Организация производства научно-технической продукции и оказания услуг центрами коллективного пользования
Важным условием перехода к инновационной экономике является создание действующей национальной инновационной системы - системы, преобразующей знания в новые технологии, продукты и услуги, которые потребляются на национальных или глобальных рынках. Определяющую роль в функционировании НацИС играет государство, которое определяет правила функционирования и взаимодействия участников инновационного процесса через формирование нормативно-правовой среды. В НацИС входит собственно субъекты инновационной деятельности – организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности [72]. Инновационная инфраструктура рассматривается как совокупность: · условий функционирования фундаментальной науки, системы образования; · организаций, промышленных и иных общественных объектов, обеспечивающих возможности успешной инновационной деятельности. Основной задачей инфраструктуры инновационной деятельности является содействие решению проблем доступа к научным, кадровым, образовательным и финансовым ресурсам. В настоящее время существует разветвленная сеть организаций, способствующих развитию инновационной деятельности. Следует отметить, что объекты инновационной инфраструктуры решают часть инновационных проблем, выполняют структурирующую функцию, объединяя разделенные части НацИС, за счет чего создаются условия для успешного развития инновационной деятельности. Поэтому развитие не может быть поставлено исключительно в зависимость от наличия или количества соответствующих объектов инфраструктуры, как отмечено в [72]. Частью НацИС является научная инфраструктура, создающая материально – техническую базу, предназначенную для обеспечения научной деятельности. Состав элементов научной инфраструктуры:
· здания и сооружения научных центров; · техническое оборудование для выполнения исследований; · система информационного обеспечения: библиотеки, информационные центры, информационные сети, издательства; · система обеспечения ученых связью, транспортом; · органы планирования и координации научных исследований; · система подготовки научных кадров; · система материально-технического и социально-бытового обеспечения [37]. Система организации научных исследований и оказания наукоемких услуг, существующая в России, включает в себя четыре вида организаций: · научно-исследовательские институты Академий наук, проводящие фундаментальные поисковые исследования; · отраслевые, ведомственные научно-исследовательские институты и различные конструкторские бюро, специализирующиеся на прикладных исследованиях и опытно-конструкторских работах; · подразделения высших учебных заведений, где тип научных исследований определяется статусом и специализацией ВУЗа (университеты — фундаментальные исследования, остальные — как правило, прикладные); · частные предприятия научно-исследовательского и научно- производственного профиля. Научная инфраструктура преимущественно оказывает услуги, которые в настоящем исследовании рассматриваются как целесообразная деятельность, направленная на удовлетворение каких-либо потребностей человека и общества в целом [20]. Наукоемкие услуги – услуги, предъявляющие высокие требования к квалификации персонала; услуги с высокими абсолютными затратами на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. На первом этапе настоящего исследования был проведен анализ специфики существующей системы научно-исследовательских организаций РФ, а также особенности и проблемы их функционирования. Предварительные результаты исследования предметной области определили необходимость разработки институциональной организации производственной системы ЦКП и комплексного подхода к анализу процессов оказания наукоемких услуг.
Результатом оказания услуг научной инфраструктурой является научно- техническая продукция, которая может иметь разные формы, в том числе форму научного отчета, проекта, модели, образца, и др. Научно-техническая продукция - это результаты интеллектуальной деятельности, имеющие коммерческое значение и реализуемые потребителю преимущественно в нематериальной форме (как совокупность научно-технической информации) [8], включая: · данные научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических работ в виде аналитических отчетов, таких объектов промышленной собственности, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также конструкторско-технологическая документация, программные продукты, бизнес-планы и т. д.; · знания, опыт, консультирование в области маркетинга, проектного управления, инжиниринга и других научно-технических услуг, связанных с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности. Известно, что научно-техническая продукция — это различного рода знания, монополизированные их владельцами через авторское и патентное право, которые являются товаром и имеют цену, определяемую доходностью их применения. Знание как экономический ресурс обладает особыми свойствами в том смысле, что его непосредственное потребление не обеспечивает удовлетворения потребности, оно прежде всего связано с дополнительными трудовыми и финансовыми затратами, которые не всегда приносят ожидаемый эффект. Более дорогое и конструктивное знание, обеспечивающее быстрое получение практического результата, может пользоваться повышенным спросом, но при этом покупателю необходимо убедиться в этом. Выделяют следующие особенности научно-технической продукции: · это технически сложная продукция, требующая при своем создании затрат квалифицированного научного труда, и она должна рассматриваться с учетом потребительной стоимости, труда на ее создание, а также процесса дальнейшего использования заложенного в ней технического знания;
· уникальность продукции обусловливает трудности в определении ее полезности, выраженной в экономических показателях в процессе использования; · различная степень готовности данного товара к промышленному освоению определяет значительную неопределенность затрат средств и времени, необходимых для реализации новшества, а следовательно, сложность определения цены научно-технической продукции на рынке; · успешная реализация технологического новшества зависит от инновационных возможностей потребителей. Деятельность организаций, входящих в научную инфраструктуру, создает добавленную стоимость, складывающуюся из: · заработной платы (с начислениями) работников; · амортизации основных фондов; · прибыли организации. Редкие наукоемкие услуги в научно-исследовательском и инновационном процессах выступают как особый вид ресурсов. Для них характерно: · потребление высококвалифицированной рабочей силы, труд которой должен высоко оплачиваться; · использование научного оборудования, которое часто является редким, уникальным, дорогостоящим; · прибыль должна обеспечивать расширенное воспроизводство научно- исследовательской деятельности. Сущность организации производства научно-технической продукции и наукоемких услуг состоит в объединении и обеспечении взаимодействия личных и вещественных элементов ЦКП, установлении необходимых связей (как внутренних, так и внешних) и согласованных действий участников процесса, создании организационных условий для реализации экономических интересов и социальных потребностей работников. Специфика научно-исследовательской деятельности, состоящая в необходимости использования дорогостоящего оборудования, обусловливает необходимость анализа проблемы обеспечения научных исследований современным аналитических оборудованием и повышения эффективности его использования, а также выявления Существующих путей решения данной проблемы, таких, как создание ЦКП научным оборудованием. Система ЦКП является важным связующим звеном научной инфраструктуры и инфраструктуры инновационной деятельности. Бурный рост количества новых и усиление уже существующих ЦКП по всей стране происходили с середины 90-х годов сначала при поддержке РАН и Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), а с 2002 г. — Федеральных целевых программ [62, 63].
В научных организациях существует проблема старения парка научного оборудования, существенного отставания базы исследовательского и аналитического оборудования от современного уровня развития технологий. Оборудование, а вместе с ним и проводимые исследования, не вполне отвечают современным требованиям науки. Однако в ЦКП средний возраст оборудования составляет 8 лет, что более чем в 2 раза меньше, чем аналогичный показатель по стране в целом [28]. Вместе с тем, остро стоит проблема высококвалифицированных кадров, способных работать на научном оборудовании и оказывать наукоемкие услуги. Вследствие кадровой проблемы возникают трудности с эффективным использованием имеющегося оборудования. Достижению качественно нового уровня научных исследований и разработок способствует использование современной экспериментальной базы, в основу которой входят многофункциональные исследовательские комплексы, позволяющие существенно расширить возможности экспериментальных исследований и интенсифицировать процесс их проведения. Повышение эффективности использования исследовательских комплексов уникального научного оборудования должно обеспечиваться за счет их высокой загрузки в ЦКП научным оборудованием [67]. Для улучшения использования научного оборудования создаются и развиваются сети ЦКП (динамика развития национальной сети ЦКП в рамках мероприятий Минобрнауки приведена на рисунке 5), но задача эффективной загрузки оборудования стоит весьма остро.
По результатам проведенного исследования загрузка оборудования ЦКП колеблется в пределах 18-67%. Средняя загрузка находится в интервале 40- 50%. Как видно из рисунка 1, ЦКП становятся все более распространенными элементами НацИС. Существенно увеличилось число ЦКП в Южном федеральном университете (ЮФУ) и к 2011 г. их число достигло 17. Центры, входящие в состав ЮФУ, становятся активными участниками научной, научно-производственной и учебно-научно-производственной кооперации и интеграции, входят в состав учебно-научно-производственных комплексов и технопарков, выступают в роли исследовательских, технологических, инновационных площадок, предоставляют свои уникальные технологические и исследовательские возможности организаторам процессов профессионального обучения и формирования научно-исследовательских, инновационных и предпринимательских компетенций у студентов и работников предприятий (в системе дополнительного образования и повышения квалификации).
Таким образом, в стране сформирована особая структура территориально распределенных центров коллективного пользования, одна часть из которых создана при финансовой поддержке государства, а другая – крупными вузами и научно-исследовательскими институтами. Такая сложная структура сформировалась, с одной стороны, благодаря организационному и институциональному выделению ЦКП как особого элемента национальной и глобальной научно-инновационной инфраструктуры, а с другой - за счет инициативы и самоорганизации вузов, НИИ, КБ и других организаций и учреждений, а также отдельных подразделений (на местах создания центров), которые взяли на себя ответственность и риск организации этого вида деятельности. Вместе с этим, как показали результаты настоящего исследования, для подавляющего числа ЦКП еще не найдены организационные и институциональные решения, позволяющей эффективно использовать уникальное научно-исследовательское оборудование и создавать условия для расширенного воспроизводства деятельности. Для решения задач настоящего исследования необходимо уточнить сущность и содержание понятия «центр коллективного пользования». Существуют разные определения ЦКП как термина: · Научно-организационная структура, обладающая дорогостоящим прецизионным оборудованием (специализированные, диагностические установки, средства измерений) и высококвалифицированными кадрами, обеспечивающая на имеющемся оборудовании исследования научных организаций для достижения результатов мирового уровня [12]. · Имущественный комплекс (как правило, на базе высших учебных или научно-исследовательских организаций), обеспечивающий режим коллективного пользования прецизионным дорогостоящим научным и технологическим оборудованием структурными подразделениями базовой организации, а также сторонними пользователями [70]. При решении задач диссертационного исследования целесообразно придерживаться определения ЦКП, основанного на приведенном в работе Национального информационно-аналитического центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем [70]. Поэтому в настоящем исследовании ЦКП научным оборудованием рассматривается как форма организации научной деятельности (как правило, на базе высших учебных или научно-исследовательских организаций), обеспечивающая режим коллективного пользования дорогостоящим научно- исследовательским и технологическим оборудованием структурными подразделениями базовой организации, а также сторонними пользователями. История ЦКП в России началась за несколько лет до появления официального названия. В начале 60-х годов XX века В. А. Коптюг и Н. Н. Воронцов сформировали группу оптической спектроскопии, масс-спектрометрии и ядерного магнитного резонанса, оснащенную новейшим оборудованием, которая и послужила прототипом первого ЦКП. В. А. Коптюг всячески поддерживал инициативы разработки новых приборов в стране и компьютеризацию спектральных исследований. Понимая, что при современном динамичном развитии техники, компьютеров, научных приборов каждому институту не по силам иметь сложное научное оборудование, В. А. Коптюг уже в середине 70-х годов инициировал создание ЦКП [70]. С начала 80-х годов идея создания ЦКП в системе Минвуза РСФСР была особенно популярна, так как возможности обеспечить все вузы необходимым оборудованием и специалистами при общем экономическом спаде в стране становились все более ограниченными. Опыт создания ЦКП имел как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным результатам можно отнести то, что была проведена инвентаризация оборудования и выявлены коллективы, способные обслуживать научные исследования высокого уровня. Отрицательный эффект заключался в том, что в погоне за количеством пострадало качество. Бюджетных средств для обеспечения качества было недостаточно, плохое управление не позволило ЦКП стать самоокупаемыми, использовать имеющиеся технические и кадровые возможности для создания инновационной продукции и услуг [59]. С 1994 г. РФФИ на регулярной основе начал проводить конкурсы на создание ЦКП уникальными приборами и оборудованием. По грантам РФФИ было создано 89 ЦКП, которые хорошо зарекомендовали себя в научном сообществе [69]. Работа этих центров преимущественно ориентирована на обеспечение исследований, выполняемых по грантам РФФИ. Использование ЦКП снижает затраты, связанные с закупкой и обслуживанием дорогостоящих прецизионных приборов, разработкой новых методик проведения измерений и экспериментов. Руководство РФФИ считает, что поддержка ЦКП является наиболее действенным путем обеспечения научных исследований современным аналитическим оборудованием. Это подтверждается опытом организации подобных центров в системе Российской Академии наук (РАН), где работа по формированию сети ЦКП началась в 80-е годы прошлого столетия [1; 50; 53; 54; 66; 68]. Начиная с 2005 г., поддержка развития ЦКП осуществляется в рамках реализации программного мероприятия «Содействие развитию сети центров коллективного пользования научным оборудованием» ФЦНТП [62]. Формирование сети ЦКП Роснаука осуществляла с учетом уже действующих ЦКП и распределения научно-технического потенциала по регионам страны как при вузах [33; 44; 59; 67], так и в системе РАН [66; 68]. Созданная Роснаукой к 2007 г. сеть из 56 ЦКП послужила основой для формирования региональных узловых элементов национальной сети ЦКП [26]. С 2007 г. поддержка ЦКП осуществляется в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) на 2007 - 2012 гг. Учитывая, что в конкурсах 2007-2009 гг. участвовали уже действующие ЦКП, общее число центров в сети составило 75. Данные, характеризующие объемы финансирования ЦКП по годам и число организаций-победителей конкурсов ФЦП за период 2003-2010 гг. (данные за 2010 г. включают только финансирование по государственным контрактам заключенным на период 2009-2010 гг.) представлены на рисунке 6 [27, 67].
Распределение 75 ЦКП национальной сети по ведомственной подчиненности и федеральным округам Российской федерации приведены на рисунках 7 и 8 [27]. Приведенные данные показывают, что по количеству организаций, представляющих ЦКП, по-прежнему доминируют организации РЛН и Рособразования. Следует отметить, что в 2008 г. организации Рособразования опередили организации РАМ по количеству участников и победителей конкурсов, что указывает на повышенное внимание Минобрнауки РФ на развитие ЦКП в системе высшей школы [27]. Таким образом, сеть ЦКП является неотъемлемой частью национальной научной и инновационной инфраструктуры. В созданной сети ЦКП аккумулировано более 2500 единиц научного оборудования общей стоимостью более 11 млрд, руб., для рационального использования которого необходимо повышение уровня его загрузки путем разработки и внедрения массовых наукоемких услуг, востребованных на рынке. При средней норме амортизации 12,4% вклад этой составляющей в суммарную по ЦКП добавленную стоимость равен: 11 млрд, руб.·12,4/100 = 1,36 млрд.руб. Вузы и в их числе федеральные университеты, национальные исследовательские университеты и другие крупные вузы в рамках программ своего развития предусматривают создание ЦКП. Видовое разнообразие ЦКП, с одной стороны, определяет ещё большее разнообразие наукоемких услуг, а с другой — необходимость управления заявками, и следовательно позволяет формировать экономические и технологические связи между ними, образовывать устойчивые или гибкие структуры горизонтальной или вертикальной интеграции, объединенные на основе общих экономических интересов. Связи могут устанавливаться между ЦКП внутри международной, национальной региональной сети и внутри университета с вузовскими ЦКП как постоянные отношения, в том числе с формированием совместных планов исследований. Таким образом, важными задачами, являются: · обеспечение возможности проведения исследований для широкого круга ученых и научных коллективов на современном и дорогостоящем оборудовании; · повышение эффективности использования научно-исследовательского оборудования. В этом случае развитие ЦКП способствует интенсификации, повышению результативности и качества научных исследований, становлению инновационной экономики и увеличению доли высокотехнологичных, наукоемких отраслей. Однако эффективность любого центра зависит от степени использования его мощности, поэтому организация и управление процессами загрузки оборудования остается актуальной задачей, требующей углубленного исследования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|