Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация производства научно-технической продукции и оказания услуг центрами коллективного пользования




Важным условием перехода к инновационной экономике является создание действующей национальной инновационной системы - системы, преобразующей знания в новые технологии, продукты и услуги, которые потребляются на национальных или глобальных рынках.

Определяющую роль в функционировании НацИС играет государство, которое определяет правила функционирования и взаимодействия участников инновационного процесса через формирование нормативно-правовой среды. В НацИС входит собственно субъекты инновационной деятельности – организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности [72].

Инновационная инфраструктура рассматривается как совокупность:

· условий функционирования фундаментальной науки, системы образования;

· организаций, промышленных и иных общественных объектов, обеспечивающих возможности успешной инновационной деятельности.

Основной задачей инфраструктуры инновационной деятельности является содействие решению проблем доступа к научным, кадровым, образовательным и финансовым ресурсам. В настоящее время существует разветвленная сеть организаций, способствующих развитию инновационной деятельности. Следует отметить, что объекты инновационной инфраструктуры решают часть инновационных проблем, выполняют структурирующую функцию, объединяя разделенные части НацИС, за счет чего создаются условия для успешного развития инновационной деятельности. Поэтому развитие не может быть поставлено исключительно в зависимость от наличия или количества соответствующих объектов инфраструктуры, как отмечено в [72].

Частью НацИС является научная инфраструктура, создающая материально – техническую базу, предназначенную для обеспечения научной деятельности. Состав элементов научной инфраструктуры:

· здания и сооружения научных центров;

· техническое оборудование для выполнения исследований;

· система информационного обеспечения: библиотеки, информационные центры, информационные сети, издательства;

· система обеспечения ученых связью, транспортом;

· органы планирования и координации научных исследований;

· система подготовки научных кадров;

· система материально-технического и социально-бытового обеспечения [37].

Система организации научных исследований и оказания наукоемких услуг, существующая в России, включает в себя четыре вида организаций:

· научно-исследовательские институты Академий наук, проводящие фундаментальные поисковые исследования;

· отраслевые, ведомственные научно-исследовательские институты и различные конструкторские бюро, специализирующиеся на прикладных иссле­дованиях и опытно-конструкторских работах;

· подразделения высших учебных заведений, где тип научных исследований определяется статусом и специализацией ВУЗа (университеты — фун­даментальные исследования, остальные — как правило, прикладные);

· частные предприятия научно-исследовательского и научно- производственного профиля.

Научная инфраструктура преимущественно оказывает услуги, которые в настоящем исследовании рассматриваются как целесообразная деятельность, направленная на удовлетворение каких-либо потребностей человека и общества в целом [20]. Наукоемкие услуги – услуги, предъявляющие высокие требования к квалификации персонала; услуги с высокими абсолютными затратами на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

На первом этапе настоящего исследования был проведен анализ специфики существующей системы научно-исследовательских организаций РФ, а также особенности и проблемы их функционирования. Предварительные ре­зультаты исследования предметной области определили необходимость разра­ботки институциональной организации производственной системы ЦКП и ком­плексного подхода к анализу процессов оказания наукоемких услуг.

Результатом оказания услуг научной инфраструктурой является научно- техническая продукция, которая может иметь разные формы, в том числе форму научного отчета, проекта, модели, образца, и др.

Научно-техническая продукция - это результаты интеллектуальной деятельности, имеющие коммерческое значение и реализуемые потребителю пре­имущественно в нематериальной форме (как совокупность научно-технической информации) [8], включая:

· данные научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических работ в виде аналитических отчетов, таких объектов промыш­ленной собственности, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также конструкторско-технологическая документация, программные продукты, бизнес-планы и т. д.;

· знания, опыт, консультирование в области маркетинга, проектного управления, инжиниринга и других научно-технических услуг, связанных с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности.

Известно, что научно-техническая продукция — это различного рода знания, монополизированные их владельцами через авторское и патентное право, которые являются товаром и имеют цену, определяемую доходностью их применения.

Знание как экономический ресурс обладает особыми свойствами в том смысле, что его непосредственное потребление не обеспечивает удовлетворения потребности, оно прежде всего связано с дополнительными трудовыми и финансовыми затратами, которые не всегда приносят ожидаемый эффект. Более дорогое и конструктивное знание, обеспечивающее быстрое получение практического результата, может пользоваться повышенным спросом, но при этом покупателю необходимо убедиться в этом.

Выделяют следующие особенности научно-технической продукции:

· это технически сложная продукция, требующая при своем создании затрат квалифицированного научного труда, и она должна рассматриваться с учетом потребительной стоимости, труда на ее создание, а также процесса дальнейшего использования заложенного в ней технического знания;

· уникальность продукции обусловливает трудности в определении ее полезности, выраженной в экономических показателях в процессе использования;

· различная степень готовности данного товара к промышленному освоению определяет значительную неопределенность затрат средств и времени, необходимых для реализации новшества, а следовательно, сложность определения цены научно-технической продукции на рынке;

· успешная реализация технологического новшества зависит от инновационных возможностей потребителей.

Деятельность организаций, входящих в научную инфраструктуру, создает добавленную стоимость, складывающуюся из:

· заработной платы (с начислениями) работников;

· амортизации основных фондов;

· прибыли организации.

Редкие наукоемкие услуги в научно-исследовательском и инновационном процессах выступают как особый вид ресурсов. Для них характерно:

· потребление высококвалифицированной рабочей силы, труд которой должен высоко оплачиваться;

· использование научного оборудования, которое часто является редким, уникальным, дорогостоящим;

· прибыль должна обеспечивать расширенное воспроизводство научно- исследовательской деятельности.

Сущность организации производства научно-технической продукции и наукоемких услуг состоит в объединении и обеспечении взаимодействия личных и вещественных элементов ЦКП, установлении необходимых связей (как внутренних, так и внешних) и согласованных действий участников процесса, создании организационных условий для реализации экономических интересов и социальных потребностей работников.

Специфика научно-исследовательской деятельности, состоящая в необходимости использования дорогостоящего оборудования, обусловливает необ­ходимость анализа проблемы обеспечения научных исследований современным аналитических оборудованием и повышения эффективности его использования, а также выявления Существующих путей решения данной проблемы, таких, как создание ЦКП научным оборудованием. Система ЦКП является важным свя­зующим звеном научной инфраструктуры и инфраструктуры инновационной деятельности. Бурный рост количества новых и усиление уже существующих ЦКП по всей стране происходили с середины 90-х годов сначала при поддерж­ке РАН и Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), а с 2002 г. — Федеральных целевых программ [62, 63].

В научных организациях существует проблема старения парка научного оборудования, существенного отставания базы исследовательского и аналитического оборудования от современного уровня развития технологий. Оборудо­вание, а вместе с ним и проводимые исследования, не вполне отвечают современным требованиям науки. Однако в ЦКП средний возраст оборудования составляет 8 лет, что более чем в 2 раза меньше, чем аналогичный показатель по стране в целом [28]. Вместе с тем, остро стоит проблема высококвалифициро­ванных кадров, способных работать на научном оборудовании и оказывать нау­коемкие услуги. Вследствие кадровой проблемы возникают трудности с эффек­тивным использованием имеющегося оборудования.

Достижению качественно нового уровня научных исследований и разработок способствует использование современной экспериментальной базы, в ос­нову которой входят многофункциональные исследовательские комплексы, по­зволяющие существенно расширить возможности экспериментальных иссле­дований и интенсифицировать процесс их проведения.

Повышение эффективности использования исследовательских комплексов уникального научного оборудования должно обеспечиваться за счет их высокой загрузки в ЦКП научным оборудованием [67]. Для улучшения исполь­зования научного оборудования создаются и развиваются сети ЦКП (динамика развития национальной сети ЦКП в рамках мероприятий Минобрнауки приве­дена на рисунке 5), но задача эффективной загрузки оборудования стоит весьма остро.

Рисунок 5 —Динамика роста сети ЦКП в рамках мероприятий Роснауки  

По результатам проведенного исследования загрузка оборудования ЦКП колеблется в пределах 18-67%. Средняя загрузка находится в интервале 40- 50%.

Как видно из рисунка 1, ЦКП становятся все более распространенными элементами НацИС. Существенно увеличилось число ЦКП в Южном федеральном университете (ЮФУ) и к 2011 г. их число достигло 17.

Центры, входящие в состав ЮФУ, становятся активными участниками научной, научно-производственной и учебно-научно-производственной кооперации и интеграции, входят в состав учебно-научно-производственных ком­плексов и технопарков, выступают в роли исследовательских, технологических, инновационных площадок, предоставляют свои уникальные технологические и исследовательские возможности организаторам процессов профессионального обучения и формирования научно-исследовательских, инновационных и предпринимательских компетенций у студентов и работников предприятий (в сис­теме дополнительного образования и повышения квалификации).

Таким образом, в стране сформирована особая структура территориально распределенных центров коллективного пользования, одна часть из которых создана при финансовой поддержке государства, а другая – крупными вузами и научно-исследовательскими институтами.

Такая сложная структура сформировалась, с одной стороны, благодаря организационному и институциональному выделению ЦКП как особого элемента национальной и глобальной научно-инновационной инфраструктуры, а с другой - за счет инициативы и самоорганизации вузов, НИИ, КБ и других орга­низаций и учреждений, а также отдельных подразделений (на местах создания центров), которые взяли на себя ответственность и риск организации этого вида деятельности. Вместе с этим, как показали результаты настоящего исследова­ния, для подавляющего числа ЦКП еще не найдены организационные и институциональные решения, позволяющей эф­фективно использовать уникальное научно-исследовательское оборудование и создавать условия для расширенного воспроизводства деятельности.

Для решения задач настоящего исследования необходимо уточнить сущность и содержание понятия «центр коллективного пользования».

Существуют разные определения ЦКП как термина:

· Научно-организационная структура, обладающая дорогостоящим прецизионным оборудованием (специализированные, диагностические установки, средства измерений) и высококвалифицированными кадрами, обеспечи­вающая на имеющемся оборудовании исследования научных организаций для достижения результатов мирового уровня [12].

· Имущественный комплекс (как правило, на базе высших учебных или научно-исследовательских организаций), обеспечивающий режим коллективного пользования прецизионным дорогостоящим научным и технологическим оборудованием структурными подразделениями базовой организации, а также сторонними пользователями [70].

При решении задач диссертационного исследования целесообразно придерживаться определения ЦКП, основанного на приведенном в работе Нацио­нального информационно-аналитического центра по мониторингу инновацион­ной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инно­вационных систем [70].

Поэтому в настоящем исследовании ЦКП научным оборудованием рассматривается как форма организации научной деятельности (как правило, на базе высших учебных или научно-исследовательских организаций), обеспечи­вающая режим коллективного пользования дорогостоящим научно- исследовательским и технологическим оборудованием структурными подразделениями базовой организации, а также сторонними пользователями.

История ЦКП в России началась за несколько лет до появления официального названия. В начале 60-х годов XX века В. А. Коптюг и Н. Н. Воронцов сформировали группу оптической спектроскопии, масс-спектрометрии и ядерного магнитного резонанса, оснащенную новейшим оборудованием, которая и послужила прототипом первого ЦКП. В. А. Коптюг всячески поддерживал инициативы разработки новых приборов в стране и компьютеризацию спек­тральных исследований. Понимая, что при современном динамичном развитии техники, компьютеров, научных приборов каждому институту не по силам иметь сложное научное оборудование, В. А. Коптюг уже в середине 70-х годов инициировал создание ЦКП [70].

С начала 80-х годов идея создания ЦКП в системе Минвуза РСФСР была особенно популярна, так как возможности обеспечить все вузы необходимым оборудованием и специалистами при общем экономическом спаде в стране становились все более ограниченными. Опыт создания ЦКП имел как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным результатам можно отнести то, что была проведена инвентаризация оборудования и выявлены кол­лективы, способные обслуживать научные исследования высокого уровня. Отрицательный эффект заключался в том, что в погоне за количеством пострадало качество. Бюджетных средств для обеспечения качества было недостаточно, плохое управление не позволило ЦКП стать самоокупаемыми, использовать имеющиеся технические и кадровые возможности для создания инновационной продукции и услуг [59].

С 1994 г. РФФИ на регулярной основе начал проводить конкурсы на создание ЦКП уникальными приборами и оборудованием. По грантам РФФИ было создано 89 ЦКП, которые хорошо зарекомендовали себя в научном сообществе [69]. Работа этих центров преимущественно ориентирована на обеспечение исследований, выполняемых по грантам РФФИ. Использование ЦКП снижает затраты, связанные с закупкой и обслуживанием дорогостоящих прецизионных приборов, разработкой новых методик проведения измерений и экспериментов. Руководство РФФИ считает, что поддержка ЦКП является наиболее действен­ным путем обеспечения научных исследований современным аналитическим оборудованием. Это подтверждается опытом организации подобных центров в системе Российской Академии наук (РАН), где работа по формированию сети ЦКП началась в 80-е годы прошлого столетия [1; 50; 53; 54; 66; 68]. На­чиная с 2005 г., поддержка развития ЦКП осуществляется в рамках реализации программного мероприятия «Содействие развитию сети центров коллективного пользования научным оборудованием» ФЦНТП [62]. Формирование сети ЦКП Роснаука осуществляла с учетом уже действующих ЦКП и распределения на­учно-технического потенциала по регионам страны как при вузах [33; 44; 59; 67], так и в системе РАН [66; 68]. Созданная Роснаукой к 2007 г. сеть из 56 ЦКП послужила основой для формирования региональных узловых элементов национальной сети ЦКП [26]. С 2007 г. поддержка ЦКП осуществляется в рам­ках Федеральной целевой программы (ФЦП) на 2007 - 2012 гг. Учитывая, что в конкурсах 2007-2009 гг. участвовали уже действующие ЦКП, общее число цен­тров в сети составило 75. Данные, характеризующие объемы финансирования ЦКП по годам и число организаций-победителей конкурсов ФЦП за период 2003-2010 гг. (данные за 2010 г. включают только финансирование по государ­ственным контрактам заключенным на период 2009-2010 гг.) представлены на рисунке 6 [27, 67].

  Рисунок 6 — Объемы финансирования по ЦКП, получивших финансовую поддержку государства в 2003-2010 гг.

 

Распределение 75 ЦКП национальной сети по ведомственной подчиненности и федеральным округам Российской федерации приведены на рисунках 7 и 8 [27].

Приведенные данные показывают, что по количеству организаций, представляющих ЦКП, по-прежнему доминируют организации РЛН и Рособразова­ния. Следует отметить, что в 2008 г. организации Рособразования опередили организации РАМ по количеству участников и победителей конкурсов, что ука­зывает на повышенное внимание Минобрнауки РФ на развитие ЦКП в системе высшей школы [27].

Таким образом, сеть ЦКП является неотъемлемой частью национальной научной и инновационной инфраструктуры. В созданной сети ЦКП аккумулировано более 2500 единиц научного оборудования общей стоимостью более 11 млрд, руб., для рационального использования которого необходимо повы­шение уровня его загрузки путем разработки и внедрения массовых наукоемких услуг, востребованных на рынке. При средней норме амортизации 12,4% вклад этой составляющей в суммарную по ЦКП добавленную стоимость равен:

11 млрд, руб.·12,4/100 = 1,36 млрд.руб.

Вузы и в их числе федеральные университеты, национальные исследовательские университеты и другие крупные вузы в рамках программ своего раз­вития предусматривают создание ЦКП.

Видовое разнообразие ЦКП, с одной стороны, определяет ещё большее разнообразие наукоемких услуг, а с другой — необходимость управления заявками, и следовательно позволяет формировать экономические и технологиче­ские связи между ними, образовывать устойчивые или гибкие структуры гори­зонтальной или вертикальной интеграции, объединенные на основе общих эко­номических интересов. Связи могут устанавливаться между ЦКП внутри меж­дународной, национальной региональной сети и внутри университета с ву­зовскими ЦКП как постоянные отношения, в том числе с формированием совместных планов исследований.

Таким образом, важными задачами, являются:

· обеспечение возможности проведения исследований для широкого круга ученых и научных коллективов на современном и дорогостоящем оборудовании;

· повышение эффективности использования научно-исследовательского оборудования.

В этом случае развитие ЦКП способствует интенсификации, повышению результативности и качества научных исследований, становлению инновационной экономики и увеличению доли высокотехнологичных, наукоемких отрас­лей. Однако эффективность любого центра зависит от степени использования его мощности, поэтому организация и управление процессами загрузки обору­дования остается актуальной задачей, требующей углубленного исследования.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...