов на изобретения в 2001 г. более чем 7,5 раз превосходит число свидетельств на полезные модели. В Германии в том же году это отношение для патентов, прошедших регистрацию через Германское бюро патентов и торговых марок (Deutche Patent und Markenamt - DPMA), составляло 1,25, а с учетом патентов на изобретения, прошедших регистрацию через Европейское патентное бюро, с эффектом в Германии – 2,3. Россия сильно отстает от развитых стран по доле затрат на исследования и разработки в ВВП. По масштабам финансирования науки она за 90-е гг. “откатилась” на уровень стран со средним (по абсолютной величине расходов) и даже малым (по доле в ВВП) научным потенциалом. Доля затрат на науку в ВВП в 2001 г. в нашей стране составила 1,16%, что примерно вдвое меньше среднего по ОЭСР. Но здесь важно то, что в промышленно развитых странах львиную долю расходов на НИР берет на себя промышленность, а у нас предпринимательский сектор обеспечивает только 19,6 % от общих расходов на науку. Низкий уровень изобретательского потенциала, недостаточный спрос со стороны производства на результаты научно-технической деятельности говорят о существовании серьезных внутренних проблем не только в предпринимательской среде, но также и в самой науке. Беда российской инновационной и научно-технической (как, впрочем, и экономической) политики в ее традиционной бессистемности. Россия, будучи одной из немногих стран, обладающих достаточно развитым научно-техническим потенциалом, по состоянию институциональных инструментов инновационного процесса находится на уровне ниже пятидесятых годов прошлого века.
В современных промышленно развитых странах для реализации государственных целей при осуществлении взаимодействий государства, науки и промышленности применяются три основных инструмента [22, 23]: Первый из них — государственный контракт. Он применяется, если приобретение государством результатов НИР приносит непосредственную выгоду или пользу государству; при этом не исключается ситуация передачи приобретенного продукта третьей стороне. Заключение контракта, за исключением специально оговоренных ситуаций, является результатом конкурса. В процессе работ по контракту представитель государства имеет право контролировать процесс выполнения работ и корректировать их. В законодательстве нашей страны нет четкого определения контракта по отношению к взаимодействиям с участием сферы науки. Второй, наиболее распространенный инструмент – грант. Он легализует другую форму отношений между государством и научно-исследовательским сектором, а именно - поддержку или стимулирование государством научных исследований и разработок — финансами, собственностью, услугами или еще чем-либо ценным. Причем предполагается, что до окончания работ по гранту государство не имеет права контроля и вмешательства в их выполнение. Срок выполнения работ оговаривается специальным соглашением. Грант используется особенно часто для поддержки исследований и разработок со стороны государства, если результаты работ неопределенны или не могут принести непосредственную пользу или выгоду в ближайшем будущем. Именно эту форму - де-факто, но не де-юре, используют наши научные фонды — Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ). Следует отметить, что за годы существования фондов здесь выработаны достаточно надежные и высококачественные процедуры экспертизы отбора претендентов на поддержку. Использование опыта фондов могло бы помочь в выработке стандартов научной экспертизы и принятии их в качестве юридической нормы. Это очень важно, поскольку позволило бы разрушить имеющие сегодня место в министерствах и ведомствах попытки подменить объективную экспертизу при проведении конкурсов научно-исследовательских проектов ее имитацией. И, наконец, третий, очень важный институциональный инструмент – кооперативное соглашение. Оно вводилось как инструмент сотрудничества и поддержки, не требующий, как и фант, заранее жестко заданного и сиюминутно полезного результата, но отличающийся от него тем, что в нем государству принадлежит право контроля хода работ и четко распределяются права и вклад участников соглашения. Оно служит важным инструментом организации кооперативных процессов между частным и государственным секторами, определения форм совместного инвестирования и раздела полученного результата. О кооперативном соглашении при проведении научно- исследовательских работ вообще нет упоминаний в нашем законодательстве (в том числе и в федеральном законе “О науке и государственной научно- технической политике”).
В России доминирует доктрина прямой поддержки прикладных исследований и разработок. Данный вид поддержки, как правило, наименее эффективен и в промышленно развитых странах среди других форм занимает, малую долю в общем объеме финансовой поддержки государством коммерческих НИР [22, 15]. На масштабы проведения исследований и разработок предпринимательской средой существенное влияние оказывает применение методов косвенного стимулирования инвестирования в научно-исследовательскую деятельность. Эти методы, получившие широкое распространение, сводятся к следующим: налоговые послабления; займы по сниженным кредитным ставкам; финансовая поддержка процессов лицензирования государственных научно-исследовательских организаций и высших учебных заведений. В российском налоговом кодексе отсутствуют многие льготы и послабления, которые действуют в странах ОЭСР. Налоговый кодекс пока недостаточно ориентирован на создание стимулов у собственников предприятий к стратегическому планированию, а, следовательно, и к проведению своих собственных исследований и разработок. Таким образом, для проблемной ориентации научно-технического сектора на решения задач инновационного развития страны необходимо: 1. Диверсификация организационных форм выполнения работ: разработка правовой и институциональной базы использования государственных контрактов, фантов и кооперативных соглашений при инвестировании и соинвестировании государством исследований и разработок; определение границ использования разных институциональных инструментов в зависимости от статуса проекта; разработка стандартов независимой научной экспертизы и принятие их в качестве юридической нормы. 2. Реформа программированияв зонах традиционной ответственности государства путем реализации принципа максимальной корреляции целей и задач социальной роли государства с другими целями государственной инновационной и технологической политики; разработки открытых процедур формирования программ, основанных на интерактивных процедурах общения с представителями науки, промышленности и правительства. 3. Реформирование федеральной целевой программы “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения”: формирование приоритетных направлений научно-технического развитая и критических технологий в тесном взаимодействии между правительством, научными организациями государственного и негосударственного секторов, представителями промышленности и финансового бизнеса на основе специальных интерактивных процедур. 4. Приведение системы финансирования государственных научных организаций в соответствие с реально осуществляемой ими деятельностью. Сдвиг от базового финансирования научной деятельности организаций к финансированию, основанному на участии организации в научных проектах; обеспечение финансовой прозрачности (для учредителей) хозяйственной деятельности и четкая регламентация использования доходов от деятельности организации. 5. Стимулирование промышленности к инвестированию в исследования и разработки путем налоговых послаблений, займов по сниженным кредитным ставкам и т.п. В России низкий уровень предпринимательской активности в области инноваций. Удельный вес организаций, занимавшихся инновационной деятельностью, - 8,5% (по промышленности – 7,1%). По странам ОЭСР доля инновационно-активных предприятий - в диапазоне от 25% до 80%. Только 4% отгруженной российскими предприятиями продукции является инновационной. Основные ресурсы инновационной деятельности, выраженные абсолютными показателями числа инновационно-активных предприятий и объемов инновационных затрат, сосредоточены в организациях частной либо смешанной (без иностранного участия) форм собственности. В то же время, как показывает анализ статистических данных, отечественные организации частной формы собственности вовсе не оказываются в числе лидеров, значительно уступая и организациям иностранной формы собственности, чей уровень инновационности в два раза превышает средний по России, а также организациям иных форм собственности. Это еще раз акцентирует необходимость принятия срочных мер, направленных на формирование в стране эффективного собственника — развитие фондового рынка, совершенствование процедуры банкротств, активизации антимонопольной политики и т.п. При анализе деятельности предприятий в области технологических инноваций, то есть в области, непосредственно связанной с необходимостью проведения исследований и разработок, прослеживается тенденция уменьшения уровня инновационности с ростом размера предприятия. Среди организаций, вводивших новую продукцию или усовершенствовавших прежнюю, подвергнув ее значительным технологическим улучшениям, доля инновационной продукции у “усредненных” организаций — гигантов (более 10 000 человек) в три с половиной раза ниже, чем у малых (до 49 человек) организаций. Инновационная активность предприятий плохо связана с активной научно-исследовательской деятельностью. Действительно, хотя в 2001 г. в структуре затрат на технологические инновации доля исследований и разработок и возросла на 1,5 пункта относительно 1999 г., но при этом она была равна лишь 15,7% (по ОЭСР эта цифра составляет примерно 30%) при доле затрат на приобретение машин и оборудования 60,3%. Результаты расчетов [22] показывают, что и по отношению к наукоемкости сохраняется та же закономерность, что и по отношению к инновационности: чем больше размер организации, тем ниже наукоемкость ее продукции. В частности, у организаций-гигантов она втрое ниже, чем у малых (до 49 человек) организаций. Что же касается жизненного цикла (возраста) заменяемой продукции, то разрыв между наиболее эффективным классом – малыми предприятиями численностью 50-99 чел, и наименее эффективными крупными предприятиями (10 000 и более чел.) оказывается более 7 лет. Но, к сожалению, несмотря на такую прогрессивность малых предприятий, их предпринимательская активность низка. Так, в классе малых организаций с численностью работников до 49 и с 50 до 99 человек она составила 7,04% и 7% в 2001 г. при средней доле инновационно-активных предприятий по России 8,5%. Для сравнения, в странах ОЭСР доля малых инновационно-активных предприятий с численностью занятых от 20-49 человек, находится в диапазоне от 20% до 60%. Таким образом, к сожалению, приходится констатировать, что сегодня в силу ряда причин стимулы к инновациям в России очень невелики, и типичной для российского предприятия является самая нижняя позиция в т.н. “инновационном статусе предприятия” [129], когда фирме удается занимать достаточно прочную и стабильную позицию на рынке, практически не вводя инновации. На наш взгляд, являются актуальными следующие направления государственной политики по созданию условий для увеличения масштабов инновационной деятельности российских предприятий. 1. Расширение зоны эффективного собственника через совершенствование правовой основы и практики банкротства предприятий; улучшение системы финансового посредничества (развитие банковской системы и фондового рынка). 2. Развитие конкурентной среды путем введения: а) современной, соответствующей международным нормам, законодательной и нормативной базы в области регулирования слияний, поглощений и кооперации конкурентов, процессов стандартизации, заключения лицензионных соглашений. б) институциональной структуры, системы преференций, направленной на поддержание баланса интересов отечественных и зарубежных производителей. 3. Улучшение благоприятного инвестиционного климата, в том числе условий для репатриации капитала, прекращения его бегства из страны, вовлечение в процесс инвестирования известных лидеров высокотехнологичного бизнеса. 4. Рационализация условий хозяйствования путем: а) повышения возможностей формирования оборотных средств, снижения общего уровня налогообложения, укрепления правовой базы и правоприменительной практики в отношении исполнения хозяйственных и кредитных договоров; б) санации производственных мощностей, включения в налоговое и земельное законодательство нормативов, ориентирующих предприятия на отказ от неиспользуемых производственных площадей и оборудования; в) создания системы технологического аудита предприятий с целью оценки их возможности осваивать и развивать свою технологическую способность. 5. Развитие информационной инфраструктуры и формирование профессионального инновационного менеджмента, включая: а) инфраструктуру рынка деловых услуг, позволяющую предприятиям находить и уточнять необходимую информацию при работе в сетях; б) содействие развитию системы научно-консультационных услуг для инновационно-активных предприятий; в) ускорение запуска действующей при участии или содействии государства системы юридического консалтинга для участников инновационного процесса; г) формирование рынка услуг частному сектору по обеспечению его методиками и средствами менеджмента, в том числе и инновационного; д) создание инфраструктуры, помогающей разработке, распространению и освоению ноу-хау менеджмента по освоению новых технологий. За прошедшее десятилетие в результате действий государства появились новые институциональные структуры, призванные служить инновационной системе России. Возникла система государственных научных центров (ГНЦ). Она позволила, в основном, сохранить костяк российского научно-технического потенциала в условиях переходного периода. В систему сего дня входят 58 организаций, трудятся более 81 тыс. человек, в том числе около 1800 докторов и 8500 кандидатов наук, действуют 63 инновационно-технологических центра, главной функцией которых является поддержка уже сформировавшихся и окрепших малых предприятий. На базе наиболее мощных ИТЦ создаются инновационно-промышленные комплексы (ИГГК). Существуют технопарки (их 60), действуют наукограды. Но, к сожалению, мотивация к взаимному сотрудничеству у участников инновационной цепи пока малозаметна. В то же время в эпоху повсеместного распространения информационных технологий инновационный процесс базируется на сетевом взаимодействии фирм, компаний и организаций, производящих, распространяющих и использующих знания. Тенденция работать в сети во всем мире усиливается год от года. Система кооперации в России пока не имеет значительных масштабов и линейна - совместные проекты являются только двухсторонними, и присутствие третьей стороны не предусматривается. Наибольшую склонность к кооперации проявляют поставщики оборудования, материалов, компонентов, программных средств (примерно 8 проектов на одного участника), потребители продукции (6,5 проектов), научно-исследовательские организации (4,3 проекта), партнеры в составе группы, то есть внутри образованных союзов и объединений - (3,6 проекта). Высшие ученые заведения занимают предпоследнее место по склонности к кооперации (2,4 проекта). В странах ЕС цифры выше, но их структура очень похожа. Отличительной чертой Евросоюза является то, что по склонности к кооперации его научные организации оказываются примерно на том же месте, что и высшие учебные заведения в России, и наоборот - высшие учебные организации Евросоюза занимают то же место, что и научно-исследовательские организации в России. Инновационная инфраструктура, создаваемая на базе существующих научных и образовательных структур, организуя и активизируя инновационно-инвестиционную деятельность, соединяя науку, образование и производство по всей территории России, призвана обеспечить эффективную передачу в производство научно-технических достижений в виде знаний, технологий, оборудования и способов организации производств. Согласно проекту закона об инновационно-инвестиционной инфраструктуре, под инновационной инфраструктурой следует понимать комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности за счет решения следующих задач: 1. отбор и подготовка руководителей проектов, повышение их квалификации, накопление и обобщение практического опыта в реализации проектов; 2. создание системы, обеспечивающей (обслуживающей) руководителей проектов базой данных (технологии, специалисты, оборудование, контрагенты, поставщики оборудования и др.), необходимой для реализации проекта-заказа; 3. создание, развитие и тиражирование в субъектах Российской Федерации систем управления проектами, позволяющих руководителям проектов обеспечивать в сжатые сроки в данном регионе конкурентоспособную, автоматизированную реализацию проектов-заказов; 4. разработка, развитие и практическое использование инновационно-инвестиционного механизма, объединяющего под единым управлением инновационную и инвестиционную функции, и, тем самый, сокращающего время автоматизированной реализации полного инновационно-инвестиционного цикла; 5. проведение во взаимодействии с местными органами власти целенаправленной инновационно-инвестиционной политики в регионах Российской Федерации; 6. создание новых рабочих мест, увеличение объема и качества выпускаемых товаров и услуг путем конкурентоспособной реализации заказов-проектов "под ключ”; 7. внедрение систем качества на предприятиях и в организациях региона; 8. анализ существующих или создаваемых инновационных инфраструктур для решения различных проблем и разработка рекомендаций по их совершенствованию; 9. формирование среди широких слоев населения во всех регионах страныпонимания социально-экономической значимости инновационно-инвестиционной деятельности; поддержка общественных организаций, движений, работа которых направлена на активизацию инновационно- инвестиционной деятельности в России; привлечение средств населения для инвестиций в народное хозяйство; 10. обеспечение опережающих темпов (скорости) роста уровня благосостояния путем создания инновационно-инвестиционной сетевой инфраструктуры России, превышающей мировой уровень качества. Решение выделенных задач осуществляется через инновационные технологические центры, ориентированных на достижение организационных бизнес-целей за счет обеспечения продуктивности знаний, мотивацию людей и оказание им содействия в процессе развития способности к обработке информации, а также стимулирование положительного отношения к процессу работы с информацией. Коммерциализация знаний, как правило, осуществляется не на прямую, а путем создания некоего «дополнительного» продукта, с которым компания и выходит на рынок, т.е. получение некоего материального продукта из совокупности «знаний, навыков и умений» посредством имеющейся технологической базы, т.е., для формирования инновационной среды необходимо обеспечить производство инноваций их эффективную защиту и коммерциализацию. В настоящее время известно несколько моделей по формированию инновационной инфраструктуры [45]: Государственная модель базируется на государственных программах развития конкретных (прорывных) направлений, финансировании системы образования, фундаментальных и прикладных исследований. Стратегия развития в такой модели сводится, как правило, к общенациональным многолетним компаниям по развитию системы образования (особенно высшей школы), привлечению зарубежных технологических корпораций в страну и созданию сильных льгот своим национальным научно-техническую бизнесам и особенно тем из них, которые экспортируют технологические продукты. Накопленный опыт показывает, что достижение успеха в этом процессе с необходимостью требует долгосрочного подхода и значительных материальных затрат на начальном этапе. Модель крупных корпоративных лабораторий активно существовала и развивалась в прошлом веке, но в настоящее время она перестала быть доминирующей, на смену ей приходит все большая децентрализация направленная на объединение внутренних и внешних ресурсов. Кооперационная модель или модель «открытых инноваций» включает в себя положительные элементы предыдущих моделей, носит межгосударственный характер и базируется на тесной кооперации участников инновационного рынка при низком уровне бюрократизации и эффективном сочетании внутренних корпоративных и внешних ресурсов. Одной из главных проблем в этой модели — является сложность ее управления, серьезные командные усилия, повышается роль руководителя его компетентности, системности подхода, лидерства. В такой модели управления роль руководителя заключается в стимулировании сотрудников, обеспечении их деятельности необходимыми ресурсами и контроле соответствия исследовательских задач требованиям рынка. Реализуемая в рамках инновационных технологических центров кооперативная модель управления инновациями представлена на рисунке 4. Она наглядно отражает весь «инкубационный цикл» инновации, направленных на решение задач по созданию, защите и коммерциализации новшеств.
Одним из важных и сложных этапов является отбор инновационных проектов. Задача по поиску перспективных разработок сродни задачи поиска иголки в стоге сена, без четкого и эффективного инструментария ее решение будет в приемлемые сроки крайне затруднено. Чтобы оценить уровень разработки со всех позиций: технической реализуемости, коммерческой привлекательности и т.п. необходим широкий состав экспертов, но это требует значительных финансов и времени, часто решение принимается на уровне «неформального сетевого взаимодействия», когда решающим является мнение «авторитетного специалиста» в данной предметной области, при этом решение принимается оперативно, но велик груз ответственности за него. Важно найти золотую середину по оценке бизнес планов за приемлемое время при минимальных затратах. В рамках деятельности инновационных технологических центров реализована технология «маленьких шагов», когда инновационная разработка проходит несколько стадий: «инновационный грант - венчурное финансирование - инвестиционный проект», это позволяет значительно снизить как риски по проектам, так и затраты на проведение многоплановых экспертиз. Каждый изинновационных проектов координируется предприятием корпорации, берущим на себя решение вопросов его коммерциализации. Результаты разработок на отдельных стадиях сами доказывают жизнеспособность и коммерческую привлекательность того или иного решения. В общем случае, для получения положительных результатов необходимо чтобы вместе сошлись инновационный капитал, система образования, технологические возможности и бизнес-идея, что и реализует представленная на рис. 2. кооперационная (открытая) модель управления жизненным циклом инновации. Важно отметить, что, как показывает мировой опыт, при наличии факторов рыночной целесообразности, профессиональной команды и продуманного финансового плана, осуществление технической работы по собственно созданию продукта из технологии является сравнительно решаемой задачей и представляет собой только вопрос времени. Ожидать инвестиций в исследования от корпорации следует только в том случае, если их результаты принесут этой корпорации прибыль, т.е. она сможет преобразовать эти знания в продукцию, а для этого компания должна обладать соответствующими производственно - технологическими возможностями, при этом, надо помнить, что, как правило, наибольшего рыночного успеха достигают не компании с наиболее совершенной технологией, а те, у которых наилучшим образом налажен сбыт и маркетинг. Для успешной инновационной деятельности необходимо сочетание следующих факторов: наличие крупных университетских исследовательских центров, которые выступают и как в роли производителей «знаний», так и в роли поставщиков высококвалифицированного персонала, мобильность рабочей силы, доступ к инвестициям, технологические возможности, предпринимательская активность и менталитет. Главная задача инновационных технологических центров - преодолеть «разрыв» в образе мыслей между ученым и предпринимателем, создать инструменты для тесной взаимовыгодной взаимосвязи между учеными, разработчиками, производственниками и предпринимателями обеспечить доступ к инвестиционному капиталу. При этом необходимо создать среду, в которой инновационный риск был бы приемлем, иначе трудно будет ожидать высокой активности от инновационной деятельности. Основной задачей инновационного центра является формирование открытой инновационной инфраструктуры, ориентированной как на поддержку инновационной деятельности сложившихся научно-технических коллективов, так и на молодежные (студенческие, школьные) научно технические разработки. Первым шагом в формировании инновационной инфраструктуры в российских регионах является создание и сопровождение единой электронной информационной базы и реестра имеющихся научно-технических разработок, с последующим размещением такой информации на специально созданном для этих целей Интернет - портале интерактивного управления инновационной деятельностью. Последовательное формирование условий для создания и эффективного функционирования инновационной инфраструктуры позволит обеспечить, с одной стороны, трансфер знаний, их распределение и трансформацию в предконкурентные технологии для предпринимательской среды, а с другой – ориентацию исследовательской среды на удовлетворение возникающих инновационных потребностей развития производства и общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|