Вопрос 3. Причина преступности несовершеннолетних
По мнению В. Л. Васильева, преступность несовершеннолетних обусловлена влиянием отрицательных факторов внешней среды и личностисамого несовершеннолетнего. Чаще всего преступления совершают так называемые «трудные», «педагогически запущенные» подростки. Несовершеннолетние преступники с точки зрения юридической психологии, детской психологии совершают поступки, либо действия, которыене соответствуют: а) неписаной морали; б) писаной морали (Э. Дюркгейм). Нарушение традиций, этики, манер, прежде всего, подростками, молодёжью до 18 лет зачастую приводит население региона в беспокойство. Возникают сложные криминогенные ситуации, а иногда и такие случаи, которые связаны с гибелью людей от рук несовершеннолетних преступников. Поведение, которое не согласуется с некоторыми стандартами, появляется неслучайно. Часто его источников является семья, неблагополучная обстановка, сложные отношения в родительской паре: отец и мать. В криминологии укрепилось интегрированное определение детерминации преступности несовершеннолетних как издержек воспитания. Этот вывод конструктивен и для теории, для практики. Он позволяет рассматривать причины и условия, способствующие совершению преступлений, главным образом в плане выявления негативных сторон взаимодействия микросреды (применительно к отдельным социализациям детей и подростков) и личности. В качестве издержек воспитания в причинном комплексе, детерминирующем преступное поведение несовершеннолетних, исследователи наиболее часто выделяют: - криминогенное влияние трудностей и недостатков социальных институтов, непосредственно ответственных за обучение и воспитаниенесовершеннолетних, их исправление и перевоспитание;
- криминогенное воздействие негативных условий микросреды (продолжительное и целенаправленное отрицательное воздействие на детей и подростков со стороны деморализованных лиц, включая прямое вовлечение их в преступную деятельность и иное антиобщественное поведение); - обстановка жизни и воспитания, характеризующаяся проявление злобности, жестокости, различных видов конфликтно-агрессивных форм поведение окружающих и др.; - стойкие социально обусловленные негативные деформации личности несовершеннолетних (дефекты психофизического и интеллектуального развития и состояния, черты характера негативного свойства, дефекты социально-демографического статуса и др. ). Все перечисленные издержки воспитания сохраняют свою криминальную значимость и в настоящее время. Так, несовершеннолетний преступник – это личность, не достигшая 18-летнего возраста, характеризующаяся поведением, отклоняющимся от принятых в обществе норм и наносящим вред его жителям; нарушающая социальные нормы, зафиксированные в Конституции ДНР, Уголовном праве и других юридических законах; результатом такого рода поведения выступают сложные криминогенные ситуации, а иногда и такие случаи, которые связаны с гибелью людей. Удельный вес лиц мужского пола среди несовершеннолетних преступников всегда существенно выше (90-95%), по сравнению с долей девушек-подростков, совершающих преступления (5- 10%). Несовершеннолетние преступники по сравнению с подростками, правонарушений не совершивших, имеют социально отягощённые дефекты психофизиологического и интеллектуального развития, в том числе: • различные нарушения в деятельности организма, происходящие в периодвнутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем детском возрастах (в том числе от черепно-мозговых травм, общесоматических и инфекционных заболеваний); ярко выраженные, начиная с детского возраста, нервнопатологические черты и патохарактерологические реакции (чрезмерная крикливость, плаксивость, повышенная обидчивость, лёгкая ранимость, капризность, аффективность, раздражительность, постоянное беспокойство, нарушение сна, речи и др. ); заболевание алкоголизмом; явления физического инфантилизма (вялость, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность и т. д. ) либо выраженное отставание в физическом развитии, включая дефекты внешнего вида; пониженный уровень интеллектуального развития, создающий трудности в общении со сверстниками, воспитателями, в учёбе и труде, затрудняющий приобретение необходимой информации и социального опыта.
Правонарушения и преступления среди несовершеннолетних. Их условно можно разделить на 3 группы: 1. Воровство, дебош, побои различных групп населения; 2. Алкоголизм, наркомания, уклонение от труда, учебной деятельности ибомжевание; 3. Проституция, участие в приобретении незаконных заработков и т. п. Каждая группа преступлений несовершеннолетних требует высокого уровня готовности юристов к их раскрытию, организации процесса воспитания и перевоспитания несовершеннолетних преступников. Главное, что отличает потенциальных преступников - это затруднение выработки любых тормозов, «бестормозность», шумливость, подвижность, поведенческая неустойчивость, а также акцентуация характера, неадекватная самооценка (ВЛ. Васильев). О личности подростка – преступника и его поведении. В. Л. Васильев в учебнике «Юридическая психология» приводит анализ личности несовершеннолетнего правонарушителя (3, с. 411): 1. Наследственно- биологические факторы: отрицательно влияют алкоголизм, предрасположенность к нервным и психическим заболеваниям одного из родителей, патологическая беременность, ненормальные роды. 2. Ближайшее социальное окружение подростка: семья, социально-экономический статус родителей, братьев, сестёр, особенность воспитания, школы, отношение к учёбе, отношения с учителями, ценностные ориентации одноклассников, друзья, их социальное положение и ценностные ориентации, статус в группе друзей.
3. Личностные характеристики подростка, особенности характера и темперамента, ценностно-мотивационный блок, ценностные ориентации, мотивация достижения, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в области оценки. Анализ преступлений, которые совершают несовершеннолетние говорит о том, что в условиях рыночной экономики в несколько раз увеличилось количество неполных семей, и детей воспитывает одна мать. Возникают чисто экономические проблемы: как прокормить, одеть, обуть, выучить детей, особенно в условиях безработицы. Часто деньги в такой семье вынуждены добывать преступным путём: воровство, мошенничество, проституция. Особенно беспокоит снижение возраста несовершеннолетних преступников, появление среди них молодыхлюдей женского пола, ориентированных на преступный характер поведения, имеющих низкую устойчивость личности, отклонения в поведении третьего порядка, как правило, потерявших совесть и способных совершить преступления. Беспокоит то, что ряд таких молодых людей целенаправленно хотят попасть в детскую колонию, некоторые считают, что их оправдают на суде или дадут условный срок, а есть такие закоренелы преступники-рецидивисты, повторно совершающие преступления, за которые уже были однажды осуждены. Продажа наркотиков, убийства из-за ревности, «по пьянке», проституция, мошенничество, хулиганство и т. п. – это распространенные дела несовершеннолетних правонарушителей, которые рассматривает судья. Последний, как правило, не имеет педагогического образования и приобретает опыт в ходе проведения суда для несовершеннолетних. Воспитательным средством такого судьи служит его речь после приговора и принятия решения о несовершеннолетнем преступнике и, естественно, возможность спасти молодого человека от лишения его свободы за счёт условного наказания и испытательного срока. Примерно половина подростков, которые совершили преступления, жалеют об этом. Однако вынуждены это делать, чтобы как-то выживать, питаться, одеваться и т. п. К такому преступлению относится и проституция. Судья на одном из судов для несовершеннолетних по поводудевиц лёгкого поведения говорит: «Вам по 17 лет, а Вы ведёте себя, как падшие женщины. В чём дело? ».
Половое просвещение Многие родители и рады бы просвещению детей, но не знают, как это сделать грамотно. И к тому же боятся, что преждевременными разговорами лишь возбудят нездоровый интерес…Даже в первобытных обществах, где функции были чётко распределены, подготовкой подростков к половой жизни занимались не родители, а кто-то из старших членов рода, специально облечённый этими обязанностями. Информация столь интимного свойства, если её не сообщает близкий человек, создаёт напряжённое эмоциональное поле, в котором неловко чувствуют себя и родители, и дети. Кроме того, родители не могут обладать всей необходимой информацией для подростка. Понятие «профилактики преступности» может пониматься как в широком, так и в узком смысле. В широком понимании профилактика является синонимом предупреждения. В узком же смысле слова профилактикой считаются меры, направленные на выявление и ликвидацию причин и условий конкретных преступных деяний, а также на установление лиц, потенциально способных совершить преступление, с целью осуществления направленного предупредительного воздействия. Такая деятельность является одним из этапов комплексного предупреждения преступности. По мнению большинства криминологов, предупреждение преступности более эффективно, чем другие методы борьбы с преступностью. Как отдельный вид предупредительной деятельности может рассматриваться виктимологическая профилактика преступлений, направленная на коррекцию поведения потенциальных жертв. К основным методам и приёмам педагогической профилактики относятся (по А. М. Столяренко): • методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, доказательство, убеждение, пример, показ, упражнение и др.; • методы и приёмы воспитания: объяснение, убеждение, переубеждение, консультирование, разбор, рекомендация, совет, требование, принуждение, включение в деятельность, изменение среды и условий, упражнение в правильном поступке, поддержка, помощь, перспективных линий, «взрыва», воздействия через других (коллектив), соперничества, одобрения, поощрения, критики, наказания, самоуправления (самооценки, самокритики, самозапрета, самомобилизации, самопринуждения, самоприказа, достижения мелких, но ежедневных положительных результатов) и др.; • методы и приёмы развития: пробуждение чувства собственного достоинства, авансирование доверия и веры в успех, активизация понимания уникальности жизни, активизации интереса, мышления, вили, напряжения усилий, преодоления трудностей, сдерживание слабостей и проявление положительных сторон личности; разовой, а затем повторяющейся демонстрации личных возможностей, использования хотя бы мелких положительных проявлений и достижений для выражения одобрения и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|