2. Программа учебной дисциплины
2. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ Тема 1. Общие основы педагогики, система педагогических наук.
История возникновения и развития педагогической науки. Объект и предмет педагогической науки. Педагогическая действительность как объект педагогики. Образование как предмет педагогической науки. Специфика и взаимосвязь объекта и предмета педагогики. Функции и задачи педагогической науки. Основные задачи педагогической науки. Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками. Основные педагогические понятия, их сущность. Методология и методы педагогической науки. Развитие и формирование личности. Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность», «развитие личности». Биологизаторские и социологизаторские концепции развития личности. Ведущие факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание. Деятельность и активность как условия развития личности. Тема 2. Теория обучения (дидактика)
Дидактика, ее происхождение и развитие. Предмет и задачи дидактики. Основные категории дидактики. Основные дидактические концепции. Обучение: структура, основные характеристики. Сущность понятия обучения. Содержательные компоненты бучения: цель, содержание, формы, методы и средства, – их взаимосвязь и взаимозависимости. Структура процесса обучения. Закономерности и принципы обучения: понятие «закономерность обучения» их классификация, учет закономерностей в процессе обучения; понятия «принципы и правила обучения». Методы обучения: классификации, педагогические возможности, критерии выбора. Понятие о методах и приемах обучения. Основные подходы к классификации методов обучения. Средства обучения. Классификация средств обучения. Классно-урочная система обучения, ее отличительные особенности. Классификация мотивов обучения. Мотивация и успешность обучения. Диагностика обучаемости. Методы диагностирования обучаемости.
Контроль как компонент диагностики обученности. Тема 3. Воспитание в целостном образовательном процессе Воспитание: сущность, назначение, особенности. Разнообразие трактовок воспитания в педагогической науке. Историческая и социальная обусловленность процесса воспитания. Цели воспитания в разные исторические периоды развития общества. Специфика процесса воспитания, его особенности: целенаправленность, двусторонность, многофакторность, отдаленность и неопределенность результатов, длительность и непрерывность и т. д. Законы, закономерности и принципы воспитания. Самовоспитание как фактор и результат развития. Содержание воспитания: умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое и др. Методы, средства и формы воспитательной работы. Международные и федеральные документы по защите прав ребенка (Международная Конвенция по защите прав ребенка, Декларация прав ребенка, Конституция ДНР и др. ). Условия эффективности семейного воспитания. Типы семейных отношений. РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ПРЕВЕНТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Тема 4. Педагогика в правоохранительной деятельности. Направления педагогики в правоохранительной деятельности. Юридическая педагогика. Ювенальная педагогика. Криминологическая педагогика. Криминальная педагогика. Превентивная педагогика. Виктимная педагогика. Пенитенциарная педагогика. Постпенитенциарная педагогика. Основные виды связей правоохранительной деятельности с педагогикой. Взаимосвязи правоохранительной деятельности с воспитательной функцией. Педагогика в деятельности правоохранительных органов.
Тема 5. Превентивная педагогика как отрасль педагогической науки. Основы педагогической системы профилактики. Принципы, определяющие содержание педагогического процесса, направленного на предупреждение преступлений. Педагогические средства, методы и приемы профилактики. Педагогика в общей профилактике преступлений. Исторические уроки постпенитенциарной педагогики. Тема 6 Социализация и воспитание. Сущность социализации. Соотношение социализации и воспитания. Механизмы социализации. Классификация и общая характеристика факторов социализации. Общество сверстников как фактор социализации. Возрастные и индивидуальные особенности развития и формирования личности и их педагогический учёт. Тема 7. Социально-педагогические детерминанты девиантного поведения. Поведение и его виды. Асоциальное поведение. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема. Понятия нормы и отклонения в превентивной педагогике. Отклоняющееся поведение: критерии определения понятий. Характеристика отдельных видов девиантного поведения Этапы формирования отклоняющегося поведения. Профилактика девиантного поведения. Тема 8. Превентивная педагогика семьи. Семья как главный институт социализации. Проблемы совершенствования профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних Характеристика детей и семей группы риска и работа с ними. Система взаимодействия различных органов и учреждений при устройстве детей, оставшихся без попечения родителей. Детская дезадаптация. Профилактическая и коррекционная работа с различными типами детско-подростковой дезадаптации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|