Организационная структура ЦКП и оказание услуг центром коллективного пользования
Для решения задач диссертационного исследования необходимо рассмотреть существующие типы организации предприятий и выбрать из них наиболее оптимальный. Наиболее известными являются три типа организации по взаимодействию подразделений: традиционная, дивизиональная, и матричная [14, 41, 42, 52]. Традиционная организация является комбинацией линейной и функциональной департаментизации в проектировании организации. Основой этой схемы являются линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения, создаваемые на «ресурсной» основе (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и пр.) [14]. Результаты работы каждой службы аппарата управления организацией оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система материального поощрения, ориентированная, прежде всего, на достижение высоких показателей каждой службы. При этом конечный результат в целом становится как бы второстепенным, т.к. считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение. Мировой опыт использования линейно-фунциональных структур управления показал, что они наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся и редко меняющиеся задачи и функции [13]. Результат исследования показывают, что практически все ЦКП используют линейно-функциональную структуру в качестве базовой, которая может дополняться другими структурами, что создает условия для структурной гибкости и мобильности производственной системы ЦКП. Дивизиональная структура является разновидностью иерархического типа организации управления. Этот тип структуры нередко характеризуют как сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением (децентрализация при сохранении координации и контроля) [13]. Данная схема организации основана на департаментизации, в которой за основу берется какой- то конечный результат: продукт, потребитель или рынок. Поэтому эта схема широко используется в условиях многопродуктового производства или в многонациональных компаниях, где территориальная разобщенность вынуждает автономизировать страновые отделения. Дивизиональная схема также широко используется в построении государственного аппарата и общественных организаций [14].
Дивизиональная структура в ЦКП не используется, но может быть создана как особый тип сетевой структуры, выстроенной на уровне системы интеграции и кооперации специализированных и территориально распределенных центров. Матричная структура представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны — непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой — руководителю проекта, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб. Управленческое воздействие осуществляется линейно, функционально и предметно.
Более высокая эффективность матричной структуры по сравнению с другими подходами базируется на том, что функциональные знания пронизывают каждую работу. Этому же способствует наличие возможности гибкого использования кадров, имеющих, как правило, и функциональную, и продуктовую подготовку. Большие возможности матричный подход открывает в деле принятия решений. Наглядным преимуществом матричной структуры является то, что она является единственным вариантом проектирования организации, при котором горизонтальные связи формируются и даже изображаются на схеме. Тесное и постоянное сочетание вертикальных и горизонтальных связей развивает механизмы множественности власти и принятия решений на местах, в группах. Такое положение дел развивает способности работников и делает их участниками процесса принятия решения. Преимущества матричной структуры: 1) повышение ответственности исполнителей; 2) усиление функций руководителей; 3) быстрота реагирования на изменение внешней и внутренней среды организации. Основные недостатки такой структуры: 1) усложнение организационных взаимоотношений; 2) многопоточность информационных взаимосвязей; 3) многоуровневое подчинение исполнителей. К разновидностям структур адаптивного типа можно отнести проектные, матричные, программно-целевые, проблемно-целевые, структуры, основанные на групповом подходе (командные, проблемно-групповые, бригадные), сетевые организационные структуры. Проектные структуры - это структуры управления комплексными видами деятельности, которые из-за решающего значения для компании требуют обеспечения непрерывного координирующего и интегрирующего воздействия при жестких ограничениях по затратам, срокам и качеству работ [58]. Как показали результаты исследования, матричная или проектная структура достаточно часто применяется в ЦКП при организации работ и совмещается с базовой линейно-функциональной структурой. В результате анализа организационных структур выявлено, что в ЦКП могут успешно использоваться структуры, которые по принципам организации и архитектуре близки к тем, которые применяются в управление проектами и мультипроектами [51]. В качестве критериев классификации такого рода проектных архитектур следует учитывать и отмеченные ранее типы ЦКП, в том числе, научно-исследовательского профиля, производственного профиля (аналогично инновационно-промышленным комплексам и технопаркам), образовательного профиля (нацеленные на профессиональную переподготовку специалистов, ученых и педагогов в соответствии с новейшими методическими и инструментальными средствами ЦКП).
В [35] приведены общие принципы построения организационных структур управления проектами, которые и положены в основу дальнейшего анализа архитектур ЦКП: · соответствие организационной структуры системе взаимоотношений участников проекта ЦКП; · соответствие организационной структуры содержанию проекта ЦКП; · соответствие организационной структуры требованиям внешнего окружения. Проведенное исследование показало, что, во-первых, все ЦКП, перечисленные в приложениях 1 и 2, используют проектные структуры и проектное управление. Во-вторых, весьма удобно рассматривать крупные заказы в качестве отдельных проектов, создавая для их выполнения виртуальные проектные структуры, в которые могут включаться исполнители из состава центра, а также сторонние исследователи, и использовать известные инструменты управления проектами [9, 16,35]. Эдхократичсская организация. В настоящее время в областях высоких технологий и в быстро растущих отраслях получили распространение эдхократические («выделенные») организационные структуры, которые хорошо применимы к нестандартным и сложным работам, к трудноопределяемым и быстроменяющимся структурам, к власти, основанной на знании и компетентности, а не на позиции в иерархии. Если основные механизмы управления и непосредственные источники основных ресурсов проекта находятся в рамках одной организации, то необходимо создавать внутрифирменную организационную структуру управления проектами, каким-либо образом согласуя при этом «материнскую» структуру (т.е. структуру, в рамках которой будет осуществляться проект) с новой, проектной структурой. При этом, если планируемый проект представляется разовым для «материнской» организации, возможны варианты «выделенной» (вынесенной за рамки «материнской» организации) проектной структуры (степень «выделенности», естественно, может быть разная).
Схематически «выделенная» организационная структура управления проектом изображена на рисунке 9 [35].
Такая «выделенная» организационная структура создается для одного проекта. Основные организационные ресурсы для нее — ресурсы «материнской» организации, которые на время проекта выделяются в структуру проекта и после его завершения возвращаются в «материнскую» организацию. Степень «выделенности» может быть разной — от отдельного, независимого предприятия, контролируемого только на высшем уровне, до структурного подразделения внутри организации, взаимодействующего с другими подразделениями «материнской» структуры. Ключевыми элементами адхократического дизайна являются следующие [13]: · работа в областях с высокой или сложной технологией, требующая творчества, шшовативности и эффективной совместной работы (групповая взаимосвязь работ); · работники являются высококвалифицированными экспертами в своем деле, выполняют сложные производственные операции и осуществляют коммуникации только высокоэффективным образом; · структура имеет органическую основу и четко не определена, преобладают неформальные и горизонтальные связи. Иерархическое построение постоянно меняется; · система вознаграждения строится на экспертных знаниях, вкладе работника, его компетенции и степени участия в общей работе, вознаграждение носит групповой характер; · отношения по вертикали и горизонтали преимущественно носят неформальный характер, нередко отсутствует схема структуры такой организации. Если же предприятию приходится регулярно осуществлять различного рода проекты, требуется более глубокая интеграция «материнской» и проектной структур. Последний вариант организации проекта называется «управление по проектам». Применительно к ЦКП выделенная архитектура может быть использована, если центр как межструктурное объединение (без формирования отдельного структурного подразделения) создается приказом руководителя учреждения или организации с перечислением лабораторий, входящих в ЦКП, закрепленного за ними оборудования и указанием директора ЦКП и заведующих указанными лабораториями. Эта форма оптимальна при создании ЦКП в ВУЗе на базе различных факультетов с устоявшейся структурой лабораторий.
Исследование показало, что, во-первых, элементы эдхократического и синергетического управления все в большей мере начинают использоваться во всех федеральных, национальных исследовательских и инновационно-предпринимательских университетах России, т.е. крупных современных университетах нового типа, каждый из которых имеет в своем составе ЦКП. Крупные университеты (в силу крупного масштаба, широких возможностей, значительного числа и разнообразия одновременно решаемых проблем и задач) вынуждены все в большей степени делегировать полномочия вниз по выстроенной иерархии, а также развивать горизонтальные ветви управления и организационной структуры. Следствием этого является расширяющееся применение эдхократического управления и эхократических структур. Во-вторых, эдхократические структуры создавались для управления технопарками. Большинство крупных университетов создали технопарки и в их структуру, как правило, включаются ЦКП. Многомерная организация. Впервые термин «многомерная организация» был использован в 1974 г. У. Гоггином [14]. Многомерная организация основана на матричной модели построения организации, в которой двумя измерениями являются ресурсы и результаты, с ориентацией на которые происходит одновременное объединение работ в форме матричных ячеек. Путем добавления третьего измерения - таких важных переменных, как территория, рынок и потребитель, с ориентацией на которых также могут объединяться работы в организации, образовываются многомерные организации. Основой многомерной организации является автономная рабочая группа, одновременно выполняющая три задачи: 1. обеспечение производственной деятельности необходимыми ресурсами; 2. производство для конкретного потребителя, рынка или территории продукта или услуги; 3. обслуживание конкретного потребителю, развитие или проникновение на конкретный рынок, проведение операции в пределах определенной территории. Многомерная модель свободна от главного недостатка матричной модели системы двойного подчинения. В многомерной организации отношения членов автономной группы с руководством организации и ее другими подразделениями ничем не отличаются от отношений с посторонним клиентом. Главным преимуществом такого подхода является то, что удается максимально удовлетворить запросы потребителя, сблизив его с производителем. Данный опыт пока не носит массового характера из-за своей сложности и дороговизны. Требуются очень высокое качество работников, адекватная организационная культура, отработанность операций и связей. Кроме того, необходима соответствующая среда: заказчики и поставщики, инфраструктура, общая культура и уровень образования и жизни. Многомерная структура применима к любому, вплоть до мельчайшего, подразделению организации. Чем меньше подразделение или часть организации, тем меньше его штат и больше разнообразных обязанностей у его руководителя. В организации, хозяйственные единицы которой относительно независимы, отличаются друг от друга и территориально разбросаны, многомерной делается именно определенная хозяйственная единица, а не организация в целом. Этот тип организации дает возможность даже небольшому подразделению быть настолько автономным, насколько вообще это возможно в структуре более крупной организации. Таким образом, многомерная модель создает с максимально возможной степенью приближенности свободный рынок внутри организации, который не исключает возможностей для синергии и экономии на масштабе деятельности. Многомерная структура, как показали результаты предварительного исследования, может широко использоваться в системе кооперации и интеграции ЦКП, в том числе при построении системы учебно-научно-инновационной интеграции крупного университета (в его внутренней и внешней среде). Например, ЦКП «Высокие технологии» интегрирован в учебно-научно-инновационно-технологический комплекс «Высокие технологии» (УНИТК ВТ) ЮФУ (рис. 10) [47].
Сетевые организационные структуры получают распространения в связи с применение современных методов управления и представляют собой сети компаний, формирующихся вокруг крупной компании, или сети компаний [10, 32, 57, 60]. Сетевая модель одинаково подходит как в качестве модели внутриорганизационного сотрудничества между потенциальными ресурсами, так и между компаниями и группами компаний. При создании компании-сети предприятие разбивается для более гибкого выполнения производственных программ на самостоятельные в хозяйственном отношении центры и на смену централизованным приходят федеративные структуры. Преимуществами сетевых структур являются их адаптивность к изменяющимся условиям, концентрация компании на уникальных процессах, рационализация издержек, привлечение к совместной деятельности лучших исполнителей. Сетевую компанию можно отнести к виртуальной, если в ходе замены старой структуры меняются физические и правовые характеристики компании [58]. Сетевые структуры, как показывает практика, широко используются при развитии системы интеграции и кооперации ЦКП. Созданы национальные и международные сети ЦКП. Результаты настоящего исследования подтверждают эффективность сетевых структур, которые выстраиваются внутри организации (например, внутри крупного университета, в состав которого входит ЦКП) или в ее внешней среде. В силу специфики деятельности и особой роли ЦКП в научной и инновационной инфраструктуре университета, региона, народного хозяйства именно сетевые структуры оказываются действенными и обеспечивающими повышение загрузки оборудования, созданию устойчивых и длительно действующих связей с заказчиками наукоемких услуг, что позволяет реализовать новые подходы в моделировании процессов оказания услуг и организации НИР. ЦКП использует не только собственные возможности построения сетевых структур, но и (как участник системы интеграции и кооперации) подключается к сетям организаций-партнеров. Например, ЦКП ВТ посредством участия в УНИТК ВТ приобретает возможность использования сетей трансфера технологий, в том числе европейской, межгосударственных (British-Russian Innovation Network, Франко-Российской технологической сети, Science and Technology Commercialization) и российской сетей трансфера технологий. Кластерная структура является результатом развития специализации, кооперации и интеграции производства. М. Портер представлял кластеры как сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг» фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций [48]. В настоящее время кластеры получают все большее распространение в промышленности, в том числе при создании научно-промышленных комплексов кластеров [64, 71].
Кластерная организация, как показали предварительные исследования, является эффективной и удобной формой организации скоординированного взаимодействия совокупности ЦКП, которые имеют разные ключевые компетенции и способны эффективно взаимодействовать и (как следствие) повышать эффективность использования оборудования. Например, в результате развития системы кооперации и интеграции ЦКП в 2005 г. был создан кластер ЦКП ВТ, структура которого представлена на рисунке 11 [40]. Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать выводы о том, что, во-первых, особый вид деятельности и высокая квалификация персонала ЦКП позволяет использовать разные структуры для организации НИР и оказания наукоемких услуг в системе кооперации и интеграции центра с заказчиками (партнерами), а также создавать условия для развития такой системы. В этом случае организационная структура ЦКП становится многообразной (типологически), многомерной, гибкой, мобильной, ситуативной и топологически расширенной по горизонтали и вертикали. Однако такая сложная и гибкая структура организуется на базе линейно-функциональной, но совмещенной с особой культурой управления, базирующейся на преимуществах и возможностях высококвалифицированного персонала, выполняющего научные исследования и готового к структурной и процессной гибкости производственной системы ЦКП. Во-вторых, степень эффективности функционирования ЦКП в значительной мере определяется согласованностью характеристик организационной структуры (размера, степени гибкости, культуры и традиций) и факторов, привносимых научно-исследовательскими проектами (их количества, размеров, сложности, степени уникальности, продолжительности и др.). Именно поэтому для ЦКП следует разрабатывать собственные и особые подходы к построению организационной структуры для управления проектами, комбинируя разные структурные формы. В-третьих, результаты исследования показывают, что организационная структура ЦКП должна быть максимально гибкой (это обеспечивается высококвалифицированными кадрами) и учитывающей множество связей и отношений возникающих по поводу использования уникального и дорогостоящего научного оборудования. Это позволяет центрам создавать совместные планы: НИР с вузами и научно-исследовательскими организациями; подготовки производства наукоемкой продукции и освоения высокотехнологичных инноваций с партнерами-предприятиями, а также проектировать индивидуальные образовательные траектории для обучаемых, которые должны приобрести научно-исследовательские, предпринимательские и инновационные компетенции, необходимые для последующего использования в инновационной экономике. В силу необходимости обеспечения ключевых и особо высоких компетенций (квалификации) персонала ЦКП проявляются проблемы обеспечения высокого качества процессов, работ и услуг, поддержания высокого уровня компетенций персонала, обеспечения расширенного воспроизводства знаний и интеллектуальной собственности, но проблема повышения эффективности ЦКП оказывается наиболее актуальной и приоритетной. Эти проблемы должны решаться в особо сложной системе кооперации и интеграции ЦКП, для которой характерна сложность множественных и разных по природе связей кооперации и интеграции, определяющих особенности организации и регулирования процессов оказания наукоемких услуг и производства работ. В этой связи предлагается группировать субъекты интеграции и кооперации в зависимости от характера складывающихся между ними отношений, выделяя: ·внутреннюю гибкую организацию научно-исследовательских работ, основанную на научной, научно-образовательной и научно-производственной кооперации и интеграции субъектов единой корпорации, например, крупного университета; ·кластер ЦКП, включающий научные, научно-образовательные и научно-производственные организации, объединенных взаимовыгодными интересами по поводу совместного выполнения НИР и ОКР, эффективной загрузки научного оборудования и работников; ·сетевую организацию специализированных и самостоятельных хозяйствующих субъектов, обеспечивающую интеграцию науки и производства на основе отношений контрактации; ·научно-исследовательский аутсорсинг, устанавливающий длительные аутсорсинговые отношения ЦКП с внешними или внутренними научными, образовательными и производственными организациями, учреждениями и предприятиями и предусматривающий выделение центру специализированных функций и процессов в соответствии с его ключевыми компетенциями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|