Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система взаимодействия различных органов и учреждений при устройстве детей, оставшихся без попечения родителей.




Система взаимодействия различных органов и учреждений при устройстве детей, оставшихся без попечения родителей.

обращения родителей угрожает опасность, играют правоохранительные органы, и прежде всего участковые и сотрудники отделов профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОПП).

 В табл. 1 представлена система взаимодействия различных органов и учреждений при устройстве детей, оставшихся по разным причинам без попечения родителей. Здесь представлены центры временного пребывания в системе МВД, которые законодательно обязаны заниматься лишь несовершеннолетними правонарушителями, но они оказывают помощь другим государственным органам в работе с беспризорниками, подобранными на улицах и вокзалах.

Вопрос 3. Дезадаптация как причина отклоняющегося поведения. Детская дезадаптация.

В числе субъектов профилактической работы наиболее широко представлены дезадаптированные дети и подростки — их поведение неадекватно нормам и требованиям ближайшего окружения, которое выполняет функцию институтов социализации (семья, школа). В ус­ловиях школьного, семейного и общественного воспитания те или иные формы детско-подростковой дезадаптации воспринимаются педагогами и родителями как трудновоспитуемость.

В зависимости от природы и характера дезадаптации можно выделить патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию (рис. 2), которая, в свою очередь, требует разных диагностико-коррекционных программ. В чистом виде тот или иной основной вид дезадаптации встречается нечасто, обычно в разном сочетании как: патогенная и социальная дезадаптация; психосоциальная и социальная; патогенная, психосоциальная и социальная; патогенная и психосоциальная.

Рис. . 2. Основные виды дезадаптации несовершеннолетних

Условные обозначения: 1 — социальная; 2 — патогенная; 3 — психосоциальная

 

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в ос­нове которых лежат функционально-органические поражения нерв­ной системы. То есть в одном случае патогенная дезадаптация может выражаться в разных по своей степени и глубине нервно-психичес­ких заболеваниях, в другом — в разной степени выраженности оли­гофрении, отставании в умственном развитии. Первые нуждаются в стационарном лечении с применением психолого-педагогических реабилитационных программ, а вторые — в мерах медико-психолого-педагогического оздоровительного характера в условиях учебно-воспитательных учреждений (детские сады, школы, детские до­ма и т. д. ). Все более остро встает вопрос о развитии так называемой лечебной педагогики, использующей коррекционно-развивающие ди­дактические программы и такие формы, как игротерапия. При применении их олигофрены в состоянии осваивать определенные со­циальные нормы поведения, получать несложные профессии, быть полезными членами общества. Наиболее успешное обучение и социальная адаптация детей-олигофренов осуществляется в специальных вспомогательных школах.

Психосоциальная дезадаптация вызвана половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями несовершеннолетних, которые обусловливают их определенную нестандартность, трудно-воспитуемость, требующую индивидуального подхода и в отдельных случаях специальных психосоциальных и психолого-педагогических коррекционных программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений. Затруднять их социальную адаптацию могут различные акцентуации характера, неадекватная самооценка, нарушение эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, неосознаваемые регуляторы поведения, вытесненные в подсознание комплексы, фиксированные установки, фобии, тревожность, агрессивность. Наряду с индивидуальным педагогическим подходом, применяемым к ним в семье и школе, весьма эффективны адекватные психокоррекционные техники и психосоциальные технологии.

К устойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно отнести акцентуации характера, которые выражаются в заметном специфическом своеобразии характера ребенка, подростка, требуют индивидуально-педагогического подхода в семье, школе, и в отдельных случаях могут быть также показаны психотерапевтические и психокоррекционные программы, различные неблагоприятные и индивидуально-психологические особенности эмоционально-волевой, мотивационно-познавательной сферы, включая такие дефекты, как снижение эмпатийности, низкая познавательная активность, резкий контраст в сфере познавательной активности, дефекты волевой сферы (безволие, податливость чужому влиянию, импульсивность, расторможенность, неоправданное упрямство и т. д. ).

К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно, прежде всего, отнести психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития ребенка, подростка.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальном поведении и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социаль­ных установок. В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации можно выделить две стадии социальной дезадаптации.

Стадия школьной дезадаптации представлена педагогиче­ски запущенными учащимися, для которых характерно хроническое отставание по ряду предметов школьной программы, сопротивление педагогическим воздействиям, дерзость с учителем, различные асо­циальные проявления (сквернословие, курение, хулиганские проступ­ки, пропуски уроков). Вместе с тем значительная часть педагогически запущенных подростков стремится к получению профессии, эконо­мической самостоятельности, они готовы трудиться. Коррекционная работа с ними может вестись в рамках учебно-воспитательных учреждений, общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, социальных учреждений для молодежи и подростков, молодежных бирж труда, клубов по интересам, центров экстремальной социально-психологической помощи. В системе народного образования имеется опыт создания центров социально-педагогической реабилитации для трудновоспитуемых подростков, которые создаются на базе вечерне-сменных школ и учебно-производственных ком­плексов — они хорошо зарекомендовали себя.

Более глубокую стадию социальной дезадаптации представляют социально запущенные подростки. Социальная запущенность характеризуется глубоким отчуждением подростков от се­мьи и школы, как основных институтов социализации; их форми­рование идет в основном под влиянием асоциальных и кримино­генных групп, для них характерна глубокая деформация ценностно-нормативной сферы, асоциальное поведение и противоправные действия (бродяжничество, наркомания, пьянство, вымогательство). Они, как правило, профессионально не ориентированы, негативно относятся к труду и склонны к паразитическому существованию. В условиях учебно-воспитательных учреждений трудно добиться успеха в работе с такими подростками. Уместна постановка их на учет в инспекции по делам несовершеннолетних и помещение в специаль­ные закрытые учебно-воспитательные учреждения, выполняющие функции социальной реабилитации.

В зависимости от вида дезадаптации подростков применяются разные профилактические меры в рамках разных межведомственных учреждений. Очевидно, что все участники воспитательно-профилактического процесса — учителя, психологи, сотрудники ОВД и комис­сий по делам несовершеннолетних должны хорошо представлять их психологические и педагогические слабости и систему социальных учреждений, способных предоставить им адекватную помощь.

Особую озабоченность в настоящее время вызывают дети и подростки с аддитивным, и прежде всего наркозависимым, поведением. И если профилактика аддитивного поведения — это прежде всего дело учреждений социального обслуживания детей и молодежи, то лечение и реабилитация наркоманов должна осуществляться в системе Минздрава, где, к сожалению, пока нет необходимой и достаточной базы, чтобы справиться с этой резко обострившейся проблемой.

При этом помимо первичной реабилитации, проводимой нар­кологическими диспансерами, крайне важна и вторичная реабилитация, осуществляемая психотерапевтическими и социально-педагогическими программами как для наркозависимых детей и подростков, так и их ближайшего окружения, и в первую очередь родителей. Как показывает опыт, особенно эффективно протекают реабилитационные программы, когда наркозависимые отрываются от своего привычного улично-дворового окружения и включаются в другую среду с другой системой ценностей и отношений.

Выделяют следующие основные причины социальной дезадаптации несовершеннолетних:

1. Дисфункциональность семьи.

Существует множество возможных причин, приводящих к дисфункциональности семьи, и все они с неизбежностью отражаются на детях.

· Экономические причины: у большого числа семей прожиточный уровень ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена. Нужда деформирует всю

· систему семейных функций, сворачивает их реализацию до полного бездействия.

· Асоциальные причины: алкоголизм или наркомания семьи или одного из её членов, притивоправное поведение, проституция, низкий культурный уровень. Как правило, дети из таких семей чаще других попадают в преступные компании.

Психологические причины: жестокость, агрессивность, конфликтность, ревность, супружеская неверность, эгоизм, жадность, неуравновешенность характеров.

Медицинские причины: хронические инфекционные (например, туберкулез) и венерические заболевания, психические и сексуальные отклонения, импотенция.

Неполные семьи: растет число одиноких матерей и их детей. По данным Госкомстата ежегодно распадается 500-600 тыс. браков, в результате чего увеличивается детей из «семей риска» 1.

В настоящее время все большее количество семей нуждаются в помощи специалистов- психологов, психотерапевтов. Но низкий уровень психолого-педагогической грамотности, делает услуги психологов недоступными для большинства семей. В каждой дисфункциональной семье в процессе ее существования формируются жесткие защитные и компенсаторные механизмы, направленные на сохранение сложившегося равновесия.

Дисфункциональность семьи обычно отражается на всех сферах жизни ребенка: школьная успеваемость снижается, уличная компания становится заменой авторитета родителей, в ней ребенок получает признание. Все это, в свою очередь приводит к нарушению личностной сферы, иногда - к психическим отклонениям. А дальше - естественные следствия: употребление психоактивных веществ, правонарушения, что только и становится поводом для внимания со стороны государственных структур.

2. Личностные особенности ребенка.

Сами по себе личностные особенности ребенка нередко становятся причиной социальной дезадаптации. Так, даже ребенок-инвалид может быть вполне социально адаптирован при условии грамотного отношения родителей и социального окружения к его статусу. Но достаточно часто, характерологические особенности, темперамент, непоседливость ребенка вызывают у родителей неадекватные реакции. Представление о «хорошем» ребенке как об удобном, послушном сталкивается с особенностями реального ребенка, несоответствующими этому представлению. Начинается переделка, «подгонка» ребенка под общий «стандарт», борьба против его индивидуальности. Результат этой борьбы может быть различен, но неизбежно нарушение функционирования семьи. Ребенок, чувствуя неприятие, может сдаться, и конфликт перенесется внутрь него, может уйти из семьи и найти признание в другой среде, в других формах. Чаще всего обострение подобных противоречий происходит в подростковом возрасте, когда у ребенка появляется реальная возможность найти другие формы самореализации, когда происходит рост его самосознания, когда сверстники становятся авторитетом, а мнение взрослых перестает быть единственно правильным.

Родители в подобных семьях при определенных условиях могли бы успешно выполнять свой родительский долг. Но отклонение реальной ситуации от их представлений и ожиданий, и негативность принять ребенка таким, какой он есть, приводит к конфликту и, часто, к дисфункциональности данной семьи в целом.

Сказанное в отношении семьи, часто оказывается верным и при обучении «нестандартного» ребенка в школе. К сожалению, учителя далеко не всегда готовы учитывать индивидуальные особенности ученика. Это обстоятельство является одной из причин другого явления - школьной дезадаптации.

3. Школьный фактор.

Ни для кого не секрет, что школа в наше время переживает трудные времена. Переполненность классов, недостаток специалистов, зачастую, их низкий профессиональный уровень, приводят к увеличению числа конфликтов между учителем и учениками. Школа практически отказалась от воспитательной функции и чаще всего использует репрессивные меры воздействия, преследуя цель поддержания дисциплины любыми доступными средствами, которых осталось не так-то немного. Нередко успеваемость ученика по предмету находится в прямой зависимости от отношения учителя к нему. Недобросовестность, элементарная грубость и предвзятость учителей, их психологическая и педагогическая беспомощность, многие другие большие и малые ошибки становится причиной семейных конфликтов, способствуют возникновению отчуждения и развитию семейной дисфункции.

Воспитанники учреждений социальной защиты посещают рядом расположенную школу, обычные классы. Имея большие пробелы в знаниях и низкий социальный статус в классе, они стараются пропускать занятия, что является причиной конфликта школы и учреждения, причиной побегов 1.

4. Воздействие асоциальной неформальной среды.

Этому фактору часто приписывают неадекватно большое влияние на несовершеннолетних. И это можно понять - на улицах заметно выделяются «неформалы» самых различных направлений, просто «тусовки» праздно шатающейся молодежи. Но далеко не все группы действительно асоциальны.

Находясь под влиянием группировок, у подростка и родителей увеличивается число семейных конфликтов в результате ценностного несовпадения.

Многие родители не в состоянии принять существование иных ценностей, кроме тех, которыми они руководствовались в своей жизни. В результате они отвергают не только действительно низкое, безвкусное, вульгарное, но и позитивную составляющую жизни своих детей: свободу самовыражения, самореализации, ценность личности и т. д. Реакцией подростка на это становится стремление ко всему, что отвергнуто родителями, в том числе и негативного. В то же время, уход в «неформалы» обычно является лишь следствием сложившихся в семье отношений.

5. Неразвитость системы профилактики девиантного поведения детей и подростков в условиях семьи, школы, позднее выявление безнадзорности и правонарушений детей и подростков.

В учреждения социальной защиты населения действительно все чаще попадают дети и подростки в социально запущенной форме, употребляющие токсические вещества, алкоголь, с патологиями в интеллектуальном развитии, с устойчивыми формами девиантного поведения.

Социально запущенные дети и подростки с девиантным поведением чаще всего не адаптируются в условиях учреждений. Они заставляют более слабых зарабатывать деньги, попрошайничать, употреблять алкоголь, токсические вещества, стремятся доминировать среди детей.

Недостаточная квалификация специалистов, работающих с детьми, неумение найти подход к ним приводят к побегам несовершеннолетних, стремление более взрослых детей навязать в детском коллективе криминальную культуру отношений не отслеживается или слабо пресекается.

Таким образом, для предотвращения дезадаптацию детей и подростков необходимо радикально менять воспитательную работу с ними по всем тем направлениям, по которым осуществляется становление личности и социализация детей и подростков: семья, школа, досуг, трудовая занятость, здоровье. И начинать надо с семьи, так как именно здесь закладываются основные ценностные установки и жизненная ориентация.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...