Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Е. Метод расчета коэффициента эффективности инвестиций




Этот метод имеет две характерные черты: во-первых, он не предполагает дисконтирования показателей дохода; во-вторых, доход характеризуется показателем чистой прибыли PN (прибыль за минусом отчислений в бюджет). Алгоритм расчета исключительно прост, что и предопределяет широкое использо­вание этого показателя на практике: коэффициент эффективности инвестиции, называемый также учетной нормой прибыли (APR\ рассчитывается делением среднегодовой прибыли PN на среднюю величину инвестиции (коэффициент берется в процентах).

Средняя величина инвестиции находится делением исходной суммы капитальных вложений на два, если предполагается, что по истечении срока реа­лизации анализируемого проекта все капитальные затраты будут списаны; если допускается наличие остаточной или ликвидационной стоимости (RV), то ее оценка должна быть учтена в расчетах. Иными словами, существуют различные алгоритмы исчисления показателя ARR, Данный показатель чаще всего сравни­вается с коэффициентом рентабельности авансированного капитала, рассчиты­ваемого делением общей чистой прибыли коммерческой организации на общую сумму средств, авансированных в ее деятельность (итог среднего баланса- нетто). В принципе возможно и установление специального порогового значе­ния, с которым будет сравниваться ARR, или даже их системы, дифференцированной по видам проектов, степени риска, центрам ответственности и др.

Метод, основанный на коэффициенте эффективности инвестиции, также имеет ряд существенных недостатков, обусловленных в основном тем, что он не учитывает временной компоненты денежных потоков. В частности, метод не делает различия между проектами с одинаковой суммой среднегодовой прибыли, но варьирующей суммой прибыли по годам, а также между проектами, имеющими одинаковую среднегодовую прибыль, но генерируемую в течение различного количества лет.

На втором этапе оценки проекта проводится сбор и подготовка исходной информации для расчетов. Используя маркетинговые исследования необходимо подготовить данные по всем основным блокам: инвестиции, затраты, организация управления проектом, технология, необходимые технические и технологи­ческие ресурсы, мероприятия по продвижению и сбыту продукции, выручка от реализации (доходы), текущие затраты, инвестиционные затраты, источники финансирования, срок окупаемости и ряд других.

К наиболее важным источникам информации для анализа эффективности реализации проекта коммерциализации относятся: статистические данные по отрасли, внутренний документооборот, опросы потребителей, конкурентов, аналитические отчеты НИИ, система планов проекта; нормы и нормативы расхода материально-энергетических, трудовых, финансовых ресурсов; данные бухгалтерского учета и отчетности; правовая, налоговая и финансовая информация.

Третий этап связан с обеспечением требований, предъявляемых к показателям оценки эффективной реализации проекта, к ним относится требование отражать полноту и достоверность производимой оценки; быть дифференциро­ванной; отражать результаты как в количественных, как и в качественных ха­рактеристиках; включать показатели, на которые проект оказывает непосредст­венное влияние; соответствовать цели оценки; обеспечивать сравнимость оцен­ки; включать показатели, которые должны отражать не только достигнутый уровень, но и динамику изменения определенных характеристик производства.

На данном этапе проводится анализ финансового состояния участников проекта; оценивается финансовая реализуемость проекта.

Оценка финансового состояния участников проекта и финансовой реализуемости проекта призваны охарактеризовать потенциальную возможность компании-инициатора реализовать данный проект. Оценка финансового со­стояния участников проекта базируется на расчете абсолютных и относитель­ных показателей; оценка финансовой состоятельности проекта - на моделиро­вании бюджета и контроле неотрицательного остатка свободных денежных средств на каждом из этапов реализации проекта.

Не менее важными показателями являются показатели маркетинга, отражающие возможности по реализации инновационной продукции. Автором предлагается расчет показателей маркетинга, таких как: емкость рынка инновационной продукции, эффективности рекламных акций, всех видов рекламных акций, эффективность рекламных акций на каждом этапе разработки и реализа­ции продукции, эффективность выбора посредника.

Четвертый этап заключается в проведении расчета интегрального показателя эффективности проекта, позволяющего определить потенциальную доход­ность проекта и его социальную значимость.

Интегральный показатель эффективности проекта коммерциализации также рассчитывается в два этапа на первом рассчитывается эффективность проекта, на втором эффективность проекта коммерциализации для организации в целом.

Интегральный показатель рассчитывается как средневзвешенная величина, где каждый показатель имеет свою весомость.

где - интегральный показатель эффективности;

- значение i-го показателя;

- коэффициент весомости i-ro показателя;

п - количество частных показателей.

Несомненным достоинством оценочной системы является единый для всех случаев, логически стройный и простой в понимании набор оценочных показате­лей по каждой подсистеме управления проектом.

Он основан на расчете таких показателей, как чистый дисконтированный доход, срок окупаемости, индекс доходности затрат, внутренняя норма доходно­сти. Оценка эффективности реализации проекта должна проводиться при возник­новении замысла; при разработке технико-экономического обоснования проекта; постоянно в процессе разработки и реализации проекта. Это позволит отследить изменения анализируемой ситуации, а также своевременно принять управленче­ские решения по корректировке эффективности реализации проекта (рис. 18).

На пятом этапе происходит интерпретация результатов, заключающаяся в характеристике привлекательности, выполнения проекта с целью принятия решения о его реализации или отказе от такой реализации, а также в корректировке первоначальной идеи проекта, если в этом есть необходимость. Для при­нятия решения о привлекательности (отсутствии привлекательности) проекта коммерциализации необходимо определить, обеспечивает ли проект желаемый уровень показателей за тот срок, который данный участник проекта считает для себя приемлемым.

Таким образом, рассчитывая интегральный показатель эффективности проекта коммерциализации, мы учитываем эффект для компании и инвестиционную привлекательность проекта, это позволит создать возможность для пре­одоления рисков, возникающих на пути коммерциализации инновации. Пред­ложенный подход создает возможность отслеживать в динамике систему пока­зателей проекта и компании в целом, т.е. оценивать способность хозяйствую­щего субъекта эффективно реализовать проект коммерциализации.

Рисунок 18 – Этапы проведения оценки эффективности проекта коммерциализации

Процедуру отбора и анализа эффективности проекта коммерциализации целесообразно начинать с оценки рыночной привлекательности продукции проекта и готовности компании к его осуществлению (рис. 19), здесь задействованы показатели маркетинга, такие как:

1. Емкость рынка Ерп * Оэп

2. Темп роста доли рынка

3. Потенциал продукта на рынке

4. Степень охвата рынка

5. Удельный вес бюджета на рекламу инновационной продукции

6. Затраты, связанные с реорганизацией системы продвижения продукции на рынке Зсб.доп = сб2 * O2 ) - сб1 * O1),

7. Оценка рыночной привлекательности продукции проекта

8. Уровень организации системы продвижения продукции проекта.

Два последних показателя рассчитываются методом экспертных оценок, в качестве экспертов рекомендуется привлекать заказчиков, конкурентов и веду­щих научных сотрудников ДКИС.

Выявленные объёмы требуемых для реализации проекта ресурсов целесообразно сопоставить с теми, которыми обладает компания и, соответственно, определить их дополнительный объём.

Проект коммерциализации предполагает проведение различных подготовительных мероприятий по организации производства нового продукта в про­мышленных масштабах и маркетинговых мероприятий по выводу продукта на рынок.

Реализации проекта коммерциализации характеризуется запуском производства инновационной продукции в промышленном объёме и формированием системы продвижения нового продукта. Мероприятия, осуществляемые на данном этапе, оказывают значимое влияние на показатели работы компании. Ис­пользование данного метода предполагает расчёт темпов прироста не только финансовых показателей:

1. Вр - выручка от реализации;

2.Сб - себестоимость реализации товаров, продукции;

3.ГГ - прибыль чистая;

4.ПМср -средняя производственная мощность организации;

5.ИС - коэффициент интеллектуальной собственность компании;

6.ТАср - средние текущие (оборотные) активы;

7.ЗКср - средний заемный капитал;

8.Чсрр - среднесписочная численность работников НИОКР;

9.Iпр - индекс прироста производительности труда.

Показатели экономической эффективности проекта коммерциализации в целом сводятся в агрегированную экономическую оценку решений по разработке проекта и создание необходимых условий для поиска инвесторов.

При недостаточной экономической и коммерческой эффективности проекта коммерциализации рекомендуется рассмотреть возможность применения различных форм его поддержки, в том числе маркетинговых, которые позволи­ли бы повысить коммерческую эффективность инвестиционного проекта до приемлемого уровня. Если источники и условия финансирования известны за­ранее, оценку коммерческой эффективности инвестиционного проекта можно не производить.

При оценке эффективности реализации проектов, связанных с коммерциа­лизацией инновационной продукции, необходимо учитывать некоторые особен­ности. Во-первых, встает вопрос о величине капитальных вложений на разработку проекта использование уже имеющихся производственных мощностей их реконструкцию или строительство новых.

Рисунок 19 – Алгоритм расчета интегрального показателя эффективности проекта коммерциализации

 

Во-вторых, возникает сложность в определении дохода от реализации инновационной продукции, поскольку потребители с ней не знакомы. Ведь свойства инновационной продукции не знакомы потребителям и прогнозы по ее сбыту мо­гут не соответствовать реальному результату. Даже оригинальные с технической точки зрения новшества могут оказаться невостребованными, например, в силу отсутствия достаточного объёма целевой аудитории, заинтересованной поя­вившейся новинкой, и, как следствие, вложенные инвестиции не могут достичь планируемых параметров окупаемости. В силу этого обстоятельства, прежде чем делать какие-либо весомые капиталовложения в новый продукт или техно­логию, необходимо оценить заинтересованность в них потенциальных потреби­телей, возможность успешной реализации, а также определить эффективность влияния инноваций на хозяйственную деятельность компании.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...