Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы для подростка. Трудоустройство. Приходилось ли учиться в классе коррекции? . ТЕМА 8. Превентивная педагогика семьи.




Вопросы для подростка

В каком возрасте ты пошел в первый класс?

Сколько классов ты закончил?

Случалось ли тебе оставаться на второй год?

Приходилось ли учиться в классе коррекции?

В какой школе ты учился? Что это была за школа?

Какие отношения у тебя были с педагогами? С кем и по каким причинам были самые хорошие отношения?

Что в школе было интересным, а что совсем не нравилось?

Есть ли у тебя опыт обучения профессии? Где и сколько ты учился? По каким причинам ты пошел именно в это учебное заве­дение?

Когда ты закончил школу, куда ты хотел пойти, учиться или работать? Как так случилось, что ты не стал учиться дальше?

Трудоустройство.

Важными составляющими процесса трудоустройства становятся:

· понимание своих особенностей, интересов;

наличие планов относительно поиска работы и трудоустройства;

· рассмотрение альтернативных вариантов решения проблем трудоустройства;

· разработка реалистичного плана достижения поставленной цели.

Большинство подростков имеют идеализированные представления о труде. Им кажется, что можно найти профессию, которая принесет много денег, не заставит много работать, сформирует статус уважаемого и признанного в обществе человека. Поэтому принятие теневых сторон профессии, готовность соотносить свои ресурсы с требованиями профессии, знание возможных вариантов профес­сионального роста, а также принятие идеи смены мест труда и сферы занятости становятся признаками зрелой личности.

Вопросы для подростка

Мотивация труда. Если ты раньше работал, то, что тебя заставляло работать? Чем тебе нравилась или не нравилась твоя работа? Какую работу ты ожидаешь получить? Если тебе нравится работа, что должно произойти на месте, где ты рабо­таешь, чтобы ты, не задумываясь, ушел? Важно ли тебе иметь друзей среди коллег? Что меняется, если на работе есть друзья?

С каким утверждением ты согласен больше:

1. Работа - только часть жизни человека.

2. Человек во многом живет ради своего дела.

Представление о себе. Какие твои качества помогут стать профессионалом, а какие нет? Что в твоих способностях располагает к этой профессии? Как справиться с трудностями?

После того, как подробным образом были оценены сильные и слабые стороны личности и жизни подростка, учитывая весь его потенциал, можно планировать дальнейшую работу.

ТЕМА 8. Превентивная педагогика семьи.

ПЛАН

1. Семья как главный институт социализации.

2. Характеристика детей и семей группы риска и работа с ними.

3. Дезадаптация как причина отклоняющегося поведения. Детская дезадаптация.

Вопрос. 1. Главными трансляторами социальных и культурных ценностей были и остаются родители ребенка. Сила воспитательного влияния семьи обусловлена характером процесса усвоения морального опыта в ней. Этот процесс имеет ряд особенностей: влияние родителей является самым первым влиянием взрослых на формирование личности ребенка, а первое восприятие, как известно, является самым сильным и имеет тенденцию к сохранению; оно осуществляется прежде всего путем реального примера жизни родителей; касается многих сторон жизни ребенка, в том числе и самых сокровенных, что создает особую психологическую и эмоциональную атмосферу в семье; опирается на традиции послушания, царящие в отношениях с отцом и матерью.

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой [А. В. Мудрик].

Существует большое количество видов семей.

Виды в зависимости от состава:

простая или нуклеарная семья – состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Она может быть:

элементарная – семья из трёх членов: муж, жена и ребенок. Такая семья может быть, в свою очередь:

полной – в составе есть оба родителя и хотя бы один ребенок;

неполной – семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей;

составная – полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных.

сложная или патриархальная семья – большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей, племянников и племянниц.

Виды в зависимости от количества детей:

– бездетная, или инфертильная семья;

– однодетная семья;

– малодетная семья;

– среднедетная семья;

– многодетная семья.

Выделяются четыре стиля семейного воспитания.

1. Авторитетный (теплые отношения, высокий уровень контроля). Родители осознают свою важную роль в становлении личности ребенка. Также они признают и право самого ребенка на саморазвитие. Родители понимают, какие требования необходимо диктовать, а какие обсуждать, и в разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

2. Авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля). Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок. Они прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях родители очень категоричны и неуступчивы.

3. Либеральный/попустительский (теплые отношения, низкий уровень контроля). Родители высоко ценят своего ребенка, считают простительными его слабости. Они легко общаются с ребенком, доверяют ему, не склонны к запретам и ограничениям.

4. Индифферентный/безразличный (холодные отношения, низкий уровень контроля). У родителей, придерживающихся данного стиля воспитания, очень много забот, помимо воспитания ребенка. Сам ребенок находится на втором плане. Свои проблемы ему приходится решать самому, не рассчитывая на необходимую поддержку старших.

В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи.

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином воз­растном этапе играет семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами.

Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсиро­вана другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.

Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типиза­ции, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписы­ваемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенче­ские образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) или фемининностью (женскими свойствами). Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих воз­растных этапах, помогая или мешая формированию психологиче­ского пола подростка, юноши.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.

В-пятых, семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой само­развития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого.

Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, каким содержанием наполняется в них социализация, каковы ее результаты. По некоторым данным, до 25% семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% – формируют пра­вонарушителей. Осуществлять позитивную социализацию в состоянии осуще­ствлять относительно небольшой процент российских семей (по различным данным разброс очень велик – от 20 до 60%).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...