Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопргос 2. Основные направления профилактической работы среди молодежи.




Мировым сообществом накоплен значительный опыт борьбы с противоправным поведением, нелегальным оборотом наркотических средств, других ПАВ (психоактивных веществ) их потреблением. Здесь выделяют три модели профилактики: правовую, медицинскую и психосоциальную модель. Правовая модель доминирующую роль отводит законодательному регулированию данных проблем. Она же предполагает и карательно-репрессивное воздействие на лиц, употребляющих наркотики без назначения врача и иных лиц, участвующих в нелегальном обороте ПАВ.

Медицинская модель основана на постулате о том, что злоупотребление алкоголя, наркотиков представляет собой серьезный болезненный процесс. Предпочтение соответственно отдается мерам медицинского характера. Психосоциальная модель рассматривает человека, имеющего девиантное, деликвентное поведение через призму разнообразных психологических процессов, происходящих в личности, во взаимодействии с окружающей средой. Именно данная модель сочетает в себе различные технологии и наиболее подходит для применения в образовательной среде.

Социальные технологии реализуют следующие направления воздействия:

- Информационно-просветительское направление — антинаркотическая, антиалкогольная и антитабачная реклама, реклама здорового образа жизни в СМИ, телевизионные и радиопрограммы, посвященные проблеме профилактики, интернет-ресурсы.

- Социально-поддерживающее направление — деятельность социальных служб, обеспечивающих помощь и поддержку группам несовершеннолетних с высоким риском вовлечения их в употребление ПАВ; детям и подросткам, испытывающим трудности социальной адаптации.

- Организационно-досуговое направление — деятельность образовательных и социальных служб, обеспечивающих вовлечение несовершеннолетних в содержательные виды досуга: клубы по интересам, спортивная деятельность, общественные движения.

Ресурсы личности - «сильные стороны» человека, которые служат основой его жизнестойкости и увеличивают вероятность преодолеть кризис с позитивным балансом. Внутренние ресурсы: инстинкт самосохранения, интеллект, социальный опыт, коммуникативный потенциал, позитивный опыт решения проблем. Внешние ресурсы: поддержка семьи и друзей, стабильная учеба, работа, приверженность религии, устойчивое материальное положение, медицинская помощь, индивидуальная психотерапевтическая помощь (программа).

В профилактической деятельности используются универсальные педагогические технологии (беседы, лекции, тренинги, ролевые игры, проектная деятельность и т. д. ).

В структуре содержания задач профилактики в образовательной среде выделяют три направления - первичную, вторичную, третичную профилактику.

Первичная профилактика по употреблению ПАВ направлена на предупреждение приобщения к употреблению веществ, вызывающих зависимость. Эта работа ориентирована на работу со здоровыми детьми и лицами из групп риска по употреблению ПАВ. К группам риска относятся несовершеннолетние и молодежь, в ближайшем окружении которых есть систематические потребители алкоголя и/или наркотических средств, а также несовершеннолетние, находящиеся в трудных жизненных обстоятельствах и неблагоприятных семейных или социальных условиях.

Вторичная профилактика - система социальных, психологических и медицинских мер, направленных на лиц, уже употребляющих ПАВ и имеющих нарушения в поведении. Целевыми группами детей, подростков и молодежи для вторичной профилактики являются лица, систематически употребляющие ПАВ, но не обнаруживающие признаков формирования зависимости как болезни.

Третичная профилактика - система социальных, психологических и медицинских действий с лицами, страдающими зависимостью от алкоголя, токсических и наркотических веществ, направленных на предотвращение рецидивов патологической зависимости и способствующих восстановлению здоровья, личностного и социального статуса больных, включая их возвращение в семью, в образовательное учреждение, к общественно-полезным видам деятельности.

В профилактической деятельности педагогические технологии реализуются в групповой работе и при индивидуальном консультировании детей, родителей (законных представителей), членов семей, педагогов и других участников учебно-воспитательного процесса.

Главный акцент на занятиях необходимо сделать на том, что быть здоровым в современном мире это модно и выгодно, так как позволяет успешно учиться, работать, заводить семью и развиваться. В то время как вредные привычки могут стать серьезным препятствием на пути к профессиональному и личностному успеху.

Занятия разрабатываются с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Особое внимание следует уделить работе с родителями подростков, от которых в первую очередь зависит благополучие детей. Необходимо рассказать об актуальной ситуации обсуждаемых проблем в настоящее время, повышая уровень компетентности родителей в вопросах об особенностях психологического развития и сложностей подросткового возраста, раннего выявления случаев употребления ПАВ, о влиянии различных субкультур и т. д. Информируя родителей необходимо, прежде всего, делать акцент на то, что именно семья является главным фактором, определяющим развитие здоровой и полноценной личности. Очень важную роль играет собственный пример авторитетных взрослых. Можно бесконечно говорить ребенку о том, что курить, пить и употреблять наркотики очень вредно и крайне опасно, но если мать или отец сами обладатели вредной привычкой, то вариант «Не делай как я», не приведет к формированию здорового образа жизни. С самого детства у ребенка необходимо формировать цель жизни, основываясь на его природных задатках и способностях развивать устойчивые интересы, в сфере которых он сможет успешно самореализоваться и чувствовать себя уверенно и комфортно. Умение ставить цели, добиваться их достижения, переживать радость побед и получать опыт конструктивного переживания поражений – это станет основой для создания личности устойчивой к негативным влияниям. Семья, родители, микросоциальное окружение – это очень важный участник профилактического процесса. Конфликтные ситуации, непонимание между детьми и родителями могут явиться причиной возникновения зависимостей у детей (употребления алкоголя, наркотических и токсических веществ), а так же и суицидальных намерений.

Работа с семьей должна быть направлена на формирование ее ресурсов, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения.

Рекомендации по ведению диалога взрослых (в частности - родителей) с подростками:

1. Принимайте подростка таким, как он есть.

2. Верьте в его силы, поддерживайте, сопереживайте.

3. Не бойтесь задавать вопросы, выслушивайте, обсуждайте.

4. Проявите внимание к проблемам подростка.

5. Подчеркивайте временный характер проблемы, все когда-нибудь проходит.

6. Создавайте ситуации успеха.

7. Используйте положительную лексику.

8. Ищите решение проблемы вместе с ребенком.

9. Находите положительные моменты в ситуации (это новый опыт).

10. Для создания атмосферы доверия, попросите подростка о помощи.

11. Учите правильно переживать неудачу.

12. Создайте такую атмосферу в доме, чтобы ребенку хотелось туда возвращаться

13. Не бойтесь говорить ребенку, как сильно Вы его любите и нуждаетесь в нем!

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...